Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?", 3 класс
Оценка 4.9

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?", 3 класс

Оценка 4.9
docx
07.10.2024
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?", 3 класс
Конспект урока русский язык Школа России.docx

Технологическая карта урока по учебному предмету "Русский язык" в 3-ем классе на тему "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?".

 

Тип урока:

Изучение нового материала.

Авторы УМК:

В.П. Канакина "Школа России"

Цель урока:

Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-познакомить обучающихся с новой значимой частью слова – суффиксом,

- учить находить его в слове,

- учить образовывать с помощью суффиксов новые слова, умение применять изученное правило.

- обучающие
 - сформировать устойчивое представление  о суффиксе как части слова, Познакомить с  ролью суффикса.
-развивающие -
 содействовать развитью орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, умению работать самостоятельно и делать выводы.

-воспитательные -
 воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его изучению.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

 

Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполнение задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.

 

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.

 

Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в парах, группе, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.

 

Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.

 

 

·     Личностные УУД: 

o    формирование ценностно-смысловой ориентации;

o    развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.

·     Регулятивные УУД:

o    постановка учебной задачи с учётом имеющихся знаний и знаний, полученных в процессе урока;

o    умение планировать свою работу;

o    учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою    деятельность.

·     Познавательные УУД:

o    формирование логических действий анализа, сравнения, установления  причинно- следственных связей;

o    постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск её решения.

·     Коммуникативные УУД:

o    умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;

o    формирование умения слаженно работать в группе, паре;

o    формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, владея умело речью.

Оборудование:

Словарь С.И. Ожегова, зашифрованное слово (чистописание), интерактивная доска, мяч, мешочки с крупами (система Базарного), карточки (сам. работа), иллюстрации животных, конверты с заданиями для групп, игра «Шифровальщик», светофор, листочки разного цвета (рефлексия).

 

 

Образовательные ресурсы:

Презентация к уроку, мультимедийное пособие «Тренажер. Разбор слова по составу», карточки для индивидуальных и групповых работ, иллюстрированные карточки для словарной работы, рефлексии урока, анаграмма с зашифрованным словом (чистописание).

 

 

 

№ п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Организационный момент.

Психологический настрой.

Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями. Порадуйте меня, своих друзей, гостей своими успехами.

Повернитесь  друг к  другу лицом, возьмитесь за руки и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее. Улыбнитесь друг другу. Тихонько сели.

 

 

 

Включение в деятельность на

личностно-значимом

уровне.

 

2.

Мобилизующее начало урока.

 

 

- Сегодня у нас обычный и необычный урок. Обычный – потому, что как и на обычном уроке, мы будем искать ответы на вопросы, выполняя различные задания.

А необычный – потому, что это будет урок – соревнование.

 

 

 

3.

Чистописание.

На доске зашифровано слово  (СОЛНЦЕ) в виде анаграммы.

 

 

- Ребята, посмотрите на доску и назовите, какие буквы вы видите. Мы их будем прописывать в соединении заглавную со строчной.

 

Нн, Ее, Цц, Сс              Оо, Лл                

 

 нижнее                       верхнее

соединение               соединение

 

   Ярко               светит

 

 

 …сен…ее

 

 

- Какое слово зашифровано? (СОЛНЦЕ)

- Пропишем это слово. Что интересного в этом слове Вы заметили? (непроизносимый согласный). Как проверить?

- Солнце так ярко стало светить, что растопило предложение (вывешиваю солнце).

 

Дети находят буквы и расшифровывают слово.

Составляют предложение.

 

Подготовка к определению темы урока.

 

4.

Работа над предложением.

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте слова.

-Какое слово будет первым?  Почему?

- А теперь составьте предложение.

- Кто по другому составил предложение?

a)    Прежде чем записать предложение, давайте объясним какие буквы надо вставить  (ПТИЧКИ с удвоенными согласными и безударным гласным в клювиках!!!)

 

- Какое правило встретилось в слове ОСЕННЕЕ? – осень

- Мы к этому слову вернемся чуть позже.

 

b)    Запись предложения (его повторить!)

 

Ярко светит  осеннее солнце.

