Техническая конференция, посвящённая Дню космонавтики «Генеральный конструктор»: Разработка массового мероприятия
Оценка 4.9

Техническая конференция, посвящённая Дню космонавтики «Генеральный конструктор»: Разработка массового мероприятия

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +2
docx
воспитательная работа +2
7 кл—11 кл +1
02.05.2020
Техническая конференция, посвящённая Дню космонавтики «Генеральный конструктор»: Разработка массового мероприятия
Вниманию преподавателей технологии, классных руководителей предлагается Разработка массового мероприятия, посвященного Дню Космонавтики. Направлена на воспитание патриотизма и развитие интереса к техническому творчеству
Разработка массового мероприятия.docx

Леонтьева И.А.

Техническая конференция, посвящённая Дню космонавтики «Генеральный конструктор»: Разработка массового мероприятия

 

Тема: Техническая конференция, посвящённая дню космонавтики «Генеральный конструктор».

Цель: Популяризация достижений ракетостроения

Задачи:

1.   Способствовать ознакомлению учащихся с достижениями ракетостроения и разными направлениями в ракетостроении.

2.   Создавать условия для творческой реализации технически одаренных учащихся.

3.   Развивать у учащихся наблюдательность, усидчивость, внимание.

4.   Совершенствовать условия для овладения детьми техническими навыками.

Оборудование:

1.   Фотовыставка исторически известных и современных отечественных и американских комических аппаратов

2.   Портреты конструкторов ракетно-космической техники:

― С.П. Королёва [30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва],

― В.П. Мишина [5 (18) января 1917, дер. Бывалино, Павлово-Посадский район Московской области — 10 октября 2001],

― В.П. Глушко [20 августа (2 сентября) 1908, Одесса — 10 января 1989, Москва],

― Ю.П. Семёнова (20 апреля 1935 года, Торопец, Калининской области, СССР),

― других конструкторов и организаторов

3.                 Компьютер с медиа-приставкой и динамиками, экран для демонстрации слайдов.

4.   Треки записей выступлений и известных песен, связанных с космонавтикой [Список треков в Приложении 1]

5.   Выставка моделей ракет

Ход подготовки и проведения массового мероприятия

1.                 Подготовительный этап:

а) создание оргкомитета конференции

б) распределение докладов между участниками конференции

в) разработка условий участия в выставке моделей ракет (на уроках по технологии; на классных часах; в кружках технического творчества; на стендах объявлений в учебных заведениях, станций юных техников, домов технического творчества);

г) определение времени проведения технической конференции, посвящённой Дню космонавтики, «Генеральный конструктор»;

 д) определение места проведения технической конференции, посвящённой Дню космонавтики, «Генеральный конструктор»;

е) определение круга приглашённых гостей праздника и изготовление пригласительных билетов для них.

2.   Организационный момент.

Торжественное открытие конференции. Обращение «Дорогие участники и гости! Сегодня у нас проходит техническая конференция, посвящённая Дню космонавтики, «Генеральный конструктор». Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне. Тихонько садитесь. Слушайте и смотрите».

3.   Введение в тему конференции.

Трек «Речь Э.К. Циолковского»

С историей развития космонавтики и ракетно-космической техники, а также техническими возможностями по созданию моделей ракет мы сегодня ознакомимся.

4.                 Доклады участников вечера  

1-е сообщение. История отечественной космонавтики (Приложение 2) .

2-е сообщение. Некоторые этапы истории ракетно-космической техники СССР и России (Приложение 3).

3-е сообщение. Модельные ракетные двигатели (Приложение 4).

4-е сообщение. Почему именно Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС)? (Приложение 5).

5-е сообщение. Ракетно-космический моделизм.

6-е сообщение. Модели ракет на высоту полёта со стандартным грузом ─ Категория S2.

Ведущий: Молодцы, ребята. Спасибо.

5. Представление выполненных работ.

На выставках вы можете посмотреть на работы, выполненные участниками конференции и оставить свои отзывы в книге отзывов.

6.                 Закрытие конференции

Определяются и награждаются победители выставки.

Отмечаются лучшие докладчики.

 

Рекомендуемая литература

1.       Космос. Техника и наука [Электронный ресурс]. ― URL: http://www.kocmoc.info/ (дата обращения: 20.05.2019).

2.       Массовая работа по технике // Техническое творчество: Сборник: Пособие для руководителей технических кружков. ― М.: Молодая гвардия, 1955 [Электронный ресурс]. ― URL: http://www.bibliotekar.ru/teh-tvorchestvo/140.htm (дата обращения: 20.04.2019).

3.       Смирнова Е.В. Внеклассная работа по технологии [Электронный ресурс]. ― URL: http://rusalka7.ucoz.ru/load/27-1-0-84 (дата обращения: 03.04.2019).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

4.            Школа изобретателей [Электронный ресурс]. URL: http://basargusha.ru/presents/clip. (дата обращения: 20.04.2011).

5.            Техническое творчество учащихся [Электронный ресурс]. URL: http: //phis.bspu.unibel.by>static/um/tvorchestvo/ (дата обращения: 20.04.2019).


 

Приложение 1

Список треков

01. Речь Э.К. Циолковского
02. Е. Кибкало. «Все Выше (Марш Авиаторов)»
03. М.Бернес. «А Самолеты Сами не Летают»
04. Позывные первого спутника Земли
05. Государственный духовой оркестр х/р Н. Сергеев, Марш «Покорители Космоса»
06. Г. Отс. «Я Верю, Друзья»
07. Речь Ю.Гагарина перед стартом и старт
08. В. Отделенов, Е. Кибкало. «К Дальним Планетам»
09. Речь Ю.Гагарина из космоса
10. В. Селиванов. «Свершилось»
11. О. Воронец. «Я – Земля»
12. Б. Данильчук. «Запевала Звездных Дорог»
13. Речь Ю. Гагарина на Красной Площади
14. В. Царский, В. Селиванов. «Песня Космонавта»
15. М. Кристалинская. «Нежность»
16. Л. Зыкина. «Звездам Навстречу»
17. Позывные, переданные с борта автономной станции «Луна»
18. В. Царский, В. Селиванов. «Луноход»
19. Ю. Гуляев. «Знаете, Каким Он Парнем Был»
20. А. Герман. «Надежда»
21. Ю. Гуляев. «Как Нас Юра в Полет Провожал»
22. Л. Лещенко. «Притяжение Земли»
23. И. Кобзон. «И на Марсе Будут Яблони Цвести»
24. Группа Земляне «Трава у дома»


Приложение 2

 

1-е сообщение «История отечественной космонавтики»

 

04.10.1957. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Спутник», которая вывела на околоземную орбиту Первый в мире искусственный спутник Земли. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.

