Технологическая карта занятия "Кукла-оберег"
Оценка 5

Технологическая карта занятия "Кукла-оберег"

Оценка 5
doc
30.09.2023
Технологическая карта занятия "Кукла-оберег"
Рындина_тех.карта_кукла-оберег.doc

Технологическая карта занятия дополнительного образования

(автор: М.И. Рындина, студент 4 курса кафедры ДКДОиПВ ИНО)

 

 

Организационно-методическая информация

1.

Ф.И.О. педагога

Рындина Маргарита Игоревна

2.

Название АДООП

Мастерица

3.

Направленность

Художественная направленность

4.

Возраст

11-13 лет

5.

Основание для инклюзии:

1. Статус обучающегося/ихся и их количество;

2. Данные заключения ПМПК;

3. Данные ИПРА инвалида (при наличии).

1. Задержка психического развития

2. Количество обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью в группе: 1

2. Специальные образовательные условия:

- обучение по адаптивной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития

- форма получения образования: очная, с применением электронного обучения и ДОТ

- соблюдение охранительного режима (использование здоровьесберегающих технологий, дозирование учебных нагрузок, предоставление дополнительного времени для выполнения задания); мониторинг динамики развития личности обучающегося и адекватность становления профессиональных компетенций; организация безбарьерной среды.

3. Отсутствует

6.

Тема учебного занятия

Русская народная кукла-оберег «Благополучница»

7.

Цель учебного занятия

Формирование умения создания традиционной русской народной куклы-оберега Благополучницы

8.

Задачи учебного занятия

 

8.1

Воспитательные

 

формировать восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов;

Воспитательные задачи, направленные на социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ:

формировать умение учиться у других людей.

8.2

Развивающие

Познавательные:

o  Базовые логические действия:

формировать умение выявлять и характеризовать существенные признаки объектов;

o  Работа с информацией:

формировать умение эффективно запоминать информацию;

Коммуникативные:

o  Общение:

формировать умение выражать себя (свою точку зрения):

формировать умение задавать вопросы по существу, нацеленные на решение задачи;

Регулятивные:

o  Самоорганизация:

формировать умение составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);

o  Самоконтроль:

формировать умение объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту;

формировать умение оценивать соответствие результата цели и условиям;

формировать умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;

o  Принятие себя и других:

формировать умение признавать свое право на ошибку.

 

Развивающие задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий обучающегося с ОВЗ:

Познавательные:

o  Базовые логические действия:

формировать умение выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

Коммуникативные:

o  Общение:

формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Регулятивные:

o  Самоорганизация:

формировать умение самостоятельно составлять план предстоящей деятельности и следовать ему;

o  Самоконтроль (рефлексия):

формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

o  Принятие себя и других:

формировать умение признавать свое право на ошибку и такое же право другого.

8.3

Обучающие

 

формировать знание понятия «оберег», значение оберегов для древних народов;

формировать знание материалов, обязательных для создания куклы-оберега Благополучницы;

формировать знание последовательности действий создания куклы-оберега Благополучницы;

формировать умение выполнения последовательности действий создания куклы-оберега Благополучницы.

8.4

Коррекционно-развивающие задачи учебного занятия

Задачи, направленные на формирование социально-бытовых умений:

формировать умение применять в повседневной жизни правила личной безопасности;

Задачи, направленные на развитие навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия:

формировать умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

9.

Планируемые результаты

 

9.1

Личностный результат

Реализация направления «Эстетическое воспитание»:

действие восприятия к традициям и творчеству своего и других народов;

Навыки социальной адаптации обучающегося с ОВЗ:

действие учения у других людей.

9.2

Метапредметный результат

Познавательные:

o  Базовые логические действия:

умение выявлять и характеризовать существенные признаки объектов;

o  Работа с информацией:

умение эффективно запоминать информацию;

Коммуникативные:

o  Общение:

умение выражать себя (свою точку зрения);

умение задавать вопросы по существу, нацеленные на решение задачи;

Регулятивные:

o  Самоорганизация:

умение составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);

o  Самоконтроль:

умение объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту;

умение оценивать соответствие результата цели и условиям;

умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;

o  Принятие себя и других:

умение признавать свое право на ошибку

 

Универсальные учебные действия обучающегося с ОВЗ:

Познавательные:

o  Базовые логические действия:

умение выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

Коммуникативные:

o  Общение:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Регулятивные:

o  Самоорганизация:

умение самостоятельно составлять план предстоящей деятельности и следовать ему;

o  Самоконтроль (рефлексия):

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

o  Принятие себя и других:

умение признавать свое право на ошибку и такое же право другого.

