Театрализация, как средство коммуникативного развития дошкольников младшего возраста
Оценка 4.6

Театрализация, как средство коммуникативного развития дошкольников младшего возраста

Оценка 4.6
docx
29.04.2020
Театрализация, как средство коммуникативного  развития дошкольников младшего возраста
Театрализация - средство развития коммуникации.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЁННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЁНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С  ОРГАНИЧЕСКИМ  ПОРАЖЕНИЕМ  ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ  СИСТЕМЫ  И НАРУШЕНИЕМ  ПСИХИКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

 

Театрализация, как средство коммуникативного  развития дошкольников младшего возраста

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Стрельцова Ж.Ю.

воспитатель, первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск,  2020

Театрализация, как средство коммуникативного  развития дошкольников младшего возраста

 

  Коммуникативное  развитие детей

дошкольного возраста –

одно из важнейших направлений профессиональной

деятельности педагога.

Общение является «центральным звеном»

психической жизни человека и,  прежде всего, ребенка.                                                                  (Л.С. Выготский).   

   

              С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.

        Современный педагог, в условиях образовательного учреждения, сталкивается с тем, что большинство детей приходят в детский сад частично или полностью не говорящие. К тому же, дети младшего дошкольного возраста не владеют коммуникативными умениями, они недостаточно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми до того, как начнут посещать детский сад. Вероятно, это происходит из-за развития технологий и окружающего мира ребёнка, игрушки детей интерактивны и разнообразны, зачастую ему не требуется вступать во взаимодействие с людьми и просить о чем-то, что требует от него проявления вербальных и невербальных умений. Попадая в незнакомую среду дошкольной образовательной организации, ребёнок сталкивается с группой незнакомых ему сверстников и педагогов, с которыми он не умеет взаимодействовать и не понимает их. В зависимости от характера ребёнка у него могут возникнуть трудности в процессе адаптации и выстраивания коммуникаций с другими людьми. Застенчивый ребёнок может стать замкнутым и безынициативным, если у него не получается общаться с другими детьми и взрослыми, не говорящий или плохо говорящий ребёнок может стеснять своего речевого дефекта и того, что другие его не понимают, у более уверенных детей тоже могут возникнуть трудности в понимании другого ребёнка и отвержение всех, кто ему не соответствует. Одной из приоритетных задач в период младшего дошкольного возраста для педагога является развитие коммуникативных умений детей.

          С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития социально – коммуникативной  сферы детей вышла на новый уровень. Согласно требованиям Стандарта  одним из приоритетов образования является социально – коммуникативное развитие ребенка, позволяющее, успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. В Стандарте отмечено, что «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,  целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания» (ФГОС, п. 2.6)  является основой успешной социализации ребёнка. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми моральных и нравственных ценностей, развитие взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.

          Театрализованная деятельность является важным средством в развитии коммуникативной компетентности. В настоящее время учёными рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н. Ф. Сорокина и Л. Г. Миланович, Э. Г. Чурилова), выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А. И. Буренина), предложена методика работы (Т. Н. Доронова, Э. Г. Чурилова), выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова, М. Д. Маханева), разработаны пособия, сценарии, конспекты занятий. Можно утверждать, что имеется достаточный для систематизации объём знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.

       Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, развитию способности к сопереживанию, коммуникативных навыков.  Для развития коммуникативных качеств детей средствами театрального искусства необходимо решать следующие задачи:

- Развивать социально-коммуникативные и творческие способности детей через театрализованную деятельность;

- Способствовать развитию навыков свободного общения в процессе театрализованной деятельности;

- Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;

- Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать не большие отрывки из народных сказок.

Для того чтобы добиться определенных успехов в коммуникативном развитии посредством театрализованной деятельности нужно учитывать  возрастные психофизические особенности младших  дошкольников такие как:

•        кратковременность эмоциональных реакций;

•        непосредственность выражения эмоций;

•        неустойчивость эмоциональных состояний;

•        лабильность эмоций;

•        интенсивность эмоциональных состояний;

•        низкий уровень способности адекватно воспринимать эмоции других людей;

•        отсутствие навыков эмоционального самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний.

        Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Сказка близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

         Кукольный театр - это синтетическое искусство, которое воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектакля применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление,  и музыкальное сопровождение.

Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада. Он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

•        художественным образованием и воспитанием детей

•        формированием эстетического вкуса

•        нравственным воспитанием

•        развитием коммуникативных качеств личности

•        воспитанием воли, развития памяти, воображения, фантазии и речи

•        созданием положительного эмоционального настроения, снятия напряжения, конфликтов через игру 

          Грамотное применение кукольного театра влияет на формирование личности ребенка, стимулирует развитие основных психических функций - внимания, памяти, восприятия, творческого воображения; приобщает к театральной культуре. Малыши очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Кукольный театр им близок, понятен и доступен. Очень важно его воспитательное значение:

    1. Кукольный театр помогает созданию общего положительного фона, ощущения радости, поскольку в дошкольном учреждении в основе театрального репертуара лежит народное творчество: сказки, былины;           

   2. Это синтетическое искусство, раскрывающее человека, природу и общество как целостное единство. При помощи заключенных в спектакле знаний транслируются ценности, идеал жизни человека, код жизни (М. С. Каган, Т. В. Холостова);                                                                                                               

   3. Это наглядная форма художественного отражения жизни, познание которой приводит к освоению концепции и способов существования человека, к восприятию человека через человека (А.Брет );                                    

   4. Это искусство действия, позволяющего личности осмыслить социальные явления и противоречия жизни, стремиться к единению с воспринимаемым. Идеалом, к изменению себя в эстетическом действии. (Р.Х. Баталов, А. Д. Попов).

      Малыши уже в младшем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир. Познавая мир через сказки, через театр, они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным, отличать  добро и зло. Основой этой деятельности являются театрализованные игры.

     Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.   Существует классификация театрализованных игр - это режиссерские игры к ним относятся:

-театр масок

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки

- театр на фланелеграфе

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней)

- верховые куклы (марионетки, конусный театр);

И игры - драматизации, к ним относятся - инсценирование небольших сказок, потешки, песни, творчество детей.

       Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).

С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.

        Театрализованная деятельность не только развивает коммуникативную сферу, обогащает внутренний мир детей, но и имеет большое психокоррекционное значение в работе с детьми  младшего дошкольного  возраста.

      Известный психолог и психотерапевт А. Брет пишет: «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему - либо или передать ему какую - то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, - на языке детской фантазии и воображения».  И если рассказы и сказки являются самым эффективным средством общения с детьми, то постановка, проигрывание их может стать эффективным способом коррекции и психопрофилактики у детей младшего дошкольного возраста.

        Психокоррекционная работа с помощью театрализованной деятельности имеет несколько аспектов:

1.Диагностический.  Наблюдение за поведением ребенка и его родителей во время постановки или специально смоделированной ситуации дает объективный материал для личностной диагностики, оценки внутрисемейных отношений и индивидуальных особенностей.

2.Поведенческий.  Коррекция протестного, демонстративного, антидисциплинарного и других форм отклоняющегося поведения достигается через разыгрывание в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций из жизни, либо придуманных.

3.Воспитательный и развивающий аспект.  Воспитанию чувств  посвящены многие литературные произведения, написанные для детей. Знакомство с ними, вживание в образ героев в процессе инсценировки произведения формирует доброту, ответственность, сочувствие, жалость, чувство справедливости (Стрелкова Л.Б.)

4.Коррекционно-педагогический и дефектологический аспект.   Кукольный театр положительно влияет на развитие образного мышления, творческого воображения, внутренней и внешней речи, познавательной активности, внимания, памяти, переключаемости тонкой моторики, координацию движений, чувства ритма.

В 1990 году Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шитова разработали метод, который назвали «Куклотерапией» или «Драматической психоэлевацией».     Под психоэлевацией понимается «возвышение души» (преодоление недостатков).

Куклотерапия, как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, с любимой игрушкой.

Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Функции куклотерапии:

• коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

• релаксационная – снятие эмоционального напряжения; 

• воспитательная – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

• развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия),  моторики;

• обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

          Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра – ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами. Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Анализ работы по использованию театрализованной деятельности  для развитии коммуникативной  сферы  детей младшего дошкольного   возраста

           Кукольный театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей младшего дошкольного  возраста. Он приводит к снижению агрессивности у детей, устранению тревожности и страхов, развитию эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми, коммуникативному  взрослению.  Педагогическими коллективами детских садов города Ульяновска разрабатываются, и успешно применяются рабочие программы по внедрению кукольного театра и театрализованной деятельности в жизнь воспитанников.

