Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"
Оценка 5
Документация
docx
химия
9 кл
17.01.2018
Программа элективного курса «Химия в нашей жизни» предназначена для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественно-научным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки
Не секрет, что часто обучающиеся разделяют предмет «Химия», вещества, изучаемые на уроках и те вещества, которые окружают их в повседневной жизни. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
Программа элективного курса Химия в нашей жизни.docx
Программа
элективного курса
предпрофильного обучения учащихся 9х классов
«ХИМИЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
(18 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Химия в нашей жизни» предназначена для учащихся 9 классов,
проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной
подготовки, и рассчитана на 16 часов.
Не секрет, что часто обучающиеся разделяют предмет «Химия», вещества, изучаемые на
уроках и те вещества, которые окружают их в повседневной жизни. Содержание программы знакомит
учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из
которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою
тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только
существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в
национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает
химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической
деятельности человека.
Темы курса дают возможность актуализации экологического просвещения школьников.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков
работы с веществами и оборудованием, знакомят обучающихся с профессиями, в той или иной
степени связанных с химией и химическим производством.
Проектные работы, тематика которых приводится в программе, позволят сформировать у
учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие
способности.
Цели курса:
развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических
знаний, использование их в практической деятельности;
развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих
способностей учащихся;
формирование экологического мышления.
Задачи курса:
углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, применении
веществ, их соединений;
проведение профориентационной работы, сориентировать в выборе профиля;
расширить представление о применении химии;
формирование умений работать с научнопопулярной литературой;
совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и
оборудованием; решения экспериментальных и расчетных задач;
развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности,
воображения;
формировать у школьников ответственность за ту социальную и природную среду, в которой
они живут.
Содержание программы.
Вода (2 часа)
Природная вода и ее разновидности. Минеральные воды. Запасы пресной воды. Охрана
водоемов.
Характеристика вод по составу и свойствам. Соли (2 часа)
Поваренная соль: ее свойства, значение для жизни. Соль как химическое сырье и
консервант.
Сода (природная, синтетическая, кальцинированная, пищевая и др.) Селитры. Квасцы.
Купорос. Солиудобрения, солистройматериалы
Продукты питания (2 часа)
Составные части пищи. Интересное о продуктах питания. Проблемы питания в
современном мире. Перспективы создания искусственной пищи
Правила рационального питания. Хранение продуктов. Химизм процессов варки пищи.
Спички (1 час)
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно
восстановительные процессы, протекающие при
зажигании спички. Спичечное
производство в России
Бумага. Клей (2 часа)
Бумага: история изобретения, технология изготовления, охрана природы. Свойства
бумаги
История использования клеев. Клеи природные. Клеи синтетические. Выбор клея для
различных материалов.
Карандаши и акварельные краски (2 часа)
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты Химический состав и виды акварельных
красок
Чернила: история изготовления. Древние и современные разновидности чернил.
Карандаши
Строительные материалы (2 часа)
Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды
декоративной обработки изделий из стекла.
Классификация и основные свойства строительных и отделочных материалов. Шифры и
характеристики красок. Чистка стекол.
Моющие средства (2 часа)
история использования животных и растительных моющих средств. Появление мыла,
способы его получения и распространения. Шампуни.
Синтетические моющие средства: химический состав, группы, назначения. СМС для
стирки синтетических, льяных, хлопчатобумажных и других видов тканей.
Заключительное занятие (2 часа)
Круглый стол «Химия в нашей жизни» (ролевая игра).
Прогнозируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать :
1 причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения воды и удаления накипи;
2
состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека, сущность процессов разрыхления
теста, брожения.
технику выведения пятен различного происхождения, приемы чистки мебели, одежды.
состав мыла и CMC, состав ржавчины и способы ее удаления с различных изделий.
назначение строительных химических средств (гипс, асбест, цемент, лаки, краски, клеи).
3
4
5 готовить вяжущие растворы, подбирать лаки и краски по назначению и колеру.
Учащиеся должны уметь:
умягчать воду,
выводить пятна различного происхождения, чистить верхнюю одежду, мебель, мех.