9.3

Предметный результат

знание понятий «оберег», значение оберегов для древних народов;

знание материалов, обязательных для создания куклы-оберега Благополучницы;

знание последовательности действий создания куклы-оберега Благополучницы;

умение выполнения последовательности действий создания куклы-оберега Благополучницы.

10.

Методы, педагогические технологии

Методы:

Словесные методы: метод беседы (вступительная, сократическая);

Наглядные методы: метод иллюстраций, метод демонстраций;

Методы формирования практических умений и навыков:

Объяснительно-иллюстративный метод: метод объяснений;

Практический метод: самостоятельная практическая работа;

Метод контроля: устный фронтальный опрос;

Метод проблемного изложения: технология проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов).

11.

Создание на занятии специальных образовательных условий с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (-ся)

Организация рабочего места обучающегося (определенное расположение в аудитории – около педагога);

Адаптация учебных материалов, инструкций (дополнительный дидактический материал, использование карточек с алгоритмическими инструкциями к заданиям с подкрепленным иллюстративным рядом);

Соблюдение требований к речи педагога (фиксация взора обучающегося перед говорением, четкая дикция)

Помощь обучающемуся при необходимости.

12.

Оборудование

Проектор, ноутбук, доска.

Презентация

Видеоматериал

Дидактический материал:

- текст легенды;

- карточки этапов изготовления куклы;

- алгоритм создания куклы-оберега;

- карточки с изображением талисманов народов мира.

Ход занятия

 

Этапы занятия

 

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Деятельность обучающегося/ихся с ОВЗ

Формируемые УУД

Используемые технологии, методические приемы

I

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Читает Легенду под сопровождение видеофрагмента (Приложение 1).

Просит определить, что помогло главному герою в сложной ситуации?

Подумать и сказать, что стало причиной зарождения талисманов у разных народов.

 

Прослушали легенду под видеофрагмент, ответили на вопросы педагога.

1: главному герою помог справиться с ситуацией оберег, который нарисовала его жена на двери для укрытия и защиты их дома.

2: причиной зарождения изготовления талисманов/оберегов могло послужить то, что в древности люди не умели описывать разные природные явления с научной точки зрения и любые другие процессы, способы избежания опасных ситуаций, поэтому они прибегали к изготовлению оберегов.

Вывод: знакомство с традициями древних народов – создания оберегов

Просматривает раздаточный материал с изображениями героев, про которых говорится в легенде, крупные картинки ключевых эпизодов легенды: оберег на двери одного из братьев.

Отвечает на уточняющий вопрос педагога: «Что такое оберег?»

 

Личностные УУД:

- действие восприятия к традициям и творчеству своего и других народов.

 

Метод иллюстраций

Метод проблемного изложения (Технология проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов)

 

1.2

Мотивация деятельности обучающихся

Демонстрирует обучающимся различные предметы быта, которые являются оберегами для жителей разных стран.

Просит высказать предположения, что объединяет данные предметы?

Просит соотнести представленные объекты с их странами (Приложение 2).

 

Акцентирует внимание на славянском символе: кукле Благополучнице (Приложение 4). Предлагает определить возможный ход работы над куклой. (Приложение 4)

Отвечают на поставленные вопросы:

1: на слайде представлены талисманы/обереги, которые люди используют для защиты себя и своих домов

2: сопоставили народы и их талисманы:

Арабы: «Глаз Фатимы»

Славянский: кукла Благополучница

Индийский талисман: ловец снов

Африка: тотемная магическая маска

Китай: Инь-Янь

Буддийский: Будда

Скандинавы: молот Тора

 

Вывод: выделяют возможные этапы создания куклы:

Составление макета куклы

Выбор и заготовка материалов для пошива

Создание основной держащей конструкции

Сбор куклы на основную конструкцию

Декорирование куклы

Работает с дополнительным дидактическим материалом к тому же заданию. Сопоставляет цветные изображения талисманов (на карточках) с карточками, на которых подписаны народы (Приложение 3).

 

Познавательные УУД:

- умение выявлять и характеризовать существенные признаки объектов.

 

Метод демонстрации

Метод проблемного изложения (Технология проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов)

 

1.3

Целеполагание

Вопросы целеполагания:

Что такое кукла-оберег?

Из каких материалов создаётся кукла-оберег?

Какие этапы необходимо соблюсти для создания куклы Благополучницы?

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему и задачи занятия: «Изготовление русской народной куклы Благополучницы».

Задачи:

- обосновать значение кукол-оберегов в древности;

- выделить материалы, используемые для создания русской народной куклы Благополучницы;

- определить последовательность действий при создании куклы-оберега Благополучницы.

