«ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ (ПОЖАРЫ В БЫТУ, АВАРИИ НА ТРАНСПОРТЕ)»
Оценка 4.9

«ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ (ПОЖАРЫ В БЫТУ, АВАРИИ НА ТРАНСПОРТЕ)»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
классное руководство
4 кл
23.08.2019
«ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ (ПОЖАРЫ В БЫТУ, АВАРИИ НА ТРАНСПОРТЕ)»
Слайд 1 КОНСПЕКТ в 4 классе 01 сентября 2017 года ПО ТЕМЕ: «ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ (ПОЖАРЫ В БЫТУ, АВАРИИ НА ТРАНСПОРТЕ)» Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Одной из таких опасностей являются пожары и взрывы. Слайд 2 Пожары всегда считались на Руси одним из самых страшных бедствий. Пожалуй, только войны и эпидемии могли сравниться с ними по количеству жертв и разрушений. Но если на возникновение войн простой человек повлиять не может, то пожары в подавляющем своем числе происходили и происходят, в основном, в результате человеческой деятельности! Пожары на производстве и в быту, в основе своей, результат чьего-то невнимания или оплошности, а то и просто незнания каких-то простейших приемов обращения с оборудованием или предметами, которые окружают нас в повседневной жизни. Что же такое пожар? Слайд 3 Пожар – это огонь, вышедший из-под контроля человека. Пожары приносят громадные убытки, а часто ставят под угрозу и человеческие жизни. Они возникают по различным причинам. Самовозгораются различные химикаты, такие как скипидар, камфора, нафталин. Пожары возможны всюду – на предприятиях, на объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, в дошкольных учреждениях и в домах и квартирах. Слайд 4 Ежегодно в дым и пепел превращаются громадные ценности, гибнут и получают ожоги люди. По статистике, каждые 4-5 минут в нашей стране вспыхивает пожар. Только в Брянской области в прошлом году произошло более 1700 техногенных пожаров, в них погибло более 120 и пострадало более 100 человек. Как правило, пожары и взрывы неразделимы. Возможны взрывы в жилых помещениях, когда люди забывают выключить газ или не следят за приготовлением пищи на газовой плите, где кипящая вода может в любой момент погасить пламя газовой горелки, и тогда газ постепенно заполняет помещение. Придя на кухню, человек включает свет, при этом в выключателе всегда происходит искра, которой достаточно, чтобы произошел мощный взрыв. При этом гибнут люди, уничтожается имущество, разрушается здание. Для того чтобы пожар начался, должны совпасть три условия: наличие горючего материала, необходимое количество кислорода для поддержания горения и источник тепла, необходимый для зажигания. По своему характеру пожары можно условно разделить на локальные (местного значения), крупномасштабные и катастрофические. Слайд 5 Локальные – это те пожары, которые возникают в отдельных зданиях, домах, учреждениях и которые можно ликвидировать в течение часа или нескольких часов. Крупномасштабные – это такие пожары, которые охватывают одновременно несколько цехов (или один крупный) на предприятии, несколько домов, буровые вышки, нефтехранилища и т.д., наносят крупный материальный ущерб и с которым можно справиться в течении суток и более, применяя значительное количество техники. Катастрофические – это пожары на предприятии и (или) на транспорте, во время которых гибнет большое количество людей. Как видим из вышесказанного, стихия огня очень опасна. Как же избежать ее и что же делать, если избежать ее не удалось? КТО ВИНОВАТ Чаще всего в пожаре вино¬ваты сами пострадавшие, ведь для его возникновения необхо¬димы, можно сказать, всего два основных условия – источник огня и топливо, плюс что-то третье, относящееся к катего¬рии «не судьба». Слайд 6 КАКОВЫ ЖЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА? 1. Невнимательность человека: - использование бензина, керосина для зажигания печки; - чистка одежды, предметов быта взрывоопасными веществами в плохо проветриваемых помещениях или там, где есть огонь; - оставленные утюги или другие приборы под напряжением; - бумага или абажуры, находящиеся слишком близко к горячей лампочке; - брошенные окурки, использование огня любого типа (свечи, факел, бензиновая лампа) в пожароопасных местах; - переливание легковоспламеняющихся жидкостей по соседству с источником тепла, совместное складирование различных материалов, которые при соприкосновении самостоятельно возгораются (например, сдавливание воспламеняющегося материала – складывание мокрого сена); - самовозгорание в лесу, когда на земле валяется бутылка, которая на солнце превращается в линзу. 