Технологическая карта урока изобразительного искусства
в соответствии с требованиями ФГОС
в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта
ФИО (полностью): Павина АВ
Должность: учитель начальных классов.
Предмет: урок изобразительного искусства.
Участники: учащиеся с интеллектуальной недостаточностью
Тема мастер-класса: « В гостях у русских умельцев».
УМК: краски гуашь, кисти, образцы для раскрашивания, технологическая карта.
Тип внеклассного мероприятия: урок
Технологии: здоровьезберегающие, игровые, личностно ориентирование.
Основные цели:
Личностны результат:
Метапредметный результат: умение выполнять поставленную учебную задачу; совершенствование моторики рук, пространственных и эстетических представлений; умение взаимодействовать в процессе деятельности; вызвать желание знакомиться с русскими народными промыслами.
Предметный результат: закреплять умения работать с кистью и красками гуашь, ориентироваться на листе формирование представлений о народных промыслах, в частности , о хохломской росписи
Оборудование: проектор, экран, образцы для раскрашивания, кисти краски гуашь.
*Планируемые результаты
*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, БУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).
**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом, технологии, методики.
Условные обозначения: дети со сложной структурой дефекта ***
Предметные знания
|
Метапредметные (БУД) |
Личностные БУД
|
||
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
||
Закрепление умения работать с кистью, красками; Формировать представления о народных промыслах. ***умение работать с, кистью, красками |
- формировать умение организовать свое рабочее пространство; контроль в форме сличения способа действия и его; -формирование умения работать по образцу. результата с заданным ***организация рабочего пространства |
- развитие мыслительных операций: наблюдения, сравнения, пространственных представлений; - формирование представлений о народных промыслах ***формирование координации, и пространственных представлений. |
- слушать, формировать высказывание; ***развитие диалогической речи; построение предложений.
|
-формирование представлений о промыслах русского народа; - формирование эстетических представлений - формировать чувство удовлетворения результатами своего труда.
|
Действия учителя по организации деятельности учащихся и родителей |
Время |
Действия учащихся и родителей |
БУД |
||
1 этап: «Мотивация». Учебная задача: результатом этого этапа будет мотивационный настрой учащихся и родителей. |
|||||
-Здравствуйте дорогие гости и учащиеся. Рада приветствовать Вас на мастер-классе. - Сегодня я в необычном виде, на мне сарафан по мотивам русского национального костюма. А почему как вы думаете?
- У меня есть корзина, давайте посмотрим, что у меня в ней лежит. Это мешочек настроения. - Как вы думаете что там? Это маленькие кусочки хорошего настроения. Разверните их. Это маленькие конфетки, съешьте их.
Теперь у нас во время занятия будет хорошее настроение
Посмотрите на обертки ваших конфеток. Что на них видите?
|
2 мин
3 мин |
Учащиеся отвечают - потому что, вся учебная неделя посвящена творчеству русского народа
Учащимся предлагаю мешочек. В нем конфетки типа «m g m». Они завернуты в фантики. Дети достают конфетки разворачивают.
На всех обертках смайлы, а на одной дымковская игрушка.
|
Личностная: формирование положительного отношения к мастер-классу; Регулятивная: формирование умения организовывать рабочее место;
|
||
2 этап: «Сообщение темы. Актуализация знаний». Учебная задача: результатом этого этапа будет актуализация знаний о русских народных традициях и сообщение темы мастер-класса..
|
|||||
Действия учителя по организации деятельности учащихся и родителей |
Время |
Действия учащихся и родителей |
БУД |
||
Что это за игрушка, кто сможет ответить? А кто создает такие игрушки? Богата мастерами Россия. Каких только вещей не создают людские умелые руки (Слайд)
Объявление темы мастер- класса Сегодня мы побывает в мастерской у русских умельцев. Где узнаем, что такое народные промыслы, и попробуем свои силы в изображении различных узоров и орнаментов.
