"Театрализованная деятельность"
Оценка 4.7

"Театрализованная деятельность"

Оценка 4.7
docx
13.01.2022
"Театрализованная деятельность"
обобщение опыта работы.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 22 «РАДУГА»

С. Новоселицкое.

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта работы по теме «Развитие речи детей посредством театральной деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Воспитатель:             

                                            Джабарова Наталья Собитхоновна

 

 

 

 

 Искусство актера заключается в речи и в движении тела.

                                                                                                             И. Гёте

Введение

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

    Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему  своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей  дошкольного возраста посредством  театральной деятельности».

   Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.   Дошкольники с  удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

   Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

   Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

   Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один  из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

   Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

   В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. 

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

   Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы  « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности ».

 

Актуальность опыта работы.

 

   Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Формирование связной речи детей   в   детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и в процессе организованной деятельности детей.  

   Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.

   Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

   Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

   Например, использование различных видов творчества, театральной игры  для  развития речи, пока не нашло широкого применения в практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.

 

Проблема.

В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности.

   Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи  детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут  выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение,  плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки.   И пришла к выводу, что помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы  развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить  развитие речи в нужное русло.  В ходе исследования,  я пришла к выводу, что необходимо развивать  речь детей посредством театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.                                                

  Цель.  

Разработать и экспериментально проверить модель развития речи детей посредством    театральной деятельности. 

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно определить гипотезу исследования: развитие речи  детей в дошкольном образовательном учреждении будут эффективными, если:

-определены критерии, показатели и уровень  сформированности  речи детей;

-разработана модель воспитания с учётом возрастных особенностей;

-при условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Задачи исследования:

 

1.     Изучить состояние работы по развитию речи детей комбинированной  группы.

2.     Изучить литературу по данной проблеме.

3.     Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце года.

4.     Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию речи через театральную деятельность.

5.     Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.

Практическая значимость.

Комплекс сценариев, досугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же подборка разработок театральных игр может быть использована в работе дошкольного образовательного учреждения.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: развитие речи  детей дошкольного возраста посредством театральной  деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”.  Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Задачи:

Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

Обогащать словарь детей, активизировать его;

Совершенствовать диалогическую  и монологическую речь.

Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с  персонажами игрушками.

 Ожидаемые результаты:

Дети.

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применят, грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Родители.

Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере    возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.  Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

 Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.                                                                                                           Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.                                                                                                                                                                                      Работая с детьми комбинированной  группы,  я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно не только  развивать речь дошкольников, но и создавать условия для более успешной социализации ребёнка в современном мире.                                        Поэтому в своей работе я широко стала использовать театрализованную деятельность.                                                                                                                                                        На что направлена театрализованная деятельность?

На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;

На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;                                                   На развитие фантазии;                                                                                                                               На формирование волевых качеств;                                                                                               На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)                                                                                       Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка.                            Театрализованная игра:                                                                                       Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;                      Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.);                                                                                                             Совершенствует артикуляционный аппарат;                                                                                             Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.                                                                                                      Театрализованная деятельность играет большую роль в формировании личности ребенка, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.                                                                                                            Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр и использование в практике различных театрализованных игр.                                                                                                                                     Которые подразделяются на игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли, театрализованные действия.                                     Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах , на занятиях.                                                                                                                                   Театральным действиям и нашим выступлениям всегда сопутствует музыка с разнообразием своих жанров ,которые прекрасно подходят для театральных разминок, инсценировки песенок.                                                                                В работе я использую различные виды театра.                                                                                В группе оборудован театральный уголок, поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право ребенка на театрализацию любимого произведения.                                                                                                                                  Есть уголок ряженья, где можно выбрать костюм на любой вкус и  дополнить свой образ.                                                                                                 Инновационная направленность , моей работы, заключается в творческом подходе к театрализации. Я представлю вашему вниманию различные виды нетрадиционного театра, изготовленные совместно с детьми и родителями.        А самое главное они сделаны из доступных материалов, которые найдутся в группе. Такими игрушками сделанными своими руками дети играют и с удовольствием показывают спектакли .                                                                                                                                       Уголок оснащен различными видами театра: кукольный, пальчиковый,  настольный, театр  масок, театр на баночках, театр на дисках, театр на одноразовых тарелках, театр на пластиковых ложках, театр на палочках, театр шагающих кукол, театр картинок и фланелеграф, театр из киндер сюрпризов, театр мягких игрушек.                                                                 Успешную работу с детьми по развитию творческой личности, посредством театрализованной деятельности, невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и костюмов. А так же принимают участие в спектаклях.                                                                                                                                                                                                                                               Дети принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, в таких как:                                                                         «Приключения гномика» и «Заюшкина избушка»                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Сказки: «Репка» и  «Колобок»                                                                                                                            «Теремок» , Сказка: «Кот в сапогах»                                                                                                                                                                                                                                         Сценки «Мама и дочь»,«Как котенок маму искал».                                                                                                                                                                                                                                  Мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки, которые способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки.                

  В своем опыте работы я достигла поставленных задач  и целей. Я показала, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.

 

Список использованной литературы.

 

Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»                                                                 Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Искусство актера заключается в речи и в движении тела

Искусство актера заключается в речи и в движении тела

Почему именно театрализованная деятельность?

Почему именно театрализованная деятельность?

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности

Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их…

Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их…

Создать цикл сценариев, игр и спектаклей

Создать цикл сценариев, игр и спектаклей

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками

Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка

Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности, посредством театрализованной деятельности, невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности, посредством театрализованной деятельности, невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями

Список использованной литературы

Список использованной литературы
Скачать файл