Техники визуализации и их эффективность на уроках физики
Визуализация была в школе с древних времен. Первые примеры ее применения на учебных занятиях можно найти еще в древнем Египте, Греции и Риме, когда применялись различные глиняные таблички, маленькие фигурки из глины и листы папируса с изображенными на них схемами.
В современном мире визуализация претерпела значительные изменения, в значительной степени повлияли на нее компьютерные технологии. Но суть, заложенная в показательность и наглядность учебного процесса, никуда не исчезла.
Физика как учебный предмет является одним из самых сложных к пониманию и усвоению у учащихся. На занятиях по этой дисциплине необходимо задействовать оба полушария мозга. Благодаря этому учителя именно этого предмета как нельзя лучше понимают различия в обучении правополушарных и левополушарных учеников.
Учитель, знающий специфику работы левого и правого полушарий, способен более эффективно организовывать учебный процесс, так как имеет возможность умело управлять как наглядно-образным, так и словесно-логическим мышлением.
Эффективность усвоения учебного материала повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. К процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие.
Проектирование урока физики с помощью техник визуализации проходит в несколько этапов:
отбор учебного материала, структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации;
выделение главного, методологических и прикладных аспектов темы;
расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий;
поиск внутренних логических взаимосвязей и межпредметных связей;
составление первичного варианта, компоновка информации в блоки;
критическое осмысление первичного варианта с последующей коррекцией;
озвучивание и окончательная корректировка визуальной модели представления учебной информации [1].
Уроки физики не ограничивают учителей в применении различных техник визуализации. Наиболее распространенные и привычные:
Интеллект-карта является инструментом развития памяти и мышления. При составлении учитываются следующие принципы: выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Более мелкие ветви могут делить еще на несколько подпунктов. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя. Работать с такими ментальными картами интересно и продуктивно. Эту технику выгодно использовать на уроках обобщения и систематизации знаний. Ее использование позволяет сократить время на повторение теории и легко справиться с работой при помощи класса.
Опорный конспект представляет собой краткую тезисную схему. Он содержит знаки, схемы, таблицы, рисунки, ключевые слова, короткие фразы и другие элементы визуализации. Основной теоретический материал изложен небольшим количеством знаков. Такую схему нетрудно запомнить и, следовательно, используя её, легче рассказывать теоретический материал. Эту технику я предпочитаю использовать на уроках изучения новой темы, когда материал неизвестен учащимся или слишком трудный для запоминания.
Лэпбук – тематическая папка, в которой сохраняется учебный материал. Лэпбук напоминает коллекцию маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Больше подходит для факультативных занятий или занятий объединения по интересам. При использовании технологии необходимо учитывать индивидуальные особенности психофизического развития учащегося.
Скрайбинг – техника визуализации информации с помощью графических символов, просто и понятно отображающие её содержание и внутренние связи. В процессе донесения информации до учащихся происходит отрисовка простых образов, которые могут дополняться на протяжении урока как учителем, так и детьми. Удобно использовать данную технологию на дистанционном обучении. Совместное использование экрана вместо листа бумаги значительно упростит процесс обучения.
Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Это визуальное отображение данных, содержащее небольшую по объему, но значимую и правильно оформленную информацию. Очень удобно использовать инфографику, когда необходимо эффективно и моментально что-то объяснить. Можно использовать эту технологию на любом типе урока, главное помнить, с какой целью мы используем инфографику: демонстрация известного или познание неизвестного.
Однако, несмотря на большое количество технологий существующих в современном мире, необходимо помнить для чего, с какой целью мы хотим применить их на учебном занятии и при помощи каких средств мы можем это сделать.
К средствам визуализации можно отнести традиционные и средства информационно-компьютерных технологий [2].
Традиционные средства визуализации хорошо знакомы педагогам и учащимся:
опыты и эксперименты;
макеты и фигуры;
картины, рисунки, фотографии;
аудио и видеоматериалы;
карты, схемы, графики.
К современным средствам информационно-компьютерных технологий относят:
ресурсы глобальной сети Интернет;
компьютерные презентации;
интерактивная доска;
компьютерные приложения.
Список используемых источников:
1. Введение. Физика - микромир, макромир, мегамир. – (рус.) – URL: https://vuzlit.com/1176924/fizika_mikromir_makromir_megamir [20 марта 2023 ].
2. Панюкова С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. – М.: Академия. –2010. – С.302.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.