Технологическая карта урока в 9 классе по теме «Модели атомов. Опыт Резерфорда».
Тема |
«Модели атомов. Опыт Резерфорда». |
||||
Класс |
9 класс
|
||||
Тип урока: |
Комбинированный урок.
|
||||
Цель |
расширение представления о строении атома посредством ознакомления с опытом Резерфорда. |
||||
Задачи |
Образовательные: 1.осмыслить сущность опытов Э. Резерфорда; 2.рассмотреть модели атомов; 3.на основе анализа результатов опыта Резерфорда подвести обучающихся к пониманию того, как устроен атом. Развивающие: 1.пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес к предмету; 2.высказывая свое мнение и обсуждая информацию развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы, критически оценивать содержание. 3.выполняя тест, взаимопроверку, самооценку обеспечить формирование у обучающихся навыков самоконтроля. Воспитательные: 1.в ходе работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение.
|
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о строении атома; 2.умение работать с источниками информации; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.правильное понимание экспериментальных выводов Резерфорда, строения атома. 2.применение новых знаний в новой ситуации. |
УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе образовательной деятельности. Познавательные. умение строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. Регулятивные. Умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений.
|
||||
Основные понятия темы |
Атом, элементарные частицы (электрон, протон, нейтрон), планетарная модель атома, схема опыта Резерфорда. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основные технологии |
Основные методы |
Формы работы |
Ресурсы Оборудование |
|
1. Слушание и анализ выступлений учителя и своих товарищей. 2. Просмотр учебных фильмов и презентации. 3. Работа с учебником. 4.Составление конспекта.
|
Технология: ИКТ |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. |
Мультимедийный проектор, презентация, видео, учебник. |
|
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации и актуализации знаний. Создание положительного эмоционального настроения учеников. |
Мотивация к дальнейшей работе. Актуализация знаний. |
Тест №1 Ребус «Аукцион умных мыслей». |
Расшифровывают ребус. Формулируют тему урока, предполагают, что им предстоит изучить, выдвигают задачи урока. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
15 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. Поддержание делового настроя учащихся. |
Объясняет. Наблюдает за процессом усвоения и обмена информацией. |
Просмотр видеофильма и работа с материалами презентации. |
Слушают. Отвечают. Выполняют предложенные учителем задания. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
23мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Подведение итогов, рефлексия. Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
«Пора делать выводы». Стихотворение «Мир электронов» |
Отвечают. Слушают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске и в презентации. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Содержание урока.
Здравствуйте! Рада вас всех видеть. Давайте забудем на некоторое время о своих проблемах и настроимся на работу.
Я предлагаю сегодня начать урок с теста. Вспомнить и проверить свои знания. Они необходимы нам для дальнейшей работы. (Слайд №1-2)
Выполняют тест №1 по теме «Радиоактивность».
Взаимопроверка.
Ответы: 1-2; 2-3; 3-1; 4-2;5-2;6-2;7-1;8-4;9-3;10-3.
А сейчас я предлагаю продолжить наш урок и выполнить одно непростое, но интересное задания. Расшифруйте ребус. (Слайд№3)
Ответ. «Теперь я знаю, как устроен атом».
А вы знаете, как устроен атом? (Слайд№4)
В 8 классе учащиеся уже рассматривали тему «Строение атома», поэтому большинство из них знают ответ на этот вопрос и сами смогут объяснить, как выглядит атом. Чтобы процесс актуализации знаний прошел интересно и быстро я предлагаю ученикам провести игру «Аукцион умных мыслей». Учащиеся сообщают о том, что помнят и знают из курса физики 8 класса по данной теме. Если предложенная учеником информация правильная, то считаем ее «купленной на аукционе». Тот, кто последним «продаст», назовет известный факт, получает «5». (Слайд№5)
Поделитесь информацией, скажите, что вы знаете о строении атома.
Итак, «Теперь я знаю, как устроен атом» и вы тоже. (Слайд№6)
Строение атома. (Читает ученик)
По античному наивно,
Откровенно простовато,
Совершенно "неделимым"
Называли греки атом.
Но теперь твердит наука:
Атом - не простая штука
И устроен он хитро.
В центре - плотное ядро,
Пляшут электроны крошки
В электронных облаках,
Как кораблик на волнах,
Плыть стремиться каждый атом
По своим координатам.
(Стихотворение с сайта chto-takoe-lyubov.net) (Слайд№7)
А знаете ли вы, кто и когда предложил такую модель строения атома?
Однажды зимой 1911 года, английский ученый Эрнест Резерфорд, войдя в свою лабораторию, громко и торжественно объявил: «Теперь я знаю, как выглядит атом»! Резерфорд шел к своему открытию пять лет. (Слайд№8)
Как удалось этому человеку получить такие результаты, сделать гениальные выводы? Хотели бы вы об этом узнать? Итак, тема урока «Опыт Э. Резерфорда. Строение атома»
В начале века в физике существовали самые разные, порой невероятные модели атома. Например, ректор Мюнхенского университета Фердинанд Линдеман утверждал, что «атом кислорода имеет форму кольца, а атом серы – форму лепешки». Лорд Кельвин представлял атом подобно кольцам дыма, выпускаемым опытным курильщиком. Джон Стоней еще в 1891 году предполагал, что электроны движутся вокруг атома как спутники планет. Японский физик Хантаро Насаока в 1904 году говорил, что атом представляет своего рода сложную астрономическую систему подобно кольцам Сатурна. Вопрос о строении атома изучали и русские физики: Петр Николаевич Лебедев и известный ученый – народник Николай Морозов. (Слайд№9)
Большинство физиков все-таки поддерживали модель строения атома предложенную Дж. Дж. Томсона – «модель пудинга». Томсон - выдающийся ученый, директор знаменитой Кавендишской лаборатории, лауреат Нобелевской премии, открыл электрон. Он считал, что положительный заряд атома равномерно распределен по всему объему шара, а отрицательно заряженные электроны находятся внутри него. Сам Томсон относился к своей модели без энтузиазма. (Слайд№10)
Физкультминутка.