03.11.1957 был запущен Второй советский ИСЗ ─ первый в мире искусственный спутник Земли с живым существом. На его борту находилась собака Лайка. Третий советский ИСЗ (15.05.1958) был первым в мире спутником для проведения научных исследований.

02.01.1959. С космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток», которая вывела на траекторию полета к Луне советскую автоматическую межпланетную станцию «Луна-1». 04.01.1959 «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца.

12.09.1959 к Луне стартовала АМС «Луна-2». На следующий день «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны, доставив на Луну вымпел с изображением герба СССР.

07.10.1959 АМС «Луна-3» передала на Землю первые снимки обратной (невидимой) стороны Луны.

15.05.1960 РН «Восток» вывела на орбиту Первый корабль-спутник, а 19.08.1960 был запущен Второй корабль-спутник типа «Восток», с собаками Белка и Стрелка на борту. 20.08.1960 Белка и Стрелка благополучно возвратились на Землю. Впервые в мире живые существа, побывав в Космосе, возвратились на Землю.

12.04.1961. Этот день стал днем торжества человеческого разума. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. Ракета-носитель «Восток» вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток» с советским космонавтом Юрием Гагариным.

06.08.1961 начался полет советского космического корабля «Восток-2» с Г. Титовым. Он длился 1 сутки 1 час 18 минут. Во время этого полета была выполнена первая киносъемка Земли из Космоса.

12.10.1964 РН «Восход» вывела на орбиту советский корабль «Восход». Первый в мире полет многоместного космического корабля. Космонавты В. Комаров, К. Феоктистов, Б. Егоров впервые в мире совершали полет без скафандров.

18.03.1965 космонавт А.Леонов («Восход-2») впервые вышел в открытый Космос.

12.02.1961. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Молния», которая впервые в истории вывела на траекторию полета к Венере советскую автоматическую межпланетную станцию «Венера-1». В ходе этого полета впервые в мире осуществлена двусторонняя связь со станцией, удаленной на 1400000 км.

01.11.1962. Состоялся первый успешный пуск в сторону Марса. АМС «Марс-1» провела исследования межпланетного пространства, проверила дальнюю космическую связь (10000000 км), а 19.07.1963 она совершила первый в мире пролет Марса.

12.11.1965. РН «Молния» вывела на траекторию полета к Венере станцию «Венера-2». Она пролетела на расстоянии 24000 км от Венеры. А 01.03.1966 станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету.

03.02.1966. Советская автоматическая станция «Луна-9» первой в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны, после чего передала панорамное изображение поверхности Луны. 03.04.1966 станция «Луна-10» стала первым в мире искусственным спутником Луны.

18.10.1967. Советская автоматическая межпланетная станция «Венера-4» достигла Венеры. Спускаемый аппарат АМС совершил плавный спуск в атмосфере Венеры и достиг ее поверхности. Сигнал со станции во время спуска принимался до высоты 24,96 км. 16 и 17.05.1969 «Венера-5» и «Венера-6» совершили плавный спуск в атмосфере Венеры, передавая научную информацию до высоты 10 километров от поверхности. 15.12.70 спускаемый аппарат АМС «Венера-7» совершил плавный спуск на парашюте в атмосфере Венеры, достиг поверхности, после чего сигналы с аппарата принимались еще в течение 23 минут. 22.07.1972 АМС «Венера-8» впервые осуществила посадку на освещенную сторону планеты Венера.

16.07.1965. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «УР-500» («Протон»), которая вывела на околоземную орбиту советский спутник для изучения космических лучей и взаимодействия с веществом сверхвысоких энергий «Протон-1».
02.11.1965 «УР-500», которая вывела на орбиту советский спутник «Протон-2».
02.03.1968. РН «Протон-К» с разгонным блоком «Д» вывела на траекторию полета к Луне советский беспилотный космический корабль «Зонд-4». 05.03.1968. Советский космический корабль «Зонд-4» совершил облет Луны и перешел на траекторию возвращения к Земле.
14.09.1968. С космодрома Байконур стартовала РН «Протон-К», которая вывела на траекторию полета к Луне советский беспилотный космический корабль «Зонд-5». На его борту находились живые существа: черепахи, плодовые мушки, черви, растения, бактерии. 18.09.1968 «Зонд-5» совершил облет Луны, пройдя на минимальном расстоянии от ее поверхности 1960 километров. С расстояния 90 000 километров была произведена съемка Земли с высоким разрешением. 21.09.1968 спускаемый аппарат «Зонд-5» приводнился в Индийском океане. Впервые в мире станция, облетев Луну, успешно возвратилась на Землю со второй космической скоростью.

10.11.1968. Был запущен «Зонд-6», который 14.11.1968 осуществил облет Луны, пройдя на расстоянии 2420 километров от ее поверхности. В ходе пролета были сделаны панорамные фотографии видимой и обратной сторон поверхности Луны. 17.11.1968 «Зонд-6» совершил посадку в заданном районе на территории СССР.

Советский космический корабль «Зонд-7» 11.08.1969 облетел Луну при минимальном расстоянии от ее поверхности около 1200 километров, а 14.08.1969 совершил посадку в заданном районе СССР.

12.09.70. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Протон-К», которая вывела на траекторию полета к Луне советскую автоматическую межпланетную станцию «Луна-16». 20.09.70 автоматическая межпланетная станция «Луна-16» совершила мягкую посадку на Луну. 21.09.70 возвращаемый аппарат АМС "Луна-16" стартовал с поверхности Луны. Перед стартом был произведен забор образцов лунного грунта, которые 24.09.70 были доставлены на Землю.

