Интегрированный урок математики
Тема: «Площадь прямоугольного треугольника»
Тип урока: ОНЗ
Интеграция предметов: математика, литературное чтение.
Учитель начальной школы Бессарабова Ольга Алексеевна:
Цель урока:
1. Развитие познавательного интереса к обучению, применение интеграции в учебном процессе, как способа активизации аналитического мышления;
2. Выведение алгоритма определения площади прямоугольного треугольника;
3. Активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую деятельность;
4. Развитие наблюдательности, логического мышления.
Оборудование:
§ Интерактивная доска,
§ Информационный лист (карточки с заданиями),
§ Книга В.Левшина «Нулик-мореход»,
§ Линейка, карандаш простой, ластик, ножницы.
Методы:
§ словесный,
§ наглядный,
§ практический,
§ самостоятельная работа,
§ ИКТ.
Формы:
§ фронтальная,
§ индивидуальная, парная.
Технологическая карта урока
Этапы урока Цели. Время. |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты УУД |
|
Предметные |
УУД |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
|
Учащиеся настраиваются на урок и включаются в деловой ритм урока.
Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
|
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. |
- Здравствуйте, ребята! У всех отличное настроение, мы настроились на урок математики. Проверьте готовность к уроку. -«Отдать концы!» Фрегат готов к отплытию Ведет нас капитан К неведомым открытиям, К неслыханным открытиям, В открытый океан!
Смелость + находчивость= удача! - «Неслыханные» открытия совершим и мы сегодня с вами.
|
Анализ высказывания |
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь управлять своим вниманием. (Личностные) |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
Проговаривают название этапа с учителем. Проговаривают, что повторили. Выполняют задание устно. Возникает сомнение. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). Проговаривают название следующего этапа с учителем. |
Организует актуализацию знаний.
Предлагает задание для пробного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения. Почему вы сразу не смогли ответить? Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности |
-Найдите и зачитайте фрагмент главы 1 книги В.Левшина «Нулик-мореход», где говорится о том, к какому острову причалил фрегат Капитана Единицы. (Остров Прямоугольного треугольника) -Вспомните, как называются стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол. Как называется третья сторона? -На информационных листах изображены треугольники, найдите и назовите только прямоугольные треугольники. Прямоугольные треугольники-____________________________________ Стороны, образующие прямой угол-________________________________ Начертите прямоугольник АВСД со сторонами 100 мм и 50 мм. -Давайте вспомним, как перейти от меньшей единицы измерения к большей? Выразим стороны в см. -Знаем ли мы формулу нахождения площади прямоугольника? -Умеем ли находить площадь прямоугольника? -Найдем его площадь. -Выполняем задание на информационных листах. -Найдите и зачитайте отрывок, в котором Нулик-мореход познакомился с первой математической аксиомой. -Какая эта аксиома? -Проведите прямую в прямоугольнике АВСД из точки В в точку Д. -Сколько фигур получилось? -Какие фигуры получились? - Можем ли мы найти площадь получившихся фигур?
|
Повторяют материал, который необходим для восприятия нового. Определения и свойства фигур, формула площади прямоугольника. Решают задачи на нахождение площади прямоугольника.
|
Уметь управлять своим вниманием на уроке (Личностные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. |
Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. |
Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. |
Формулирование проблемы и формулирование алгоритма поиска площади прямоугольного треугольника.
- В каком месте возникло затруднение? -При решении нахождения площади прямоугольного треугольника. - Почему возникло затруднение? Не знакомы с формулой нахождения площади прямоугольного треугольника. Сформулируйте проблему. Мы не знаем формулы для нахождения площади прямоугольного треугольника и не можем решить задачу
|
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий, как выйти из затруднения; - определить средства.
|
-Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. -С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока. Цель: дать определение степени, научиться вычислять и закрепить полученные знания. -Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. -Называют средства. |
-Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока.
-Организует составление совместного плана действий.
|
- Какой наш следующий этап? (Постановка цели) - Какова же наша цель? -Узнать способ нахождения площади прямоугольного треугольника. Вывести формулу площади прямоугольного треугольника. Формулировка темы урока. - Значит, сегодня мы совершим открытие неведанного и неслыханного. А именно открытия чего? - Нахождение площади прямоугольного треугольника.
- Наметим наш план действий: 1. Выполним практическую работу, результатом которой будет формулирование формулы нахождения площади прямоугольного треугольника.
|
|
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь управлять своим вниманием на уроке. (Личностные УУД) |
V. Реализация построенного проекта (11-12 мин) Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
|
|
|
Практическая работа. Проведем опыт. Разрежем прямоугольник АВСД на информационном листе по диагонали из угла в угол. Сложим полученные треугольники так, чтобы совпали их стороны и вершины. -Можем ли мы сказать, что площади этих треугольников равны? - А можно ли сказать, что разрезав по диагонали любой треугольник, мы получим два равных прямоугольных треугольника? -Какую часть прямоугольника составляет каждый из них?
- Можем ли найти площади получившихся прямоугольных треугольников? -Пока нет. -А теперь выдвинем предположение: «Чему равна площадь каждого из прямоугольных треугольников?» -Половине площади прямоугольника. -Мы достигли цели урока? Сделали мы открытие? -Нет, мы просто пришли к важным выводам. - Каким? - Площадь прямоугольного треугольника в 2 раза меньше площади прямоугольника. -Используя формулу площади прямоугольника, можно ли вывести формулу площади прямоугольного треугольника? Формулирование «открытия» _Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, надо найти произведение длин его катетов, и полученную величину разделить на два. То есть площадь прямоугольного треугольника разделить на два.
|
Формулируют правило нахождения площади прямоугольного треугольника. |
|
Физкультминутка для глаз (1 мин) Цель: снять напряжение и усталость |
Ученики выполняют упражнения |
|
|
|
|
VI. Первичное закрепление (5 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий |
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание |
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
- Переходим к этапу. Закрепление. Мы теперь можем найти площадь получившихся прямоугольных треугольников из опыта.
|
Решают задачу, применяя формулу площади прямоугольного треугольника
|
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Умение неконфликтно отстаивать свою мысль, брать на себя инициативу в организации совместных действий, прилагать усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. (Личностные УУД) |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует самооценку |
На информационных листах выполним задание №4, выбирая свой уровень. |
Решают задания, выбранного уровня
|
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Умение найти ошибку у себя, самостоятельно проводить исследования по решению проблемных ситуаций. (Личностные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку |
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. |
Подводим итог работы на уроке. – Что нового сегодня узнали? – Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать результат своей работы.) – Всё ли получалось? – Над чем ещё надо поработать?
|
|
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Домашнее задание (1 мин) Цели: закрепить полученные знания, устранить пробелы. Резерв -1 мин |
Осуществляют запись домашнего задания |
Организует запись домашнего задания. |
Домашнее задание Читать 1, 2, 3 главу книги В.Левшина «Нулик-мореход», решить оставшиеся уровни задания на информационном листке. |
|
Уметь управлять своим вниманием на уроке (Личностные УУД).
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.