«Технология формирования УУД
на начальном этапе математического образования»
«Усилия детей должны быть сосредоточены на
выработке умений договариваться, обмениваться
мнениями, понимать и оценивать друг друга и
вести себя так, «как это делают настоящие
школьники»
Г.А. Цукерман
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна.
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УУД:
ü обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
ü создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствущих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида: 1) личностные; 2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции);
3) познавательные; 4) коммуникативные.
На уроках математики одновременно формируются практически все виды универсальных учебных действий.
Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий
Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Характеристика УУД |
Приоритетные направления в формировании отдельных видов УУД |
Значение УУД для обучения |
|
|
Умение общаться, взаимодействовать с окружающими, устанавливать конструктивное общение.
|
- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;
- развитие речевой деятельности; |
Приобретение учащимися умений работать в группе и приобретение опыта такой работы. Практическое освоение учащимися морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
Приобретение учащимися навыков постановки и решения многообразных коммуникативных задач, умений действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; умений устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.
Приобретению учащимися опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. |
|
|
Содержание данного вида УУД |
Система условий для формирования данного вида УУД |
Основные типы задач по формированию данного вида УУД |
Результаты развития УУД |
|
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
- разрешение конфликтов
- управление поведением партнера
- выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- владение монологической и диалогической формами речи |
1.Оказание поддержки и содействия тем, от кого зависит достижение цели.
2.Обеспечение бесконфликтной совместной работы в группе.
3.Установление с окружающими теплых отношений взаимопонимания.
4.Использование эффективных групповых обсуждений.
5.Обеспечение обмена знаниями между членами группы для принятия продуктивных решений.
6.Адекватное реагирование на нужды других.
7.Демократический стиль сотрудничества учителя и учащихся. |
- на организацию и осуществление сотрудничества
- на учет позиции партнера
- на передачу информации и отображение предметного содержания
- ролевые игры
- групповые игры |
- умение слушать и слышать друг друга - умение выражать свои мысли
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
- умение интересоваться чужим мнением и высказывать собственное
- умение вести диалог
- готовность к выработке общей позиции при обсуждении разных точек зрения
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения - умение определять цели и функции членов группы
- умение планировать общие способы работы
- умение производить обмен знаниями между членами группы
- способность брать на себя инициативу
- способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов - умение разрешать конфликты |
|
Технологическая карта
урока математики в 3 классе
Предмет: Математика
Учебник: «Математика. 3 кл.» М.И.Моро, М.А.Бантова
Тема: Площадь прямоугольника
Тип урока: Урок открытия нового знания (технология деятельностного
метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Образовательная
цель:
1. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов:
«длина», «ширина»;
2. Сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата;
3. Углубить и расширить представление детей о фигурах.
Планируемые
результаты:
Личностные УУД:
– Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Уметь работать по коллективно составленному плану;
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Слушать и понимать речь других;
Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
–
Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
– Уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата).
Основные понятия длина, ширина, площадь
Ресурсы:
–
мультимедийный проектор,
– презентация;
– словари.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1.Мотивирование к учебной деятельности. |
–
Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне, ведь: «С маленькой удачи
начинается большой успех!»
–
Чтобы вы хотели пожелать сегодня на уроке своему соседу по парте. –Мы
сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? |
Слушают учителя, психологический настрой Мы
– умные! Учащиеся
высказывают пожелания своему соседу. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний
|
1. Самостоятельная работа (6
+ 2) · 4 = 2. Повторение геометрических понятий. Какие
геометрические фигуры вы знаете? – Соедините
фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно. Слайд
5: Геометрические фигуры Слайд
6: 4)
Вспомним алгоритм нахождения периметра. |
Ответы: 32 35 20 10 10 4 6
Ответы детей.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Круг,
луч, точка.
Работа
в парах.
Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.
Решают задачу на нахождение периметра. Чертят в тетради прямоугольник. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Создание проблемной ситуации
|
Задача
на нахождение площади. |
Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.
|
Регулятивные:
целеполагание. Коммуникативные:
постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4.Формулирование проблемы (темы и цели урока)
|
–
Смогли выполнить задание? Слайд
10: тема урока «Площадь прямоугольника» Познакомимся с… Сформируем умения… Развиваем… Воспитываем… Слайд 11: 1.
Как можно сравнить эти фигуры?
Слайд
14: |
Формулируют
учебную проблему.
Работа в паре
Площадь больше
Работа в группе |
Коммуникативные:
постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
5. Выдвижение гипотез
|
–
Предположите, как можно найти площадь прямоугольника?
Слайд
17: |
Дети высказывают свои предположения – Разбить прямоугольник на квадратные сантиметры, подсчитать их количество и узнать площади. Разбивают прямоугольник на квадратные сантиметры. Подсчитывают квадратные сантиметры. |
Регулятивные:
планирование, прогнозирование. Познавательные:
моделирование. Логические
– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6.Открытие нового знания
|
Слайд
18: Сосчитайте число квадратов, расположенных в первом ряду по длине прямоугольника. – Сосчитайте количество таких рядов. –
Как найти площадь не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры?
Слайд
19: Слайд
20: |
– Их количество равно длине прямоугольника. –
Их количество равно ширине прямоугольника. Дети делают вывод, о нахождении площади прямоугольник Составление алгоритма в группе |
Регулятивные:
контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7.Формулирование нового знания . |
Слайд
21:
– Обозначим площадь буквой S, длину – буквой a, ширину – буквой b. Записать правило в виде формулы. |
Делают вывод: S = a•b Составление алгоритма в группе |
|
8. Физминутка
|
«Мы
– чертёжники». |
|
|
9. Применение нового знания
|
Площадь
какой фигуры мы учились находить? |
Выполняют задание самостоятельно Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. |
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
10. Повторение и закрепление полученного ранее. |
1. Давайте решим задачу в учебнике на стр.57 №4
|
Решают задачу |
Регулятивные:
контроль, коррекция. Личностные: самоопределение. |
11. Домашнее задание
|
Дает
инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Знакомятся с заданием, слушают инструкцию |
|
12. Рефлексия деятельности. |
Какое открытие вы сделали на уроке? – Назовите цель нашего урока. – Какое задание было для вас самым интересным? Самым трудным? – Где в реальной жизни может возникнуть необходимость вычислить площадь прямоугольника? |
Отвечают на вопросы |
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.