10.11.70. Ракета-носитель «Протон-К» вывела на траекторию полета к Луне автоматическую межпланетную станцию «Луна-17» с самоходным аппаратом «Луноход-1» на борту. 17.11.70 «Луна-17» совершила мягкую посадку на Луну. Через два с половиной часа «Луноход-1» по трапу сошел с посадочной платформы, приступив к выполнению программы.

02.12.1971. Спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Марс-3» совершил мягкую посадку на поверхность Марса. Через 1,5 минуты после посадки станция была приведена в рабочее состояние и начала передавать на Землю видеосигнал.

15.05.1987. С космодрома Байконур осуществлен первый испытательный пуск ракеты-носителя «Энергия». Пуск РН прошел успешно.

15.11.1988. Осуществлен пуск ракеты-носителя «Энергия-Буран», которая вывела на околоземную орбиту советский МТКК «Буран». Многоразовый корабль «Буран» впервые в мире осуществил автоматическую посадку на Землю.

Ракетно-космическая система «Энергия-Буран» на многие годы опередила свое время, а по ряду характеристик значительно превзошла средства космической техники, эксплуатируемые в США.


 

Приложение 3

 

2-е сообщение. Некоторые этапы истории ракетно-космической техники СССР и России

04.10.1957. В 19:28 (22 ч 28 мин по московскому времени) с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты-носителя «Спутник 8К71ПС» №М1-ПС, которая вывела на околоземную орбиту Первый в мире искусственный спутник Земли. Спутник отделился от второй ступени ракеты-носителя на 315-й секунде после старта и был выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 65,1 градуса; период обращения - 96,17 минуты; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 228 километров; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 947 километров.
Спутник имел форму шара диаметром 58 см и весом 83,6 кг. На нем были установлены два радиопередатчика, непрерывно излучающие сигналы с частотой 20,005 и 40,002 мегагерц.

Спутник находился на орбите до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов; центральный блок ракеты совершил 882 оборотов вокруг Земли и вошел в плотные слои атмосферы 2 декабря 1957 года.

Событие 4 октября 1957 года имело громадное значение для познания свойств космического пространства и изучения Земли как планеты нашей Солнечной системы.

Запуском первого в мире спутника 4 октября 1957 года была открыта космическая эра в истории человечества.

21.08.1957. Состоялся первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Этот день считается днем создания межконтинентальной баллистической ракеты - базовой ракеты, модификации которой в течение почти 50 лет используются для выведения в Космос сначала автоматических спутников и станций, а затем и пилотируемых кораблей.

12.04.1961. В 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель 8К72, впоследствии названная РН «Восток»,  которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток» 3КА №3 с человеком на борту.

12.02.1961. В 0:34 с космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Молния», которая впервые в истории вывела на траекторию полета к Венере советскую автоматическую межпланетную станцию «Венера-1». В ходе этого полета впервые в мире осуществлена двусторонняя связь со станцией, удаленной на 1400000 км.

16.07.1965. В 11:16 с космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «УР-500» («Протон»), которая вывела на околоземную орбиту советский спутник для изучения космических лучей и взаимодействия с веществом сверхвысоких энергий «Протон-1». КА выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 63.5 град.; период обращения - 92.45 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли - 190 км; максимальное расстояние от поверхности Земли - 627 км.

02.11.1965. Ракета-носитель «УР-500» вывела на орбиту советский спутник «Протон-2».

Создание ракет-носителей тяжелого класса «Протон», разгонных блоков и автоматических межпланетных станций (космических аппаратов) третьего поколения позволило достичь следующих замечательных результатов.

02.03.1968. РН «Протон-К» с разгонным блоком «Д» вывела на траекторию полета к Луне советский беспилотный космический корабль «Зонд-4». 05.03.1968. Советский космический корабль «Зонд-4» совершил облет Луны и перешел на траекторию возвращения к Земле.

 Новым словом в космической технике явилось создание долговременных орбитальных станций, от первой в мире пилотируемой орбитальной станции «Салют» (запуск РН «Протон» со станцией «Салют» 19.04.1971) до многофункционального орбитального комплекса - легендарной станции «Мир» (вывод на орбиту базового блока станции «Мир» ракетой-ностелем «Протон» состоялся 20.02.1986), с дальнейшим вводом модулей «Квант» (31.03.1987), «Квант-2» (26.11.1989), «Кристалл» (31.05.1990), «Спектр» (20.05.1995) и «Природа» (23.04.1996).

Так, в ходе полета первой долговременной орбитальной станции третьего поколения «Салют-6» впервые на космическом аппарате было проведено более 1550 экспериментальных исследований, с использованием свыше 150 наименований научных приборов суммарной массой более 2200 кг.

Обеспечение работоспособности этих станций было бы невозможно без решения таких проблем, как:

- осуществление первой в мире автоматической стыковки и расстыковки беспилотных космических аппаратов «Космос-186» и «Космос-188» 30.10.1967;

- создания автоматических межпланетных станций «Зонд», которые после облета Луны успешно возвратились на Землю со второй космической скоростью;

- автоматического сближения, ручного причаливания и стыковки двух пилотируемых кораблей «Союз-5» и «Союз-4» 14,15.01.1969 (создание первой экспериментальной орбитальной станции), когда впервые в мире был осуществлен переход космонавтов в Космосе из одного корабля в другой;

- осуществления транспортировочных операций по доставке на станции «Салют» топлива для дозаправки двигательных установок, а также продуктов питания и оборудования для обеспечения жизнедеятельности и проведения научных исследований. Полет первого в истории космонавтики транспортного корабля («Прогресс») был выполнен, с доставкой груза, 20.01-08.01.1978.

В 1978 году было положено начало широкой международной интеграции по выполнению совместных космических программ, в которой приняли участие Чехословакия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Румыния, Франция, Индия, Сирия, Афганистан, Япония, Великобритания, Казахстан, Австрия, Германия.