 

 


- Разбор предложения по членам.

 

- Характеристика предложения:

·         По цели высказывания (повеств.)

·         По интонации (невоскл.)

·         Простое

·         Распростр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доказываю,

подбирают проверочное слово (устно).

 

5.

Физкультминутка (с мячом, СТОЯ)+ дыхательные упражнения

+ АКТУАЛИЗАЦИЯ знаний.

 

Игра с мячом.

·         Часть слова, которая служит для  связи  слов   в предложении, называется…(окончанием)

·         Общая часть родственных слов называется…(корнем)

·         Как называется последний месяц осени…(ноябрь)

·         Что находится между городом и селом? (и)

·         Часть слова, которая стоит  перед  корнем и служит для образования новых слов…(приставка)

·         Назовите антоним к слову враг…(друг)

·         Чем кончается лето и начинается осень?  (буквой  о)

·         Сколько гласных букв в алфавите? (10)

 

Ловят мяч и называют ответ.

Тематическая физминутка

6.

Словарная работа

(связь с окружающим миром).

 

Система Базарного В.Ф.

- Сейчас я вам зачитаю загадки, а вы запишите отгадки (МЕШОЧКИ С КРУПАМИ НА ГОЛОВЕ).

 

1.      Говорят, что он тяжёлый, 

       И не дружит с ним бездельник. 

       На работу, в садик, в школу 

       Отправляет ... ( Понедельник)

 

2.      Я – и свежий, и соленый.

Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок…(Огурец)

 

3.      Весь в заботах спозаранку, 

       Нас напоит и накормит. 

       Он вторым стоит по рангу. 

       Ну, конечно, это ….  (Вторник)

 

4.      Он нам дарит сок томатный,
Вкусный, нежный, ароматный.
Любит солнышко синьор -
Красный спелый…(Помидор)

 

5.      В поездах, в цехах, в машинах 

        Этот день всегда в трудах. 

        Он – недели середина, 

        Ну, а попросту, … (Среда)

 

 ВЗАИМОПРОВЕРКА!!!

(дети меняются тетрадями, если все правильно на полях карандашом ставят +, если допущена ошибка - .

- А теперь посмотрите на доску, проверьте еще раз.

 

На доске:

понедельник                                                               

огурец                                                                                       

вторник                                                                                                                                       животных

помидор

среда

 

- На какие две группы можно разделить эти слова? Кто заметил?

* дни недели

* овощи

 

- Можно ли проверить безударные гласные в этих словах?

- Какие это слова? (словарные).

- Что мы должны сделать? (Запомнить их).

 

 

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ к деятельности

 

На доске картинки:

http://skachat-kartinki.ru/img/picture/Nov/12/e1f52e430b44f41a3fc821da63940523/mini_2.jpg,http://ravden.3dn.ru/Raskraski/Ovoschi-Frukty-Jagody/3041.jpg
http://skachat-kartinki.ru/img/picture/Nov/12/e1f52e430b44f41a3fc821da63940523/mini_2.jpg
http://ravden.3dn.ru/Raskraski/Ovoschi-Frukty-Jagody/3041.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Посмотрите на эти картинки.

- Назовите, что изображено на этих картинках? (помидор)(огурец)

- А как вы назовёте эти же овощи маленького размера, уменьшительно-ласкательном значении? (помидорчик) (огурчик)

 - Запишем в тетрадь парами эти слова:

 


Помидор – помидорчик

 


Огурец – огурчик

(чередование Ц/Ч)

           

- Как вы получили новые слова? (добавили новую часть после корня)

- Давайте выделим корень в этих словах?

- Назовите окончания. (Нулевые)

- Как найти в слове окончание? (Чтобы найти в слове окончание, надо изменить форму слова)

 

- А теперь вернёмся к слову ОСЕННЕЕ.

- от какого слова оно образовано? Подберите однокоренное слово.

 

Осеннее – осень

- Какой корень в этих словах?

- Назовите окончание.

- А что же еще нам встретилось в слове осеннее? (суффикс Н)

 

- Кто знает, как называется часть слова, которая стоит после корня перед окончанием?

