Технологическая карта индивидуального занятия в рамках коррекционного курса ФРС и ПСУР
Ф.И.О. учителя: |
Моисеева Раиса Ивановна |
ФИ обучающегося, Класс, вариант, диагноз |
Петя Иванов, 1 А класс, вариант 2.2 , СНТ III-IV ст. |
Коррекционный курс: |
Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (ФРС и ПСУР) |
Тема занятия: |
1. Закрепление артикуляции звука [Л] в разных позициях на материале слогов, слов, предложений. Работа над ритмико- интонационной стороной речи. 2. Восприятие и различение речевого материала учебных предметов, разговорно-обиходного характера и речевого этикета. 3. Текст «Вова простудился». |
Тип занятия: |
Комбинированный (изучение нового материала и закрепление приобретённых умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях). |
Форма работы: |
Индивидуальная. |
Цель занятия: |
Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи на основе программного речевого материала. |
Задачи: |
|
Образовательные: |
закрепление произношения звука [Л] в разных позициях в словах, словосочетаниях, предложениях, самостоятельной речи, выработка чёткого произношения звука [Л]; формирование навыков слитного произношения слов, с ударением, с соблюдением звукового состава. тренировка в слитном произнесении фраз с выделением логического ударения; формирование речевого слуха на р/м учебных предметов: математический р/материал (различение примеров); различение предложений со словосочетаниями, обозначающими предмет и состояние предмета (сущ. ед. ч. + гл. наст. вр.). формирование речевого слуха на р/м разговорно-обиходного характера и речевого этикета ( различение и выполнение поручений, содержащих указание на признаки предмета (цвет, размер); уточнение и расширение словаря по теме «Формы речевого этикета- согласия, несогласия»; формирование умения вести диалог. |
Коррекционно-развивающие: |
развитие слухового внимания и слухового самоконтроля на речевом материале занятия; развитие познавательных процессов обучающегося (включение заданий и видов работы, направленных на развитие внимания, памяти и мышления); развитие умений анализировать, делать выводы (самооценка); |
Воспитательные: |
воспитание доброжелательности и чувства эмпатии; - воспитание критичности и адекватного отношения к результатам своей деятельности. |
Оборудование: |
- индивидуальные слуховые аппараты; -презентации power point; опорные таблички; текст для РСВ конструктивная картинка; |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
- Умение различать, опознавать (на слух и слухозрительно) и распознавать на слух речевой материал занятия. - Умение воспринимать на слух и слухозрительно вопросы и поручения. - Слухозрительно воспринимать с помощью индивидуальных слуховых аппаратов знакомый речевой речевого материала учебных предметов, разговорно-обиходного характера и речевого этикета. - Умение воспринимать на слух небольшие тексты, отражающие типичные ситуации общения, различение и опознавание на слух речевого материала текстов (предложения, слова, словосочетания, деформированные предложения, вопросы по тексту, выполнение поручений). - Умение произносить речевой материал голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, воспроизводить звуковую и ритмико-интонационную структуры речи. - Соблюдение орфоэпических норм в знакомых словах. - Реализация сформированных первоначальных навыков самоконтроля за произношением. |
Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (при восприятии заданий – выполнять их; при восприятии сообщений – повторять их). Познавательные: Умение правильно воспринимать полученную информацию: делать выводы о результатах работы (оценивать результаты собственной деятельности). Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Коммуникативные: Умение оформлять под руководством педагога свои мысли в устной форме (на уровне предложений). Соблюдение основ речевого этикета в речевом поведении. Умение участвовать в диалоге ( при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы) , Умений выражать в устных высказываниях затруднения в восприятии речевой информации. |
Проявление интереса к учебной деятельности. Умение дать правильную оценку своему эмоциональному состоянию. Умение давать оценку своей работы на занятии с помощью педагога. Проявление самостоятельности в выполнении учебных заданий. Проявление интереса к устной коммуникации. Желание постоянно пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами. |
Этап занятия Время |
Методы и приёмы работы, задания |
Содержание деятельности педагога |
Содержание деятельности обучающегося |
Мотивационно- организационный этап 1минута |
беседа. положительный настрой на предстоящую деятельность. Сл/зр.воспр. |
- Доброе утро, - Как ты меня слышишь? Как твои дела? (Карточки – настроение) - У меня тоже все хорошо. - Спроси у меня, что будем делать? - Будем хорошо говорить и внимательно слушать. -Что мы будем делать? |
- Доброе утро, ! - Я слышу хорошо. - Все хорошо. А у Вас?
Что будем делать?