5.05.1987 в 17:30:00 с космодрома Байконур осуществлен первый испытательный пуск ракеты-носителя «Энергия». Пуск РН прошел успешно. Несмотря на неполадки с разгонным блоком спутника, это было блестящим триумфом РН «Энергия». Машина отработала безупречно в первом же испытательном полете. Ввиду ее высоких технических характеристик, ведущие мировые специалисты по космической технике даже сравнивали эти первые два пуска (15.05.1987 и 15.11.1988) по значимости с запуском Первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года. Так, Ракета-носитель «Энергия» позволяла выводить на орбиту полезный груз приблизительно в 3 раза больший по массе, чем самые мощные существующие ракетно-космические системы США.

15.11.1988 в 03:00:01 осуществлен пуск ракеты-носителя «Энергия-Буран», которая вывела на околоземную орбиту советский МТКК «Буран». МТКК выведен на орбиту с параметрами:

наклонение орбиты - 51,6 град.;

период обращения - 89,5 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 252 км;

максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 266 км.

Многоразовый корабль «Буран» впервые в мире осуществил автоматическую посадку на Землю.

Ракетно-космическая система «Энергия-Буран» на многие годы опередила свое время, а по ряду характеристик значительно превзошла имеющиеся зарубежные средства космической техники.

 


 

Приложение 4

3-е сообщение. Модельные ракетные двигатели

 

Техническое описание и инструкция по применению

НАЗНАЧЕНИЕ

Модельные ракетные двигатели (МРД) предназначены для создания движущей силы, обозначения траектории полёта и раскрытия системы спасения моделей ракет и ракетопланов и технических видах творчества и спорта.

МРД могут быть использованы для запуска моделей в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 40° до плюс 40° С.

СОСТАВ ИЗДЕЛИЯ

МРД поставляется в полностью собранном и готовом к использованию виде.

Для дистанционного запуска МРД прилагаются воспламенители.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА МРД

МРД (см. рис 1) состоит из прочной бумажной оболочки, в которую запрессованы сопло, заряд твёрдого топлива, замедлитель и вышибной заряд.

Движущая сила (тяга) МРД создаётся за счёт истечения через сопло продуктов сгорания твёрдого топлива.

После сгорания заряда твёрдого топлива загорается замедлитель, продукты сгорания которого образуют дымовой след для наблюдения за полётом модели. Тяга при сгорании замедлителя не создаётся

При сгорании замедлителя от него воспламеняется вышибной заряд, который раскрывает систему спасения модели, например, парашют.

Воспламенитель МРД состоит из нихромовой проволоки толщиной 0,2 мм, на которую нанесён пиротехнический состав. При накаливании проволоки импульсом электрического тока пиротехнический состав загорается и воспламеняет заряд твёрдого топлива МРД.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

МРД изготавливаются в различных исполнениях по габаритным размерам, суммарному импульсу тяги и времени горения замедлителя.

Основные параметры и характеристики МРД приведены на рис. 2 и в таблице 1.

Информация о характеристиках МРД содержится в маркировке на оболочке МРД в виде шифра, например:

МРД 20-10-7,

где:

20 ─ суммарный импульс тяги, Н.с.;

10 ─ средняя тяга, Н.;

7 ─ время горения замедлителя, с.

ВЫБОР МРД

Для соревнований выбор МРД по величине суммарного импульса проводится в зависимости от категории и класса моделей в соответствии с «Правилами соревнований по ракетному моделизму» ДОСААФ СССР.

МРД без замедлителя (время горения ─ 0) используются для стартовых ускорителей и первых ступеней моделей многоступенчатых ракет.

МРД  с замедлителем используются для моделей одноступенчатых и верхних ступеней многоступенчатых ракет. Время горения замедлителя выбирается из условия раскрытия системы спасения модели в наивысшей точке траектории полёта.

Установка в модель

Для предотвращения отстрела при сбрасывании вышибного заряда МРД необходимо надёжно закрепить в корпусе модели с помощью фиксатора или плотной посадки навивкой на МРД бумажной ленты.

Для предотвращения утечки газов вышибного заряда и отказа системы спасения модели МРД в модель ракеты большего диаметра устанавливать с помощью переходника или колец, перекрывающих зазор между ними.

Между вышибным зарядом МРД и парашютом (лентой и т.п.) системы спасения модели установить пыж из сгораемого материала толщиной не менее 10 мм.

Меры предосторожности

Запуск МРД производить с помощью дистанционного электрического пульта , оснащённого ключом и кнопкой запуска, с расстояния не менее 3 м от пускового устройства.

Запуск МРД производить только в составе модели или на стенде от открытой площадки (вне помещения).

В случае отказа при запуске подходит к модели (МРД) не менее чем через 1 минуту.

Модели ракет должны быть проверены на устойчивость полёта.

Установку МРД в модель производить на стартовой площадке.

Для контроля собираемостси  с МРД, центра тяжести и устойчивости полёта модели использовать макеты МРД.

Модели ракет запускать с пускового устройства, оснащённого направляющим стержнем длиной не менее 1000 мм и отражателем пламени в виде металлической пластины шириной не менее 100 мм. Отклонение стержня от вертикали не более 30°. Верхний конец стержня пускового устройства должен находиться не ниже 1500 мм от уровня земли (для предотвращения травм глаз).

Площадка для запуска моделей ракет в радиусе 1 м от пускового устройства должна быть очищена от сухой травы и других легковоспламеняющихся материалов.

Хранить МРД в местах, недоступных для детей.

Запуск моделей детям до 16 лет производить под руководством инструктора.

не допускается

Сверлить отверстия, делать проточки и надрезы в оболочке МРД, подгонять диаметр МРД зачисткой оболочки наждачной бумагой и другими средствами.

Расснаряжать МРД, рассверливать сопло, заряд твёрдого топлива и замедлитель.

Работать с МРД и хранить из вблизи открытого огня и нагревательных приборов.

Использовать МРД с механическими повреждениями в виде трещин, надрезов, вмятин и взломов на оболочке, а также после падения МРД на твёрдое основание с высоты более 1 м.

Хранение МРД

В заводской упаковке МРД хранить в сухих проветриваемых помещениях, на стеллажах при температуре от минус 40° до плюс 40° С на расстоянии от отопительных приборов не менее 1 м.

