Технологическая карта урока по учебному предмету "Русский язык" в 3-ем классе на тему "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?".
Тип урока: |
Изучение нового материала. |
Авторы УМК: |
В.П. Канакина "Школа России" |
Цель урока: |
Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
ПРЕДМЕТНЫЕ: -познакомить обучающихся с новой значимой частью слова – суффиксом, - учить находить его в слове, - учить образовывать с
помощью суффиксов новые слова, умение применять изученное правило.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполнение задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.
Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в парах, группе, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.
Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.
· Личностные УУД: o формирование ценностно-смысловой ориентации; o развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала. · Регулятивные УУД: o постановка учебной задачи с учётом имеющихся знаний и знаний, полученных в процессе урока; o умение планировать свою работу; o учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность. · Познавательные УУД: o формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей; o постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск её решения. · Коммуникативные УУД: o умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; o формирование умения слаженно работать в группе, паре; o формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, владея умело речью. |
Оборудование: |
Словарь С.И. Ожегова, зашифрованное слово (чистописание), интерактивная доска, мяч, мешочки с крупами (система Базарного), карточки (сам. работа), иллюстрации животных, конверты с заданиями для групп, игра «Шифровальщик», светофор, листочки разного цвета (рефлексия).
|
Образовательные ресурсы: |
Презентация к уроку, мультимедийное пособие «Тренажер. Разбор слова по составу», карточки для индивидуальных и групповых работ, иллюстрированные карточки для словарной работы, рефлексии урока, анаграмма с зашифрованным словом (чистописание).
|
№ п/п |
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Организационный момент. |
Психологический настрой. |
Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями. Порадуйте меня, своих друзей, гостей своими успехами. Повернитесь друг к другу лицом, возьмитесь за руки и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее. Улыбнитесь друг другу. Тихонько сели.
|
|
Включение в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Мобилизующее начало урока.
|
|
- Сегодня у нас обычный и необычный урок. Обычный – потому, что как и на обычном уроке, мы будем искать ответы на вопросы, выполняя различные задания. А необычный – потому, что это будет урок – соревнование.
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Чистописание. |
На доске зашифровано слово (СОЛНЦЕ) в виде анаграммы.
|
- Ребята, посмотрите на доску и назовите, какие буквы вы видите. Мы их будем прописывать в соединении заглавную со строчной.
Нн, Ее, Цц, Сс Оо, Лл
нижнее верхнее соединение соединение
Ярко светит
…сен…ее
- Какое слово зашифровано? (СОЛНЦЕ) - Пропишем это слово. Что интересного в этом слове Вы заметили? (непроизносимый согласный). Как проверить? - Солнце так ярко стало светить, что растопило предложение (вывешиваю солнце).
|
Дети находят буквы и расшифровывают слово. Составляют предложение.
|
Подготовка к определению темы урока.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Работа над предложением. |
|
- Прочитайте слова. -Какое слово будет первым? Почему? - А теперь составьте предложение. - Кто по другому составил предложение? a) Прежде чем записать предложение, давайте объясним какие буквы надо вставить (ПТИЧКИ с удвоенными согласными и безударным гласным в клювиках!!!)
- Какое правило встретилось в слове ОСЕННЕЕ? – осень - Мы к этому слову вернемся чуть позже.
b) Запись предложения (его повторить!)
Ярко светит осеннее солнце.
- Разбор предложения по членам.
- Характеристика предложения: · По цели высказывания (повеств.) · По интонации (невоскл.) · Простое · Распростр. |
Доказываю, подбирают проверочное слово (устно). |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Физкультминутка (с мячом, СТОЯ)+ дыхательные упражнения + АКТУАЛИЗАЦИЯ знаний.
|
Игра с мячом. |
· Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием) · Общая часть родственных слов называется…(корнем) · Как называется последний месяц осени…(ноябрь) · Что находится между городом и селом? (и) · Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка) · Назовите антоним к слову враг…(друг) · Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о) · Сколько гласных букв в алфавите? (10)
|
Ловят мяч и называют ответ. |
Тематическая физминутка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Словарная работа (связь с окружающим миром).
|
Система Базарного В.Ф. |
- Сейчас я вам зачитаю загадки, а вы запишите отгадки (МЕШОЧКИ С КРУПАМИ НА ГОЛОВЕ).