Будем хорошо говорить и внимательно слушать. |
Развитие произносительной стороны речи 8 минут |
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Грибок», «Лошадка». |
- Будем делать зарядку для язычка. ( Презентация Power Point) |
Сопряженно с педагогом выполняет Артикуляционную гимнастику. |
Упражнения по выработке слуховых и артикуляционных дифференцировок
- Восприятие чистоговорок на слух с опорными табличками. Слайд 6 Сл/воспр. |
Сегодня будешь хорошо говорить звук «Л». Будешь слушать слова, услышишь звук «Л», хлопни в ладошки (молоко, лампа, диван, мел, стол, рама). - Послушай, повтори как я. Ло-Ло-Ло – на улице тепло. Ло-Ло-Ло – на улице тепло? Ло-Ло-Ло – на улице тепло! Лу-Лу-Лу – стол стоит в углу? Лу-Лу-Лу – стол стоит в углу. Ул-Ул-Ул - У нас сломался стул! Ул-Ул-Ул - У нас сломался стул. Ул-Ул-Ул - У нас сломался стул? |
Слушает слова, выполняет поручение.
Различает на слух чистоговорки. Ищет на опорной табличке услышанное и повторяет с нужной интонацией. |
|
|
-Различение речевого материала по теме «Родовые признаки имени существительного»: (один, одна, одно) Слайд 9, 10 Сл/воспр |
«Рассели слова по домикам» -Распредели названия картинок правильно. Слайд 9
- Проверь себя. Слайд 10 |
Перед ребенком домики и таблички со словами, называющими картинки на слайде. Называет картинку - ищет табличку с графическим изображением слова и помещает под нужный домик. Проверяет правильный образец со своим выполненным заданием. |
|
|
|
|
|
Составление словосочетаний. Слайд 12 Сл/воспр. |
-Послушай, подбери картинки к словам. Злой , новое , зелёная , кислый |
Составляет словосочетания. |
Игры, направленные на РПП: «Найди ошибку», «Запомни животных» Слайд 16 Сл/воспр. |
-Послушай, посмотри на картинку, найди ошибку. Дикие животные - это волк, козел, лиса, белка. - Закрой глаза. Назови животных, которых запомнил. |
Слушает, называет неверно названное животное. - Называет по памяти животных. |
|
Составление предложений по картинкам. Слайд 13
Ответы на вопросы по картинкам. Сл/воспр. |
- Посмотри на картинки. Придумай 2 предложения.
-Будешь отвечать на вопросы по картинкам. Кто сидит в коляске? Что делает самолет? |
Составляет предложения. В коляске сидит малыш. Самолет летит. Самолет летит по небу. |
|
Физминутка ИКТ 1 минута |
Подведение итогов работы над произносительной стороной речи. Сл/зр |
-Молодец. Ты старался хорошо говорить. Как ты говорил? |
-Я говорил хорошо. Получает смайлик с надписью «Молодец!» |
Формирование речевого слуха
9 минут |
Восприятие и различение речевого материала разговорно- обиходного характера и речевого этикета на слух и Сл/зр. Различение речевого материала по теме «Зима. Зимние месяцы».
Опознавание на слух и слухозрительно слов речевого этикета « Слова благодарности, ответы на благодарность».
Работа по развитию речевого слуха на речевом материале текста «Вова простудился» Презентация |
-Послушай вопросы, ответь. -Какое сейчас время года? -Какой первый месяц зимы? -Какой сейчас месяц? -Какой месяц будет потом? -2+7 сколько будет? - Иди спать ( неожиданный речевой материал). -Послушай, продолжи фразу «После зимы будет … -Послушай слова. Повтори сам «Спасибо, большое спасибо». -Когда мы говорим такие слова? Покажи картинку. -Как нужно отвечать на благодарность? (пожалуйста). -Как по другому можно сказать спасибо? -Послушай. Составь слово из букв.
-Как называется рассказ, который ты слушал? - О чем рассказ? (Кто был в рассказе? Что запомнил?) Послушай, повтори «Вова простудился», |
Слушает вопросы на рабочем расстоянии. Отвечает на вопросы. При необходимости пользуется опорными табличками.
После зимы будет весна.
Повторяет. При необходимости, обращается ха помощью к педагогу. ( Я не понял, повторите пожалуйста).
Составляет слово «Б Л А Г О Д А Р Ю» Рассказ называется «Вова простудился». Отвечает на вопросы по тексту, направленные на выявление понимания основного содержания текста. |
|
Ответы на вопросы. Восприятие текста по предложениям. Сл/воспр. , Сл/зр. Работа с деформированным предложением. Итог (как слушал) |
«скучно» (Покажи, как), «школьный друг». -Будешь слушать предложения. Послушай, вставь пропущенные слова. С 1-4 предложение. Слайд 5 Послушай предложение. Составь сам. Деформированное предложение «Потом мальчики играли в шахматы». |
Повторяет «Вова простудился», «скучно» ( изображает эмоции скуки). Повторяет за педагогом слова и фразы. Составляет предложение из слов. |
Молодец. Ты старался слушать внимательно. |
|
||
Итог занятия. 1 минута |
Беседа. Рефлексия. Сл/зр |
-Что мы делали на занятии? -Как ты думаешь, как ты занимался? -Мне понравилось, как ты сегодня слушал и говорил звук Л. Говори хорошо этот звук в классе. |
Мы говорили и слушали. Я занимался хорошо. |
Потом мальчики играли в шахматы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.