МРД в распакованной виде хранить в отапливаемом помещении при температуре 25÷10° С и относительной влажности воздуха не более 65%.

После транспортирования и хранения при отрицательной температуре заводскую упаковку МРД вскрывать в помещении с положительной температурой не менее, чем через 2 час.

МРД, не подлежащие использованию, уничтожить погружением в воду на 24 часа.

 

Таблица 1. Основные параметры и характеристики МРД

Диаметр наружный мм

Длина,

L, мм

Масса,

m, г

Импульс тяги суммарный,

Н, с

Тяга максимальная,

Н

Тяга средняя,

Н

Время горения заряда,

С

Время горения замедлителя,

с

13,0

55

от 6,5 до 7

не более 2,5

9

3,0

0,85

0; 3; 6

от 9,5 до 10

не более 5

9

3,0

1,7

0; 3; 6

18,6

70

от 17 до 19

не более 5

20

8,0

0,6

0; 4

от 23 до 25

не более 10

20

8,0

1.2

0; 4; 7

20,25

от 25 до 27

не более 10

40

10,0

1,0

0; 4; 7

85

от 37 до 40

не более 20

40

10,0

2,0

0; 4; 7

 

 

Рис. 1. Схема модели ракетного двигателя (МРД)

1 ─ оболочка

2 ─ пыж

3 ─ вышибной заряд

4 ─ замедлитель

5 ─ заряд

6 ─ сопло

 

 

Рис. 2. Характер изменения тяги МРД

 

 


 

Приложение 5

4-е сообщение. Почему именно Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС)?

Наша практическая деятельность в околоземном пространстве продолжается уже без малого 50 лет. Для космической отрасли это солидный возраст, и ее достижения общеизвестны. Но именно прошедшие десятилетия определили несколько ключевых проблем, сдерживающих дальнейшее развитие российской космонавтики. С них и начнем.

1. Космическая отрасль постепенно осваивает прикладные направления деятельности, приносящие прибыль. Это космические средства связи, мониторинг Земли, навигация и метеорология. Но эти достижения не являются определяющими в экономике отрасли и она остается в основном дотационной. Космонавтика как сфера деятельности человека на протяжении всей своей полувековой истории убыточна! Другими словами, она не в состоянии выжить за счет той экономической отдачи, которую генерирует внутри себя. Если утрировать, то без военно-политических факторов и соображений национального престижа космонавтика ... неизбежно умрет!

Анализ показывает, что космическая деятельность станет рентабельной, т.е. самодостаточной, при снижении удельной стоимости выведения полезного груза в космос до значений менее 3000 $/кг. У современных одноразовых средств выведения этот параметр значительно превышает 10000 $/кг. И серьезно снизить ее на одноразовых носителях принципиально невозможно. Поэтому сейчас, как и полвека назад, широкомасштабное технологическое и индустриальное освоение космоса - только отдаленная перспектива.

2. Проблема усугубляется еще и тем, что подавляющее большинство задач, способных приносить прибыль, связано с выведением спутников на геостационарную орбиту. Здесь же в последнее время произошли существенные изменения не в пользу отечественной космонавтики. Созданы новые мощные зарубежные ракетоносители, имеющие стартовые позиции на значительно более низких широтах, чем у России.

"Атлас-5" и "Дельта-4" (США, i=28º), "Ариан-5" (ESA, i=7º) уже летают, а "на подходе" новые японские, китайские, индийские и бразильские РН. Из-за значительных энергетических затрат на поворот плоскости орбиты до экваториальной отечественные РН, стартующие с высокоширотных космодромов, объективно проигрывают в конкурентной борьбе. Да и в международном консорциуме See Launch, осуществляющих запуски тяжелых коммерческих спутников с экваториальной морской платформы, доля России сравнительно невелика.

3. Главный российский космодром - Байконур - находится на арендованной у другого государства (Казахстана) территории, что помимо высокой арендной платы в случае развития интенсивной рентабельной космической деятельности потребует дополнительные налоговые отчисления в бюджет Казахстана. Однако помимо экономических существуют еще и геополитические риски, которые трудно измерить. В случае отказа от Байконура Россия потеряет доступ пилотируемых средств к орбитам с наклонениями ниже i=51º, в том числе и к Международной космической станции (МКС).

4. Пилотируемая космонавтика всегда была нашим приоритетом. Сегодня - это работы по МКС, занимающие значительный объем финансирования в Федеральной космической программе. Большую часть эксплуатационных затрат составляют транспортные операции, выполняемые космическими кораблями "Союз" и "Прогресс". Эти корабли, созданные по идеологии сорокалетней давности и исчерпавшие возможности для дальнейшей модернизации, создают ограничения по грузопотоку, что при повышенных эксплуатационных расходах сдерживают развитие научно-исследовательских работ на борту МКС. Еще бы - удельная стоимость транспортных операций с использованием "Союза" на маршруте "Земля-орбита-Земля" лежит в диапазоне 63000…80000 $/кг! Для сравнения - для "дорогого" Space Shuttle этот показатель "всего" 26000 $/кг. И мы говорим только о поддержании эксплуатации МКС - обеспечивать ее развитие (строительство) эти корабли принципиально не способны.

5. Развитие пилотируемой космонавтики поставило задачу аварийного спасения космонавтов. Спасение экипажа с аварийной РН  на участке выведения удалось решить почти сразу с началом пилотируемых полетов путем оснащения кораблей системой аварийного спасения. Спасение экипажа орбитальной станции может осуществляться на пристыкованном к ней корабле "Союз". Но задача спасения с пилотируемого транспортного корабля пока решения не имеет. Трагическая гибель "Колумбии" показала неспособность обеспечить оперативное спасение экипажей космических аппаратов средствами наземного базирования. Для таких спасательных операций требуется космическая транспортная система, имеющая в своем составе многоразовый возвращаемый аппарат. Она должна обеспечивать выведение в широком диапазоне наклонений орбиты (в том числе и ниже 51º) при минимальном времени фазирования для сближения и стыковки с аварийным космическим аппаратом и иметь возможность производить экстренную посадку на большом удалении от плоскости орбиты, т.е. оперативно возвращаться на место базирования или на запасные посадочные площадки.

