Техники визуализации и их эффективность на уроках физики
Оценка 4.7

Техники визуализации и их эффективность на уроках физики

Оценка 4.7
Образовательные программы +1
docx
физика
7 кл—11 кл +1
14.04.2023
Техники визуализации и их эффективность на уроках физики
Описание наиболее популярных техник визуализации на уроках физики
Тишевич К.А.docx

Техники визуализации и их эффективность на уроках физики

 

Визуализация была в школе с древних времен. Первые примеры ее применения на учебных занятиях можно найти еще в древнем Египте, Греции и Риме, когда применялись различные глиняные таблички, маленькие фигурки из глины и листы папируса с изображенными на них схемами. 

В современном мире визуализация претерпела значительные изменения, в значительной степени повлияли на нее компьютерные технологии. Но суть, заложенная в показательность и наглядность учебного процесса, никуда не исчезла.

Физика как учебный предмет является одним из самых сложных к пониманию и усвоению у учащихся. На занятиях по этой дисциплине необходимо задействовать оба полушария мозга. Благодаря этому учителя именно этого предмета как нельзя лучше понимают различия в обучении правополушарных и левополушарных учеников. 

Учитель, знающий специфику работы левого и правого полушарий, способен более эффективно организовывать учебный процесс, так как имеет возможность умело управлять как наглядно-образным, так и словесно-логическим мышлением.

Эффективность усвоения учебного материала повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. К процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие.

Проектирование урока физики с помощью техник визуализации проходит в несколько этапов:

отбор учебного материала, структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации;

выделение главного, методологических и прикладных аспектов темы;

расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий;

поиск внутренних логических взаимосвязей и межпредметных связей;

составление первичного варианта, компоновка информации в блоки;

критическое осмысление первичного варианта с последующей коррекцией;

озвучивание и окончательная корректировка визуальной модели представления учебной информации [1].  

Уроки физики не ограничивают учителей в применении различных техник визуализации. Наиболее распространенные и привычные:

Интеллект-карта является инструментом развития памяти и мышления. При составлении учитываются следующие принципы: выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Более мелкие ветви могут делить еще на несколько подпунктов. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя. Работать с такими ментальными картами интересно и продуктивно. Эту технику выгодно использовать на уроках обобщения и систематизации знаний. Ее использование позволяет сократить время на повторение теории и легко справиться с работой при помощи класса.

Опорный конспект представляет собой краткую тезисную схему. Он содержит знаки, схемы, таблицы, рисунки, ключевые слова, короткие фразы и другие элементы визуализации. Основной теоретический материал изложен небольшим количеством знаков. Такую схему нетрудно запомнить и, следовательно, используя её, легче рассказывать теоретический материал. Эту технику я предпочитаю использовать на уроках изучения новой темы, когда материал неизвестен учащимся или слишком трудный для запоминания.

Лэпбук – тематическая папка, в которой сохраняется учебный материал. Лэпбук напоминает коллекцию маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Больше подходит для факультативных занятий или занятий объединения по интересам. При использовании технологии необходимо учитывать индивидуальные особенности психофизического развития учащегося.

Скрайбинг – техника визуализации информации с помощью графических символов, просто и понятно отображающие её содержание и внутренние связи. В процессе донесения информации до учащихся происходит отрисовка простых образов, которые могут дополняться на протяжении урока как учителем, так и детьми. Удобно использовать данную технологию на дистанционном обучении. Совместное использование экрана вместо листа бумаги значительно упростит процесс обучения.

Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Это визуальное отображение данных, содержащее небольшую по объему, но значимую и правильно оформленную информацию. Очень удобно использовать инфографику, когда необходимо эффективно и моментально что-то объяснить. Можно использовать эту технологию на любом типе урока, главное помнить, с какой целью мы используем инфографику: демонстрация известного или познание неизвестного.

Однако, несмотря на большое количество технологий существующих в современном мире, необходимо помнить для чего, с какой целью мы хотим применить их на учебном занятии и при помощи каких средств мы можем это сделать.

К средствам визуализации можно отнести традиционные и средства информационно-компьютерных технологий [2].

Традиционные средства визуализации хорошо знакомы педагогам и учащимся:

опыты и эксперименты;

макеты и фигуры;

картины, рисунки, фотографии;

аудио и видеоматериалы;

карты, схемы, графики.

К современным средствам информационно-компьютерных технологий относят:

ресурсы глобальной сети Интернет;

компьютерные презентации;

интерактивная доска;

компьютерные приложения.

 

Список используемых источников:

1. Введение. Физика - микромир, макромир, мегамир. – (рус.) – URL: https://vuzlit.com/1176924/fizika_mikromir_makromir_megamir [20 марта 2023 ].

2. Панюкова С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. – М.: Академия. –2010. – С.302.


 

Техники визуализации и их эффективность на уроках физики

Техники визуализации и их эффективность на уроках физики

Более мелкие ветви могут делить еще на несколько подпунктов

Более мелкие ветви могут делить еще на несколько подпунктов

К средствам визуализации можно отнести традиционные и средства информационно-компьютерных технологий [2]

К средствам визуализации можно отнести традиционные и средства информационно-компьютерных технологий [2]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2023