Организация патриотического воспитания в школе
Оценка 4.7

Организация патриотического воспитания в школе

Оценка 4.7
doc
15.01.2024
Организация патриотического воспитания в школе
Организация патриотического воспитания.doc

Развитие патриотизма в обществе.

 

Методическое пособие, направленное на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся.

 

Автор: Шатеева Анна Владимировна

 

Название работы:  «Развитие патриотизма в обществе».

 

Методическое пособие направленное на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся .

 

Цели работы:

формирование и развитие у обучающихся уважения к своей Родине, гордости за свое отечество, чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение формулировать, воспитание патриотических качеств личности.

 

Задачи работы:

1.    Повышение качества системы патриотического воспитания.

2.    Развитие форм и методов патриотического воспитания.

3.   Формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.

4.    Воспитание толерантности.

5.   Формирование чувства гражданского долга.

6.    Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

7.    Формирование гражданской позиции, понимание прав и свобод личности.

8.    Формирование нравственных основ личности.

 

Область применения: общеобразовательная школа.

 

Формы  реализации: индивидуальная, групповая, коллективная деятельность учащихся.

 

Методы реализации: системные, планомерные, развивающие, обучающие.

 

 

Результаты:

 

формирование у выпускников общеобразовательной школы активной жизненной позиции, умения формулировать, высказывать, доказывать свое мнение, толерантности, способности нести личную ответственность за себя, нравственные ценности, уважение к своей родине, окружающим.

 

 

 

Методическое пособие, направленное на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся.

 

 

       Патриотизм – это сознательная и добровольная позиция граждан, в которой приоритет общественного и государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

       На личностном уровне патриотизм является важнейшей и устойчивой характеристикой человека, выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и ценностях, нормах поведения.

       Патриотическое воспитание является одним из основных важнейших  элементов в системе воспитания и образования. Патриотическое воспитание - это формирование у граждан общей ответственности, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов своей Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота своей Родины, который способен успешно выполнять гражданские обязанности как  в мирное, так и в военное время.

        Патриотическое воспитание - это актуальная задача для общества в целом,  для школы, для семьи, для личности каждого человека.

          Значение патриотического воспитания заключаетя в том, что в результате его развития человек получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, сформировать ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию нового поколения. А общеобразовательная школа выступает основной площадкой его развития.

          Патриотическое воспитание формирует у учащихся систему гражданских ценностей, развивает критичность  мышления и широту кругозора, способствует признанию равноправия и равноценности различных точек зрения. Оно делает человека способным защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова , решения, поступки. Развитие патриотизма способствует приобретению человеком важнейших гражданских и личностных качеств:толерантности, умению критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, уважать  правам других,  готовность к компромиссу, желание участвовать в общественно- политической жизни.

       Самым благодатным временем для заложения основ патриотического мышления является детский и школьный возраст. Именно в этом возрасте гораздо лучше воспринимается гражданско-патриотическое воспитание. Мероприятия по  реализации патриотического воспитания являются существенным источником знаний о развитии человека и мира, интересов социальной и общественной жизни,  идеалов и ценностей .

      В современном обществе явно прослеживается проблема патриотической составляющей жизни страны. В последнии десятилетия в российском обществе наблюдается мощный духовный кризис. Причины этого обусловлены негативными процессами в обществе за последние годы: снижение общего жизненного уровня , последующее расслоение общества, подверженность влиянию западных культурных ценностей, обострение национального вопроса, утрата толерантности, трансформация  патриотизма в национализм, незнание своих корней, разрушение семейных и коллективных традиций в молодёжной среде, непонимание роли и места России, своего региона, родного города в историческом  и культурном развитии общества и государства, своей роли в обеспечении защиты Отечества.

     Данные процессы   повлекли за собой  разрушение  или  утрату  традиционно-нравственные черт, таких как ответственность,  романтизм, самоотверженность,  готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде

     Причиной столь заметного падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе, отрицательное влияние друзей и сверстников, утрата семейных ценностей, низкий уровень жизни населения.