6. Традиционные средства выведения требуют отчуждение земель под поля падения отработанных ракетных ступеней. Проблема усугубляется тем, что ряд РН работает на высокотоксичном топливе. Это, кстати, относится и к космическим кораблям.

Можно пытаться эволюционно решить какую-либо из означенных проблем. Но МАКС в силу своих специфичных свойств, и в первую очередь мобильного воздушного старта с многоразового самолета-носителя, решает ... все проблемы сразу!

МАКС представляет собой двухступенчатый комплекс воздушного старта, состоящий из самолета-носителя Ан-225 "Мрия" разработки АНПК им.О.К.Антонова (Украина, Киев), на котором устанавливается орбитальный самолет в пилотируемом или беспилотном варианте или грузовой контейнер с внешним топливным баком, заполненным криогенными компонентами топлива.

Система базируется на обычных аэродромах 1 класса, дооборудованных необходимыми для МАКС средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса и вписывается, в основном, в существующие средства наземного комплекса управления космическими системами.
Основные элементы системы МАКС выполнены в многоразовом исполнении, кроме внешнего топливного бака и блока выведения. МАКС создается на основе последних достижений науки и техники в области авиации и космонавтики.

МАКС предназначена для решения широкого круга задач в космосе, в том числе:

- выведение на околоземную орбиту и возврат с орбиты различных полезных грузов;

- транспортно-техническое обеспечение космических объектов различного назначения;

- проведение аварийно-спасательных работ на орбите;

- решение научно-технических и технологических экспериментов в космосе;

- проведение международного контроля за космическим пространством;

- экологический контроль за космическим пространством и земной поверхностью, дистанционное зондирование Земли и исследование околоземного пространства;

- очистка околоземного космического пространства от техногенного мусора;

- производство кристаллов, биопрепаратов и других материалов в условиях вакуума и микрогравитации;

- сборка крупногабаритных объектов на околоземной орбите из модулей, в том числе для лунных и марсианских экспедиций;

- космический туризм.

МАКС обладает неоспоримыми преимуществами перед существующими ракетами-носителями:

- более низкая стоимость выведения полезных грузов на орбиту (~1000 US$/кг) по сравнению с одноразовыми ракетами-носителями (~12000-15000 US$/кг) и многоразовыми средствами выведения первого поколения ("Буран", СССР и "Space Shuttle", США);

- возможность запуска в любом направлении;

- возможность выведения на орбиты с необходимым фазированием и параллаксом относительно аэродрома вылета;

- возможность широкого маневрирования в продольной и боковой плоскостях при возврате с орбиты;

- оперативность применения;

- возможность возврата полезных грузов и их многоразового использования;

- возможность возврата МАКС при отмене пуска;

- экологическая чистота (сокращение полей падения ступеней и нетоксичные компоненты топлива).

Достоинства МАКС общепризнаны - на состоявшемся в ноябре 1994 года в Брюсселе Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций "Брюссель-Эврика-94" программа МАКС получила золотую медаль (с отличием) и специальный приз премьер-министра Бельгии.

Кроме того, его основные технические  характеристики и финансово-экономические параметры проекта подтверждены независимыми исследованиями немецкого национального космического агентства (для Европейского космического агентства) и группой экспертов английской компании "British Aerospace Space & Communications Ltd."

Сравнительный анализ МАКС с другими зарубежными системами аналогичного назначения показывает два ключевых фактора, обеспечивающих МАКСу неоспоримые преимущества - МАКС является наиболее реализуемой и в то же время самой экономичной системой выведения грузов в космос. Именно поэтому  в случае успешного создания МАКС она длительное время будет доминировать на мировом космическом рынке. Экономические расчеты показывают, что в случае нормального финансирования МАКС период окупаемости затрат, вложенных в разработку (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - НИОКР), составит не более 4-6 лет, что находится на уровне высокорентабельных коммерческих инвестиционных проектов. В период полномасштабного применения (в дальнейшие 20-30 лет) МАКС обеспечит получение прибыли, в 8-10 раз превышающей объем первоначально вложенных средств (затрат на НИОКР).


 

Приложение 6

5-е сообщение. Ракетно-космический моделизм

 

Этот вид моделизма стал особенно широко развиваться с 1957 г., после запуска на околоземную орбиту советского искусственного спутника Земли. Конструкторы любительских ракет, используя достижения большой ракетной техники, строили свои модели из металла и устанавливали на них двигатели, работающие на твердом или жидком топливе. Но это были несовершенные конструкции, и запускать их было опасно. Лишь в 60-х гг., когда промышленность стала выпускать специальные модельные двигатели, малое ракетостроение стало безопасным и доступным занятием.

В 1975 г. при Федерации авиамодельного спорта СССР был создан Комитет ракетного моделизма, который стал методическим и организационным центром малого ракетостроения. В кружках ДОСААФ, на станциях юных техников, во Дворцах и Домах пионеров ракетно-космическим моделизмом занимается около 150 тыс. школьников. Ежегодно проводятся на ВДНХ СССР всесоюзные конкурсы «Космос».

Классы  моделей ракет.

По определению Международной подкомиссии при ФАИ — руководящего и контролирующего органа ракетомоделистов — действующей любительской ракетой можно назвать модель, которая движется в воздухе под действием силы тяги, а не аэродинамических сил.

Модели ракет, так же как и их прототипы, отличаются друг от друга по длине, калибру (наибольшему диаметру), удлинению (отношению длины к диаметру), числу двигательных установок (одноступенчатые или многоступенчатые) и назначению

По назначению все известные типы моделей ракет можно условно разделить на 4 основные группы: наглядные пособия, модели-игрушки, экспериментальные (с двигателем и без двигателя) и спортивные модели.

Наглядные пособия, или, как их еще называют, масштабные модели,— это копии настоящих ракет в уменьшенном масштабе. Их можно разделить на подгруппы: силуэтные, картонные и деревянные макеты и полностью масштабные модели.