1
2
3 подбирать CMC по виду ткани и загрязнению, удалять накипь и ржавчину.
4
5 пользоваться разрыхлителями
6
7
8
9
10 оказывать медицинскую помощь;
11 решать расчетные задачи;
12 работать со справочной, научнопопулярной литературой.
сравнивать состав и свойства неорганических веществ;
обращаться с химическим оборудованием;
готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
соблюдать правила техники безопасности;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование тем
N
1
1
1
1
2
Вода (2 часа)
1
Природная вода и ее разновидности.
Минеральные воды. Запасы пресной воды.
Охрана водоемов.
Характеристика вод по составу и свойствам.
Виды деятельности
теоретичес
кая работа
Семинар
практическая
работа
Практическая
работа
«Жесткость
воды и способы
ее устранения»
Практическая
работа.
Выращивание
кристаллов.
2
3
Соли (2 часа)
Поваренная соль: ее свойства, значение для
жизни. Соль как химическое сырье и консервант.
Семинар.
Сообщения
учащихся.
4
3
5
6
(природная,
2
синтетическая,
Сода
кальцинированная, пищевая и др.) Селитры.
Квасцы.
соли
стройматериалы
Солиудобрения,
Купорос.
Продукты питания (2 часа)
Составные части пищи. Интересное о продуктах
питания. Проблемы питания в современном
мире. Перспективы создания искусственной
пищи
Правила рационального питания. Хранение
продуктов. Химизм процессов варки пищи.
Работа с СD
Семинар 4
5
7
8
9
Спички (1 час)
Пирофоры.
История изобретения спичек.
Красный и белый фосфор. Окислительно
восстановительные процессы, протекающие при
зажигании спички. Спичечное производство в
России
3
Бумага. Клей (2 часа)
Бумага: история изобретения,
технология
изготовления, охрана природы. Свойства бумаги
Лекция.
Работа с CD.
Семинар.
4
История использования клеев. Клеи природные.
Клеи синтетические. Выбор клея для различных
материалов.
Семинар
Анкетирова
ние.
6
10
Карандаши и акварельные краски (2 часа)
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты
Химический состав и виды акварельных красок
Лекция.
Сообщения
учащихся.
5
Чернила: история изготовления. Древние и
современные разновидности чернил. Карандаши
11
Строительные материалы (2 часа)
6
Из истории стеклоделия. Получение оконного
стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной
обработки изделий из стекла.
Классификация и основные
свойства
строительных и отделочных материалов. Шифры
и характеристики красок. Чистка стекол.
Лекция.
Сообщения
учащихся
Моющие средства.
история использования животных и растительных
моющих средств. Появление мыла, способы его
получения и распространения. Шампуни.
Семинар
Синтетические моющие средства: химический
состав, группы, назначения. СМС для стирки
синтетических, льняных, хлопчатобумажных и
других видов тканей.
Заключительное занятие.
Круглый стол «Химия в нашей жизни»
Лекция
7
12
8
13
14
15
16
17
Практическая
работа
«Выведение
пятен
от
чернил и туши»
экскурсия в
магазин
строительных
материалов
Всего часов: 17
11
6
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СООБЩЕНИЙ
1. Чудесный мир бумаги.
2. «Соляные бунты» в России. 3. Имеет ли вода память?
4. Выводим пятна со страниц книги.
5. Синтетическая бумага альтернатива целлюлозной бумаге.
6. История бумажных денег.
7. Вода в космосе.
8. Искусственная пища: за и против.
ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
Анализ проб воды в различных районах города.
История спички (реферат).
Слайдпрезентация «Бассейн реки».
Бумага материальный носитель различных видов искусства (презентация в программе
PowerPoint).
Домашняя аптечка.
Техника выведения различных пятен.
Средства ухода за обувью.
Средства ухода за мебелью.
Чтобы стекла блестели.
Какая краска для волос лучше?
Химия и косметика.
Средства борьбы с «незваными гостями» (муравьи, тараканы, клопы, мыши, крысы, мухи,
комары).
Химия в моем доме.
Литература и другие информационные источники
1 Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
2 Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире. М.: Педагогика, 1975.
3 Лосев К. С. Вода. Л.: Гидрометеоиздат, 1989.
