ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия |
Тип занятия. Индивидуальное |
|||||
Логопедическая тема: Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза трехсложных слов. Лексическая тема: Птицы Грамматическая тема: Звуки [п] и [п’] , буквы П, п. |
||||||
Цель учебного занятия: Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. Знакомство со звуками [п] и [п’] и обозначением их на письме буквой П, п |
||||||
Задачи учебного занятия: Образовательные: · закрепить артикуляцию согласных звуков [п] и [п’]; · учить различать звучание согласных звуков [п] и [п’] изолированно, в слоге, слове; · закреплять знания о слогообразующей роли гласного звука; · закреплять умение находить место звука, определять количество и последовательность звуков на звуко-буквенной схеме; · совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука, между звуком и буквой, учить дифференцировать графические образы буквы; · закрепить знания об условном обозначении главных членов предложения на схеме; · отрабатывать навык чтения слогов, слов, предложений на диапазоне изученных букв.
Коррекционные: · совершенствовать фонематические представления; · развивать психические процессы, составляющие базу формирования письма и чтения; · развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки, зрительно-пространственные ориентировки; · развивать самостоятельность, самоконтроль; · формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной ситуации.
Воспитательные: · воспитывать положительное отношение к процессу обучения; · воспитывать положительное принятие статуса ученика.
|
||||||
Планируемые результаты занятия |
||||||
Предметные: · различать в слове согласные звуки по их признакам, выделять звуки вне слова и в слове; · сравнивать, группировать и классифицировать все изученные звуки и буквы; · вставлять пропущенную букву в слове в соответствии со смысловым значением; · составлять звуко-буквенную модель слова; · анализировать простые распространенные предложения, работать со схемой предложения; · классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия); · читать слоги, слова, предложения, тексты с данным звуком; · тренироваться в чтении и написании строчных и заглавных букв П, п; · писать под диктовку слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. |
Метапредметные: · осваивать базовые предметные понятия фонетики и графики; · ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, умение действовать по плану, соблюдая алгоритм; · осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений; · уметь адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач; · вступать в диалог, аргументировать свои ответы; · опрделять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе их выполнения, используя правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем; · сравнивать с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Личностные: · проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению; · устойчивое следование в поведении социальным нормам; · оценивать свою деятельность, выявлять причины успешности (неуспешности) в учебной деятельности. |
||||
Межпредметные связи: · Обучение грамоте, тема « Звуки [п] и [п’], буквы М, м» (УМК «Школа России», учебник «Азбука. 1 класс», Горецкий В.Г. и др.) · Окружающий мир, тема «Кто такие птицы?» (УМК «Школа России», учебник «окружающий мир. 1 класс» Плешаков А.А. и др.) |
||||||
Основные ресурсы урока |
||||||
Для учителя: · методическое пособие Розова Ю.Е. , Коробченко Т.В. «Логопедические занятия в период обучения грамоте. Технологические карты логопедических занятий»; · артикуляционные профили, логопедическая кукла; · муляжи продуктов; · камни. |
Для учащихся: · рабочая тетрадь. |
|||||
Ход занятия |
||||||
Содержание деятельности учителя |
||||||
I. Мотивация к деятельности |
||||||
1. Организационный момент. Развитие фонематического синтеза Учитель-логопед просит учащихся занять рабочие места по инструкции. - Сядет тот, кто назовет третий звук в своём имени, четвертый звук и т.д. |
||||||
2. Сообщение темы занятия. Моделирует игровую ситуацию для сообщения темы занятия. -Сегодня Буковка и Звук приготовили для вас загадку. Послушайте и попробуйте отгадать её. У них есть крылья, голова, Две лапки, клюв и перья. Все появляются с яйца. Слышны их песенки с деревьев. (Птицы) Учитель-логопед просит выдвинуть предположение о теме предстоящего занятия. Озвучивает лексическую тему занятия. |
