Технологическая карта занятия дополнительного образования
(автор: М.И. Рындина, студент 4 курса кафедры ДКДОиПВ ИНО)
|
Организационно-методическая информация |
||||||
1. |
Ф.И.О. педагога |
Рындина Маргарита Игоревна |
|||||
2. |
Название АДООП |
Мастерица |
|||||
3. |
Направленность |
Художественная направленность |
|||||
4. |
Возраст |
11-13 лет |
|||||
5. |
Основание для инклюзии: 1. Статус обучающегося/ихся и их количество; 2. Данные заключения ПМПК; 3. Данные ИПРА инвалида (при наличии). |
1. Задержка психического развития 2. Количество обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью в группе: 1 2. Специальные образовательные условия: - обучение по адаптивной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития - форма получения образования: очная, с применением электронного обучения и ДОТ - соблюдение охранительного режима (использование здоровьесберегающих технологий, дозирование учебных нагрузок, предоставление дополнительного времени для выполнения задания); мониторинг динамики развития личности обучающегося и адекватность становления профессиональных компетенций; организация безбарьерной среды. 3. Отсутствует |
|||||
6. |
Тема учебного занятия |
Русская народная кукла-оберег «Благополучница» |
|||||
7. |
Цель учебного занятия |
Формирование умения создания традиционной русской народной куклы-оберега Благополучницы |
|||||
8. |
Задачи учебного занятия |
|
|||||
8.1 |
Воспитательные
|
формировать восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов; Воспитательные задачи, направленные на социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ: формировать умение учиться у других людей. |
|||||
8.2 |
Развивающие |
Познавательные: o Базовые логические действия: формировать умение выявлять и характеризовать существенные признаки объектов; o Работа с информацией: формировать умение эффективно запоминать информацию; Коммуникативные: o Общение: формировать умение выражать себя (свою точку зрения): формировать умение задавать вопросы по существу, нацеленные на решение задачи; Регулятивные: o Самоорганизация: формировать умение составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения); o Самоконтроль: формировать умение объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту; формировать умение оценивать соответствие результата цели и условиям; формировать умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; o Принятие себя и других: формировать умение признавать свое право на ошибку.
Развивающие задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий обучающегося с ОВЗ: Познавательные: o Базовые логические действия: формировать умение выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); Коммуникативные: o Общение: формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Регулятивные: o Самоорганизация: формировать умение самостоятельно составлять план предстоящей деятельности и следовать ему; o Самоконтроль (рефлексия): формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; o Принятие себя и других: формировать умение признавать свое право на ошибку и такое же право другого. |
|||||
8.3 |
Обучающие
|
формировать знание понятия «оберег», значение оберегов для древних народов; формировать знание материалов, обязательных для создания куклы-оберега Благополучницы; формировать знание последовательности действий создания куклы-оберега Благополучницы; формировать умение выполнения последовательности действий создания куклы-оберега Благополучницы. |
|||||
8.4 |
Коррекционно-развивающие задачи учебного занятия |
Задачи, направленные на формирование социально-бытовых умений: формировать умение применять в повседневной жизни правила личной безопасности; Задачи, направленные на развитие навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия: формировать умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. |
|||||
9. |
Планируемые результаты |
|
|||||
9.1 |
Личностный результат |
Реализация направления «Эстетическое воспитание»: действие восприятия к традициям и творчеству своего и других народов; Навыки социальной адаптации обучающегося с ОВЗ: действие учения у других людей. |
|||||
9.2 |
Метапредметный результат |
Познавательные: o Базовые логические действия: умение выявлять и характеризовать существенные признаки объектов; o Работа с информацией: умение эффективно запоминать информацию; Коммуникативные: o Общение: умение выражать себя (свою точку зрения); умение задавать вопросы по существу, нацеленные на решение задачи; Регулятивные: o Самоорганизация: умение составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения); o Самоконтроль: умение объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту; умение оценивать соответствие результата цели и условиям; умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; o Принятие себя и других: умение признавать свое право на ошибку