1. Говорят, что он тяжёлый, И не дружит с ним бездельник. На работу, в садик, в школу Отправляет ... ( Понедельник)
2. Я – и свежий, и соленый. Весь пупырчатый, зеленый.
3. Весь в заботах спозаранку, Нас напоит и накормит. Он вторым стоит по рангу. Ну, конечно, это …. (Вторник)
4.
Он
нам дарит сок томатный,
5. В поездах, в цехах, в машинах Этот день всегда в трудах. Он – недели середина, Ну, а попросту, … (Среда)
ВЗАИМОПРОВЕРКА!!! (дети меняются тетрадями, если все правильно на полях карандашом ставят +, если допущена ошибка - . - А теперь посмотрите на доску, проверьте еще раз.
На доске: понедельник огурец вторник животных помидор среда
- На какие две группы можно разделить эти слова? Кто заметил? * дни недели * овощи
- Можно ли проверить безударные гласные в этих словах? - Какие это слова? (словарные). - Что мы должны сделать? (Запомнить их).
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ к деятельности
На доске картинки:
- Посмотрите на эти картинки. - Назовите, что изображено на этих картинках? (помидор)(огурец) - А как вы назовёте эти же овощи маленького размера, уменьшительно-ласкательном значении? (помидорчик) (огурчик) - Запишем в тетрадь парами эти слова:
Помидор – помидорчик
Огурец – огурчик (чередование Ц/Ч)
- Как вы получили новые слова? (добавили новую часть после корня) - Давайте выделим корень в этих словах? - Назовите окончания. (Нулевые) - Как найти в слове окончание? (Чтобы найти в слове окончание, надо изменить форму слова)
- А теперь вернёмся к слову ОСЕННЕЕ. - от какого слова оно образовано? Подберите однокоренное слово.
Осеннее – осень - Какой корень в этих словах? - Назовите окончание. - А что же еще нам встретилось в слове осеннее? (суффикс Н)
- Кто знает, как называется часть слова, которая стоит после корня перед окончанием?
После корня он стоит Перед окончанием. Если я его сменю Другое слово получу. Обозначаю уголком Называю «СУФФИКСОМ». |
Мешочки на голове и выполняют задание. Ровная, правильная осанка. (здоровьесбережение)
Взаимопроверка. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Определение темы урока и задачи.
|
Открываю тему урока на доске. |
- О какой части слова мы будем сегодня говорить? - Так кто же назовет тему урока? (Что такое суффикс?). А цель урока? (мнения детей) - Что вы хотите узнать о суффиксе? (Что такое суффикс? Где находится суффикс? Для чего служит суффикс?) - Какие задачи мы поставим на уроке? Постановка проблемы. Мы должны понять: · Что такой суффикс? · Где стоит суффикс? · Что образуют суффиксы? · Почему суффикс – значимая часть слова?
ИТАК: Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке.
- Ребята, а где же мы можем узнать что такое суффикс? Значение нового слова? (толковый словарь, интернет…)
1 ученик – находит значение слова в толковом словаре Ожегова С.И.
2 ученик в интернете (д/з было дано) – Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что означает «прикреплённый».
|
Дети формулируют задачи урока .
Ученик зачитывает значение слова из словаря С.И. Ожегова.
|
Определение темы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Групповая работа.
|
Работа по группам (конверты раздаются с заданием). |
I группа Образовать с помощью суффиксов – ок или – ик новые слова.
Гриб - ….. Стол - ….. Зуб - …. Дуб - … Лист - ….
- Сделать вывод: · где стоит суффикс? · Для чего служит суффикс?
II группа
- Найдите в словах суффикс.
Травка
подберите однокоренное слово
без суффикса с другим суффиксом
трава травинка травушка
домик
подберите однокоренное слово
без суффикса с другим суффиксом
дом домище
- Как найти в слове суффикс? (часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием и будет суффиксом)
III группа
Образовать с помощью суффиксов – оили – ик новые слова.
|
Защита групп.