 

     Многовековая богатая история нашей страны свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную и достойную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

    Современная ситуация ставит перед обществом острую необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения. Что в свою очередь занимает важное место в общей системе обучения и воспитания, развития государства в целом . Соответственно подталкивает общество к поиску новых форм воспитания. А школа и учитель выступает в этом процессе одним из важнейших элементов.

 

     Патриотизм включает в себя:

- Чувство любви и привязанности к тем местам, где человек родился и вырос — к своей «малой родине».

- Уважительное и бережное отношение к языку своего народа.

- Заботу об интересах своей Родины.

- Осознание личного долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости.

- Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине.

- Гордость за социальные и культурные достижения своей страны.

·Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ.

- Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям, традициям, ценностям,

- Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее.

 

          Цель патриотического воспитания в школе: формирование и развитие у обучающихся уважения к своей Родине, гордости за свое отечество, чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности.

      Данная цель охватывает весь школьный педагогический процесс: учебные занятия, внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды кружковой, игровой деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

-  Повышение качества системы гражданско-патриотического воспитания.

- Развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий.

- Формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.

- Воспитание толерантности.

-  Формирование чувства гражданского долга.

-  Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

-  Формирование гражданской позиции, понимание прав и свобод личности.

-   Формирование нравственных основ личности.

 

      Задача учителя, педагога - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему  патриотического воспитания в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

 

     Условия патриотического воспитания:

- Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.

- Интеграция содержания образования.

- Интеграция условий реализации содержания образования: технологии, формы работы, окружение.

     Развитие патриотического воспитания  строится  в несколько  основных этапов:

1. подготовительный ( создание условий, постановка целей и задач патриотической программы, составление плана работы, выбор форм работы, планирование этапов работы, определение планируемых социально значимых результатов).

2.  деятельностный (привлечение учащихся к активному участию в мероприятиях патриотической направленности, вовлечение родителей учащихся в процесс воспитания патриотизма, совместная деятельность учителя и учеников, распределение работы, контроль выполнения программы).

3.  заключительный ( оформление полученных результатов, анализ и мониторинг усвоения знаний, умений, навыков в рамках патриотического воспитания, анализ проделанной работы, выявление проблем, определение целей и задач  дальнейших действий по формированию патриотических чувств).

 

 

 

       Принципы работы по развитию патриотизма:

-  Принцип культуросообразности: создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного мира.

- Принцип свободы и самостоятельности: возможность самостоятельно определять отношение к культуре, самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действия.

-  Принцип гуманно-творческой направленности: развитие воображения, фантазии, дружеских, гуманных, творческих отношений.

-  Принцип личностно-ориентированного общения: индивидуально-личностное формирование и развитие морально-нравственных ценностей учащихся,   партнерство, взаимодействие с другими людьми.

-  Принцип наглядности: иллюстрации, фотографии, достопримечательности.

-  Принцип последовательности: изучение материала последовательно от простого к сложному в определенной системе.

-   Принцип интеграции различных видов  деятельности.

-  Принцип занимательности: материал должен быть интересным, увлекательным.    

      

   Формы работы по патриотическому воспитанию:

1.  Урок-лекция.

2.  Конкурс презентаций.

3.  Конкурс.

4.  Викторина.

5.  Фотовыставка.

6.  Конкурс эссе.

7.  Конкурс статей.

8.  Выставка плакатов и стенгазет.

9.  Конкурс исследовательских работ.

10. Выставка творческих работ.

11. Выставка рисунков.

12. Семинар.

13. Конкурс рефератов.

14. Классный час.

15. Историко-краеведческая игра.

16. Школьный праздник.

17. Встреча с ветеранами.

18. Социальные акции.

19. Военно-спортивные игры.

20. Проекты.

21. Экскурсии.

 

Общие результаты работы по развитию патриотизма могут быть оформлены и представлены в виде разнообразных проектов:

1. Видеофильм.

2. Памятная книга.

3. Фотогазета.

4. Фотоальбом.

5. Предметная неделя.

6. Презентация.

 

    Список основных памятных дат и дней воинской славы, входящих в состав патриотического воспитания школьников:

27 января —  День снятия Блокады города Ленинграда.