 

После корня он стоит

Перед окончанием.

Если я его сменю

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю «СУФФИКСОМ».

Мешочки на голове и выполняют задание. Ровная, правильная осанка. (здоровьесбережение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка.

 

7.

Определение темы урока и задачи.

 

Открываю тему урока на доске.

- О какой части слова мы будем сегодня говорить?

- Так кто же назовет тему урока?  (Что такое суффикс?).

А цель урока? (мнения детей)

- Что вы хотите узнать о суффиксе? (Что такое суффикс? Где находится суффикс? Для чего служит суффикс?)

- Какие задачи мы поставим на уроке?

Постановка проблемы.

Мы должны понять:

·         Что такой суффикс?

·         Где стоит суффикс?

·         Что образуют суффиксы?

·         Почему суффикс – значимая часть слова?

 

ИТАК: Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке.

 

- Ребята, а где же мы можем узнать что такое суффикс? Значение нового слова? (толковый словарь, интернет…)

 

1 ученик – находит значение слова в толковом словаре Ожегова С.И.

 

2 ученик в интернете (д/з было дано) – Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что означает «прикреплённый».

 

Дети формулируют задачи урока .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик зачитывает значение слова из словаря С.И. Ожегова.

 

 

Определение темы.

8.

Групповая работа.

 

Работа по группам (конверты раздаются с заданием).

I группа

Образовать с помощью суффиксов – ок или – ик новые слова.

 

Гриб - …..

Стол - …..

Зуб - ….

Дуб - …

Лист - ….

 

- Сделать вывод:

·         где стоит суффикс?

·         Для чего служит суффикс?

 

II группа

 

- Найдите в словах суффикс.

 

                                Травка

 


подберите однокоренное слово

 


без суффикса        с другим суффиксом

 


   трава                        травинка

                                 травушка

 

домик

 

подберите однокоренное слово

 


без суффикса        с другим суффиксом

 

 


      дом                    домище

 

 

- Как найти в слове суффикс?

 (часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием и будет суффиксом)

 

 

 

III группа

 

Образовать с помощью суффиксов – оили – ик новые слова.

 

 

 

 

 

 

 

Защита групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(правило несколько человек рассказывают)

 

 

 

9.

 Работа с интерактивной доской.  

 

Интерактивная доска

А) Игра «Яблоня».

Б) Игра «Помоги мышке спуститься по склону»

ВЫВОД: - Как же проверить безударный гласный в корне слова.

 

Каждый ученик выходит к доске и работает с интерактивной доской.

 

10

Физминутка (для глаз)

 

Система Базарного В.Ф.

- Поднимите глаза вверх, вниз.

- Вправо, влево.

- Поставьте руку на локоток перед собой.

Посмотрите на палец, затем на круг (на доске).

 

 

 

Дети выполняют упражнения.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

 

 

11

Работа с карточками  по вариантам (индивидуальная работа).

 

Карточки.

- Посмотрите на карточки.

- Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить? (самоопределение задания)

       Iв.                        IIв.

…-ч.сы                         …-с.ва

…-л.сток                       …-р.ды

…-хл.бный                    …-сп.ртивный

 

ВЫВОД: - Как же проверять безударные гласные в корне слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают правило.

Самостоятельная работа.

 

12

Итог урока.

 

 

- Чем занимались на уроке?

- Чему был посвящен наш урок?  (повторение алгоритма и правила).

 

Заслушиваются ответы детей.

 

13

Игра «Шифровальщик».

 

Карточки «рассыпаны» на доске, дети расставляют их в правильном порядке и читают слово хором.

 

 

  Ы    О     Д      М      Ц      Л     О

 

- Поменяйте буквы местами, чтобы получилось слово.  (МОЛОДЦЫ)

- Прочитайте это слово.

 

- Чего не хватает?               !

 

- А теперь давайте прочитаем это слово дружно, все вместе, выразительно, используя !.

 

 

Развитие коммуникативной компетенции

 

14

Рефлексия. 

 

 

 

Зеленое дерево на доске без листочков.

 

 

 

 

 

Дерево с листочками.

