ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Оценка 4.6

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Оценка 4.6
doc
30.09.2023
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Статья Айгумова.doc

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности речи детей с общим недоразвитием и пути формирования связного высказывания через театрализованную деятельность. Также выделены другие виды творческой деятельности, которые помогают решить проблемы, имеющиеся у детей с речевой патологией.

Ключевые слова: дошкольник, речь, театрализация, активизировать, драматизация, фольклор, коррекционная работа, костюмы, атрибут, взаимосвязь.

Annotation. In the article, features of speech of children with general underdevelopment and ways of expression formation through the theatrical activity are considered. Other types of creative activity that help to solve problems with children with speech pathology are also highlighted.

Keywords: preschool child, speech, theatricalization, activate, dramatization, folklore, correctional work, costumes, attribute, interrelation.

 

В современном мире, несмотря на тенденцию к прогрессу, существует актуальная проблема качества речи детей. Статистика показывает, что критерии  речевого развития  снизились в среднем на один, а иногда и более лет. В норме ребенок к четырём годам должен иметь полноценную речь, где все звуки родного языка, грамматический строй, фонематический слух сформированы. К сожалению, в настоящее время дети 5-6 лет в большей массе имеют те, или иные проблемы. И причины могут быть разнообразные: вредные привычки родителей, болезни во время беременности и на первом году жизни, родовая травма, экология, питание, предрасполагающие факторы и т.д. Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка дошкольного возраста.

По материалам исследования выдающегося советского филолога А.Н. Гвоздева и других последователей ребёнок к 6 годам должен овладеть всей системой родного языка.

У детей, посещающих логопедическую группу, имеющих нормальный слух и сохранный интеллект нарушены все компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, и как следствие, связная речь.

Чаще всего в группы для детей с общим недоразвитием речи поступают воспитанники с тяжелой, сочетанной речевой патологией. К числу важнейших задач логопедической работы относится формирование связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда и воспитателя.

Наличие у таких детей вторичных нарушений познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения), недоразвитие  общей и мелкой моторики создают дополнительные трудности в овладении связной, грамотной, выразительной эмоциональной речью у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).Театрализованная деятельность –это прекрасное интенсивное средство развития речи , активизации словарного запаса и развития творческих способностей. Эта деятельность предполагает большой объём предварительной работы, включающий в себя знакомство с литературными произведениями.

Т.Н. и Ю.Г. Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы,связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учёных и методистов-Н.Карпинской,А.Николаечивой,Л.Фурминой,Л.Ворошниной,Р.Сигуткиной,И.Реуцкой, Л.Бочкарёвой,И.Медведевой и Т.Шишовой и др.

В дошкольной педагогике и психологии вопросами развития детского творчества в разных видах художественной деятельности уделялось пристальное внимание (Л.С.Выготский,А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Н.Н. Подцьяков; Е.А.Флерина, Н.П.. Сакулина, Н.А. Ветлугина).

В современном мире книги уступают место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. В результате у детей стал пропадать интерес к книге, а это также сказывается на словарном запасе. Многие дети не хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не запоминают названия прочитанных книг, не могут назвать автора. Для формирования интереса к чтению можно включать разнообразные формы организации совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой: турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя.

Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные праздники, викторины, театрализованные представления. Литературные праздники можно посвятить юбилейной дате любимого детского писателя, а также определенной теме.

Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, используются также ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир.

 Работа над связной речью посредством театрализованной деятельности проводится поэтапно.

На первом этапе  выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики.

На втором этапе вводятся упражнения на развитие дыхания и речевого аппарата, а также, правильной артикуляции. Для развития интонационной выразительности, силы голоса и чёткой дикции подбираются различные скороговорки и потешки. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом. Дети становятся более раскрепощенными, они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

Русский фольклор нашел свое отражение в хороводных играх, поэтому большое значение имеет обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Постепенно, побуждая интерес к совместному и самостоятельному проведению игр, дети знакомятся с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривая с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, идёт ознакомление их с национальными обычаями.

Третий этап- разучивание стихов, сказок и других литературных произведений после тщательной словарной работы с учетом индивидуальных речевых возможностей каждого ребёнка. Дети с речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание. Заученное наизусть они быстро забывают, даже в коротких четверостишиях переставляют слова, заменяют другими словами или опускают.

Драмматизация рассказов и сказок, как самый «разговорный» вид театрализованной деятельности является заключительным этапом.

Для драматизации литературных произведений используются элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображением любимых литературных персонажей,  яркие бантики, бусы, сумочки. Инсценирование очень увлекает детей, они наряжаются, импровизируют и обыгрывают сценки в самостоятельной деятельности.

К ,сожалению,не все дети могут передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок может научиться сыграть любую роль. Желательно проводить игры-драматизации отдельных эпизодов по желанию детей и дать возможность выступить каждому ребёнку.

Работа строится более плодотворной, если оказывается помощь со стороны родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводятся беседы, консультации, привлекаются к исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов и атрибутов.

Таким образом, можно сделать вывод что речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём, в бытовых ситуациях. Это способствует развитию у детей мышления, памяти, восприятия, воображения. Интересная и содержательная театрализованная деятельность формирует связную речь.

Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

 Произведения художественной литературы и фольклора формируют познавательный интерес ребенка, открывают и объясняют детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Роль театрализованной деятельности через художественную литературу в развитии речи детей действительна велика. И во многом, как от родителей, так и педагогов зависит, станет ли ребенок испытывать радость от общения с книгой, чтобы это общение стало потребностью, тогда книга будет способствовать развитию и воспитанию ребенка и решить проблему недостатков развития речи.

 

Список литературы:

1.     Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] / М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 1980 – 224 с.

2.     Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие - С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

3.     Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб. : Питер, 1996. – 324 с.

4.     Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.

5.     Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4, 1997.

6.     Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.-М.,1985.

7.     Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.- М.,1973.


Скачано с www.znanio.ru

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению

Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению

Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные праздники, викторины, театрализованные представления

Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные праздники, викторины, театрализованные представления

Для драматизации литературных произведений используются элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображением любимых литературных персонажей, яркие бантики, бусы, сумочки

Для драматизации литературных произведений используются элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображением любимых литературных персонажей, яркие бантики, бусы, сумочки

Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /

Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2023