Веришь ли ты в предметы-обереги? Есть ли у тебя собственный талисман, который приносит удачу?

 

Коммуникативные УУД:

- умение выражать себя (свою точку зрения).

 

Метод беседы (сократическая)

II

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Просит вспомнить и рассказать процесс подготовительной работы с набивным материалом

 

Просит проговорить правила техники безопасности – работа с острыми предметами

Рассказывают процесс подготовительной работы с набивным материалом

 

Проговаривают правила ТБ в работе с художественными техническими инструментами

Отвечает на вопрос педагога о правилах работы с ножницами (педагог при необходимости корректирует ответ)

Регулятивные УУД:

- умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи.

 

Метод беседы (вступительная)

2.2

Добывание (сообщение и восприятие) нового знания

Предоставляет карточки с этапами изготовления куклы, просит восстановить последовательность самостоятельно (Приложение 5). Корректирует при необходимости представленную последовательность

 

Демонстрирует пошив основных частей – головы и туловища

Самостоятельно восстанавливают последовательность действий при изготовлении куклы.

 

 

 

 

 

 

 

Релаксационная пауза, физическая разминка пальцев рук.

Вслух проговаривает последовательность действий по пошиву куклы-оберега.

Регулятивные УУД:
- умение составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);

- умение признавать свое право на ошибку.

 

 

Метод объяснений

Метод демонстрации изготовления куклы

2.3

Применение и закрепление обучающимися нового знания

Просит обучающихся приступить к работе.

Предлагает выполнить куклу-оберег из более понравившихся материалов, выполнить декорирование разными лоскутками, пуговицами и бусинами.

Работают над изготовлением русской народной куклы-оберега «Благополучница».

Выполняют индивидуальный декор куклы Благополучницы.

 

Работает, опираясь на дополнительный дидактический материал в виде алгоритма изготовления куклы и картинок-образцов куклы Благополучницы (Приложение 6).

В работе использует заранее подготовленные объекты педагогом с возможностью выбора. Для декора предлагаются лоскутки разных видов ткани, пуговицы и бусины разных размеров и фактур.

Коммуникативные УУД:

- умение задавать вопросы по существу, нацеленные на решение задачи.

 

Практический метод (самостоятельная практическая работа – изготовление куклы-оберега Благополучницы)

Учебно-трудовое упражнение

 

III

Заключительная часть

3.1

Подведение итогов

Подведение итогов занятия с помощью ответов на вопросы:

Что такое кукла-оберег?

Из каких материалов создаётся кукла-оберег?

Какие этапы необходимо соблюсти для создания куклы Благополучницы?

Отвечают на вопросы.

 

Отвечает на вопросы:

Что такое оберег?

Как называется русская народная кукла-оберег?

Из каких деталей состоит русская кукла-оберег Благополучница?

Познавательные УУД:

- умение эффективно запоминать информацию.

 

Метод контроля –

устный фронтальный опрос

3.2

Рефлексия деятельности обучающихся

Предлагает оценить свою работу; выявить проблемные стороны процесса изготовления, удовлетворенность своей работой

Анализируют и оценивают продукты деятельности – русская народная кукла-оберег Благополучница на основании следующих критериев:

- соответствие конструкции образцу;

- наличие детализации;

- оригинальность выполнения;

- аккуратность изделия.

Анализирует и оценивает продукты деятельности – русская народная кукла-оберег Благополучница на основании следующих критериев:

- соответствие конструкции образцу;

- наличие детализации;

- аккуратность изделия.

Регулятивные УУД:

- умение объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту;

- умение оценивать соответствие результата цели и условиям.

Метод демонстрации готовых работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Легенда про оберег Славянский