Чтобы проверить гипотезу Дж. Дж. Томсона необходимо было провести эксперимент. Э. Резерфорд сделал это. Он решил проникнуть внутрь атома с помощью α - частиц. Частицы имели положительный заряд, массу почти в 7300 раз большую, чем масса электрона и очень большую скорость (около 20000км/c). С точки зрения Резерфорда α - частицы должны были легко "пробить" атом и тем самым доказать справедливость модели атома Томсона. (Слайд№11) В 1911 году Э. Резерфорд ставит свой знаменитый опыт. В цилиндрическом сосуде с небольшим отверстием находился радиоактивный препарат, испускавший поток α - частиц. Они попадали на золотую фольгу и, проходя через нее, ударялись о люминесцирующий экран. В местах удара частиц на экране возникали вспышки света. То, что некоторые α - частицы отскакивали от фольги назад, противоречило модели Томсона. Результаты эксперимента настолько удивили Резерфорда, что он воскликнул: "... неправдоподобно так же, как если бы вы выстрелили пятнадцатифунтовым снарядом в папиросную бумагу, а снаряд отскочил бы обратно и убил бы вас самих".
Просмотр видеофильма.
youtube.com
Итак, Резерфорд предложил планетарную модель атома. Согласно этой модели, в центре атома располагается положительно заряженное ядро, в котором была сосредоточена почти вся масса атома. Вокруг ядра, подобно планетам, вращаются под действием кулоновских сил со стороны ядра электроны. Находиться в состоянии покоя электроны не могут, так как они упали бы на ядро. (Слайд №12-13)
Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц показали:
1. атомы любого элемента состоят из
положительно заряженной части, получившей название ядра;
2. в состав ядра входят положительно заряженные элементарные частицы – протоны
(позднее было установлено, что и нейтральные нейтроны);
3. вокруг ядра вращаются электроны, образующие так называемую электронную
оболочку. (Слайд №14-15)
Опорный конспект.
План ответа. |
Ответ. |
1. Схема установки Резерфорда. |
|
2. Результаты опыта. |
|
3. Выводы. |
|
4. Планетарная модель атома. |
|
«Пора делать выводы». Оцените свою работу на уроке. (Слайд №16)
Я сам_____________________________________________________________
? Самым трудным было___________________________________________
! Есть предложение__________________________
Запишите в дневник домашнее задание. (Слайд №17)
Я хотела, чтобы вы послушали стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Мир электрона» и подумали, какой глубокий смысл в нем отражен. Стихотворение написано в 1922 году. (Слайд №18)
Мир электрона. (Читает ученик)
Быть может, эти электроны —
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом —
Вселенная, где сто планет;
Там всё, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.
Их мудрецы, свой мир бескрайный
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в искры тайны
И умствуют, как ныне я;
А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат, в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч загасил!
(13 августа 1922г. Валерий Яковлевич Брюсов)
Спасибо за работу на уроке. (Слайд №19)
Приложение.
Тест №1.
1. Что с древнегреческого означает слово «атом».
1) Маленький
2) Неделимый
3) Простой
4) Твердый
2. Кто из учёных впервые открыл явление радиоактивности?
1) Д. Томсон
2) Э. Резерфорд
3) А. Беккерель
4) А. Эйнштейн
3. Радиоактивные элементы – это элементы ….
1) самопроизвольно излучающие;
2) излучающие под действием света;
3) излучающие без света;
4) излучающие под действием высоких температур.
4. При открытии радиоактивности учёный обнаружил, что соли урана создают…
1) какое – то излучение под действием света;
2) какое – то излучение без внешнего воздействия;
3) какое – то излучение под действием температуры;
4) какое – то излучение под действием сильного удара.
5. Кто из названых ниже ученых открыл три составляющие радиоактивного излучения?
1) Бор;
2) Резерфорд;
3) Беккерель;
4) Складовская-Кюри.
6. Для выяснения состава радиоактивного излучения ученый пропустил его через …
1) электрическое поле;
2) магнитное поле;
3) электромагнитное поле;
4) подверг длительному температурному воздействию.
7. Что представляет собой α - излучение?
1) Поток ядер гелия
2) Поток протонов
3) Поток электронов
4) Электромагнитные волны большой частоты
8. Что представляет собой γ - излучение?
1) Поток ядер гелия
2) Поток протонов
3) Поток электронов
4) Электромагнитные волны большой частоты.
9. Что представляет собой b - излучение?
1) Поток ядер гелия
2) Поток протонов
3) Поток электронов
4) Электромагнитные волны большой частоты
10. Наибольшей проникающей способностью обладают
1) α – лучи;
2) b - лучи;
3) g - лучи;
4) все.
Источники.
https://www.youtube.com/watch?v=PJ8k3nQRzgQ
youtube.com
Стихотворение с сайта chto-takoe-lyubov.net
Литература.
1. Гутник А.В. Перышкин. Физика 9 класс. Учебник
2. С.Е. Полянский «Поурочные разработки по физике 8 класс»/М.: ВАКО, 2004.-336с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.