Комитет образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волгоградская школа – интернат № 3»
Театрально-музыкальная композиция
«Детям войны посвящается…»
в рамках проекта «Судьбы, опаленные войной»
декада воспитателей
«Об это забывать нельзя»
19.11.2019 г.
Подготовила и провела: воспитатель 11 кл Макаровой В.И
Волгоград 2019 г.
Театрально - музыкальная композиция
"Детям войны посвящается…"
В рамках проекта «Судьбы, опаленные войной»
декада воспитателей «Об этом нельзя забывать»
Цель: Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Задачи:
1. Формирование гражданско-патриотических, нравственно-эстетических и духовных качеств у детей школьного возраста.
2. Прививать
интерес к изучению истории родной страны., чувство ответственности за наследие
своих предков.
3. Развивать сценические навыки учащихся, умение
декламировать стихи
Описание: В театрально - музыкальной композиции принимают участие 15 старшеклассников. Ведущие, 4 воспитанника, одеты в военную форму. Остальные дети играют роль узников концлагерей, одеты в старую одежду. Сцена оборудована как барак концлагеря.
Во время исполнения композиции демонстрируются видеоролики, презентации с кадрами военных событий, участники постановки неоднократно перестраиваются на сцене.
Последняя песня «Дети войны» исполняется всеми участниками.
Назначение: Данная театрально-музыкальная композиция предназначена
для учащихся средних школ, возраст не ограничен. Постановка может быть
приурочена к празднованию памятных дат: День окончания Сталинградской битвы,
День снятия блокады в Ленинграде, 23 февраля, 9 мая и других памятных событий.
Методы
проводимого мероприятия: комбинированный.
Форма проведения мероприятия: театрализовано-музыкальная композиция
Технические средства: видеоролик "Детям войны посвящается…", компьютер, проектор, экран, видеокамера, слайды с записями фашистских лагерей, песня «Дети войны».
Условия для проведения: актовый зал школы-интерната
Продолжительность
мероприятия: 40
минут
Действующие
лица:
Ведущие – 2 педагога;
Чтецы – 4 воспитанника;
Узники концлагеря:
Салтыков Даниил -7 Б
Корнаухов Павел -7Б
Менжунов Денис - 8А
Васильева Света - 8А
Шарова Наталья - 8 Б
Богданова Диана - 9А
Смирнова Дарья - 9А
Генч Арина - 9А
Кузьмин Юрий – 9А
Салушкин Артем - 10
Ионов Алексей – 10
Аудитория: 5-11 классы ГКОУ «Волгоградская школа - интернат №3»
Оформление мероприятия:
Актовый зал оформлен в соответствии с темой события.
Оформление сцены: на центральной стене слева расположены: кирпичная стена, от них развиваются 2 полотна, черной и красной материи.
В середине стены, тема мероприятия. Справа окно барака.
Декорации:
На сцене имитация барака: узелки с вещами детей, чемоданы, скамейки накинуты черной тканью, на полу солома, по сторонам колючая проволока.
На стенах зала висят тематические рисунки детей.
Фото прилагаются (см.приложение 1)
Слайд 1 Музыка. Вступление. Война.
Чтец
Пусть помнят те, которых мы не знаем,
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.
Слайд 2
Ведущий 1:
Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память тех, кто не пожалел своей жизни ради будущего своего народа, ради нас. Когда мы вспоминаем о ВОВ, на сердце возникает ощущение горечи и страдания.
Ведущий 2:
1418 дней и ночей войны, 30 миллионов людей, не доживших до победы, тысячи сожжённых городов и деревень. Даже спустя почти 75 лет эта боль не утихает.
Слайд 3
Ведущий 1:
Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти.
Видео
Ведущий 2:
Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не
только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.
Слайд 4
Чтец:
1.
Черная проволока, острая проволока…
Словно весь мир ты собою опутала
Сердце болит, о шипы все исколото,
Детское сердце… всего переслушало.
2.
Детское сердце голодного смертника,
Где ты взрослело, в бараках концлагеря?
Там за решеткою детство потеряно,
Все до крупинки навеки истрачено.
3.
Черная проволока, острая проволок
Ты заменила заботливость матери.
Тысячи судеб тобою поломаны,
Тысячи жизней тобою испачканы
Ведущий 1:
И сегодня мы будем говорить о детях, которые погибали в концлагерях.
Ведущий 2:
Узникам фашистских лагерей, детям войны посвящается. …
Звучит фонограмма стихотворения «Дети войны…»
На фоне музыки выходят участники «Дети войны»
Диана:
Память…Ну почему, почему ты так безжалостна? Оставь меня! Ведь ты не моя память! Я не могу этого помнить! Война…кресты…черные эсэсовские мундиры…
Алексей:
Без прошлого не бывает будущего.
Диана:
Значит это всё мое прошлое? Значит это все, было со мной?
Юра:
Смотри. Вглядись в эти лица. Обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, как и ты. Но только их детство было перечеркнуто страшным словом ВОЙНА!