Универсальные учебные действия обучающегося с ОВЗ: Познавательные: o Базовые логические действия: умение выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); Коммуникативные: o Общение: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Регулятивные: o Самоорганизация: умение самостоятельно составлять план предстоящей деятельности и следовать ему; o Самоконтроль (рефлексия): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; o Принятие себя и других: умение признавать свое право на ошибку и такое же право другого. |
|||||
9.3 |
Предметный результат |
знание понятий «оберег», значение оберегов для древних народов; знание материалов, обязательных для создания куклы-оберега Благополучницы; знание последовательности действий создания куклы-оберега Благополучницы; умение выполнения последовательности действий создания куклы-оберега Благополучницы. |
|||||
10. |
Методы, педагогические технологии |
Методы: Словесные методы: метод беседы (вступительная, сократическая); Наглядные методы: метод иллюстраций, метод демонстраций; Методы формирования практических умений и навыков: Объяснительно-иллюстративный метод: метод объяснений; Практический метод: самостоятельная практическая работа; Метод контроля: устный фронтальный опрос; Метод проблемного изложения: технология проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов). |
|||||
11. |
Создание на занятии специальных образовательных условий с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (-ся) |
Организация рабочего места обучающегося (определенное расположение в аудитории – около педагога); Адаптация учебных материалов, инструкций (дополнительный дидактический материал, использование карточек с алгоритмическими инструкциями к заданиям с подкрепленным иллюстративным рядом); Соблюдение требований к речи педагога (фиксация взора обучающегося перед говорением, четкая дикция) Помощь обучающемуся при необходимости. |
|||||
12. |
Оборудование |
Проектор, ноутбук, доска. Презентация Видеоматериал Дидактический материал: - текст легенды; - карточки этапов изготовления куклы; - алгоритм создания куклы-оберега; - карточки с изображением талисманов народов мира. |
|||||
Ход занятия |
|||||||
|
Этапы занятия
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Деятельность обучающегося/ихся с ОВЗ |
Формируемые УУД |
Используемые технологии, методические приемы |
|
I |
Вводная часть |
||||||
1.1 |
Введение в тему (создание проблемной ситуации) |
Читает Легенду под сопровождение видеофрагмента (Приложение 1). Просит определить, что помогло главному герою в сложной ситуации? Подумать и сказать, что стало причиной зарождения талисманов у разных народов.
|
Прослушали легенду под видеофрагмент, ответили на вопросы педагога. 1: главному герою помог справиться с ситуацией оберег, который нарисовала его жена на двери для укрытия и защиты их дома. 2: причиной зарождения изготовления талисманов/оберегов могло послужить то, что в древности люди не умели описывать разные природные явления с научной точки зрения и любые другие процессы, способы избежания опасных ситуаций, поэтому они прибегали к изготовлению оберегов. Вывод: знакомство с традициями древних народов – создания оберегов |
Просматривает раздаточный материал с изображениями героев, про которых говорится в легенде, крупные картинки ключевых эпизодов легенды: оберег на двери одного из братьев. Отвечает на уточняющий вопрос педагога: «Что такое оберег?»
|
Личностные УУД: - действие восприятия к традициям и творчеству своего и других народов.
|
Метод иллюстраций Метод проблемного изложения (Технология проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов)
|
|
1.2 |
Мотивация деятельности обучающихся |
Демонстрирует обучающимся различные предметы быта, которые являются оберегами для жителей разных стран. Просит высказать предположения, что объединяет данные предметы? Просит соотнести представленные объекты с их странами (Приложение 2).
Акцентирует внимание на славянском символе: кукле Благополучнице (Приложение 4). Предлагает определить возможный ход работы над куклой. (Приложение 4) |
Отвечают на поставленные вопросы: 1: на слайде представлены талисманы/обереги, которые люди используют для защиты себя и своих домов 2: сопоставили народы и их талисманы: Арабы: «Глаз Фатимы» Славянский: кукла Благополучница Индийский талисман: ловец снов Африка: тотемная магическая маска Китай: Инь-Янь Буддийский: Будда Скандинавы: молот Тора
Вывод: выделяют возможные этапы создания куклы: Составление макета куклы Выбор и заготовка материалов для пошива Создание основной держащей конструкции Сбор куклы на основную конструкцию Декорирование куклы |
Работает с дополнительным дидактическим материалом к тому же заданию. Сопоставляет цветные изображения талисманов (на карточках) с карточками, на которых подписаны народы (Приложение 3).