2 февраля — Разгром фашистских войск под Сталинградом.

23 февраля — День Защитника Отечества.

12 апреля — День космонавтики.

18 апреля — Победа Александра Невского на Чудском озере.

9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне.

22 июня — День памяти и скорби по погибшим в Великой Отечественной войне.

9 августа — Первая в истории победа русского флота.

23 августа — Разгром фашистских войск в Курской битве.

8 сентября — День Бородинского сражения.

21 сентября — День победы в Куликовской битве.

11 ноября — День окончания Первой Мировой войны.

5 декабря — Начало контрнаступления советских войск в битве под Москвой.

9 декабря — День героев отечества.

 

 

     История Российского государства богата великими и значимыми событиями. Испокон веков мужество, героизм, мощь русского оружия были неотъемлемой частью великого государства Российского. Уроки истории призваны способствовать патриотическому воспитанию. Каждый период истории нашего отечества драматичен и значим. Задачами уроков истории является демонстрация учащимся преемственности времен и народов, поколений, раскрытие связи между прошлым, настоящим и будущим. Поэтому воспитание патриотизма в молодом поколении тесно связано с изучением истории отечества. Основой развития патриотизма выступают памятные даты Российской истории, а так же дни воинской славы.

     Огромное значение для реализации патриотического воспитания имеет системный и последовательный принцип. Эти принципы обеспечиваются программными уроками по окружающему миру, истории отечества, классными часами, мероприятиями внеурочной деятельности.  Программа патриотического воспитания должна охватывать все время обучения детей в общеобразовательном учебном заведении.

 

   Целесообразно следующее структурирование деятельности по взращиванию юных патриотов своего отечества:

1. Основные памятные даты  отмечаются каждый год на уровне общешкольных мероприятий: День снятия Блокады города Ленинграда, День Победы в Великой Отечественной Войне, День окончания Первой Мировой войны, День Защитника Отечества (эти даты имеют наибольшее значение и связаны с гибелью огромного количества людей).

2.  Раз в год  в школе проводится «Неделя истории», посвященнная какой-то одной значимой памятной дате и задействующая всех участников общеобразовательного процесса в той или иной форме работы по развитию патриотизма.

3. В течении года каждый класс работает над совместным проектом, результаты которого оформляет и представляет в конце года. Таким образом за 10 лет обучения в общеобразовательном учреждении учащиеся затронут своим пристальным вниманием все самые памятные даты и Дни воинской славы.

4. Раз в месяц проводятся менее глобальные мероприятия в виде: классных часов, уроков-лекций и т.д.. Таким образом всем основным  памятным датам и дням воинской славы уделяется внимание каждый учебный год.

      В результате такого системного и планомерного подхода достигается реализация патриотического воспитания детей, подростков и юношей в течении всего общеобразовательного процесса.

     В конце каждого учебного года проводится анализ проделанной работы, выявляются проблемы, затруднения и планируется дальнейшая деятельность по устранению недочетов и дальнейшему развитию и реализации патриотического воспитания в школе.

    В итоге данной работы большинство учащихся охвачены деятельностью по воспитанию патриотов отечества. В результате данной воспитательной деятельности в целом программу патриотического воспитания удается реализовать и добиться планируемых результатов. Большинство учащихся удается полноценно вовлечь в работу и получить планируемый результат.

 

    В работе по развитию патриотизма учитель неотъемлемо сталкивается с проблемами реализации данной программы. В ходе анализа работы установлены следующие наиболее часто встречающиеся трудности:

1. Отсутствие интереса некоторых учащихся к творческой, самостоятельной, внеурочной деятельности.

2. Прагматичное нежелание части занятых вне школы учеников тратить свое личное время на дополнительное обучение.

3. Неспособность эффективно работать совместно в группе.

4. Отсутствие помощи и включения в работу родителей (а ведь многие задания направлены на сотрудничество детей и родителей).

5. Нехватка времени у преподавателей, обусловленное насыщенной общеобразовательной программой.

6.  Нехватка времени у учащихся, особенно в старших классах, обусловленное большой учебной нагрузкой и необходимостью подготовки к предстоящим экзаменам.

