Мне повезло учиться в экспериментальной школе, где преподавали исключительно талантливые учителя, обожающие своих учеников. В классе было по двенадцать-пятнадцать человек. И общая успеваемость была феноменальной. Не так давно я решила навестить своих школьных учителей.
К моему величайшему удивлению, большинство из них пребывало в далеко не самом радужном расположении духа. Я стала спрашивать их о школьных новостях, об успехах новых учеников.
тефлоновые дети
Мне повезло учиться в экспериментальной школе, где преподавали
исключительно талантливые учителя, обожающие своих учеников. В классе было
по двенадцатьпятнадцать человек. И общая успеваемость была феноменальной.
Не так давно я решила навестить своих школьных учителей.
К моему величайшему удивлению, большинство из них пребывало в далеко не
самом радужном расположении духа. Я стала спрашивать их о школьных
новостях, об успехах новых учеников.
– Это сущий кошмар! Одни двоечники! – в один голос заявили учителя. – Им
ничего не надо. Они не хотят учиться. Просто плюют на все с высокой
колокольни. Таких учеников ни один преподаватель не вытянет. Слишком уж
сильно изменились современные дети, никакого сладу нет!
Я стала наводить справки и выяснила, что похожего мнения о современных детях
придерживаются не только школьные учителя, но и воспитатели детских садов,
психологи и все, кто имел возможность сравнить детей прошлых поколений и
«новых детей».
В то время как педагоги, родители, бабушки и дедушки все еще ломают головы
над феноменом «современных» детей, пытаясь понять, почему в них так рано
пробуждается бунтарский настрой и откуда в них столько своеволия, западные
психологи уже раскрыли этот секрет.
Канадский педагог Дэниел Кемп опубликовал несколько книг о так называемых
«тефлоновых детях» – так он назвал современных ребят потому, что к ним
«ничего не липнет».
Правило № 9
Главное отличие современного ребенка состоит в том, что он совершенно не
поддается старым методам воспитания.
Со стороны они могут казаться неблагодарными, эгоистичными, строптивыми. На
самом же деле они просто жаждут самостоятельности и уважения со стороны
родителей.
Веками родители следовали одной и той же схеме поведения в отношении
ребенка. Например, пока малыш учится ходить, мамы, папы, бабушки и тетушки
активно крутятся вокруг него, стараясь поддержать его и постоянно боясь, что
он шлепнется и расшибет нос. «Тефлоновому малышу» такая суета вокруг него
вряд ли понравится. С самого рождения он хочет чувствовать себя
самостоятельным, ибо, несмотря на свой юный возраст, знает: действуя сам, он
научится всему быстрее.
Многие родители хотят делать все за своего ребенка. Это кажется им
естественным проявлением любви. Но ответьте сами себе на вопрос: если вы
постоянно кормите малыша с ложечки, научится ли он когданибудь есть сам?
Например, ваша маленькая дочка, видя, что мама моет посуду, хватает тарелочку
со стола и старается подражать действиям взрослых. Увы, в такой ситуации
реакцией взрослого чаще всего будет насмешка над ребенком – в лучшем случае,
а в худшем – страх за него или раздражение. «Ну что ты, детка, ты еще слишком
маленькая, чтобы мыть посуду. Вот когда вырастешь…» или «Немедленно
положи тарелку на место! Разобьешь – порежешься!» и т.д.
Для ребенка совершенно неясно, почему его считают «слишком маленьким» и
почему он обязательно должен разбить тарелку? Мама ведь моет и ничего не
разбивает.Оптимальной реакцией для родителя будет позволить крохе помочь вам по
хозяйству, раз уж она выразила такое желание. Более того, постарайтесь
воспринять ее помощь всерьез и поблагодарите малыша, как вы поблагодарили
бы взрослого. Если вы боитесь, что ребенок разобьет чтото и порежется,
доверьте ему мыть ложки, доску для резки хлеба или пластмассовые чашки.
Покажите, как вы моете посуду, и похвалите, когда ребенок повторит ваши
манипуляции. Такое сотрудничество поможет вам наладить с малышом
настоящее взаимопонимание.