Под музыку выходят дети с вещами «Танго смерти»
Диана:
По дорогам памяти, пройдя,
Опять вернусь в ту войну,
В тот сорок первый год,
В багровый восход.
По дорогам памяти, пройдя,
Я вижу себя,
В лицах детей войны,
Я вижу их сны.
Перестроение. Выходят 2 мальчика(стрельба, лай собак)
Артем Б:
- Всюду бараки, бараки, бараки…
Артем Д:
- И еще — колючая проволока, вышки, часовые с автоматами.
Артем Б
- Петь, а видишь вон там какой-то серый дом. Завод не завод, а труба дымит.
Артем Д:
- Смотри, всё забором все огорожено…
Расходятся в стороны
Артем С:
- А вы, ребята, откуда?
Артем Б
- Я из Донецка
Артем Д:
- А я из Белоруссии
Артем С:
- А я из Воронежа. У нас тут блок карантинный, а там детский блок. На нижних нарах лежат совсем слабые, почти одни старики. А на верхних — кто поздоровее. Тут многие умирают.
Перестроение .Звучит «Танго смерти»
Арина:
Кто в детстве не слушал сказок? Почти в каждой сказке появляется злой дух. Какая-нибудь баба-яга, скачущая на помеле. Если бы такую сказочную бабу-ягу перенести в действительность, она, конечно, была бы похожа на эту вот немку с черным треугольником.
Я начинаю с черного треугольника и немки потому, что она произвела на нас страшное впечатление. В бараке, куда нас ввели, она сидела на табуретке, раскорячив ноги, с палкой в руке, жирная, одутловатая, непостижимая. Никто из нас не решался подойти к ней. Наконец нашлась одна отважная и спросила по-немецки:
— Нам дадут поесть?
Каждая в эту минуту задала бы только этот вопрос. Мы были страшно голодны.
Света:
Немка не расслышала или не пожелала услышать.
Кто-то повторил вопрос:
— Нам дадут поесть?
Немка каким-то звериным жестом поскребла под мышками, переложила палку из одной руки в другую и стала смеяться, вернее, рычать мужским, пропитым, охрипшим голосом:
— Ха-ха, уже жрать захотели, проклятые свиньи! Что вам так не терпится, может, рассчитываете, что получите какао и булку с маслом?
И при этом она все время чесалась и размахивала палкой. В тусклом свете лампочки немка эта казалась каким-то чудовищем.
А ведь она когда-то была женщиной... Может, и у нее был дом, может, это здесь она так одичала…
Перестроение.(стрельба переходящая в немецкий марш)
Даша:
Дом, милый дом... Рано утром я просыпалась от запаха маминых пирожков, она всегда пекла их по воскресеньям. Папины сильные руки вытаскивали меня из под одеяла и подымали высоко до потолка.
- Ну что, галчонок, полетели?
И мы с визгом врывались в столовую...
Потом началась война...Мама погибла при бомбёжке поезда, а отец на пятый день войны.
Идут в шеренге. Перестроение
Слайд 5
Света:
Я Лиза Петрова
Артем Д:
Серёжа Прокопов
Диана:
- Морель Асбена
Артем Б:
- Петя Гладких
Диана:
- Нас выстроили в ряды на татуировку. Несколько человек упало в обморок, иные кричали. Пришла моя очередь. Я знала, что эта боль, которая продолжается одну минуту, пустяк в сравнении с тем, что нас еще ждет, что будет продолжаться, может быть, годы.
Даша:
- Заключенная взяла мою руку и начала выкалывать очередной номер: 55 908. Она колола меня не в руку, а в сердце.
Арина:
- С этой минуты я перестала быть человеком. Перестала чувствовать, помнить. Умерла свобода, мама, друзья… Не было у меня ни фамилии, ни адреса. Я была заключенная номер 14 808. С каждым уколом иглы отпадала какая-то часть моей жизни.
Все: Мой номер (придумайте себе номер)
Протягивают руки «Танго смерти»
Диана:
Дождь... на улице идет невыносимый дождь.
Нам велели носить камни. Взрослые мостят дорогу между строящимися бараками. Конвоиры и надзиратели ни на минуту не спускают с нас глаз. Все нужно делать быстро и хорошо, иначе нас расстреляют.
Пальцы я разодрала до крови. Они посинели, опухли, страшно смотреть.
Я уже наловчилась носить камни, так теперь велели их дробить. Стукну молотком - а камень целехонек. Ударю сильнее - но отскакивает только осколочек, и тот - прямо в лицо. Оно уже окровавлено, болит, я боюсь поранить глаза. Закрываю глаза, плачу от боли и обиды и стучу, стучу, стучу...
(Ангел)
Наташа: Рахманинов- Вокализ
Мне холодно. Что со мной. Я никогда не думала, что умирать так холодно.
