Технологическая карта к уроку физики "первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатный процесс".

  • doc
  • 09.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока.doc

 

 

Технологическая карта урока по физике в 10 классе

Тема: «Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатный процесс».

Учитель физики МОУ СОШ № 10 г. Сердобска Забродина Любовь Михайловна, высшая квалификационная категория

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Авторы УМК

УМК Г. А. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н.Сотский. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2021 г.

 

Цели урока:

Формирование научного мировоззрения и познавательного интереса школьников в процессе «открытия» нового знания по теме урока.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о первом законе термодинамики (формулировка, математическая запись, физический смысл).

2.Исследовать особенности использования первого закона термодинамики для описания газовых процессов.

3. Обобщить и систематизировать знания учащихся об адиабатном процессе. Рассмотреть примеры адиабатного процесса в технике и природе.

4. понятие «вечный двигатель первого рода» и доказать невозможность его создания.

5. Сформировать умения применять знания на практике, в том числе при решении задач.

Развивающие:

Развивать умения учащихся видеть целостность окружаюшего мира, анализировать применение первого закона термодинамики для изопроцессов и адиабатного процесса; умения объяснять проявление и применение адиабатного процесса в природе и технике.

Воспитывающие:

Продолжить формирование научного мировоззрения, культуры общения.

Планируемые

образовательные

результаты

( личностные, метапредметные,

предметные):

Личностные:

·        формирование устойчивой мотивации к приобретению новых знаний

                   и практических умений;

·        формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Метапредметные:

Регулятивные:

·        формирование умений выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

·        умение формулировать и анализировать учебную проблему

·        адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

 

Познавательные:

·        научиться: устанавливать причинно-следственные связи  в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, систематизировать информацию;

·        самостоятельно проводить исследования, делать вывод, анализировать полученные результаты;

·        самостоятельно оценивать собственный результат.

Коммуникативные:

·        уметь: организовать продуктивное взаимодействие со сверстниками,

·        сравнивать разные точки зрения,

·        сформулировать собственное мнение,

·        осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь.

Предметные:

 

·       обобщить и систематизировать знания о первом законе термодинамики

(формулировка, математическая запись, физический смысл),

·       применять первый закон термодинамики для описания газовых процессов,

·       понимать физический смысл адиабатного процесса,

·       распознавать адиабатный процесс в технике и природе,

·       доказывать невозможность создания вечного двигателя,

·       применять знания на практике, в том числе при решении задач.

·       научиться представлять результаты в виде графиков, таблиц, схем.

 

Оборудование на столах учащихся: учебники, тетради, подготовленные задачи для решения.

Оборудование в классе: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, экран.

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

УУД

Результат

Организационный

этап.

Мотивация учебной деятельности

 

Учитель физики приветствует учащихся.

Мотивирует учащихся на работу.

Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу.

На экране эпиграф к уроку:

    ««За основу тут мы берём положение такое:

Из ничего не творится ничего»

Лукреций Кар, «О природе вещей» 

 

 

 

 

 

Приветствуют учителей.

Учащиеся анализируют слова эпиграфа, отвечают на вопросы учителя.

·        самоопределение

·        планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, оценивания настроя на работу

Настраиваются на работу на уроке.

Подготовительный этап.

Актуализация знаний.

Формулирование темы урока.

Мотивация к учебной деятельности, постановка целей и задач урока.

Создает проблемную ситуацию.

Настраивает учащихся на работу на уроке, опираясь на ранее изученный материал, необходимый к уроку.

Организует фронтальную работу

Учащиеся готовят таблицу с названием изопроцессов (по образцу).

Выполняют задания №1 и № 2, делают выводы.

Предполагают, что темой урока будет закон сохранения энергии в термодинамике.

Формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

Формулируют цели и задачи урока.

·        владение понятиями:

изопроцессы, газовые законы, работа, количество теплоты, теплообмен, внутренняя энергия.

·        Умение обобщать и систематизировать материал, делать выводы, самоконтроль и самооценка полученных результатов.

·        выдвижение гипотез и их обоснование.

·        умения формулировать и высказывать мысли.

·        ставить учебную задачу на основе соотношения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно

 

Заполняют таблицу, изучают графики.

 

Анализируют информацию, формулируют тему урока.

 

Формулируют цели и задачи урока.

 

 

Изучение нового материала

Цель:

Сформировать знания учащихся о первом законе термодинамики как законе сохранения энергии термодинамической системы, раскрыть его физическое содержание при рассмотрении изопроцессов, сформировать знания об адиабатном процессе.

 

Объясняет материал, опираясь на знания учащихся, ставит проблемные вопросы. Работает над активизацией познавательной деятельности. При введении нового закона и величин, использует планы обобщенного характера.

Формирует научное мировоззрение, в том показывает невозможность создания вечного двигателя.

Записывают формулировку и формулы первого закона термодинамики, исследуют его применение к газовым законам.

Изучают адиабатный процесс. Называют область его применения в технике и природе.

Делают выводы

Решают задачи различного уровня сложности.

Заполняют таблицу, озаглавливают её.

 

 

Усвоение физического смысла первого закона термодинамики

 

Выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Умения анализировать информацию, записывать закон применительно к газовым процессам.

 

Формирование умений самостоятельно делать выводы, самостоятельно оценивать собственные результаты.

 

Умения строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками, сравнивать разные точки зрения прежде чем сделать выбор и принять решение.

 

Рационально планировать свою работу.

 

Умения выделять необходимую информацию, представлять результаты работы в виде таблиц, схем, графиков;

выявлять закономерности проявления изучаемых процессов в технике и природе.

 

Усвоение единства законов природы.

Заполнение таблицы на основании собственных знаний по изучаемой теме.

Представление информации в виде графиков, схем.

Решение задач, в том числе и качественных.

Находят пути решения проблемных ситуаций.

Работают в команде.

 

 

Рефлексия

 

 

Итак, подведём итог нашей работы.

·        Реализовали ли поставленную цель?

·        Что узнали нового?

·        Пригодится ли изученный материал в повседневной жизни?

·        Продолжите фразу:

1)    больше всего мне сегодня понравилось…

2)    самым интересным  были…

·        Оцените свою работу на уроке по 5-бальной шкале

Спасибо за работу на уроке, мне понравилось, как вы работали

(Выставление оценок)

Отвечают на предложенные вопросы, оценивают результаты своей деятельности

Умение выделять главное в теме урока.

 

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Самооценка на основе критерия успешности.

 

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности

 

Домашнее задание

 

Решить тестовые задачи.

По желанию дополнительно решить задачи повышенной сложности.

 

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Искать и отбирать источники необходимой информации.

Систематизировать полученные знания.