Технологическая карта "Держава Александра Македонского"
Оценка 4.6

Технологическая карта "Держава Александра Македонского"

Оценка 4.6
docx
15.06.2020
Технологическая карта "Держава Александра Македонского"
техкарта Держава Александра Македонского.docx

Технологическая карта урока

Тема: Держава Александра Македонского

1.     Тип урока: получение новых знаний

2.     Цель: достичь образовательных результатов

·        Личностные результаты

сформировать отношение к историческим личностям изучаемой эпохи, занять свою позицию по отношению к Александру Македонскому, понимать роль его личности в истории. Воспитывать интерес к историческому прошлому,  уважение к истории.

·        Метапредметные результаты

Регулятивные:

Ставить образовательные цели, планировать результаты их достижения, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, развивать навыки анализа и самоанализа, уметь правильно делать самостоятельные выводы и суждения.

Познавательные:

Уметь давать определения понятиям. Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между событиями, объектами и их характеристиками, описывать события и давать личностную оценку.

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию, аргументировать свою точку зрения, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

·        Предметные результаты

познакомить с победами Александра Македонского, используя карту его завоеваний и ее легенду, рассказывать о военных победах великого завоевателя над народами Египта, Азии, Междуречья. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Знать персоналии и участников событий – Александра I, Дария III. Знать понятия «империя», «фаланга, «филиппик». Знать основные даты, события и сражения Восточного похода – начало завоеваний, битвы возле г. Исса, г. Тир, под с. Гавгамеллы.  Находить и показывать на карте места сражений, города Тир, Исса, Александрия, р. Граник, с. Гавгамеллы.

 

3.     Основные понятия, изучаемые на уроке:  эллинизм

4.     Учебно-методическое и материальное обеспечение:

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкий И.С. Всеобщая история. История Древнего мира: 5-го класс учебник для общеобразовательной  школы. – М, «Просвещение»,  2015.

Карта «Завоевания Александра Македонского в 4 веке до н.э.»

5.     Образовательные Интернет-ресурсы:. http://mo.spbappo.ru

6.     Гуманитарные технологии: технология проблемного обучения

 

 

 

 

 

 


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1.      Организационный момент

Цель: Мобилизация внимания учащихся, переключение на учебную деятельность, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно, итак, за работу

Дети приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

Личностные УУД

1.Готовность и способность к саморазвитию мотивация к познанию нового.

2.      Актуализация опорных знаний

Цель: закрепить и обобщить знания обучающихся

Давайте вспомним, с историей какой страны мы познакомились на прошлом уроке.

 

Работа с карточками (3 чел.)

 

Ответы у доски:

Опрос:

1. Покажите на карте Македонию.  Дайте оценку деятельности македонского царя Филиппа II.  

2. Расскажите о битве при Херонее и Коринфском съезде.

Беседа по вопросам (фронтальный опрос):

1. Почему Филиппу не удалось возглавить поход на Восток?

2. Кто стал новым царем Македонии?

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

- С Македонией

 

Работа обучающихся с карточками по предыдущей теме

 

Индивидуальная работа у доски

 

 

 

 

 

 

 Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

Познавательные УУД

1. Анализировать (выделять главное).

2. Определять понятия и даты, уметь работать с картой.

3. Обобщать, делать выводы.

4. Выделять причины и следствия.

Коммуникативные УУД

1. Умение излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Предметные УУД

1.Знать личностные характеристики Филиппа II, Демосфена, понятие «гордиев узел», дата битвы при Херонее, уметь показывать на карте  места основных сражений и Македонию.

Личностные УУД

1. Способность оценивать свои и чужие поступки.

3.      Мотивация учебной деятельности

Цель:  вызвать интерес к новому историческому материалу

Как вы думаете, о ком мы будем говорить дальше? (На слайде портрет Македонского)

Точнее определить тему урока нам поможет данное высказывание самого Александра Македонского: «Во вселенной бессчетное множество миров, а я еще и одного не завоевал!»

Итак, Александр, став царем после своего отца, продолжил его дело.

