Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"
Оценка 5

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Оценка 5
Документация
docx
химия
9 кл
17.01.2018
Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"
Программа элективного курса «Химия в нашей жизни» предназначена для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественно-научным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки Не секрет, что часто обучающиеся разделяют предмет «Химия», вещества, изучаемые на уроках и те вещества, которые окружают их в повседневной жизни. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
Программа элективного курса Химия в нашей жизни.docx
Программа  элективного курса  предпрофильного обучения учащихся 9­х классов «ХИМИЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (18 часов)                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Химия в нашей жизни» предназначена для учащихся 9 классов, проявляющих  интерес к естественно­научным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки, и рассчитана на 16 часов.  Не   секрет,   что   часто   обучающиеся   разделяют   предмет   «Химия»,   вещества,   изучаемые   на уроках и те вещества, которые окружают их в повседневной жизни. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых   сделаны   посуда,   спички,   карандаши,   бумага   и   т.   п.   Эти   вещества,   несмотря   на   свою тривиальность,   имеют   интересную   историю   и   необычные   свойства.   Данный   курс   не   только существенно   расширяет   кругозор   учащихся,   но   и   предоставляет   возможность   интеграции   в национальную   и   мировую   культуру,   раскрывает   материальные   основы   окружающего   мира,   дает химическую картину природы. В   программу   включены   прогрессивные   научные   знания   и   ценный   опыт   практической деятельности человека. Темы   курса   дают   возможность   актуализации   экологического   просвещения   школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы   с   веществами   и   оборудованием,   знакомят   обучающихся   с   профессиями,   в   той   или   иной степени связанных с химией и химическим производством. Проектные   работы,   тематика   которых   приводится   в   программе,   позволят   сформировать   у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.           Цели курса: развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности;  развитие   познавательной   активности   и   самостоятельности,   наблюдательности,   творческих способностей учащихся; формирование экологического мышления. Задачи курса: углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, применении веществ, их соединений; проведение профориентационной работы, сориентировать в выборе профиля; расширить представление о применении химии; формирование умений работать с научно­популярной литературой; совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решения экспериментальных и расчетных задач; развитие   творческих   способностей   учащихся,   целеустремленности,   наблюдательности, воображения; формировать у школьников ответственность за ту социальную и природную среду, в которой они живут. Содержание программы. Вода (2 часа) Природная вода и ее разновидности. Минеральные воды. Запасы пресной воды. Охрана водоемов. Характеристика вод по составу и свойствам. Соли (2 часа) Поваренная   соль:   ее   свойства,   значение   для   жизни.   Соль   как   химическое   сырье   и консервант. Сода   (природная,   синтетическая,   кальцинированная,   пищевая   и   др.)   Селитры.   Квасцы. Купорос. Соли­удобрения, соли­стройматериалы Продукты питания (2 часа) Составные   части   пищи.   Интересное   о   продуктах   питания.   Проблемы   питания   в современном мире. Перспективы создания искусственной пищи Правила рационального питания. Хранение продуктов. Химизм процессов варки пищи.  Спички (1 час) Пирофоры.   История   изобретения   спичек.   Красный   и   белый   фосфор.   Окислительно­ восстановительные   процессы,   протекающие   при     зажигании   спички.   Спичечное производство в России Бумага. Клей (2 часа) Бумага:   история   изобретения,   технология   изготовления,   охрана   природы.   Свойства бумаги История   использования   клеев.   Клеи   природные.   Клеи   синтетические.   Выбор   клея   для различных материалов. Карандаши и акварельные краски (2 часа) Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты Химический состав и виды акварельных красок Чернила:   история   изготовления.   Древние   и   современные   разновидности   чернил. Карандаши Строительные материалы (2 часа) Из   истории   стеклоделия.   