       Педагогический коллектив ГКУЗ «Областной специализированный Дом ребёнка» также работает над развитием коммуникативной  сферы детей младшего дошкольного  возраста через театрализованную деятельность. В ходе работы педагоги решают следующие задачи:

1.Развивать социальный и эмоциональный потенциал ребёнка

2.Формировать умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку, представлять образ персонажей

3.Развивать умение детей выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах

4.Воспитывать умение сопереживать героям произведений

5.Развивать творческую инициативу, желание участвовать в театрализованных играх

6.Побуждать детей вступать в диалог друг с другом, адекватно реагировать на эмоциональные состояния взрослых и сверстников.  

Основные требования к организации театрализованной деятельности в младшем дошкольном возрасте:

- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;

-постоянное,  ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, то есть во все формы организации педагогического процесса;

-формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремления детей к театрально-игровой деятельности;

-взаимодействие детей с взрослыми. 

        В качестве инструментария используются: показы кукольных спектаклей, дидактические игры, подвижные игры, игры-импровизации, игры-имитации, упражнения и этюды на развитие эмоциональной сферы, пальчиковые гимнастики, упражнения для релаксации. Основу репертуара кукольного театра составляют народные сказки, рекомендованные Основной общеобразовательной программой реализуемой в Доме ребёнка: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Кто сказал МЯУ?» и другие.  Данные сказки выбраны исходя из следующих характеристик:

1.Соответствие сказок возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста

2.Сюжет сказок состоит из быстро сменяющих друг друга действий, которые совершают персонажи (образы) на протяжении всего представления

3.Герои сказок являются доступными образами для восприятия детьми младшего дошкольного возраста

4.У каждого из героев сказок речь состоит из определённых коротких фраз, смысл которых повторяется, что очень важно для восприятия детьми

5.В сюжеты сказок вплетена разнообразная палитра эмоциональных переживаний: от радостных, весёлых, добрых до грустных, печальных и так далее.  

Формы организации театрализованной деятельности в Доме ребёнка:

• В режимных моментах

• Во время организованной образовательной деятельности (как сюрпризный момент)

• В свободной совместной деятельности детей и взрослого (обыгрывание потешек, сказок, игры)

·        В самостоятельной игровой деятельности детей.

          Во время режимных моментов, например, в воспитании культурно-гигиенических навыков персонаж – кукла Катя показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем. Во время еды к ребятам в гости приходит девочка Маша из сказки и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Котик-Мурлыка перед сном поёт детям колыбельные песни.

        В ходе организованной образовательной деятельности педагоги используют куклы – персонажи в сюрпризных моментах, для создания мотивации, поддержания интереса, для организации сюжетно-отобразительных, подвижных игр.

        Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с младшего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно - речевой активности у детей младшего  дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

      Самостоятельная творческая деятельность детей возможна при условии создания развивающей предметно-пространственной среды, поэтому при реализации данного направления работы педагогами был разработан и создан универсальный творческий центр «Театральная мастерская», в котором были представлены: – атрибуты для театрализованных игр; – различные виды театров; – настольная ширма; – игрушки-заменители для самостоятельных режиссерских игр. Обогащению театрализованной деятельности детей способствует изготовление и использование различных видов театров, таких как: би-ба-бо, настольный театр, театр на фланелеграфе, конусный театр, пальчиковый театр, «Театр в лицах» — маски героев, шапочки, медальоны, театр плоскостной для индивидуальной работы, или игры малыми группами, театр на ложках, теневой театр; кеглевый театр. Перечисленные виды театров вводились в игровое пространство группы постепенно и сменяли друг друга, для того, чтобы у детей не пропал интерес их использовать в самостоятельной деятельности. С целью изучения и запоминания сказок, рассказов в книжном уголке сменялись подборки художественной литературы, в зависимости от сезона и интересов детей, подобраны альбомы с иллюстрациями известных произведений.

        Для поддержания интереса детей к театрализованным представлениям в 2019-2020 учебном году были изготовлены:

-переносная круговая ширма, для показа спектаклей верховыми куклами

Описание: C:\Users\egort\Desktop\Презинтация\190520112232.jpg

-ширма для настольного кукольного театра

 

-фланелеграф

Описание: C:\Users\egort\Desktop\Презинтация\190520112230.jpg

       Настольный театр: театр резиновых игрушек,  театр на мешочках, деревянный. Настольный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (Собака Жучка, кошка, мышка и другие), пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы.