(правило несколько человек рассказывают)
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Работа с интерактивной доской.
|
Интерактивная доска |
А) Игра «Яблоня». Б) Игра «Помоги мышке спуститься по склону» ВЫВОД: - Как же проверить безударный гласный в корне слова.
|
Каждый ученик выходит к доске и работает с интерактивной доской. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Физминутка (для глаз)
|
Система Базарного В.Ф. |
- Поднимите глаза вверх, вниз. - Вправо, влево. - Поставьте руку на локоток перед собой. Посмотрите на палец, затем на круг (на доске).
|
Дети выполняют упражнения. |
Ценностное отношение к здоровому образу жизни.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Работа с карточками по вариантам (индивидуальная работа).
|
Карточки. |
- Посмотрите на карточки. - Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить? (самоопределение задания) Iв. IIв. …-ч.сы …-с.ва …-л.сток …-р.ды …-хл.бный …-сп.ртивный
ВЫВОД: - Как же проверять безударные гласные в корне слова?
|
Рассказывают правило. |
Самостоятельная работа.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Итог урока.
|
|
- Чем занимались на уроке? - Чему был посвящен наш урок? (повторение алгоритма и правила).
|
Заслушиваются ответы детей. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Игра «Шифровальщик».
|
Карточки «рассыпаны» на доске, дети расставляют их в правильном порядке и читают слово хором. |
Ы О Д М Ц Л О
- Поменяйте буквы местами, чтобы получилось слово. (МОЛОДЦЫ) - Прочитайте это слово.
- Чего не хватает? !
- А теперь давайте прочитаем это слово дружно, все вместе, выразительно, используя !.
|
|
Развитие коммуникативной компетенции
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Рефлексия. |
Зеленое дерево на доске без листочков.
Дерево с листочками. |
- Пока мы с вами работали, солнышко так ярко светило, что у нас выросло ДЕРЕВО.
- А дерево это не простое!!! - Как вы думаете, чего не хватает? (листьев) - А какое правило встретилось в этом слове? Как проверить? - Посмотрите в конвертики. Там лежат …что? …. ЛИСТОЧКИ - Какого цвета? (зеленые, желтые, красные). - Давайте с вами украсим дерево! (приклеивают листочек на дерево) ЗЕЛЕНЫЙ листочек – кому на уроке было легко работать, все понятно. ЖЕЛТЫЙ листочек – у кого возникли затруднения, но вы сумели справиться с ними. КРАСНЫЙ листочек – кому еще требуется помощь учителя. - Ребята, а что напоминают вам эти цвета? На что они похожи? (СВЕТОФОР)
|
Учащиеся выходят и прикрепляют листочек, выбранного ими цвета. |
Создание ситуации успеха.
Самооценка.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Беседа по ПДД.
|
Повторение ПДД. |
- Для чего придуман желтый сигнал светофора? (показываю круг )
- Для чего придуман зеленый сигнал светофора? (показываю )
- Для чего придуман красный сигнал светофора? (показываю )
Соберите светофор. - - Ну и самый сложный вопрос: - Как нужно переходить дорогу, если переход не оборудован светофором?
|
Заслушиваются ответы детей.
Собирают светофор. |
|
Корень в слове «огурец»
В слове «огурец» не выделяется суффикс -ец-, все слово является корнем.
Является ли в слове «огурец» часть —ец- суффиксом? Как выделить корень слова?
Обратимся к происхождению этого слова. Название огородной культуры из семейства тыквенных «огурец» произошло с помощью суффикса -ец- от утраченного в современном языке слова «огур«, которое пришло к нам из Греции.
Теперь этимологический суффикс уже не выделяется в слове, произошло его сращение с производящей основой слова. Слово «огурец» воспринимается как единое целое, в чем мы убедимся, подобрав родственные слова. Как известно, общая часть родственных слов является корнем, в котором заключено основное лексическое значение слова.
Огурец — огурч-ик, огуреч-ик, огуреч-ник, огуреч-ный.
Как видим, общей частью родственных слов является одна и та же с чередованием звуков
ц//ч и беглым звуком «е» : огурец-/ огуреч-/ огурч-.
Следовательно, огурец — это корень слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.