4 Быстров Г. П. Технология спичечного производства. М.: Гослесбумиздат, 1961.
5 Розен Б. Л. Чудесный мир бумаги. М.:, 1990.
6 Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения.. М: Химия, 1994.
7 Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. М.: Новая
школа, 1994.
8 Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии.— М.: Просвещение, 1983.
9 Балаев И. И. Домашний эксперимент по химии.— М.: Просвещение, 1977.
10 Балуева Г. А., Осокина Д. Н. Все мы дома — химики.—М.: Химия, 1979.
11 Бусев А. И., Ефимов И. П. Определения, понятия, термины в химии.— М.: Просвещение, 1977.
12 Войтович В. А. Химия в быту.— М.: Знание, 1980.
13 Войтович В. А. Химия на стройплощадке.— М.: Знание, 1977.
14 Гроссе Э., ВайсмантельX. Химия для любознательных.— Л.: Химия, 1978.
15 Козловский А. Л. Химия в быту.— М.: Знание, 1974.
16 Неорганическая химия. Энциклопедия школьника/Под ред. М. А. Прокофьева. — М.: Советская
энциклопедия, 1975.
17 1Шкурко Д. И. Забавная химия.— Л.: Детская литература, 1976.
18 Юдин А. М., Сучков В. Н., Коростелин Ю. А. Химия для вас.— М.: Химия, 1984.
CD
1. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.
2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. Большая электронная детская энциклопедия.
4. Открытая химия.версия 2,5.
5. Сложные химические соединения в повседневной жизни. Домашняя лабораторная работа
Тема: «Наблюдение роста кристаллов из раствора»
Оборудование: дистиллированная вода, стакан, контейнер для медного купороса стеклянная палочка, насыщенный раствор соли, медного купороса.
Цель: исследовать способ выращивания кристаллов соли, медного купороса, основанного на испарении насыщенного раствора при постоянной
температуре; приобретение навыков по выращиванию кристаллов.
Ход работы:
Схема опыта по росту кристаллов для медного купороса и поваренной соли идентична, поэтому ниже приведен алгоритм, которым можно пользоваться
для обоих опытов.
1. Взять порошок сульфата меди (натрия хлорида) и чистый стакан с горячей дистиллированной (практически кипящей) водой.
2. Всыпать порошок медного купороса (натрия хлорида) в воду, размешивая стеклянной палочкой. Затем всыпать ещё, и снова размешать. И так до тех
пор, пока порошок не перестанет растворяться. Если это необходимо, профильтровать полученный раствор.
3. Завязать на конце нитки узелок (или привязать бисеринку), другой конец нитки привязать к деревянной палочке и опустить узелок в воду, так, чтобы
он не касался дна.
4. Поставить в такое место, где раствор будет медленно остывать (тогда кристаллы получатся правильной формы). Когда раствор совсем остынет,
убирать в тёмное прохладное место. Через пару дней на нитке появятся маленькие кристаллызатравки.
5. Вынуть кристаллы. Если размер вам достаточный, то обработать их бесцветным лаком для предотвращения разрушения. Если же нет, то вылить
старый раствор и повторить процедуру со стаканом и раствором снова, когда раствор остынет, поместить маленькие кристаллы в этот новый раствор и
ждать их роста дальше.Следует отметить, что от объема стакана и количества порошка зависит размер кристалла.
6. Сфотографировать получившиеся кристаллы и подготовить отчет по проделанной работе.( в письменной форме или в виде презентации)
7. Ответить на вопросы:
1.Что называется кристаллом?
2. Какими свойствами обладают кристаллы?
3. Что называется кристаллической решеткой?
4. Какую роль играют кристаллы в нашей жизни?
5. Что такое жидкие кристаллы?
6. Какие факторы могут влиять на рост кристаллов в домашних условиях?
Домашняя лабораторная работа
Тема: «Наблюдение роста кристаллов из раствора»
Оборудование: дистиллированная вода, стакан, контейнер для медного купороса стеклянная палочка, насыщенный раствор соли, медного купороса.
Цель: исследовать способ выращивания кристаллов соли, медного купороса, основанного на испарении насыщенного раствора при постоянной
температуре; приобретение навыков по выращиванию кристаллов.
