Практикум по ТО бытовой швейной машины. 7 кл.
Цель: ознакомление с бытовой швейной машиной, её общим устройством, формирование умения выполнять техническое обслуживание челночного механизма и подготавливать машину к работе.
Ожидаемый учебный результат: общее представление об устройстве швейной машины, приобретение опыта тех. обсл. бытовой шв. машины и подготовке оборудования к работе.
Дидактические средства обучения: бытовые швейные машины (устаревшая и современная), инструменты для ТО машины (отвёртка, кисточка, маслёнка, ветошь, лоскутки ткани, нитки для заправки машины), таблица с изображением бытовой швейной машины, видеоматериал (процесс образования машинной строчки, эволюция швейных машин, эл. диск с описанием подготовки шв. машины к работе.); макетаы цепного и двухниточного стежков учебник.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий,работа с учебником, практическая работа.
Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.
Ход урока:
1.Введение.
Актуализация знаний:
· Знакомо ли вам это устройство?
· Для чего оно служит?
· Есть ли у кого-то такая машина?
· В рабочем ли она состоянии?
· Можно ли привести эту машину в порядок?
· Какие механизмы в этом устройстве могут прийти в негодность?
· Могут ли мелкие неполадки привести к сбою в работе?
Главный вопрос: какую цель вы поставили бы для себя на сегодняшнем уроке, учитывая ваши ответы на вопросы и имеющуюся возможность поработать с необычным для вас механизмом?
Итак, цель урока - научиться выполнять простейшие работы по ТО бытовой швейной машины.
2. Новый материал.
- История появления шв. машины. (используя материал учебника или дополнительную литературу, видеоряд)
Первый проект машины – 15 век. Леонардо да Винчи.Преобразование, трансформация механизмов, добавление функций. Все эти механизмы в разной степени влияли на работу портных. Не все были рады нововведениям: приход швейных машин сократил работу над швейными изделиями и теперь уже не было необходимости в найме на работу большого количества портных, тем более, что машинные строчки существенно отличались от строчек, сделанных вручную.
К середине 19 в. Была изобретена игла с ушком на кончике и челночное устройство, которые позволили сделать машинную строчку с помощью двух нитей. Такая строчка называется двухниточной и она гораздо надёжнее однониточной, которая существовала до того момента. Однониточная строчка выполняла цепной стежок, который распускался, если потянуть за кончик нити
(демонстрация макета цепного стежка), а строчка из двух нитей образуется путём переплетения нитей между собой . Происходит этот процесс при непосредственном участии иглы и челночного устройства.
(демонстрация видеоролика)
- Но на этом совершенствование машин не остановилось. Менялись способы приведения механизма в движение: сначала это был ручной привод, затем- ножной, позже машина стала работать от электродвигателя.
Наибольшее распространение получили машины Исаака Зингера – механика и промышленника из США.В 1870 году крупная американская фирма «Зингер» стала открывать свои филиалы по всему миру, в т.ч. и в Росии. В 1900 году в подмосковном городе Подольске был открыт завод , который выполнял сборку машин из деталей, доставляемых из-за границы.
В быту ШМ долгое время служила не только для того, чтобы шить одежду, предметы быта. Она являлась показателем достатка в семье, украшением интерьера. Поэтому её старались украшать росписью, кованными деталями, придавать ей причудливые формы. Сейчас такие машины мы назовём антиквариатом, хотя многие из них продолжают верой и правдой служить своей хозяйке или хозяину.
(демонстрация видеоролика или фотографий)
- В настоящее время машины делятся на бытовые и промышленные, универсальные - специальные, однониточные- многониточные, прямострочные – выполняющие фигурную строчку. (Выписать на доску)
Посмотрите на наши машины- как вы думаете, какими характеристиками наделили их производители.
(Ответы учащихся).
Попробуем разобраться. Для начала мы рассмотрим общее устройство шв. машины.
( использование плаката, шв. машин. Особое внимание уделить приводу, механизму иглы, устройствам регулировки строчек)
Итак, наши машины имеют ручной, ножной и эл. приводы; двухниточного стежка, прямострочные ( устаревшие) и машины, выполняющие фигурную строчку (они могут считаться универсальными т.к. могут выполнять не только соединение деталей, но и вышивку, обмётывание края и даже пришивание пуговиц.)
Прежде, чем начать работу на любой из машин, необходимо проверить качество её работы. Работа машины зависит от многого: от качества ткани, нитей, отлаженности механизмов. Самые распространенные неполадки, с которыми сталкиваемся довольно часто – сбой в работе челночного механизма. Этот механизм расположен под платформой непосредственно под игольной пластиной. Детали, из которых состоит механизм, выполняют вращательное движение, часто соприкасаются не только между собой, но и с материалами (тканью, нитками). Поэтому эту часть машины нужно держать под контролем. Там скапливается пыль, кусочки ниток. Трущиеся части челночного устройства могут прийти в негодность, если вовремя не обратить на них внимание.
3. Практикум.
Процесс ТО челночного устройства включает в себя разборку механизма, его чистку, смазку и прогон на холостом ходу с последующей сборкой. Для этого нам понадобятся отвёртка, маслёнка, кисточка, ветошь для рук и лоскутки ткани, нитки для заправки шв. маш. - Прежде, чем приступить к практической работе, необходимо ознакомиться с правилами ТБ при работе на шв машине.
- Инструктаж и демонстрация приёмов работы.
- Самостоятельная работа по ТО шв. маш.
2 часть урока.
Заправка ниток, подготовка шв. маш. к работе.
4. Для второй части урока нам будут нужны учебники и плакат с описанием заправки ниток в машину.
- В современных швейных машинах процесс заправки ниток происходит гораздо проще, чем в устаревших. Производители позаботились о сопроводительных документах, электронных дисках с описанием процесса, и даже на корпусе машины есть подсказки . А вот для старых машин такой вариант не предусмотрен. Поэтому швее необходимо было научиться самостоятельно, без подсказок заправлять обе нитки в механизм. Эту работу предстоит выполнить сегодня и нам.
- Демонстрация приёмов работы, самостоятельная работа, пробы строчки.
-
5. Дополнительное задание: те, кто успел выполнить работу, могут взять диск и руководство к новой машине и рассмотреть заправку ниток для этих машин.
Заключительная часть урока . Рефлексия.
Сегодня мы поработали с непривычными для вас механизмами и надеюсь, что после сегодняшнего урока вы сможете выполнить ТО подобной машины, если такая необходимость возникнет.
· Для чего важно уметь выполнять такую работу?
· К чему может привести неотлаженность рабочего механизма?
· Какие правила ТБ необходимо соблюдать при выполнении ТО машины?
· Какое оборудование нужно подготовить для выполнения работы
· Какой вспомогательный материал поможет в подготовке машины к работе?
· Где можно найти инструктаж?
Оценка работы.
Завершение урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.