 

    Для того, чтобы устранить данные проблемы необходимо:

1.  Повышать уровень интереса и мотивации учащихся по развитию знаний о своем отечестве, городе, крае.

2.  Уделять особое внимание развитию такого навыка как работа в паре, группе, коллективе.

3.  Постоянно анализировать и вносить целесообразные изменения в воспитательную работу по развитию патриотизма.

4.  Привлекать родителей к сотрудничеству со своими детьми.

5.  Более четко и конкретно планировать желаемые результаты.

6.  Поощрять и подкреплять деятельность учащихся, оказывать им моральную и психологическую поддержку.

 Критерии сформированноcти патриотизма у обучающихся :

- когнитивный критерий: интерес к культуре своего народа, знание и уважение к традициям, потребность качественного изучения родного языка, знания о родном крае, Отечестве, своем народе, о патриотизме, о героях, защитниках Родины, умение устанавливать связи между ними, умение делать самостоятельные суждения о нормах и правилах, умение использовать эти знания в различных ситуациях.

- оценочно-эмоциональный критерий: способность к оценочным суждениям, характеризующие отношение ученика к Отечеству, способность оценивать свое поведение с точки зрения соответствия этическим нормам, наличие способности к сочувствию и сопереживанию, критическое отношение к собственным поступкам, учебе, труду, окружающим людям.

- мотивационно-поведенческий критерий: положительное поведение, сопротивляемость внешним негативным воздействиям, которые противоречат принятым нормам,  устойчивость убеждений.

 

       В итоге У выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы: активная жизненная позиция, умение формулировать, высказывать, доказывать свое мнение, толерантность, способность нести личную ответственность за себя, нравственные ценности, уважение к своей родине, окружающим.

       Следствием этого станет дальнейшее патриотическое формирование взрослого человека, т.е. осознание себя частью общества, формирование ответстввенности за судьбу своей семьи, города, отечества, верности Родине и готовности служить Отечеству.

 

         Реализация патриотического воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное  усвоение учащимися знаний об истории своего отечества, города, края, общественной жизни, нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы патриотических взглядов и убеждений.  Достижение этих задач может быть обеспечено лишь активной, самостоятельной или коллективной, эмоциональной деятельностью учащихся.  Активная познавательная и практическая патриотическая деятельность учащихся обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения и для дальнейшего развития.


Развитие патриотизма в обществе

Развитие патриотизма в обществе

Методическое пособие, направленное на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся

Методическое пособие, направленное на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся

Самым благодатным временем для заложения основ патриотического мышления является детский и школьный возраст

Самым благодатным временем для заложения основ патриотического мышления является детский и школьный возраст

Чувство любви и привязанности к тем местам, где человек родился и вырос — к своей «малой родине»

Чувство любви и привязанности к тем местам, где человек родился и вырос — к своей «малой родине»

Задача учителя , педагога - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему патриотического воспитания в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной…

Задача учителя , педагога - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему патриотического воспитания в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной…

Принцип гуманно-творческой направленности: развитие воображения, фантазии, дружеских, гуманных, творческих отношений

Принцип гуманно-творческой направленности: развитие воображения, фантазии, дружеских, гуманных, творческих отношений

Общие результаты работы по развитию патриотизма могут быть оформлены и представлены в виде разнообразных проектов: 1

Общие результаты работы по развитию патриотизма могут быть оформлены и представлены в виде разнообразных проектов: 1

Основой развития патриотизма выступают памятные даты

Основой развития патриотизма выступают памятные даты

Большинство учащихся удается полноценно вовлечь в работу и получить планируемый результат

Большинство учащихся удается полноценно вовлечь в работу и получить планируемый результат

Отечеству, способность оценивать свое поведение с точки зрения соответствия этическим нормам, наличие способности к сочувствию и сопереживанию, критическое отношение к собственным поступкам, учебе, труду, окружающим…

Отечеству, способность оценивать свое поведение с точки зрения соответствия этическим нормам, наличие способности к сочувствию и сопереживанию, критическое отношение к собственным поступкам, учебе, труду, окружающим…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024