Кто такие умельцы? Это те, кто умеет делать, что- то особенное, создавать красивые вещи. На Руси народные умельцы занимались народными промыслами. - Что такое Народные промыслы? НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ, форма народного творчества, в которой отражены русские традиции и нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов несут в себе неповторимость национальной русской культуры. Народные промыслы пришли к нам из древности, когда в каждом селе люди занимались ремёслами: вырезали из дерева, изготавливали украшения, посуду и другие предметы быта. Эти вещи очень красивые. Создавать такие вещи настоящие искусство. Поэтому народные промыслы относятся к декоративно-прикладному искусству.
- Какими же промыслами славится наша Россия? В нашей стране очень много разных промыслов - это изготовление игрушек плетение кружев и выполнение вышивки, изготовление и роспись посуды. Сегодня мы подробнее остановимся на росписи посуды. Взгляните, в моей корзине лежит предмет А это что за предмет? Это туесок. Из чего он сделан? Береста ( часть коры березы) простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. Из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. А еще делали деревянную и глиняную посуду. Вы можете увидеть ее на вывставке. А это
роспись называется - Гжельская.
У меня в корзине для вас загадки-картинки. Но картинки не простые, а разрезные. Соберете их и узнаете , что это за народный промысел Прочтите, как называется эта роспись Хохломская роспись Это роспись появилась в XVII веке в селе Хохлома. Современные хохломские изделия – посуду, мебель, сувениры – создают мастера в г. Семенов, что в Нижегородской области. (слайд) У меня в корзине есть образцы этой росписи Хохломская роспись отличается сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображают листья, ягоды, плоды и птиц на черном или золотом фоне. Реже на зеленом и серебренном. Все узоры мастера берут из жизни: сочную землянику, сладкую смородину, бодрящую клюкву. (Слайд узоры) Посмотрите, какие интересные изделия : ложки и шкатулки и чашки и горшки. Хохломскую роспись наносят даже на транспорт. (Слайд)
|
8 мин |
Ответы детей Дымковская игрушка Люди, народ
(показ слайдов с картинками шкатулок, глиняных игрушек,ит.д.)
показ слайдов БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА, ФИЛИМОНОВСКАЯ, ДЫМКОВСКАЯ, МАТРЕШКА, кружево, платки, посуда.
*** работа с карточками
Показ предмета Учащиеся отвечают « из бересты» Слайд Изделия из бересты
Учитель раздает учащимся конверты с разрезной картинкой «хохлома»
Учащиеся читают надпись на картинке ***Олег собирает со всеми Показывает на слайде хохломскую роспись
Слайд Хохломская роспись
Показ предметов: ложки, шкатулки
*** Олег показывает цветные карандаши по просьбе учителя |
Личностная: учить взаимопомощи; Регулятивная: формирование умения работать в коллективе;
Коммуникативная: слушать, строить высказывание; Коммуникативная ***: слушать, отвечать на вопросы. Познавательная: формировать мыслительные процессы, внимание память; совершенствовать моторику рук. |
||
3 этап: «Практическая деятельность» Учебная задача: учить изображать узоры хохломской росписи
|
|||||
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Время |
Действия учащихся |
БУД |
||
А сейчас нам пора отдохнуть и немного подвигаться
Физ. минутка Вы любите танцевать? Сейчас я буду показывать движения, а вы повторять
Ребята, я хочу вас спросить, а вы хотите стать мастерами и создавать такие красивые вещи? Чтобы создавать такую красоту нужно иметь ловкие пальцы. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику
Вот ладошка правая Вот ладошка левая И скажу, вам, не тая, Руки всем нужны друзья. Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лепить Чуткие руки умеют дружить
-Ребята, я хочу у вас спросить, вы знаете, как называли ученика мастера? ПОДМАСТЕРЬЕ. Подмастерья, прежде чем расписывать настоящее изделие, тренируются на специальных заготовках. Работа с карточками Вы тоже потренируйтесь, выполнив элементы хохломского узора на карточке. - Первая строка «УСИКИ» -Вторая строка «ЗАВИТКИ» - Третья строка «ЛИСТОЧКИ»
Сейчас мы с вами распишем изделие чашку, используя хохломские узоры. - Какой фон будет у нашей чашки? Золотой или черный? - Каким цветом мы заменили золотой? -Какие узоры вы видите на образце? - А что нам понадобиться для росписи нашей чашки? Пожалуй, начнём!