Самые простые в изготовлении — силуэтные модели ракет. Они не летают, поэтому их в основном используют в учебных целях. Обычно силуэтные модели состоят из 2 плоских стенок — контуров и 3 перегородок — шпангоутов.

Картонные и деревянные макеты предназначены в основном для учебных целей. Они дают представление не только о размерах и пропорциях ракеты, в них уже просматривается форма ракеты-прототипа. Наиболее близки к прототипам полностью масштабные модели. По точности исполнения и по сходству с оригиналом они более совершенны,— фактически это миниатюрные копии настоящих ракет.

Представление о теории полета ракеты моделист получает, когда начинает строить модели, которые условно называются экспериментальными.

У самых простых экспериментальных моделей ракет (моделисты их иногда называют карандашными) двигателей нет. Их выстреливают из резиновой рогатки, которую моделисты называют катапультой. Катапульту располагают вертикально, прикрепляют к деревянному основанию, и получается уже простейшая пусковая установка. С такой установки модель можно запускать даже с расстояния, если .оборудовать ее дистанционной системой зажигания. С такими ракетами можно проводить несложные исследования: запускать их под разными углами и по разным траекториям, определять наилучшие полетные характеристики модели. На ракеты, выстреливаемые из катапульты, иногда устанавливают автоматические устройства, позволяющие им спускаться на парашюте.

Все эти ракеты собственного двигателя не имеют и в полете не управляемы. Но у них, как и у настоящих ракет, есть стабилизаторы, которые помогают им сохранить необходимую устойчивость в полете.

Более сложны в изготовлении и регулировании модели ракет, оборудованные простейшими самодельными двигателями. Горючим для таких двигателей может быть целлулоид, легковоспламеняющаяся кинопленка и даже вода.

Классификация спортивных моделей ракет. По определению ФАИ, спортивной моделью ракеты считается изготовленная из неметаллических материалов модель, которая поднимается в воздух за счет тяги, создаваемой модельным ракетным двигателем, без использования аэродинамических подъемных сил. Причем спортивная ракета должна обязательно иметь устройство для ее безопасного возвращения на землю.

К модельному ракетному двигателю (МРД) требования особые: на спортивных моделях разрешается использовать только двигатели промышленного производства, работающие на твердом топливе.

Спортивные модели ракет разделены на 7 категорий: S-1—высотные, S-2—транспортные, S-3— парашютирующие, S-4— ракетно-планерные, S-5— масштабные высотные (модели-копии на высоту полета), S-6—модели с триммером (тормозной лентой), S-7— масштабные модели (модели-копии на реализм полета). Высотные модели ракет (S-1) в зависимости от взлетной массы (до 500 г) и мощности двигателей — полного импульса (до 80 Н  с) подразделяются на 4 класса, обозначенных буквами S-1-A, S-1-B и т. д. В моделях этих классов разрешается использовать любое число двигателей, в любой комбинации, но при условии, что их суммарная мощность не будет превышать допустимую мощность двигателей моделей данного класса. На соревнованиях взлетающая модель ракеты не должна исчезать из поля зрения судей-наблюдателей, поэтому моделисты стараются раскрашивать свои модели поярче.

Очки начисляются в зависимости от высоты, на которую поднялась модель.

Транспортные модели ракет (S-2) в отличие от высотных несут стандартный полезный    груз,    установленный    ФАИ.    Это сплошной, обычно свинцовый цилиндр массой 28,3 г и диаметром 19,1 ±0,1 мм. Размещается он внутри модели таким образом, чтобы его можно было в любой момент извлечь оттуда. Транспортные модели ракет разгул ы на 3 класса: одиночный (S-2-A), двойной (S-2-B) и открытый (S-2-C). В нашей стране ракетомоделисты соревнуются только в одиночном классе. Модели этого класса отличаются друг от друга по полетной массе, максимальному импульсу двигателя (двигателей) и полезной нагрузке (масса груза — цилиндра). Модели одиночного класса поднимают один цилиндрик (общая масса модели—90 г, импульс—90—100 Н-с), двойного — 2 (180 г, до 40 Н • с) и открытого — 3 (500 г, до 80 Н •  с).

Модели парашютирующих ракет (S-3) и ракет с тормозной лентой (S-6) соревнуются   на   продолжительность   полета.

Модели категорий S-3 опускаются на парашюте, а категорий S-6— на тормозной ленте. Время полета ограничено: моделей с парашютом — от 240 до 600 с, с лентой — от 120 до 300 с. Обе категории разбиты на классы, по 4 в каждой. Классы моделей обеих этих категорий отличаются друг от друга массой и импульсом движения. Если в соревнованиях ра-кетомоделей категории S-6 могут участвовать одноступенчатые модели ракет с одним двигателем и с одной тормозной лентой, сделанной из ткани, тонкой бумаги или пленки, то моделям категории S--3 разрешается иметь несколько парашютов (двигатель тоже один). Время полета секундомеры начинают отсчитывать по первому движению модели на пусковой установке, а кончают — в момент приземления. Отсчет времени заканчивается и в том случае, если модель вышла из поля зрения судей-хронометристов более чем на 10 с. Окончательный результат спортсмена подсчитывается по сумме трех полетов.

Ракетно-планерные модели (категория S-4). Такие ракеты еще называют ракетопланами, это крылатые ракеты. В воздух они поднимаются, как и все модели ракет, за счет силы тяги ракетного двигателя, без использования аэродинамических сил, а потом, когда двигатель отключается, планируют с высоты и плавно приземляются. Основная задача моделей этой категории — продержаться в полете заданное (контрольное) время, можно чуть больше, но не меньше. От того, насколько удачно спроектированы крылья ракетоплана, зависят аэродинамические качества модели, а значит и время полета. В категории S-4 модели делятся на 5 классов: S-4-A—«Воробей», S-4-B—«Стриж»,   S-4-C—«Ястреб»,   S-4-D — «Орел», S-4-E —«Кондор». Эти модели отличаются друг от друга по максимальным массе и времени полета, а также мощности двигателя или двигателей.