Посмотрим ключевой вопрос нашего урока. КВ «Память об Александре Великом осталась в веках. Однако, держава его распалась сразу же после его смерти. Его наследники, сыновья Александр и Геракл погибли в кровавых распрях. Многие полководцы — Цезарь, Карл Великий, Суворов, Наполеон с восхищением читали о деяниях Александра. Восточные правители выводили свой род от Александра (Искандера). Что было удивительного в делах и личности Александра, что его прозвали Великим и помнят до сих пор?»

Ваши варианты решения этого вопроса.

 

Об Александре Македонском

 

 

Ученики формулируют тему урока «Завоевания Александра Македонского»

Запись темы и плана урока в тетрадь

 

 

 

Заинтересовываются изучаемым материалом, высказывают свои предположения

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

Познавательные УУД

1. Обобщать, делать выводы.

2. Выделять причины и следствия.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.

Коммуникативные УУД

1. Умение излагать своё мнение, аргументируя его.

4.      Изучение нового материала

Цель: формирование новых знаний(представлений, понятий)

 

 

1.                                                                                         1.Личность Александра Македонского.

2.                                                                                         При наличие индивидуального устройства: Группы изучают вопросы «Феномен», «Это интересно» - 2 группы и «Малоизвестные факты».

3.                                                                                         При отсутствии-фронтальная работа и сообщения учащихся.

4.                                                                                         Давайте попробуем сделать 1 вывод почему мы помним об Александре Македонском.

5.                                                                                         2. Первые походы.

6.                                                                                         1.Давайте посмотрим на карту (слайд)

– Что можете сказать о территории, которую занимала Македония?

– Следовательно, какую армию можно иметь этому государству?    

– Что на карте обозначено красными

стрелками?

– Что можете сказать о результатах этих походов?

– Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского.

Рассказ о битве на реке Граник

 

2. Рассказ про битву при Иссе 1 вариант - раздаточный материал, 2 вариант работаем с иллюстрацией – 2 минуты. А теперь послушаем друг друга.

 

3. Осада Тира.

Работаем со  схемой на слайде. Составляем 3 разнотипных вопроса. 3 минуты. Слушаем и отвечаем на вопросы.

 

4. Посмотрим по карте – куда направился Александр Македонский после завоевания Тира. Почему египтяне встретили Александра как победителя?

Почему восточные народы легко приняли власть Александра?

5. Битва при Гавгамелах. Работаем со схемой и описываем сражение. Работаем с иллюстрацией

 

6.Поход на Индию, в Вавилон.

Поработаем с картой. Опишите дальнейшие действия Александра Македонского после покорения Персидского царства?

 

 

 

 

 

Изучают текст 4 минуты и делают сообщения в течении 1 минуты.

 

 

Делают промежуточный вывод по уроку.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Армия малочисленная, а завоёвано полмира.

– Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира?

 

Работа с раздаточным материалом и иллюстрацией. Ответы учащихся

 

 

 

Работают фронтально с иллюстрацией на слайде и составляют разнотипные вопросы, записывая их в тетрадь.

 

Работа с картой, ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Изучают схему сражения. Рассказывают о сражение по схеме. Отвечают на вопросы по иллюстрации.

 

Работают с картой на слайде и в атласе. Рассказывают о походе на Индию. Делают вывод, что походы Александра завершились.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Обобщать, делать выводы.

4. Выделять причины и следствия.

5. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ).

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Предметные УУД

1.Знать личностную  характеристику Александра Македонского, «фаланга».

 

 

 

 

 

 

5.      Первичное закрепление

Цель: Закрепление изученного материала, первичный контроль и коррекция

Учитель задает учащимся вопросы по карте:

 

 

-Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? Где  относительно центра карты оно располагается?

-Каким цветом обозначено Персидское царство?

-Обратите внимание на значки внизу карты (легенду) Каким значком показаны важнейшие города основанные Александром на завоеванных территориях? Назовите их.

 

-Каковы были основные направления, походов Александра? Какими значками они обозначены

 

После каждого ответа учитель демонстрирует учащимся те же объекты на настенной карте, чтобы дети видели образец показа объектов на настенной карте.

Учащиеся открывают учебник, смотрят на карту в учебнике и на настенную карту

Называют части света. Отвечают на вопросы учителя

 

- коричневым. На Северо-Востоке.

 

 

 

 

 

- Зеленым.