        Настольный театр используется для знакомства с литературными произведениями, сказками («Маша и медведь» обр. М. Булатова, «Теремок»» обр. М. Булатова, «Козлятки и волк» обр. К. Ушинского, народные сказки «Колобок», «Курочка Ряба»); параллельно дети знакомятся с жестами, мимикой (изобразить удивление, показать сердитого волка, веселого зайчика, с движениями (например: погрозить, потопать, похлопать, напугать). С персонажами из сказок малыши слушают и поют, танцуют и играют, знакомятся с музыкальными инструментами.

 

Настольный театр развивает художественный и эстетический вкус, расширяет музыкальные впечатления, способствует проявлению активности. Благодаря музыке, образы персонажей и их характеры становятся более полными и понятными малышам.

Для расширения игрового опыта педагоги  используют индивидуальную работу с детьми,  разыгрывают небольшие представления.

 

 

Описание: C:\Users\egort\Desktop\Презинтация\130620112093.jpg

 

               Театр картинок : фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще большее удовольствие. Используя этот вид театра, следует соблюдать следующие рекомендации:

- При подборе персонажей не забывать про их размеры, например, чтобы заяц был меньше волка, а волк меньше медведя;

- Рассказывая сказку, нужно стремиться выкладывать персонажей по центру фланелеграфа, занимая все свободное пространство.

- Рассказывают сказку не торопясь, чтобы дети поняли ее содержание. Текст от лица героев произносят не спеша, выразительно, подражая характеру персонажа.

Описание: C:\Users\egort\Desktop\Презинтация\280520112025.jpg

         В дальнейшем малыши запомнят содержание сказки, последовательность появления героев и смогут выкладывать картинки уже самостоятельно.

Аналогичная работа проводится с магнитными театрами

 

        Театр на руке: театр очень прост в обращение. Кукла надевается на руку ребенка, он не испытывая не каких усилий легко манипулирует ею при показе сказки. «Театр на руке» доставляет детям радость; вызывает активный интерес к участию в постановке сказки; в процессе игры развиваются психические процессы; речь становится более четкой и выразительной.

Ложковый театр: Театр из ложек очень простой в изготовление и простой в использовании. Этот вид театра помогает координировать движения рук и глаз. При постановки сказки, дети с интересом смотрят на необычно выполненных героев. Ложковый театр помогает в развитии речи детей, развивает воображение, раскрепощает их творческий потенциал.

Описание: C:\Users\egort\Desktop\Презинтация\260520172202.jpg

      Педагоги разыгрывают перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.

 

Описание: C:\Users\egort\Desktop\Презинтация\180520172189.jpg

        Для знакомства с песенками, потешками, закличками («Солнышко-ведрышко…», «Водичка-водичка…», «Огуречик-огуречик…», «Ладушки» ) и русскими народными  сказками используются  персонажи из театра – кукол би-ба-бо. После мини-спектаклей по сказкам детям дают возможность пообщаться с куклами, куклы хвалят ребят за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес к куклам у детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними.

        Для более эффективного развития коммуникативных умений и обогащения словарного запаса детей, педагогами была создана медиатека из аудио-сказок, читаемых актёрами под музыкальное сопровождение. Сказки используются в режимных моментах в течение дня, в свободной, и в организованной образовательной деятельности. Дети слушают и воспринимают выразительную диалогическую и монологическую речь, в дальнейшем имитируют отдельные слова и выражения в свободной игровой деятельности, в следствии чего, речь большинства детей стала богата средствами выразительности языка, обогатился словарь и развивалась грамматически правильная диалогическая речь.

      В работе практикуется обязательное использование инсценировок. Не у всех детей все получается. Некоторые дети, стесняются выступать на утренниках перед большой аудиторией, а в группе таких же сверстников, чувствуют себя более уверенно, раскрепощено. Поэтому в систему коррекционной работы с детьми были включены игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, на напряжение, расслабление мышц, что благоприятно влияет на дальнейшее развитие ребёнка. С помощью театрализованной деятельности у детей активизировался словарь, они чаще стали употреблять в своей речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия и предлоги. Дети начали пользоваться прямой и косвенной речью, использовать диалогическую и монологическую формы речи. Инсценировки детей в данный момент отличаются от инсценировок, которые были раньше — они интереснее, красочнее по исполнению образа, так как у детей уже накоплен определенный опыт театрализованной игры, они свободно общаются друг с другом, речь их более совершенна и выразительна, лучше ориентируются в пространстве, на сцене, более самостоятельны в своих действиях. Следовательно, работа по внедрению в образовательный процесс средств театрализованной деятельности, с целью развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста  эффективна и даёт положительный результат.