Шаг 1. Раскрашиваем орнамент – ягодки. Используем ватные палочки и красную гуашь. Шаг 2. Рисуем веточки черной гуашью краем кисточки. Шаг 3. Раскрашиваем листочек Шаг 4 . Дополняем орнамент усиками, веточками, делаем завитки. Шаг 5. Раскрашиваем красной гуашью края нашей чашки.
|
1 мин
1мин
15 мин |
Учитель раздает платочки, под музыку показывает движения: наклоны, взмахи руками, а учащиеся повторяют.
Поднимают руку, пальцы в стороны Сгибают и разгибают пальцы
Упирают кулак в ладонь сначала левый, а потом правый Поглаживают кисти рук Сцепляют руки, имитируя лепку Соединяют руки и поднимают над головой
Учащимся раздают карточки с элементами узоров прописанные карандашом. Дети обводят его кисточкой.
Учитель показывает образец из картона – чашка *** Олег показывает карандаш нужного цвета Учащиеся отвечают: -золотой -листики, ягодки. -краски , кисти, ватные палочки, коврики.
|
Личностная: формировать чувство удовлетворения результатами своего труда. Регулятивная: формирование умения работать по образцу. Коммуникативная: слушать, формировать высказывание. Коммуникативная ***: отвечать на вопросы. Познавательная: формирование представлений о народных промыслах
|
||
4 этап: «Рефлексия» Учебная задача: результатом этого этапа будет установка практической направленности изделия, область применения полученных умений, удовлетворение процессом изготовления изделия
|
|||||
Действия учителя по организации деятельности учащихся и родителей |
|
Действия учащихся и родителей |
БУД |
||
Какие интересные изделия у нас получились. Как оно называется? Как можно его использовать? -А как называется роспись, которую мы использовали? - к какому виду искусства можно отнести данную роспись Живопись или скульптура? -А какие цвета мы использовали? А еще чему вы сегодня научились? А что еще можно раскрасить, применяя элементы хохломской росписи?
Я хочу спросить, ребята, у вас какое сейчас настроение? Помните, в начале мастер-класса, у нас был мешочек с хорошим настроением? Он сейчас совсем пустой. Давайте его наполним.
Выберете смайлик. Если у вас хорошее настроение и вам все понравилось, то выбирайте (показываю) смайлик веселый, если настроение не очень – то вот такой (показ)
- Теперь у нас снова полный мешочек хорошего настроения. Нам оно пригодится на следующем занятии , а наш мастер класс подошол к концу.
|
5 мин |
Учащиеся отвечают - чашка Подарить, повесить на стену как украшение, сделать открытку -Хохломская роспись. *** Выбирает предметы с данной росписью -желтый, зеленый, черный - выполнять элементы узоров
- рамку для фото, открытку и т.д.
Учитель предлагает смайлы веселый и грустный. Учащиеся выбирают и опускают их в мешочек.
|
Личностная: формировать чувство удовлетворения результатами своего труда. Регулятивная: формирование умения анализировать свои действия; Регулятивная ***: формирование умения организовывать свою деятельность; Коммуникативная: слушать, формировать высказывание; Коммуникативная ***: слушать, отвечать на вопросы; Познавательная: формирование мыслительных процессов. Познавательная***: расширять кругозор |
||
Народные промыслы
Декоративно-прикладное искусство
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.