ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|||||
Тема урока |
Многообразие живых организмов. Данная разработка урока по теме «Многообразие живых организмов» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса. |
||||
Тип урока |
Урок развивающего контроля. |
||||
Цель |
Систематизировать знания о многообразие живых организмов. |
||||
Задачи |
- образовательные: знать многообразие живых организмов. - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; формировать навыки самодиагностирования и взаимоконтроля; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли; самостоятельно оценивать достигнутые результаты. - воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду; воспитывать толерантность и бережное отношение к природе. |
||||
Планируемые образовательные результаты |
Предметные - научиться называть представителей и характеризовать царства растений, бактерий, грибов, животных; - характеризовать лишайники как симбиотические организмы; - участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы; - аргументировать свою точку зрения; - оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. Метапредметные Регулятивные: - формулировать цель урока; - ставить задачи, необходимые для её достижения; - планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: - строить речевые высказывания в устной форме; - слушать товарища и аргументировать свою точку зрения; - обсуждать в рабочей группе информацию; - выражать свои мысли и идеи. Познавательные: - работать с различными источниками информации; - строить логические рассуждения, включающие устанавливать причинно- следственные связи; - объяснять значения слов; - сравнивать и делать выводы. Личностные - формирование познавательного интереса к изучению биологии; - понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности; - понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; -осознание необходимости повторения материала для закрепления знаний; - оценивать собственный вклад в работу группы. |
||||
Ресурсы |
Мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь. На демонстрационном столе: молоко, квашеная капуста, дрожжевое тесто, трутовик, мукор, лакмус, клубень картофеля, гербарный экземпляр бобовых растений и лишайника. |
||||
Технологии |
ИКТ- технологии, здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения. |
||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||
Этап урока, дидактические цели. |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя. |
Деятельность обучающихся. |
Форма организации учебной деятельности |
Формирование УУД. |
|
1 этап. Организационный
|
Приветствие обучающихся. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки. «Вот
звонок нам дал сигнал: |
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. |
фронтальная |
Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. |
|
2 этап. Актуализация знаний
|
Мы закончили изучать тему « Многообразие живых организмов» А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир этих живых организмов, как велико их значение в природе, и какую важную роль они играют в жизни человека.
|
Учащиеся слушают информацию. |
фронтальная |
Коммуникативные: умение сотрудничать, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают правильность выполнения заданий. |
|
3 этап. Создание проблемной ситуации
|
Какое значение имеют знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, растений, животных, грибов и лишайников? Почему некоторые организмы можно назвать спутниками человека? Почему в природе не бывают вредных организмов? Почему важно охранять биологическое разнообразие?
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) Тема урока: «Многообразие живых организмов». |
Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают.
|
фронтальная |
Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности. Познавательные: обобщение информации. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, решают проблемы. |
|
4 этап Целеполагания |
На данном уроке, мы обобщим и систематизируем знания по теме: «Многообразие живых организмов». Работа будет проходить в группах, которые называются «Животные», «Растения», «Бактерии», «Грибы» и «Лишайники» |
Осознают и проговаривают тему урока: «Многообразие живых организмов».
|
|
Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности |
|
5 этап Осмысление. .Обощение и систематизация знаний.
|
«Зарядка для ума». 1. Сожительство двух организмов,
полезное обоим. (Симбиоз.) Кодовое слово – АНГИНА. ----------------------------------------------------------------------
Вопросы для группы «Грибы». 1.
Ядовитый гриб с красной шляпкой и белыми пятнами на ней. Кодовое слово – ДРОЖЖИ. ----------------------------------------------------------------------
Вопросы для группы «Лишайники». 1.
Организм, который образуется при сожительстве гриба и водоросли. Кодовое слово
– СИМБИОЗ.
--------------------------------------------------------------------- Физкульминутка
Руки в стороны поставим, Кодовое слово ЦВЕТОК --------------------------------------------------------------------Вопросы для группы «Животные». 1. Самое крупное животное . 2.Домашнее животное. 3.Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете. 4.Оноклеточное простейшее животное, которое не имеет определенную форму тела. 5.Питание животных. 6.Каких животных больше всего на Земле? Ответы. Синий кит (Х). Лошадь (И). Фауна (Щ). Амеба(Н). Гетеротрофное (И). Насекомые (К). Флора (А). Инфузория (О) Кодовое слово ХИЩНИК |
Учащиеся активно и самостоятельно работают в соответствии со своими обязанностями. В ходе деятельности развивают мыслительные процессы Проявление познавательной инициативы. Обсуждение в группах варианты решения.
Осуществляют профилактику утомления.
|
фронтальная
групповая
|
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; продуктивное взаимодействие и сотрудничество при выборе правильного ответа; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.
Личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
Познавательные: анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать информацию. Регулятивные: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии; продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью; продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные: установка на здоровый образ жизни
|
|
6 этап Закрепление и обобщение.
|
Игра «Выбери меня» Перед вами – чудо-стол. На нем предметы, продукты, изображения организмов, гербарии. Каждая группа по очереди выбирает группу организмов (бактерии, грибы, лишайники, растения, животные), а затем должна объяснить свой выбор и пояснить, какое значение для человека имеет этот организм. Бактерии
.
1.Простокваша, сметана или кефир. (Молочнокислые бактерии, питаясь
сахаром, образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в
простоквашу, а сливки – в сметану.) Учитель дополняет ответы учащихся. |
Учащиеся от каждой группы по очереди выбирают на столе, а затем объясняют свой выбор и поясняют, какое значение для человека имеет этот организм. |
индивидуальная, групповая |
Коммуникативные:
продуктивное взаимодействие и сотрудничество при выборе правильного ответа; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Осознают свои возможности в учении. Познавательные: Ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: Осуществляют контроль учебных действий.
|
|
7 этап Рефлексия (итог урока). |
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какое у вас настроение после урока? Подведение итогов с помощью стихотворения: Нужны все подряд
– На свете Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям используются «Говорящие рисунки». Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
|
Происходит рефлексия результатов деятельности |
индивидуальная, групповая |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию. Регулятивные: проводят рефлексию учебной деятельности; осуществляют контроль учебных действий. |
|
8 этап Домашнее задание.
|
1. Выполнить в рабочих тетрадях задания 5-7 по разделу «Подведём итоги: что вы узнали о многообразии живых организмов».
2. Составить синквейн по разделу «Многообразие живых организмов». |
|
|
|
|
Копия верна.
Заместитель по УВР ______________________ Тутринова Л.С.
Результаты работы учащихся.
Синквейны.
Живые организмы
разнообразные, интересные
питаются, дышат, размножаются
без них «и не туды, и не
сюды»
Просто
чудо!
Бактерии
Маленькие, невидимые Живут, двигаются, отличаются Они нужные и ненужные. Микроорганизмы.
Растения.
Красивые, благоухающие Цветут, растут, удивляют Красота спасёт мир. Великолепие рядом!
Животные
Разные, грациозные Летают, прыгают, ползают Удивительно, везде и всюду! Они нужны, и природе, и человеку!
Грибы
Съедобные, ядовитые Солят,
сушат,
маринуют
Они,
не растения, ни
животные
Отдельное царство.
Лишайники
Неприхотливые, разные Чувствуют, живут, гибнут Дым и яд приводит к смерти организмов Своеобразная группа в симбиозе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.