||||||
II. Актуализация необходимых знаний. |
||||||
Учитель-логопед проводит артикуляционную гимнастику. Повторяет материал прошлых занятий. Просит открыть рабочую тетрадь на нужной странице. -Давайте повторим прошлую тему занятия. Самостоятельно выполните задание. Учитель-логопед проверяет выполнение задания. |
||||||
III. Организация познавательной деятельности обучающихся. |
||||||
1. Уточнение артикуляции, характеристика звуков [п] и [п’]. а) Уточнение артикуляции. Учитель-логопед демонстрирует артикуляционные профили звуков, моделирует артикуляцию на логопедической кукле. Уточняет артикуляционные характеристики данных звуков. б) Условное обозначение звука. 2.Уточнение связи звука и буквы. а) Зрительный гнозис букв. Узнавание стилизированных букв. Дифференциация печатных и рукописных букв. Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой. б) Тренировочные упражнения по конструированию букв. Написание букв на тарелочке с крупой. Конструирование букв из различных материалов: пуговиц. Графический диктант «Буквы П». в) Тренировочные упражнения по написанию буквы. Учитель-логопед моделирует игровую ситуацию для объяснения темы занятия. -А ещё я знаю стихотворение о букве П, - заметила Буковка. Влез на букву озорник: он решил, что П-турник. - На что ещё похожа эта буква? Я могу с помощью моего волшебного карандаша написать букву П. И вы попробуйте. Подготовка руки к письму. Штриховка буквы. Печатные буквы. Письмо письменной строчной и заглавной буквы по образцу. Сравнение зрительных образов печатной и письменной буквы. Письмо под диктовку слогов, слов с данными буквами. Узнавание правильно написанных букв. Учитель-логопед организует взаимопроверку в парах. 3) Развитие сложных форм фонематического анализа. Фонетический диктант. Учитель-логопед называет слова, просит определить наличие изучаемых звуков в слове, раскрасить кружок соответствующим цветом, определить место звука в слове и указать ответ цифрой под соответствующим значком. Учитель-логопед выбирает любые слова с данным звуком. Организует взаимопроверку в парах. 4) Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза Учитель-логопед предлагает прочитать слова, вставить пропущенные буквы, составить звуковые схемы слов. Контролирует правильность выполнения в ходе работы. 5) Динамическая пауза «Попугай» Жил на свете попугай. Крылья шире расправлял. (Руки в стороны, влево, вправо) Он любил летать всех выше, Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх) В гости к деткам прилетал, Вместе с ними отдыхал, (Приседания) Прыгал, кланялся, шалил, (Наклоны головы или туловища вперед) С малышами говорил. Выполняют упражнения «Стань буквой» 6) Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. Работа по лексической теме занятия. Учитель-логопед предлагает рассмотреть картинку, назвать, что на ней изображено. Просит выделить и обозначить звук [п] - [п’] в названии птиц, указать какой это по счёту звук. Просит рассказать об одной из птиц. Можно предложить самостоятельное выполнение задания. Организует проверку задания. 7) Чтение предложений. Развитие анализа предложения. Учитель-логопед просит прочитать предложения и назвать слова с изучаемым звуком. Работает со схемой предложения. Закрепляет понятия «главное слово в предложении, слово-предмет, слово-действие». Учитель-логопед просит начертить схему 2 предложения. 8)Развитие речи, памяти, творческих воображений. Учитель-логопед читает стихотворение. Работает с мнемотаблицей к стихотворению. Предлагает учащимся нарисовать мнемотаблицу и выучить по ней стихотворение к следующему занятию. На (1)
хоккее (2) , на футболе (3) Дома (6) букву П найдем (7), Заглянув (8) в дверной проем (9). |
||||||
IV. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия. |
||||||
- С какой буквой мы познакомились сегодня? Какие звуки она обозначает? -Выложите из камушек, печатные и рукописные буквы П, п. Учитель-логопед оценивает эмоциональное состояние учащихся по цвету камней, которые они выбирают. Просит оценить свою работу на занятии. -Раскрась смайлик. |
||||||
Творческие дополнительные задания: Нарисовать рисунок «Птицы» |
||||||
Достижения
|
Сложности
|
Предложения |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.