Технологическая карта урока по физике в 10 классе
Тема: «Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатный процесс».
Учитель физики МОУ СОШ № 10 г. Сердобска Забродина Любовь Михайловна, высшая квалификационная категория
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
Авторы УМК |
УМК Г. А. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н.Сотский. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2021 г.
|
Цели урока: |
Формирование научного мировоззрения и познавательного интереса школьников в процессе «открытия» нового знания по теме урока. |
Задачи урока: |
Образовательные: 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о первом законе термодинамики (формулировка, математическая запись, физический смысл). 2.Исследовать особенности использования первого закона термодинамики для описания газовых процессов. 3. Обобщить и систематизировать знания учащихся об адиабатном процессе. Рассмотреть примеры адиабатного процесса в технике и природе. 4. понятие «вечный двигатель первого рода» и доказать невозможность его создания. 5. Сформировать умения применять знания на практике, в том числе при решении задач. Развивающие: Развивать умения учащихся видеть целостность окружаюшего мира, анализировать применение первого закона термодинамики для изопроцессов и адиабатного процесса; умения объяснять проявление и применение адиабатного процесса в природе и технике. Воспитывающие: Продолжить формирование научного мировоззрения, культуры общения. |
Планируемые образовательные результаты ( личностные, метапредметные, предметные): |
Личностные: · формирование устойчивой мотивации к приобретению новых знаний и практических умений; · формирование навыков самоанализа и самоконтроля. Метапредметные: Регулятивные: · формирование умений выполнять задания в соответствии с поставленной целью; · умение формулировать и анализировать учебную проблему · адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные: · научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, систематизировать информацию; · самостоятельно проводить исследования, делать вывод, анализировать полученные результаты; · самостоятельно оценивать собственный результат. Коммуникативные: · уметь: организовать продуктивное взаимодействие со сверстниками, · сравнивать разные точки зрения, · сформулировать собственное мнение, · осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь. Предметные:
· обобщить и систематизировать знания о первом законе термодинамики (формулировка, математическая запись, физический смысл), · применять первый закон термодинамики для описания газовых процессов, · понимать физический смысл адиабатного процесса, · распознавать адиабатный процесс в технике и природе, · доказывать невозможность создания вечного двигателя, · применять знания на практике, в том числе при решении задач. · научиться представлять результаты в виде графиков, таблиц, схем. |
Оборудование на столах учащихся: учебники, тетради, подготовленные задачи для решения.
Оборудование в классе: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, экран.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Результат |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности
|
Учитель физики приветствует учащихся. Мотивирует учащихся на работу. Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу. На экране эпиграф к уроку: ««За основу тут мы берём положение такое: Из ничего не творится ничего» Лукреций Кар, «О природе вещей»
|
Приветствуют учителей. Учащиеся анализируют слова эпиграфа, отвечают на вопросы учителя. |
· самоопределение · планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, оценивания настроя на работу |
Настраиваются на работу на уроке. |
Подготовительный этап. Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Мотивация к учебной деятельности, постановка целей и задач урока. |
Создает проблемную ситуацию. Настраивает учащихся на работу на уроке, опираясь на ранее изученный материал, необходимый к уроку. Организует фронтальную работу |
Учащиеся готовят таблицу с названием изопроцессов (по образцу). Выполняют задания №1 и № 2, делают выводы. Предполагают, что темой урока будет закон сохранения энергии в термодинамике. Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. Формулируют цели и задачи урока. |
· владение понятиями: изопроцессы, газовые законы, работа, количество теплоты, теплообмен, внутренняя энергия. · Умение обобщать и систематизировать материал, делать выводы, самоконтроль и самооценка полученных результатов. · выдвижение гипотез и их обоснование. · умения формулировать и высказывать мысли. · ставить учебную задачу на основе соотношения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно
|
Заполняют таблицу, изучают графики.
Анализируют информацию, формулируют тему урока.
Формулируют цели и задачи урока.
|
Изучение нового материала Цель: Сформировать знания учащихся о первом законе термодинамики как законе сохранения энергии термодинамической системы, раскрыть его физическое содержание при рассмотрении изопроцессов, сформировать знания об адиабатном процессе.
|
Объясняет материал, опираясь на знания учащихся, ставит проблемные вопросы. Работает над активизацией познавательной деятельности. При введении нового закона и величин, использует планы обобщенного характера. Формирует научное мировоззрение, в том показывает невозможность создания вечного двигателя. |
Записывают формулировку и формулы первого закона термодинамики, исследуют его применение к газовым законам. Изучают адиабатный процесс. Называют область его применения в технике и природе. Делают выводы Решают задачи различного уровня сложности. Заполняют таблицу, озаглавливают её.
|
Усвоение физического смысла первого закона термодинамики
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Умения анализировать информацию, записывать закон применительно к газовым процессам.
Формирование умений самостоятельно делать выводы, самостоятельно оценивать собственные результаты.
Умения строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками, сравнивать разные точки зрения прежде чем сделать выбор и принять решение.
Рационально планировать свою работу.
Умения выделять необходимую информацию, представлять результаты работы в виде таблиц, схем, графиков; выявлять закономерности проявления изучаемых процессов в технике и природе.
Усвоение единства законов природы. |
Заполнение таблицы на основании собственных знаний по изучаемой теме. Представление информации в виде графиков, схем. Решение задач, в том числе и качественных. Находят пути решения проблемных ситуаций. Работают в команде.
|
Рефлексия
|
Итак, подведём итог нашей работы. · Реализовали ли поставленную цель? · Что узнали нового? · Пригодится ли изученный материал в повседневной жизни? · Продолжите фразу: 1) больше всего мне сегодня понравилось… 2) самым интересным были… · Оцените свою работу на уроке по 5-бальной шкале Спасибо за работу на уроке, мне понравилось, как вы работали (Выставление оценок) |
Отвечают на предложенные вопросы, оценивают результаты своей деятельности |
Умение выделять главное в теме урока.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Самооценка на основе критерия успешности.
Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности |
|
Домашнее задание
|
Решить тестовые задачи. По желанию дополнительно решить задачи повышенной сложности.
|
Записывают домашнее задание, задают вопросы |
Искать и отбирать источники необходимой информации. Систематизировать полученные знания. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.