|
Познавательные УУД: - умение выявлять и характеризовать существенные признаки объектов.
|
Метод демонстрации Метод проблемного изложения (Технология проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов)
|
|
1.3 |
Целеполагание |
Вопросы целеполагания: Что такое кукла-оберег? Из каких материалов создаётся кукла-оберег? Какие этапы необходимо соблюсти для создания куклы Благополучницы?
|
Отвечают на поставленные вопросы. Определяют тему и задачи занятия: «Изготовление русской народной куклы Благополучницы». Задачи: - обосновать значение кукол-оберегов в древности; - выделить материалы, используемые для создания русской народной куклы Благополучницы; - определить последовательность действий при создании куклы-оберега Благополучницы. |
Веришь ли ты в предметы-обереги? Есть ли у тебя собственный талисман, который приносит удачу?
|
Коммуникативные УУД: - умение выражать себя (свою точку зрения).
|
Метод беседы (сократическая) |
|
II |
Основная часть |
||||||
2.1 |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
Просит вспомнить и рассказать процесс подготовительной работы с набивным материалом
Просит проговорить правила техники безопасности – работа с острыми предметами |
Рассказывают процесс подготовительной работы с набивным материалом
Проговаривают правила ТБ в работе с художественными техническими инструментами |
Отвечает на вопрос педагога о правилах работы с ножницами (педагог при необходимости корректирует ответ) |
Регулятивные УУД: - умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи.
|
Метод беседы (вступительная) |
|
2.2 |
Добывание (сообщение и восприятие) нового знания |
Предоставляет карточки с этапами изготовления куклы, просит восстановить последовательность самостоятельно (Приложение 5). Корректирует при необходимости представленную последовательность
Демонстрирует пошив основных частей – головы и туловища |
Самостоятельно восстанавливают последовательность действий при изготовлении куклы.
|
Релаксационная пауза, физическая разминка пальцев рук. Вслух проговаривает последовательность действий по пошиву куклы-оберега. |
Регулятивные УУД: - умение признавать свое право на ошибку.
|
Метод объяснений Метод демонстрации изготовления куклы |
|
2.3 |
Применение и закрепление обучающимися нового знания |
Просит обучающихся приступить к работе. Предлагает выполнить куклу-оберег из более понравившихся материалов, выполнить декорирование разными лоскутками, пуговицами и бусинами. |
Работают над изготовлением русской народной куклы-оберега «Благополучница». Выполняют индивидуальный декор куклы Благополучницы.
|
Работает, опираясь на дополнительный дидактический материал в виде алгоритма изготовления куклы и картинок-образцов куклы Благополучницы (Приложение 6). В работе использует заранее подготовленные объекты педагогом с возможностью выбора. Для декора предлагаются лоскутки разных видов ткани, пуговицы и бусины разных размеров и фактур. |
Коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы по существу, нацеленные на решение задачи.
|
Практический метод (самостоятельная практическая работа – изготовление куклы-оберега Благополучницы) Учебно-трудовое упражнение
|
|
III |
Заключительная часть |
||||||
3.1 |
Подведение итогов |
Подведение итогов занятия с помощью ответов на вопросы: Что такое кукла-оберег? Из каких материалов создаётся кукла-оберег? Какие этапы необходимо соблюсти для создания куклы Благополучницы? |
Отвечают на вопросы.
|
Отвечает на вопросы: Что такое оберег? Как называется русская народная кукла-оберег? Из каких деталей состоит русская кукла-оберег Благополучница? |
Познавательные УУД: - умение эффективно запоминать информацию.