Получение   оконного   стекла.   Посуда   из   стекла.   Виды декоративной обработки изделий из стекла. Классификация и основные свойства строительных и отделочных материалов. Шифры и характеристики красок. Чистка стекол. Моющие средства (2 часа) история   использования   животных   и   растительных   моющих   средств.   Появление   мыла, способы его получения и распространения. Шампуни. Синтетические   моющие   средства:   химический   состав,   группы,   назначения.   СМС   для стирки синтетических, льяных, хлопчатобумажных и других видов тканей. Заключительное занятие (2 часа) Круглый стол «Химия в нашей жизни» (ролевая игра). Прогнозируемые результаты обучения: Учащиеся должны знать : 1 причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения воды и удаления накипи; 2 состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека, сущность процессов разрыхления теста, брожения. технику выведения пятен различного происхождения, приемы чистки мебели, одежды. состав мыла и CMC, состав ржавчины и способы ее удаления с различных изделий. назначение строительных химических средств (гипс, асбест, цемент, лаки, краски, клеи). 3 4 5 готовить вяжущие растворы, подбирать лаки и краски по назначению и колеру. Учащиеся должны уметь:  умягчать воду,  выводить пятна различного происхождения, чистить верхнюю одежду, мебель, мех. 1 2 3 подбирать CMC по виду ткани и загрязнению, удалять накипь и ржавчину. 4 5 пользоваться разрыхлителями 6 7 8 9 10 оказывать медицинскую помощь; 11 решать расчетные задачи; 12 работать со справочной, научно­популярной литературой. сравнивать состав и свойства неорганических веществ; обращаться с химическим оборудованием; готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; соблюдать правила техники безопасности; ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование тем N 1 1 1 1 2 Вода (2 часа) 1 Природная   вода   и   ее   разновидности. Минеральные   воды.   Запасы   пресной   воды. Охрана водоемов. Характеристика вод по составу и свойствам. Виды деятельности теоретичес­ кая работа Семинар практическая работа Практическая работа «Жесткость воды и способы ее устранения» Практическая работа. Выращивание кристаллов. 2 3 Соли (2 часа) Поваренная   соль:   ее   свойства,   значение   для жизни. Соль как химическое сырье и консервант. Семинар. Сообщения учащихся. 4 3 5 6     (природная, 2 синтетическая, Сода кальцинированная,   пищевая   и   др.)   Селитры. Квасцы.   соли­ стройматериалы   Соли­удобрения,   Купорос. Продукты питания (2 часа) Составные части пищи. Интересное о продуктах питания.   Проблемы   питания   в   современном мире.   Перспективы   создания   искусственной пищи Правила   рационального   питания.   Хранение продуктов. Химизм процессов варки пищи.  Работа с СD Семинар 4 5 7 8 9 Спички (1 час) Пирофоры.   История   изобретения   спичек. Красный   и   белый   фосфор.   Окислительно­ восстановительные   процессы,   протекающие   при зажигании   спички.   Спичечное   производство   в России 3 Бумага. Клей (2 часа) Бумага:   история   изобретения,   технология изготовления, охрана природы. Свойства бумаги Лекция. Работа с CD. Семинар.  4 История использования клеев. Клеи природные. Клеи синтетические. Выбор клея для различных материалов. Семинар Анкетирова­ ние.  6 10 Карандаши и акварельные краски (2 часа) Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты Химический состав и виды акварельных красок Лекция. Сообщения учащихся. 5 Чернила:   история   изготовления.   Древние   и современные разновидности чернил. Карандаши 11 Строительные материалы (2 часа) 6 Из   истории   стеклоделия.   Получение   оконного стекла.   Посуда   из   стекла.   Виды   декоративной обработки изделий из стекла. Классификация   и   основные свойства строительных и отделочных материалов. Шифры и характеристики красок. Чистка стекол.   Лекция. Сообщения учащихся Моющие средства. история использования животных и растительных моющих средств. Появление мыла, способы его получения и распространения. Шампуни. Семинар Синтетические   моющие   средства:   химический состав,   группы,   назначения.   СМС   для   стирки синтетических,   льняных,   хлопчатобумажных   и других видов тканей. Заключительное занятие. Круглый стол «Химия в нашей жизни»  Лекция 7 12 8 13 14 15 16 17 Практическая работа «Выведение пятен от чернил и туши»   экскурсия   в магазин строительных материалов Всего часов: 17 11 6 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СООБЩЕНИЙ 1. Чудесный мир бумаги. 2. «Соляные бунты» в России. 