Ход работы:
Схема опыта по росту кристаллов для медного купороса и поваренной соли идентична, поэтому ниже приведен алгоритм, которым можно пользоваться
для обоих опытов.
1. Взять порошок сульфата меди (натрия хлорида) и чистый стакан с горячей дистиллированной (практически кипящей) водой.
2. Всыпать порошок медного купороса (натрия хлорида) в воду, размешивая стеклянной палочкой. Затем всыпать ещё, и снова размешать. И так до тех
пор, пока порошок не перестанет растворяться. Если это необходимо, профильтровать полученный раствор.
3. Завязать на конце нитки узелок (или привязать бисеринку), другой конец нитки привязать к деревянной палочке и опустить узелок в воду, так, чтобы
он не касался дна.
4. Поставить в такое место, где раствор будет медленно остывать (тогда кристаллы получатся правильной формы). Когда раствор совсем остынет,
убирать в тёмное прохладное место. Через пару дней на нитке появятся маленькие кристаллызатравки.
5. Вынуть кристаллы. Если размер вам достаточный, то обработать их бесцветным лаком для предотвращения разрушения. Если же нет, то вылить
старый раствор и повторить процедуру со стаканом и раствором снова, когда раствор остынет, поместить маленькие кристаллы в этот новый раствор и
ждать их роста дальше. Следует отметить, что от объема стакана и количества порошка зависит размер кристалла.
6. Сфотографировать получившиеся кристаллы и подготовить отчет по проделанной работе.( в письменной форме или в виде презентации)
7. Ответить на вопросы:
1.Что называется кристаллом?
2. Какими свойствами обладают кристаллы?
3. Что называется кристаллической решеткой?
4. Какую роль играют кристаллы в нашей жизни?
5. Что такое жидкие кристаллы?
6. Какие факторы могут влиять на рост кристаллов в домашних условиях?
Домашняя лабораторная работа
Тема: «Наблюдение роста кристаллов из раствора»
Оборудование: дистиллированная вода, стакан, контейнер для медного купороса стеклянная палочка, насыщенный раствор соли, медного купороса.
Цель: исследовать способ выращивания кристаллов соли, медного купороса, основанного на испарении насыщенного раствора при постоянной
температуре; приобретение навыков по выращиванию кристаллов.
Ход работы:
Схема опыта по росту кристаллов для медного купороса и поваренной соли идентична, поэтому ниже приведен алгоритм, которым можно пользоваться
для обоих опытов.
1. Взять порошок сульфата меди (натрия хлорида) и чистый стакан с горячей дистиллированной (практически кипящей) водой.
2. Всыпать порошок медного купороса (натрия хлорида) в воду, размешивая стеклянной палочкой. Затем всыпать ещё, и снова размешать. И так до тех
пор, пока порошок не перестанет растворяться. Если это необходимо, профильтровать полученный раствор.
3. Завязать на конце нитки узелок (или привязать бисеринку), другой конец нитки привязать к деревянной палочке и опустить узелок в воду, так, чтобы
он не касался дна.
4. Поставить в такое место, где раствор будет медленно остывать (тогда кристаллы получатся правильной формы). Когда раствор совсем остынет,
убирать в тёмное прохладное место. Через пару дней на нитке появятся маленькие кристаллызатравки.
5. Вынуть кристаллы. Если размер вам достаточный, то обработать их бесцветным лаком для предотвращения разрушения. Если же нет, то вылить
старый раствор и повторить процедуру со стаканом и раствором снова, когда раствор остынет, поместить маленькие кристаллы в этот новый раствор и
ждать их роста дальше. Следует отметить, что от объема стакана и количества порошка зависит размер кристалла.
6. Сфотографировать получившиеся кристаллы и подготовить отчет по проделанной работе.( в письменной форме или в виде презентации) 7. Ответить на вопросы:
1.Что называется кристаллом?
2. Какими свойствами обладают кристаллы?
3. Что называется кристаллической решеткой?
4. Какую роль играют кристаллы в нашей жизни?
5. Что такое жидкие кристаллы?
6. Какие факторы могут влиять на рост кристаллов в домашних условиях?
Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"
Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"
Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"
Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"
Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"
Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"
Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"
Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.