Технологическая карта (конспект) урока «Имя существительное как часть речи»
Ф.И.О. учителя |
Козлова Нина Алексеевна |
Предмет |
Русский язык |
Дата |
26 февраля 2021 года |
Класс |
5в |
Место проведения |
МОУ «Киришская СОШ №8» г.Кириши Ленинградской области |
УМК
|
Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростнцовой и др. |
Учебник |
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2. (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2019 |
Тема урока (и место урока в изучаемой теме) |
Имя существительное как часть речи (Раздел изучения: «Морфология. Орфография. Культура речи» «Имя существительное», урок 1). |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Методы и формы обучения |
Наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная |
Цель деятельности учителя |
Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль существительных в предложении |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правила (что обозначает существительное; что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, а признак и действие могут выражаться через значение предметности); морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении; уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русскою языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Образовательные русурсы |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.lseptember.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= http://img-2007-01.photosight.ru/05/1851703.jpg http://animashky.ru/flist/obludi/7/435.gif http://world.lib.ru/m/marks_o_e/chernayvyal.shtml http://www.sport-russia.ru/filestore/0013/0005/81355/89-450.gif
|
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока |
Основные понятия |
Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль |
Конспект урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность обучающихся |
Формы организации и взаимодействия |
Формируемы умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивацион- ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово: Доброе утро, мои друзья! Садитесь. (Напоминание о посадке: спина прямая, помним о трёх углах (90 градусов). В этот предвесенний день к нам на урок пришли (представление присутствующих). Я желаю Вам той работоспособности, какой Вы удивляете меня всегда. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра) |
Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей. Прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях |
Ребята! Мы начинаем изучать удивительную часть речи. Для того чтобы узнать, как она называется, надо отгадать загадку: Давно живу я в мире этом, Даю названье всем предметам. - Что это? (Имя существительное.) - Прочитайте эпиграф к уроку (слайд): Имя существительное – хлеб языка. Л.В.Успенский - Докажите справедливость этого высказывания. - Объясните постановку тире. - Справедливость этого утверждения подтверждают цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.
|
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. |
Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. |
Эвристическая беседа, игра, просмотр мультимедийной презентации «Имя сушествительное» |
- Что вы знаете о существительном? (Отвечает на вопросы «кто?», «что?»; изменяется по падежам; имеет три склонения; изменяется по числам; имеет категорию рода; бывает одушевлённым и неодушевлённым, собственным и нарицательным; в предложении чаще всего бывает подлежащим, дополнением или обстоятельством.)
- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. И чтобы вам не было скучно, я предлагаю всем небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (Маршрут.) - Каждый из вас получит маршрутный лист с указанием, по каким станциям нам предстоит пройти, и будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь? |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Листы обратной связи. Задают вопросы для уточнения онформации. Письменная работа |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ текста, предложенного учителем |
1-я остановка «Опознавательная». - Попробуем свои силы в первом испытании. Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке. Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это. (Слайд: Пуськи бятые. Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подулонились. А калуша волит: - Оее, оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит: -Калушата полудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые! Имена существительные – пуськи, калуша, бутявка, калушата, калушаточки. -Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Это часть речи, которая обозначает предмет.) - Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечая на вопросы «кто?» или «что?», обозначает предмет. Разве слова доброта, милосердие, сострадание – это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и названия предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы. - Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание.
2-я остановка «Теоретическая». - На ваших партах лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы. 1. Прочитайте слова. 2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают только указанные названия. (Слайд. Ребёнок, Волхов, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, пятиклассник, лыжи, пожар, окно, крупа, синева. Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Кириши, спектакль.) 1 группа – названия лиц (ребёнок, девочка, пятиклассник). 2 группа – названия вещей (лыжи, окно, ножницы). 3 группа – названия веществ (крупа, мука, сливки). 4 группа – названия живых существ и организмов (кошка, щука, микроб). 5 группа – географические названия (Волхов, Россия, Кириши). 6 группа – названия фактов, событий, явлений (пожар, беседа, спектакль) 7 группа – названия признаков (свежесть, белизна, синева). 8 группа – названия действий (бег, прыжок, стрельба).
3-я остановка «Морфологическая». Задание 1. Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? (Слайд. Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь.) Задание 2. Распределите имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые. Сделайте вывод. (Слайд. Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку.) Задание 3. Распределите слова в два столбика. По какому признаку вы их распределяли? (Слайд. Пушкин, поэт, река, книга, птица орёл, город Орёл, доброта.)
4-я остановка «Синтаксическая». - Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведённых предложениях. (Слайд. Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зелёной кроной. Сосна – это хвойное дерево.) - Расскажите о синтаксической роли существительного. |
|
|
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач |
|
6. Первичное закрепление изученного
7. Самостоятельная работа с амопроверкой по эталону |
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе учебника |
- Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Свои знания сравните с материалом учебника (параграф 86, стр. 48 – 52) По итогам этой работы составьте кластер.
Упражнение 509 (устно, вместе). Упражнение 511 (письменно, самостоятельно) |
Работают с материалом учебника, отвечают на вопросы, составляют опорный конспект, комментируют ход работы.
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, комментируют ход работы. |
Индивидуальная, групповая
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, своих рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
Листы обратной связи. Письменная работа.
Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа
|
8. Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы |
Расскажите об имени существительном по составленному вами кластеру |
Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы. |
Фронтальная |
Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки |
Оценивание работы учащихся на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
- Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашей парте карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. |
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных. Сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность |
Листы обратной связи |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.