3. Имеет ли вода память? 4. Выводим пятна со страниц книги. 5. Синтетическая бумага ­ альтернатива целлюлозной бумаге. 6. История бумажных денег. 7. Вода в космосе.      8. Искусственная пища: за и против. ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ Анализ проб воды в различных районах города. История спички (реферат). Слайд­презентация «Бассейн реки». Бумага   ­   материальный   носитель   различных   видов   искусства   (презентация   в   программе PowerPoint). Домашняя аптечка. Техника выведения различных пятен. Средства ухода за обувью. Средства ухода за мебелью. Чтобы стекла блестели. Какая краска для волос лучше? Химия и косметика. Средства   борьбы   с   «незваными   гостями»   (муравьи,   тараканы,   клопы,   мыши,   крысы,   мухи, комары). Химия в моем доме.              Литература и другие информационные источники 1 Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992. 2 Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире. М.: Педагогика, 1975. 3 Лосев К. С. Вода. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. 4 Быстров Г. П. Технология спичечного производства. М.: Гослесбумиздат, 1961. 5 Розен Б. Л. Чудесный мир бумаги. М.:, 1990. 6 Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения.. М: Химия, 1994. 7 Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994. 8 Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии.— М.: Просвещение, 1983. 9 Балаев  И.  И. Домашний эксперимент по химии.— М.: Просвещение, 1977. 10 Балуева Г. А., Осокина Д. Н. Все мы дома — химики.—М.: Химия, 1979. 11 Бусев А. И., Ефимов И. П. Определения, понятия, термины в химии.— М.: Просвещение, 1977. 12 Войтович В. А. Химия в быту.— М.: Знание, 1980. 13 Войтович В. А. Химия на стройплощадке.— М.: Знание, 1977. 14 Гроссе  Э.,   ВайсмантельX.   Химия   для  любознательных.— Л.: Химия, 1978. 15 Козловский А. Л. Химия в быту.— М.: Знание,  1974. 16 Неорганическая   химия.   Энциклопедия   школьника/Под   ред.   М.   А.   Прокофьева.   —   М.:   Советская энциклопедия, 1975. 17 1Шкурко Д. И. Забавная химия.— Л.: Детская литература, 1976. 18 Юдин А. М., Сучков  В. Н.,  Коростелин Ю. А. Химия для вас.— М.: Химия, 1984. CD 1. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003. 2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. 3. Большая электронная детская энциклопедия. 4. Открытая химия.версия 2,5. 5. Сложные химические соединения в повседневной жизни. Домашняя лабораторная работа Тема: «Наблюдение роста кристаллов из раствора» Оборудование: дистиллированная вода, стакан, контейнер для медного купороса стеклянная палочка, насыщенный раствор соли, медного купороса. Цель: исследовать способ выращивания кристаллов соли, медного купороса, основанного на испарении насыщенного раствора при постоянной  температуре; приобретение навыков по выращиванию кристаллов. Ход работы: Схема опыта по росту кристаллов для медного купороса и поваренной соли идентична, поэтому ниже приведен алгоритм, которым можно пользоваться  для обоих опытов. 1. Взять порошок сульфата меди (натрия хлорида) и чистый стакан с горячей дистиллированной (практически кипящей) водой. 2. Всыпать порошок медного купороса (натрия хлорида) в воду, размешивая стеклянной палочкой. Затем всыпать ещё, и снова размешать. И так до тех  пор, пока порошок не перестанет растворяться. Если это необходимо, профильтровать полученный раствор. 3. Завязать на конце нитки узелок (или привязать бисеринку), другой конец нитки привязать к деревянной палочке и опустить узелок в воду, так, чтобы  он не касался дна. 4. Поставить в такое место, где раствор будет медленно остывать (тогда кристаллы получатся правильной формы). Когда раствор совсем остынет,  убирать в тёмное прохладное место. Через пару дней на нитке появятся маленькие кристаллы­затравки. 5. Вынуть кристаллы. Если размер вам достаточный, то обработать их бесцветным лаком для предотвращения разрушения. Если же нет, то вылить  старый раствор и повторить процедуру со стаканом и раствором снова, когда раствор остынет, поместить маленькие кристаллы в этот новый раствор и  ждать их роста дальше.Следует отметить, что от объема стакана и количества порошка зависит размер кристалла. 6. Сфотографировать получившиеся кристаллы и подготовить отчет по проделанной работе.( в письменной форме или в виде презентации) 7.  Ответить на вопросы:  1.Что называется кристаллом? 2. Какими свойствами обладают кристаллы? 3. Что называется кристаллической решеткой? 4. Какую роль играют кристаллы в нашей жизни? 5. Что такое жидкие кристаллы? 