Задумав сделать ракетоплан, моделист прежде всего должен решить, какую схему крыльев, т. е. площадь несущих поверхностей, ему выбрать. Проще всего установить на ракете неподвижные крылья, как у моделей самолетов. Но возникает вопрос: как совместить подобную схему с вертикальным взлетом, как добиться минимального аэродинамического сопротивления? Оказывается, выход есть: нужно в момент старта сложить крылья, а после того как двигатель закончил работу, раскрыть их. Именно по такому принципу и строят свои модели лучшие ракетомоделисты. Для постройки моделей спортсмены используют самые разнообразные схемы несущих плоскостей: неизменное дельтовидное крыло, крылья с постоянной и изменяемой геометрией, упругое надувное крыло и, конечно, проверенные и испытанные во многих соревнованиях самолетные крылья.

Высший класс спортивного мастерства- — это конструирование и постройка масштабных моделей-копий. В качестве прототипов для постройки моделей ракетомоделисты чаще всего берут зондирующие, геофизические и метеорологические ракеты, ракеты-носители искусственных спутников и космических кораблей. Самые искусные мастера конструируют даже целые ракетные системы со стартовым столом, транспортером и вспомогательным оборудованием. Масштабные модели-копии соревнуются на высоту полета и реализм полета (категории S-5 и S-7).

 


 

Приложение 7

6-е сообщение. Модели ракет на высоту полёта со стандартным грузом ─ Категория S2.

 

В соревнованиях транспортных моделей, поднимающих одну или несколько стандартных полезных нагрузок ФАИ, победившей считается модель, достигшая наибольшей высоты, определенной по измерениям углов и тригонометрическим пересчетом.

Стандартная полезная нагрузка ФАИ представляет собой сплошной цилиндр (массой 28,3 г) из свинца или сплава с весовым содержанием свинца не менее 60%. Этот цилиндр имеет диаметр 19,1 мм+0,1 мм. Сверление или пробивка отверстий в цилиндре, равно как и добавление каких-либо материалов к нему, не разрешаются.

Стандартная полезная нагрузка ФАИ должна размещаться внутри модели так, чтобы она при необходимости могла быть легко удалена из модели, но не могла из нее выпасть во время полета. Модель в таком соревновании должна иметь парашют достаточного размера, обеспечивающий безопасную посадку. Полет модели дисквалифицируется в случае, если полезная нагрузка отделилась от модели во время старта или полета.

Транспортные модели делятся на классы в зависимости от общей полетной массы, числа транспортируемых полезных нагрузок ФАИ и максимального полного импульса двигателя (двигателей).

Характеристики установленных классов транспортных моделей.

Класс

Максимальный полный импульс, Нc

Максимальная

Число транспортируемых нагрузок

S2-А - одиночный

0,00 - 10,00

90

1

S2-В - двойной

10,01 - 40,00

180

2

S2-С - открытый

40,01 - 80,00

500

3

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Леонтьева И.А. Техническая конференция, посвящённая

Леонтьева И.А. Техническая конференция, посвящённая

Треки записей выступлений и известных песен, связанных с космонавтикой [Список треков в

Треки записей выступлений и известных песен, связанных с космонавтикой [Список треков в

Некоторые этапы и стории ракетно-космической техники

Некоторые этапы и стории ракетно-космической техники

Приложение 1 Список треков 01

Приложение 1 Список треков 01

Приложение 2 1-е сообщение «История отечественной космонавтики» 04

Приложение 2 1-е сообщение «История отечественной космонавтики» 04

С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Молния», которая впервые в истории вывела на траекторию полета к

С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Молния», которая впервые в истории вывела на траекторию полета к

С расстояния 90 000 километров была произведена съемка

С расстояния 90 000 километров была произведена съемка

Приложение 3 2-е сообщение

Приложение 3 2-е сообщение

Земли - 190 км; максимальное расстояние от поверхности

Земли - 190 км; максимальное расстояние от поверхности

Прогресс») был выполнен, с доставкой груза, 20

Прогресс») был выполнен, с доставкой груза, 20

Приложение 4 3-е сообщение

Приложение 4 3-е сообщение

Н.с.; 10 ─ средняя тяга, Н.; 7 ─ время горения замедлителя, с

Н.с.; 10 ─ средняя тяга, Н.; 7 ─ время горения замедлителя, с

Площадка для запуска моделей ракет в радиусе 1 м от пускового устройства должна быть очищена от сухой травы и других легковоспламеняющихся материалов

Площадка для запуска моделей ракет в радиусе 1 м от пускового устройства должна быть очищена от сухой травы и других легковоспламеняющихся материалов

Рис. 1. Схема модели ракетного двигателя (МРД) 1 ─ оболочка 2 ─ пыж 3 ─ вышибной заряд 4 ─ замедлитель 5 ─ заряд 6 ─…

Рис. 1. Схема модели ракетного двигателя (МРД) 1 ─ оболочка 2 ─ пыж 3 ─ вышибной заряд 4 ─ замедлитель 5 ─ заряд 6 ─…

Приложение 5 4-е сообщение.

Приложение 5 4-е сообщение.

Казахстана. Однако помимо экономических существуют еще и геополитические риски, которые трудно измерить

Казахстана. Однако помимо экономических существуют еще и геополитические риски, которые трудно измерить

Можно пытаться эволюционно решить какую-либо из означенных проблем

Можно пытаться эволюционно решить какую-либо из означенных проблем

МАКС при отмене пуска; - экологическая чистота (сокращение полей падения ступеней и нетоксичные компоненты топлива)

МАКС при отмене пуска; - экологическая чистота (сокращение полей падения ступеней и нетоксичные компоненты топлива)

Приложение 6 5-е сообщение

Приложение 6 5-е сообщение

Наиболее близки к прототипам полностью масштабные модели

Наиболее близки к прототипам полностью масштабные модели

Н с) подразделяются на 4 класса, обозначенных буквами

Н с) подразделяются на 4 класса, обозначенных буквами

Этот вид моделизма стал особенно широко развиваться с 1957 г

Этот вид моделизма стал особенно широко развиваться с 1957 г

Приложение 7 6-е сообщение

Приложение 7 6-е сообщение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020