- Пока мы с вами работали, солнышко так ярко светило, что у нас выросло ДЕРЕВО.

 

http://knitly.com/wp-content/uploads/2010/09/tayra20100911_104621_thumb.jpghttp://pixelbrush.ru/uploads/posts/2009-02/1233826343_the_isolated_tree_vector.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А дерево это не простое!!!

- Как вы думаете, чего не хватает? (листьев)

- А какое правило встретилось в этом слове? Как проверить?

- Посмотрите в конвертики. Там лежат …что? …. ЛИСТОЧКИ

- Какого цвета? (зеленые, желтые, красные).

- Давайте с вами украсим дерево! (приклеивают листочек на дерево)

ЗЕЛЕНЫЙ листочек – кому на уроке было легко работать, все понятно.

ЖЕЛТЫЙ листочек – у кого возникли затруднения, но вы сумели справиться с ними.

КРАСНЫЙ листочек – кому еще требуется помощь учителя.

- Ребята, а что напоминают вам эти цвета? На что они похожи? (СВЕТОФОР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выходят и прикрепляют листочек, выбранного ими цвета.

Создание ситуации успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

 

15

Беседа по ПДД.

 

Повторение ПДД.

- Для чего придуман желтый сигнал светофора? (показываю круг            )

 

 

- Для чего придуман зеленый сигнал светофора? (показываю             )

 

 

- Для чего придуман красный сигнал светофора?  (показываю            )

 

 

Соберите светофор.

- - Ну и самый сложный вопрос:

- Как нужно переходить дорогу, если переход не оборудован светофором?

 

Заслушиваются ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Собирают светофор.

 

 

 

 

 

 

 

 

Корень в слове «огурец»

В слове «огурец» не выделяется суффикс -ец-, все слово является корнем.

Является ли в слове «огурец» часть —ец- суффиксом? Как выделить корень слова?

Обратимся к происхождению этого слова. Название огородной культуры из семейства тыквенных «огурец» произошло с помощью суффикса -ец- от утраченного в современном языке слова «огур«, которое пришло к нам из Греции.

Теперь этимологический суффикс уже не выделяется в слове, произошло его сращение с производящей основой слова. Слово «огурец» воспринимается как единое целое, в чем мы убедимся, подобрав родственные слова. Как известно, общая часть родственных слов является корнем, в котором заключено основное лексическое значение слова.

Огурец — огурч-ик, огуреч-ик,  огуреч-ник, огуреч-ный.

Как видим, общей частью родственных слов является одна и та же  с чередованием звуков

ц//ч и беглым звуком «е» : огурец-/ огуреч-/ огурч-.

Следовательно, огурец — это корень слова.


 

Технологическая карта урока по учебному предмету "Русский язык" в 3-ем классе на тему "Что такое суффикс?

Технологическая карта урока по учебному предмету "Русский язык" в 3-ем классе на тему "Что такое суффикс?

Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования

Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования

Образовательные ресурсы:

Образовательные ресурсы:

Этап урокаСодержаниеДеятельность учителяДеятельность учащихсяРезультат 1

Этап урокаСодержаниеДеятельность учителяДеятельность учащихсяРезультат 1

Запись предложения (его повторить!)

Запись предложения (его повторить!)

Ну, конечно, это …. (Вторник) 1

Ну, конечно, это …. (Вторник) 1

А как вы назовёте эти же овощи маленького размера, уменьшительно-ласкательном значении? (помидорчик) (огурчик) -

А как вы назовёте эти же овощи маленького размера, уменьшительно-ласкательном значении? (помидорчик) (огурчик) -

Ребята, а где же мы можем узнать что такое суффикс?

Ребята, а где же мы можем узнать что такое суффикс?

Образовать с помощью суффиксов – о или – ик новые слова

Образовать с помощью суффиксов – о или – ик новые слова

Рефлексия. Зеленое дерево на доске без листочков

Рефлексия. Зеленое дерево на доске без листочков

Корень в слове «огурец» В слове «огурец» не выделяется суффикс -ец- , все слово является корнем

Корень в слове «огурец» В слове «огурец» не выделяется суффикс -ец- , все слово является корнем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2024