|
Метод контроля – устный фронтальный опрос |
|
3.2 |
Рефлексия деятельности обучающихся |
Предлагает оценить свою работу; выявить проблемные стороны процесса изготовления, удовлетворенность своей работой |
Анализируют и оценивают продукты деятельности – русская народная кукла-оберег Благополучница на основании следующих критериев: - соответствие конструкции образцу; - наличие детализации; - оригинальность выполнения; - аккуратность изделия. |
Анализирует и оценивает продукты деятельности – русская народная кукла-оберег Благополучница на основании следующих критериев: - соответствие конструкции образцу; - наличие детализации; - аккуратность изделия. |
Регулятивные УУД: - умение объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту; - умение оценивать соответствие результата цели и условиям. |
Метод демонстрации готовых работ |
|
Приложение 1
Легенда про оберег Славянский
Случилось это в стародавние времена, в двух крупных поселениях, которые вот-вот должны были стать городами. Были у этих селений судьбы близнецы. Когда-то их основали два родных брата, поселившиеся с семьями на разных берегах, чтобы разделить охотничьи угодья. С тех пор уж много воды утекло в той реке, каждое селение от братских хуторов обросло во все стороны. Приходили люди селились рядом, росли поселки. Вместо охоты уж поля тянутся во все стороны. И нет давно братьев на свете этом, да жива память о них. Потому назвали поселки Верхнебратово и Нижнебратово. И вроде не стоит ворог на пороге уж десятки лет, урожай хорош, и мора нет, а нет мира меж деревнями. И вроде богам одним хвалу воздают, и племени роду одного, а все же нет лада. Уж и старцы седые не помнят с чего начался раздор, да только все сильней год от года. И вот обида уже через край плещет, решили тогда старейшины Верхнебратово наказать кровью соседей своих, да побоялись гнева божьего. Тут предложил кто-то хитрость сделать. Выслушали старейшины задумку и согласились, все ж сильна была обида на соседей. Провели они тризну по воинам, которые должны были за реку идти, вывели их из мира живых из под взора богов. Тут и ночь в помощь, уж лодки плывут к берегу Нижнебратово. Но был среди старейшин, что решение приняли, и некто вотчинник Мирослав. Не пошел он против воли большинства, в мести, да и так оставить этого не мог. Жила в соседней деревне дочь его старшая с зятем и внуками, за них душа его болела. Тайком отправил он через реку младшего сына. Тот же, переплыв, начертал на дверях сестры знак тайный, и вскоре возвратился. Сам же Мирослав с воинами заранее сговорился что бы при виде знака заветного мимо дома прошли. Да только дочь Мирослава замысел разгадала, и сколько смогла, на стольких дверях обережный знак начертала. В первую очередь, конечно, на родичах мужа знак поставила, а дальше сколь успела. Увидели Боги столь Благое деяние и на всех других дверях в тот час появился тот же символ. И когда воины из Верхнебратово под покровом ночи, шли по соседней деревне, с оружием наизготовку, не смогли найти дверь без обережного символа и вернулись ни с чем. Прознали про то старейшины обеих деревень, да поняли верно волю Богов, пустили братину по кругу, да забыли вековые обиды. И воцарился мир. Вот какова сила оберега славянского!
Приложение 2
Приложение 3
|
|
|
|
|
|
Арабский Глаз Фатимы |
Славянская кукла Благополучница |
Африканская тотемная магическая маска |
Индейский амулет Ловец снов |
Китайский Инь-Янь |
Буддийский Будда |
Приложение 4
Русская народная кукла-оберег Благополучница
Приложение 5
Неверная последовательность этапов создания куклы для самостоятельной работы
Работа с косынкой и платочком |
Декорирование |
Формирование юбки, прошив по контуру для стягивания |
Формирование головы куклы из ткани и ваты |
Создание макета куклы |
Стягивание юбки |
Выбор и заготовка материалов для пошива |
Соединение головы и туловища |
Закладывание пятака |
Формирование рук и прикрепление их к шее |
Приложение 6
Алгоритм изготовления куклы-оберега «Благополучница»
1. Выбор и заготовка материалов для пошива
2. Создание макета куклы
3. Формирование головы куклы из ткани и ваты
4. Формирование юбки, прошив по контуру для стягивания
5. Закладывание пятака
6. Стягивание юбки
7. Соединение головы и туловища
8. Формирование рук и прикрепление их к шее
9. Работа с косынкой и платочком
10. Декорирование изделия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.