 

- Города показаны красными точками.  Александрия, Александрия Египетская, Александрия  Эстаха, Александрия Кавказская, Александрия Опмана и тд.

 

 

 

- в Малую Азию, в центр Персии, в Среднюю Азию и Индию, возвращение в Вавилон. Направления показаны примерными стрелками.

 

 

Дети слушают учителя. Открывают контурные карты и значком отмечают основные битвы.

 

 

Регулятивные УУД

1. Планировать деятельность в учебной ситуации.

2. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

3. Объективно оценивать себя и других

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).

2. Анализировать (выделять главное).

Предметные УУД

1. Уметь показывать на карте  места основных сражений, направления походов Александра.

 

6.      Динамическая пауза

Цель: повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время занятий, формирование основ ЗОЖ

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Уинстон Черчилль советовал: «Сочетай работу с отдыхом, не позволяй себе уставать ни то работы ни от отдыха».

- Вы хорошо поработали, теперь пришло время отдохнуть.

- Для того, чтобы усвоить даты и события предлагаю следующее упражнение. Ученики встают, руки вытянуты вперед. Задание: если я называю правильный вариант ответа вы поднимаете руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться, если неправильный – руки опускаете вниз с наклоном и расслаблением.

Приготовились.

1. В 334 г. до н.э. Александр разгромил персов у р. Граник.

2. Город Тир Александр держал в осаде .

3. В Египте Александр основал г. Александрию.

4. Войска персов возглавил Ксеркс (Дарий ІІІ).

Для того, чтобы лучше запомнить даты, я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что нос вырос как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе - 334 г. до н.э – битва у реки Граник, 333 г. до н.э. – Битва возле города Исса.

Обучающиеся выполняют физзарядку

7.      Динамическая пауза

Цель: повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время занятий, формирование основ ЗОЖ

7.      Практикум

Цель: расширение и углубление знаний, формирование умений и навыков

  Учитель:

Работа в группах. Составьте рассказ по опорным фразам об исторической роли личности Александра Македонского.

Сделайте вывод по ключевому вопросу.

 

Аргументированно высказывают оценочное мнение.

 

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Предметные УУД

1.Знать личностные характеристики Александра Македонского, уметь оперировать фактами

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).

2. Анализировать (выделять главное).

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.

 

8.      Рефлексия

Цель:закрепление нового материала, подведение итогов

Слайды с вопросами теста «Проверь себя»  на слайде

Работа с самооценкой

За сегодняшний урок вы заработали следующие оценки: за работу у доски, работу по карточкам 

Обучающиеся отвечают на вопросы теста. 2 человека выполняют за компьютером учителя.

 

Проверяют друг друга с помощью ключа

Регулятивные УУД

1. Планировать деятельность в учебной ситуации.

3. Оценивать себя и других

Познавательные УУД

1. Обобщать, делать выводы.

 

9.      Инструктаж по выполнению домашнего задания

Цель: организация домашнего задания

 

Необходимый уровень-выполняете «Ключевой вопрос»

Повышенный уровень – «Ключевой вопрос» и задания №4,5

 

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Сравнивать политический курс Филиппа и

Сравнивать политический курс Филиппа и

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаУниверсальные учебные действия 1

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаУниверсальные учебные действия 1

Отвечают на поставленные вопросы

Отвечают на поставленные вопросы

Александра, что его прозвали Великим и помнят до сих пор?»

Александра, что его прозвали Великим и помнят до сих пор?»

Изучение нового материала Цель: формирование новых знаний(представлений, понятий) 1

Изучение нового материала Цель: формирование новых знаний(представлений, понятий) 1

Рассказ о битве на реке Граник 2

Рассказ о битве на реке Граник 2

Македонского после покорения

Македонского после покорения

Первичное закрепление Цель:

Первичное закрепление Цель:

После каждого ответа учитель демонстрирует учащимся те же объекты на настенной карте, чтобы дети видели образец показа объектов на настенной карте

После каждого ответа учитель демонстрирует учащимся те же объекты на настенной карте, чтобы дети видели образец показа объектов на настенной карте

В 334 г. до н.э. Александр разгромил персов у р

В 334 г. до н.э. Александр разгромил персов у р

Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты)

Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020