Случилось это в стародавние времена, в двух крупных поселениях, которые вот-вот должны были стать городами. Были у этих селений судьбы близнецы. Когда-то их основали два родных брата, поселившиеся с семьями на разных берегах, чтобы разделить охотничьи угодья. С тех пор уж много воды утекло в той реке, каждое селение от братских хуторов обросло во все стороны. Приходили люди селились рядом, росли поселки. Вместо охоты уж поля тянутся во все стороны. И нет давно братьев на свете этом, да жива память о них. Потому назвали поселки Верхнебратово и Нижнебратово. И вроде не стоит ворог на пороге уж десятки лет, урожай хорош, и мора нет, а нет мира меж деревнями. И вроде богам одним хвалу воздают, и племени роду одного, а все же нет лада. Уж и старцы седые не помнят с чего начался раздор, да только все сильней год от года. И вот обида уже через край плещет, решили тогда старейшины Верхнебратово наказать кровью соседей своих, да побоялись гнева божьего. Тут предложил кто-то хитрость сделать. Выслушали старейшины задумку и согласились, все ж сильна была обида на соседей. Провели они тризну по воинам, которые должны были за реку идти, вывели их из мира живых из под взора богов. Тут и ночь в помощь, уж лодки плывут к берегу Нижнебратово. Но был среди старейшин, что решение приняли, и некто вотчинник Мирослав. Не пошел он против воли большинства, в мести, да и так оставить этого не мог. Жила в соседней деревне дочь его старшая с зятем и внуками, за них душа его болела. Тайком отправил он через реку младшего сына. Тот же, переплыв, начертал на дверях сестры знак тайный, и вскоре возвратился. Сам же Мирослав с воинами заранее сговорился что бы при виде знака заветного мимо дома прошли. Да только дочь Мирослава замысел разгадала, и сколько смогла, на стольких дверях обережный знак начертала. В первую очередь, конечно, на родичах мужа знак поставила, а дальше сколь успела. Увидели Боги столь Благое деяние и на всех других дверях в тот час появился тот же символ. И когда воины из Верхнебратово под покровом ночи, шли по соседней деревне, с оружием наизготовку, не смогли найти дверь без обережного символа и вернулись ни с чем. Прознали про то старейшины обеих деревень, да поняли верно волю Богов, пустили братину по кругу, да забыли вековые обиды. И воцарился мир. Вот какова сила оберега славянского!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

 

Арабский Глаз Фатимы

Славянская кукла Благополучница

Африканская тотемная магическая маска

Индейский амулет Ловец снов

Китайский Инь-Янь

Буддийский Будда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Русская народная кукла-оберег Благополучница

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Неверная последовательность этапов создания куклы для самостоятельной работы

Работа с косынкой и платочком

Декорирование

Формирование юбки, прошив по контуру для стягивания

Формирование головы куклы из ткани и ваты

Создание макета куклы

Стягивание юбки

Выбор и заготовка материалов для пошива

Соединение головы и туловища

Закладывание пятака

Формирование рук и прикрепление их к шее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Алгоритм изготовления куклы-оберега «Благополучница»

1.                Выбор и заготовка материалов для пошива

2.                Создание макета куклы

3.                Формирование головы куклы из ткани и ваты

4.                Формирование юбки, прошив по контуру для стягивания

5.                Закладывание пятака

6.                Стягивание юбки

7.                Соединение головы и туловища

8.                Формирование рук и прикрепление их к шее

9.                Работа с косынкой и платочком

10.          Декорирование изделия

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта занятия дополнительного образования (автор:

Технологическая карта занятия дополнительного образования (автор:

Регулятивные: o Самоорганизация: формировать умение составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения); o

Регулятивные: o Самоорганизация: формировать умение составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения); o

Принятие себя и других: формировать умение признавать свое право на ошибку и такое же право другого

Принятие себя и других: формировать умение признавать свое право на ошибку и такое же право другого

Принятие себя и других: умение признавать свое право на ошибку

Принятие себя и других: умение признавать свое право на ошибку

Метод контроля: устный фронтальный опрос;

Метод контроля: устный фронтальный опрос;

Прослушали легенду под видеофрагмент, ответили на вопросы педагога

Прослушали легенду под видеофрагмент, ответили на вопросы педагога

Акцентирует внимание на славянском символе: кукле

Акцентирует внимание на славянском символе: кукле

Благополучницы.Веришь ли ты в предметы-обереги?

Благополучницы.Веришь ли ты в предметы-обереги?

Просит обучающихся приступить к работе

Просит обучающихся приступить к работе

Рефлексия деятельности обучающихся

Рефлексия деятельности обучающихся

Приложение 1 Легенда про оберег

Приложение 1 Легенда про оберег

Увидели Боги столь Благое деяние и на всех других дверях в тот час появился тот же символ

Увидели Боги столь Благое деяние и на всех других дверях в тот час появился тот же символ

Приложение 2

Приложение 2

Технологическая карта занятия "Кукла-оберег"

Технологическая карта занятия "Кукла-оберег"

Приложение 3

Приложение 3

Арабский Глаз Фатимы

Арабский Глаз Фатимы

Приложение 4 Русская народная кукла-оберег

Приложение 4 Русская народная кукла-оберег

Приложение 5 Неверная последовательность этапов создания куклы для самостоятельной работы

Приложение 5 Неверная последовательность этапов создания куклы для самостоятельной работы

Приложение 6 Алгоритм изготовления куклы-оберега «Благополучница» 1

Приложение 6 Алгоритм изготовления куклы-оберега «Благополучница» 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2023