Е.В.Козлова (Круглое)
«ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ» — ПУТЬ К ПРОФЕССИИ
Школа! Что она значит для нас, взрослых людей, которые работают в школе? Одни скажут, что это работа для получения денег, другие — что это дело всей жизни, призвание. А что школа для детей? Почти все дети скажут, что это учёба для получения в дальнейшем профессии.
На выбор профессии человека влияют различные факторы. Но всё же ориентировать детей на правильный выбор профессии нужно в школах и в центрах дополнительного образования. Чтобы дети получили профессию и любили её.
Работая в объединении по интересам, я, учитель начальных классов, задумалась, как сделать свою работу в этом направлении более действенной.
Вспоминая из своего детства, как мы, ребятишки, мечтали стать артистами, создавали костюмы из маминых вещей, мне пришла мысль, что новое − это хорошо забытое старое.
Возникла идея создания проекта под названием «Театральные ступеньки». Почему меня и ребят привлекла именно театральная деятельность? Да ведь …. «Театр — это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… » [2, с.4]. Театр – это особый вид искусства, который обладает своей спецификой: отражение действительности, характеров, событий, конфликтов, их трактовка, оценка, утверждение определенных идей происходят в театре посредством драматического действия, возникающего в процессе игры перед публикой. [1,с.12]
Театр - могучее средство воздействия на человека, а на ребенка в первую очередь. Детство каждого проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы по которым живут взрослые. В своих играх дети копируют взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку может побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Только в игре раскрывается ребёнок.
Например, игра «Кто я?». Ребятам раздаются карточки с изображением людей разных профессий. Участники прикрепляет карточку на специальную повязку на голове, сами не смотрят на неё и не знают, кто на ней изображён. По очереди, с помощью вопросов они должны угадать профессию человека, изображённого у себя на карточке. При этом на вопрос мы должны отвечать «да» или «нет». Вопросы могут быть: « У него колпак на голове? Это сказочный герой? Он работает в театре? и так далее». Такие игры развивают знания о профессиях людей. Дети узнают, что в театре есть осветители, режиссер, костюмер, гримёр и другие.
Занимаясь театральной деятельностью, формирую социально активную, творческую личность, способную уже в раннем возрасте выбрать для себя профессию.
Это не только профессии театра. Осуществляя профориентационную работу можно говорить о так называемой детско-взрослой театрализованной деятельности, где устанавливаются тесные отношения между детьми, родителями и педагогами образовательного учреждения.
Например, этюды ко Дню матери были сыграны как родителями, учителями, так и детьми. Разыгрывались пантомимы: «Узнай профессию», « А я — кто?
Мною был создан проект, целью которого стало формирование социально активной, творческой личности, способной уже в раннем возрасте выбрать для себя профессию по душе.
Чтобы достичь поставленной цели вовлекала учащихся школы и их родителей в продуктивную творческую деятельность, где они выступают в качестве актёра, композитора, режиссера и автора спектакля.
Использовала разные формы работы: игры, беседы, иллюстрирование, изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля, посещение театра, работа в малых группах, экскурсии, актёрский тренинг, выступление, походы.
Проект осуществлялся в три этапа. Подготовительный этап (2014/2015 учебный год): изучение нормативной базы (программа, Кодекс об образовании, ИМП) о театральной деятельности в школах. Разработка, обсуждение и утверждение проекта по данному направлению. Подбор диагностических процедур по профориентационной работе с учащимися средствами театральной деятельности. Создание творческой группы единомышленников, определение перспектив работы. Определение труппой школьного театра репертуара, содержания театрализованных программ. Постановка мини-спектаклей, отрывков из спектаклей. Вовлечение в игровую деятельность учащихся, родителей, учителей. Работа по программе. Постановка и показ 2 раза в год спектакля. Показ сказок: «Похищение волшебного посоха», «Теремок».
Основной этап (2015/2016 учебный год): ежегодное определение с коллективом школьного театра репертуара, содержания театрализованной программы.
Показ спектаклей, театрализованных программ перед учащимися, учителями, родителями. Сотрудничество с государственными учреждениями образования «Ясли-сад №3 г.Круглое» и «Ясли-сад №7 г. Круглое», «Средняя школа №1 г. Круглое». Показ сказок: «Как медведь трубку нашёл», «Спящая красавица», «Варвара краса – чёрная коса», «Мальчик-звезда».
Ежегодное новогоднее представление: сказки «Бременские музыканты и Новый год», «Новогодние приключения кота Шурика». Ежегодные экскурсии в г. Могилёв ОЦТ, театр кукол. Выступление на празднике «Последний звонок», показ «Сценок из школьной жизни». Походы выходного дня, в музей.
Обобщающий этап (май 2016): итоговая диагностика. Анализ результатов. Коррекция проекта. Пропаганда опыта в СМИ. Создание фото-видео архива выступлений школьного театра. Определение перспектив и путей дальнейшего развития.
Таким образом, проект «Театральные ступеньки» не только создает условия для воспитания целостной творческой личности, духовно богатой, умеющей общаться, но и способствует осуществлению профориентационной работы. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с множеством профессий. Любовь к театру, останется ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. А, возможно, кто-то из моих ребят свяжет свою жизнь с театром.
Список использованных источников
1.Зверева, О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. О. Л. Зверева — М., 1994.
2.Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания./ — В кн.: «Вопросы художественного воспитания». Б. М. Теплов — М., 1947.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.