Когда меня заберут ангелы, ты, пожалуйста, не плачь, ведь мне там уже не будет холодно. Мама мне говорила, что там, на небесах, хорошо, там поют ангелы, и никто не голодает. Знаешь, когда я туда попаду, я попрошу у ангелов крылышки и принесу вам хлеба. Всем-всем, и тебе, и этим русским ребятам, и девочкам из моего барака. Всем-всем.
Арина: Ну что ты такое говоришь?
Диана:
Она говорит, что когда она спустится с небес принесет нам хлеб.
перестроение
Денис:
Как странно. Ночь, лунная дорожка,…а завтра уже ничего этого не будет. Ничего и никого…только холодная пустота.
Нет! Так не бывает! Ведь вот же я стою, говорю, думаю,…а завтра этого может и не быть? Каждое утро будет вставать солнце, будут в небе летать птицы, но я…я это уже не увижу,…никогда не увижу. Какое страшное слово - НИКОГДА.
Света:
Хорошо, если бабушка права и на небе есть бог. Тогда и умирать не так уж было бы и страшно. Но если он там, как же он мог такое допустить?
Господи, если ты есть, сотвори чудо! Спаси нас! Ну, что тебе стоит, господи!
Что, не слышишь!? Конечно, тебе не до меня, у тебя есть дела и по важнее.
Глупо! Как все - таки глупо заканчивается жизнь. Ведь я же ни чего не успел…совсем ни чего…
Диана: «Танго смерти»
Вы,
свинцовые облака, которые ветром гонимы,
вы летящие к цели, которая вами не зрима,
образ синих небес несете вы вместе с собою
вы несете в себе пепельный запах дыма
Вы, которые только газ, сохраните нас!
Слайд 6
Наташа:
Солнышко-око,
Божья коровка,
Посиди немного
На моей ладошке.
Целый день спешишь ты
От цветка к цветочку,
К нам сюда в окошко
К ночи залетишь ты.
Божья коровка,
Улетай из гетто!
Нет у нас ни солнышка,
Нет у нас ни теплышка,
Нет у нас на кустике
Розы ни одной.
Лишь
мечта одна у нас —
Поскорей домой.
Юра Музыка минус «Дети войны»
1- Весна хлынула ошеломительным потоком. Она хлынула через проволоку, неслась вдоль бараков.
Данил
2- Но, глядя из окна на шествие весны, мы ни на минуту не могли забыть о том, что стены внутри этого барака забрызганы кровью.
Даша
3- Весенняя
лазурь неба была скрыта от нас черным дымом от сжигаемых человеческих костей.
Диана: Потом был май. Победный май 45-го. Усыпанные цветами поезда шли обратно на восток. И везли они домой героев, людей, победивших фашизм.
Юра:Из руин стали подниматься новые города, фабрики, заводы. Казалось, что жизнь вернулась в свое прежнее русло, но только не вернулись в нее, в эту жизнь, тридцать миллионов - тридцать миллионов расстрелянных, удушенных в газовых камерах, погибших на суше, на море, в небе.
Денис:Тридцать миллионов - какая огромная цифра! А сколько среди них было детей, обыкновенных мальчишек и девчонок, чье детство было перечеркнуто страшным словом ВОЙНА!
Песня «Дети войны»
Звучит «Реквием» Р.Рождественского.
На фоне музыки читается стихотворение.
Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим
Это нужно не мертвым
Это надо живым…
Помните! Через века, через года
Помните! О тех, кто уже не придет никогда
Помните!
Не плачьте,
в горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
вечно достойны.
Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
Помните!
Какою ценой
завоевано счастье, -
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полет, -
Помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет, -
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!
Ведущий 2.
Почтим память узников концлагерей минутой молчания, прошу всех встать.
(Метроном)
Минута молчания
Ведущий 1. Дети войны - минус
Сегодня мы узнали ещё об одной стороне той жестокой войны - беспощадном истреблении людей. Через все эти испытания прошёл русский народ.
Ведущий 2.
День, когда был поднят флаг над рейхстагом, стал победой над смертью.
Ведущий 1.
Об этом нельзя забывать!
Ведущий 2.
На этом наше мероприятие подошло к концу
Ведущий 1.
Спасибо за внимание.
Литература:
1. Воспитание школьников. Теоретический научно-методический журнал. – М.: Школа-Пресс. №№ 4\2002, 3\2002, 5\2002.
2. Журнал «Классный руководитель», №9, 2009.
3. Журнал «Театр, где играют дети», № 8, 2007.
4. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б.Классные часы в 10-11 классах. Ростов Н/Д: Феникс, 2003, 2-издании
5. Сборник песен в исполнении Краснознамённого имени А.В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, ФГУП «Фирма Мелодия», 2008.
6. Патриотическое воспитание авт.- сост. А.Ю.Соловьёв,
С.С. Шихарев. – Волгоград: учитель, 2007.
7. Моей стране: патриотические песни : песенник/сост. А. Абрамов.-М.: Советский композитор,1989.
8. Героико-патриотическое воспитание в школе авт. - сост.Т.А. Орешкина.- Волгоград: Учитель, 2007
Приложение 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.