6. Какие факторы могут влиять на рост кристаллов в домашних условиях? Домашняя лабораторная работа Тема: «Наблюдение роста кристаллов из раствора» Оборудование: дистиллированная вода, стакан, контейнер для медного купороса стеклянная палочка, насыщенный раствор соли, медного купороса. Цель: исследовать способ выращивания кристаллов соли, медного купороса, основанного на испарении насыщенного раствора при постоянной  температуре; приобретение навыков по выращиванию кристаллов. Ход работы: Схема опыта по росту кристаллов для медного купороса и поваренной соли идентична, поэтому ниже приведен алгоритм, которым можно пользоваться  для обоих опытов. 1. Взять порошок сульфата меди (натрия хлорида) и чистый стакан с горячей дистиллированной (практически кипящей) водой. 2. Всыпать порошок медного купороса (натрия хлорида) в воду, размешивая стеклянной палочкой. Затем всыпать ещё, и снова размешать. И так до тех  пор, пока порошок не перестанет растворяться. Если это необходимо, профильтровать полученный раствор. 3. Завязать на конце нитки узелок (или привязать бисеринку), другой конец нитки привязать к деревянной палочке и опустить узелок в воду, так, чтобы  он не касался дна. 4. Поставить в такое место, где раствор будет медленно остывать (тогда кристаллы получатся правильной формы). Когда раствор совсем остынет,  убирать в тёмное прохладное место. Через пару дней на нитке появятся маленькие кристаллы­затравки. 5. Вынуть кристаллы. Если размер вам достаточный, то обработать их бесцветным лаком для предотвращения разрушения. Если же нет, то вылить  старый раствор и повторить процедуру со стаканом и раствором снова, когда раствор остынет, поместить маленькие кристаллы в этот новый раствор и  ждать их роста дальше. Следует отметить, что от объема стакана и количества порошка зависит размер кристалла. 6. Сфотографировать получившиеся кристаллы и подготовить отчет по проделанной работе.( в письменной форме или в виде презентации) 7.  Ответить на вопросы:  1.Что называется кристаллом? 2. Какими свойствами обладают кристаллы? 3. Что называется кристаллической решеткой? 4. Какую роль играют кристаллы в нашей жизни? 5. Что такое жидкие кристаллы? 6. Какие факторы могут влиять на рост кристаллов в домашних условиях? Домашняя лабораторная работа Тема: «Наблюдение роста кристаллов из раствора» Оборудование: дистиллированная вода, стакан, контейнер для медного купороса стеклянная палочка, насыщенный раствор соли, медного купороса. Цель: исследовать способ выращивания кристаллов соли, медного купороса, основанного на испарении насыщенного раствора при постоянной  температуре; приобретение навыков по выращиванию кристаллов. Ход работы: Схема опыта по росту кристаллов для медного купороса и поваренной соли идентична, поэтому ниже приведен алгоритм, которым можно пользоваться  для обоих опытов. 1. Взять порошок сульфата меди (натрия хлорида) и чистый стакан с горячей дистиллированной (практически кипящей) водой. 2. Всыпать порошок медного купороса (натрия хлорида) в воду, размешивая стеклянной палочкой. Затем всыпать ещё, и снова размешать. И так до тех  пор, пока порошок не перестанет растворяться. Если это необходимо, профильтровать полученный раствор. 3. Завязать на конце нитки узелок (или привязать бисеринку), другой конец нитки привязать к деревянной палочке и опустить узелок в воду, так, чтобы  он не касался дна. 4. Поставить в такое место, где раствор будет медленно остывать (тогда кристаллы получатся правильной формы). Когда раствор совсем остынет,  убирать в тёмное прохладное место. Через пару дней на нитке появятся маленькие кристаллы­затравки. 5. Вынуть кристаллы. Если размер вам достаточный, то обработать их бесцветным лаком для предотвращения разрушения. Если же нет, то вылить  старый раствор и повторить процедуру со стаканом и раствором снова, когда раствор остынет, поместить маленькие кристаллы в этот новый раствор и  ждать их роста дальше. Следует отметить, что от объема стакана и количества порошка зависит размер кристалла. 6. Сфотографировать получившиеся кристаллы и подготовить отчет по проделанной работе.( в письменной форме или в виде презентации) 7.  Ответить на вопросы:  1.Что называется кристаллом? 2. Какими свойствами обладают кристаллы? 3. Что называется кристаллической решеткой? 4. Какую роль играют кристаллы в нашей жизни? 5. Что такое жидкие кристаллы? 6. Какие факторы могут влиять на рост кристаллов в домашних условиях?

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"

Программа элективного курса предпрофильной подготовки 9 класса "Химия в нашей жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2018