2. Дефекты электрических установок: - небрежное или неумелое использование электроплитки, утюга, чайника; - использование самодельных электрообогревателей; - самовозгорание телевизора; - включение многих приборов в одну розетку; - неумело (неправильно) проложенная электропроводка (перегрузка сети), использование самодельных предохранителей («жучков»). 3. Самовозгорание: - молнии, электрические приборы и т.д. Слайд 7 ЧТО ДЕЛАТЬ Сделайте недоступными друг для друга источники огня и топливо. Они могут быть отделены значительным расстоянием, негорючими предметами, разделе¬ны временем пользования. Следите, чтобы количество «топлива» (особенно неиспользуемых вещей в кладовках, на балконах и антресолях) было ограничено. А главное, пофантазируйте в каждом конкретном случае на тему: «Что делать, если ...». Слайд 8 Что делать при получении сигнала о пожаре во время урока в учебное время? Нужно: - бысто, но без паники и суеты собраться у выхода из кабинета; - при наличии сильного задымления намочить ватно-марлевые повязки (при их отсутствии носовые платки или матерчатые детали одежды), закрыть ими нос и рот; - по команде преподавателя быстро (при сильном задымлении – пригнувшись или ползком), но не бегом, покинуть здание школы по указанным им путям эвакуации; - построиться на безопасном специально отведённом месте (стадион, футбольное поле и т.д.); - после проверки преподавателем наличия учащихся действовать по его команде. Слайд 9 При обнаружении возгорания во внеурочное время (во время перемены, после уроков): - не пытаться тушить огонь самому; - немедленно сообщить об этом ближайшему работнику школы, преподавателю, техническим служащим; - покинуть здание школы. Слайд 10 ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В КВАРТИРЕ ЗАПОЛЫХАЛ ОГОНЬ? Если вы один, сначала поста¬райтесь справиться с огнем (когда очаг пожара носит локальный и простой характер), одновременно криками старай¬тесь привлечь внимание соседей. Чувствуете, что огонь укро¬тить не сможете, - звоните в по¬жарную охрану и покиньте квартиру. Если вы не один, одновременно вызывайте пожарную охрану и пытайтесь справиться с очагом огня. Ни в коем случае нельзя открывать окна, чтобы не дать подпитку огню кислородом. Слайд 11 НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ Вызывая пожарную охрану, не спешите скороговоркой крикнуть: «Караул!» и бросить трубку – вас могут не понять или не расслышать (тогда по-мощи не дождетесь). Сохраняя членораздельную речь, назо¬вите улицу, номер дома, подъ¬езд, код, этаж, номер квартиры (это может повлиять на тип и количество техники, которую направят к вам), а также крат¬ко сообщите, что, где и как долго горит, есть ли люди, от¬резанные огнем. Обязательно убедитесь, что вас поняли правильно. Следует также учесть, что в экстремальной ситуации человек может утратить способность логично мыслить и за¬быть даже собственное имя, по¬этому желательно, чтобы теле¬фонный номер пожарной охра¬ны в числе номеров других чрезвычайных служб был ука¬зан около аппарата. Слайд 12 При самостоятельном туше¬нии пожара нельзя тушить водой горящие предметы под напряже¬нием. В случае любого пожара в квартире первым делом обес¬точьте ее на входном электро¬щите. Не бойтесь остаться в темноте даже ночью – пока что-то горит, вы видите, что тушить. На случай пожара хорошо иметь в квартире углекислотный огнетушитель, допустим, марки ОУ-5. Его преимущество в том, что им можно тушить предметы под напряжением. Если финансовые затраты на приобретение огнетушителя вам не по плечу, разоритесь хо¬тя бы на садовый шланг дли¬ной не менее 7-8 метров. Традиционные ведра, тазики и чай¬ники на реальном пожаре край¬не неудобны. Рекомендуется шланг расположить на кухне (при пожаре электричество отключается, и в ванной будет темно, а на кухне всегда светло от уличного освещения), а так¬же обязательно проверить, до¬статочно ли плотно он одевает¬ся на трубку крана. Стимулом к приобретению этих элементарных средств бе¬зопасности может быть сравне¬ние стоимости 7 метров шлан¬га со стоимостью всего вашего имущества. Понимание бесцен¬ности вашей жизни и жизни ваших родственников, возмож¬но, подтолкнет вас к покупке огнетушителя. Слайд 13 ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ УГРОЖАЕТ ПОЖАР, НАЧАВШИЙСЯ В ДРУГОЙ КВАРТИРЕ? Если горящая квартира рас¬положена под вами или источ¬ник пожара находится ниже вашего этажа, имеет смысл по¬кинуть квартиру, когда от вы¬хода из подъезда или источни¬ка вас отделяет не более трех этажей. Если путь эвакуации будет большим, вы можете за¬дохнуться по дороге или ока¬заться отрезанным снизу ог¬нем. Во втором случае можете не успеть возвратиться назад, ибо опять же задохнетесь. Если источник находится выше вашего этажа и непосред¬ственной угрозы якобы нет (огонь, как известно, распро¬страняется вверх), все равно покиньте помещение и выйди¬те на улицу. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ Перед выходом из кварти¬ры отключите электричество на щите и позвоните в пожар¬ную охрану с сообщением о пожаре. Слайд 14 ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОЖАР ОТРЕЗАЛ ВАМ ПУТИ К ОТСТУПЛЕНИЮ? Закройте двери, решетки вентиляции, окна и форточки (огонь и дым наиболее активно распространяются по направлению движения воздуха). Если на вентиляционных решетках нет заслонок, закройте их мокрыми тряпками. Отключите электричество. Поливайте пол и вход¬ную дверь из шланга. Закройте нос и рот куском смоченной тка¬ни, чтобы защитить органы дыхания от горячего дыма. Ищите пути, по которым вы сможете покинуть квартиру и попасть на соседние балконы, спуститься вниз по импровизированной ве¬ревке, связанной по диагонали прямым узлом из мокрых простыней и пододеяльников и привязанной за батареи отопления (ес¬ли «веревка» не достанет до земли, то хотя бы даст шанс спус¬титься ниже линии огня). НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ Использование обычных фильтрующих противогазов в подобных случаях неэффектив¬но, поскольку они не восстанав¬ливают недостаток кислорода, однако в экстренной ситуации такой противогаз очищает воз¬дух лучше, чем мокрая повяз¬ка. Для дыхания в задымлен¬ном помещении можно также использовать кусок шланга (ес¬ли снизу нет открытого огня), опущенного из окна вниз. Слайд 15 КАК ПРАВИЛЬНО ТУШИТЬ ИСТОЧНИК ОГНЯ? При тушении огня полезно помнить, что здесь решаются две основные задачи – сниже¬ние температуры в зоне возгорания и ограничение доступа воз-духа к горящему объекту. Отсюда легко сделать вывод, что главная задача при тушении во¬дой – не просто лить ее в одну точку, а направлять по всему по¬лю огня. Тушение следует на¬чинать не с середины поля огня, а с ближнего к вам края. Если горит телевизор, не пы¬тайтесь потушить его, набра¬сывая на него покрывала. Про¬блему это, скорее всего, не ре¬шит, а «дров» в костер приба¬вит. Лучше всего отключить электричество и, досчитав до тридцати, потушить телевизор водой. В заключение хотелось бы напомнить, что приведенные выше советы – лишь общие формулы. Их нельзя воспри¬нимать как догму, ведь каж¬дая ситуация уникальна по су¬ти и требует поиска нестан¬дартных путей решения. Немного предвидения, минимум подготовленных средств, чуть-чуть фантазии, и вы спасете жизнь себе и своим близким. Слайд 16 ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ Не менее острая проблема связана с дорожно-транспортными происшествиями. Ежегодно в России даже по заниженным данным в результате несоблюдения норм безопасности на дорогах и улицах гибнет около 30 тысяч человек. Слайд 17 В Брянской области в прошлом году пожарно-спасательные подразделения выезжали на ДТП более 1300 раз, было спасено более 600 человек, но, к сожалению, погибло более 170 и ранено более 1600 человек. Слайд 18 Возникновениям происшествий с детьми «способствуют» следующие нарушения с их стороны: - переход через проезжую часть в неустановленном месте; - неподчинение сигналам регулирования; - неожиданный выход из-за сооружений, деревьев; - ходьба вдоль проезжей части; - игра на проезжей части; - управление велосипедом, транспортом. Больше всего детей получают травмы как пешеходы. Аварии могут преследовать вас и когда вы едете в общественном транспорте. Для обеспечения личной безопасности при движении в общественном транспорте выполняйте следующие рекомендации. Слайд 19 Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обра¬тите внимание на расположение аварийных и запасных выходов. Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электриче¬ством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае вос¬пользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и вы¬давив стекло. Слайд 20 В случае пожара в салоне сообщи¬те об этом водителю, откройте две¬ри (с помощью аварийного откры¬вания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликви¬дации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Вы¬бирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством. Слайд 21 При невозможности быстро ликвидировать возгорание отойдите от транспортного средства на безопасное расстояние, так как может взорваться топливный бак. В радиусе опасной зоны (не менее 10 метров) не должно быть людей. Слайд 22 В какой бы ситуации вы ни оказались, первым делом успокойтесь, постарайтесь вспомнить, как правильно действовать, рассчитайте свои силы, и тогда вы сможете помочь себе и другим людям, попавшим в беду.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2019