        Младший дошкольный возраст отличается уникальностью и неповторимостью. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, необходимые ему для освоения мира взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях, развития коммуникативных умений.

      Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема малыш  способен сосредотачивать свое внимание на объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

 Литература:

1.     Котова И. Г. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 3.

2.     Мигунова Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду. Учебно-методическое пособие, 2006. ⸻Санкт-Петербург: Лань, 2019 .

3. Редикульцева С. Г. Развитие навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми через театрализованные игры // Современная научная мысль: Материалы III Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2017.

 4. Сороковикова И. В. Театрализованная деятельность − как средство развития речи детей-дошкольников // Образование и наука на XXI век — 2015.

5.  Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий. 4-е изд., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2015.

     

         

 


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ

Театрализация, как средство коммуникативного развития дошкольников младшего возраста

Театрализация, как средство коммуникативного развития дошкольников младшего возраста

Согласно требованиям Стандарта одним из приоритетов образования является социально – коммуникативное развитие ребенка, позволяющее, успешно общаться в кругу взрослых и сверстников

Согласно требованиям Стандарта одним из приоритетов образования является социально – коммуникативное развитие ребенка, позволяющее, успешно общаться в кругу взрослых и сверстников

Для того чтобы добиться определенных успехов в коммуникативном развитии посредством театрализованной деятельности нужно учитывать возрастные психофизические особенности младших дошкольников такие как: • кратковременность эмоциональных реакций;…

Для того чтобы добиться определенных успехов в коммуникативном развитии посредством театрализованной деятельности нужно учитывать возрастные психофизические особенности младших дошкольников такие как: • кратковременность эмоциональных реакций;…

Кукольный театр им близок, понятен и доступен

Кукольный театр им близок, понятен и доступен

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей

Поведенческий. Коррекция протестного, демонстративного, антидисциплинарного и других форм отклоняющегося поведения достигается через разыгрывание в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций из жизни, либо…

Поведенческий. Коррекция протестного, демонстративного, антидисциплинарного и других форм отклоняющегося поведения достигается через разыгрывание в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций из жизни, либо…

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены…

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены…

В качестве инструментария используются: показы кукольных спектаклей, дидактические игры, подвижные игры, игры-импровизации, игры-имитации, упражнения и этюды на развитие эмоциональной сферы, пальчиковые гимнастики, упражнения для релаксации

В качестве инструментария используются: показы кукольных спектаклей, дидактические игры, подвижные игры, игры-импровизации, игры-имитации, упражнения и этюды на развитие эмоциональной сферы, пальчиковые гимнастики, упражнения для релаксации

Театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно - речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей

Театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно - речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей

Настольный театр: театр резиновых игрушек, театр на мешочках, деревянный

Настольный театр: театр резиновых игрушек, театр на мешочках, деревянный

С персонажами из сказок малыши слушают и поют, танцуют и играют, знакомятся с музыкальными инструментами

С персонажами из сказок малыши слушают и поют, танцуют и играют, знакомятся с музыкальными инструментами

Театр картинок : фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев

Театр картинок : фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев

Рассказывая сказку, нужно стремиться выкладывать персонажей по центру фланелеграфа, занимая все свободное пространство

Рассказывая сказку, нужно стремиться выкладывать персонажей по центру фланелеграфа, занимая все свободное пространство

Театр на руке: театр очень прост в обращение

Театр на руке: театр очень прост в обращение

Педагоги разыгрывают перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем

Педагоги разыгрывают перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем

Для более эффективного развития коммуникативных умений и обогащения словарного запаса детей, педагогами была создана медиатека из аудио-сказок, читаемых актёрами под музыкальное сопровождение

Для более эффективного развития коммуникативных умений и обогащения словарного запаса детей, педагогами была создана медиатека из аудио-сказок, читаемых актёрами под музыкальное сопровождение

Следовательно, работа по внедрению в образовательный процесс средств театрализованной деятельности, с целью развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста эффективна и даёт положительный результат

Следовательно, работа по внедрению в образовательный процесс средств театрализованной деятельности, с целью развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста эффективна и даёт положительный результат
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020