Технологическая карта музейного урока
Оценка 4.8

Технологическая карта музейного урока

Оценка 4.8
docx
17.12.2020
Технологическая карта музейного урока
технологическая карта музейного урока - практикума.docx

Обручевская тетрадь юного краеведа

«Предметы домашней утвари казачьего дома»

Технологическая  карта  музейного урока-практикума

Пояснительная записка.

Актуальность темы.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре» (Д.С.Лихачёв)

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Во что одевались? Чем украшали свой быт? Что их радовало, а что тревожило?  Необходимы ли ребенку, родившемуся в XXI веке ответы на данные вопросы, нужно ли возвращаться назад, «в дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Мы твердо считаем, да, нужно! Но как этот процесс сделать интересным и увлекательным для ребёнка в школе?

Очевидно, что система работы в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы обучающимся особый комплекс ощущений. Неоднократное посещение сельской библиотеки - музея имени Ф.Ф.Павленкова обучающимися, проведение музейных уроков, тематических выставок, конкурсов по разным темам привело нас к необходимости создания фрагмента рабочей тетради.

Данная работа направлена на формирование патриотизма, который является главным чувством любви к Родине, на ощущение духовной жизни своего народа, творческого утверждения себя в ней, уважительного отношения к прабабушкам и прадедушкам, за их труд, доброту, за умение создавать для своей жизни простые и нужные предметы народного быта.

Дифференцированные задания Обручевской  тетради юного краеведа «Предметы домашней утвари казачьего дома» плодотворно используются на уроках-практикумах в сельской библиотеке-музее обучающимися разных возрастов (4-8 классы).

Материалы фрагмента рабочей тетради мы рекомендуем использовать учителям, классным руководителям при подготовке тематических классных часов и учебных занятий по курсам «Изобразительное искусство», «Окружающий мир», ОДНКНР.

Цель:

1.     Формирование интереса обучающихся к культурному наследию на основе познавательной и практической деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.     Прививать правила поведения в музейной комнате;

2.     Научить всматриваться в музейный экспонат;

3.     Приобщить к сохранению предметов старины;

4.     Работать с музейным предметом.

Личностные:

1.     Умение позитивно настраиваться на работу;

2.     Определять границы собственного умения и неумения;

3.     Умение объективно оценивать себя.

Познавательные:

1.     Умение выделять свойства и различие сравниваемых объектов;

2.     Умение делать выводы, обобщения.

 Регулятивные:

1.     Умение планировать действия;

2.     Умение контролировать процесс и результаты деятельности;

3.     Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата.

Коммуникативные:

1.     Умение высказывать свои предположения, слушать других;

2.     Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений.

 

 

 

Обручевская тетрадь юного краеведа

«Предметы домашней утвари казачьего дома»

 

 

Дорогой друг!

Старинные вещи уйти не спешат,

Свой век по чуланам, в пыли коротая…

Но в них сохраняется предков душа

И память страницы былого листает…

 

        Времена, когда на нашей земле не ездили машины, когда города были деревянными, они уже ушли в далёкое прошлое. В настоящее время мы с вами можем почувствовать особенности быта наших предков в современных музеях. В этой тетради ты можешь рассмотреть старинные предметы, домашнюю утварь казаков родного села Обручёвки. Ты узнаешь, из чего они сделаны, а самого главное, для чего они предназначались.

Наши прабабушки и бабушки очень бережно сохранили и донесли до нас культурное наследие предков, согретое руками нескольких поколений. Мы можем представить, как жили наши предки. Ещё в начале 20 века многие предметы находились в каждодневном обиходе русского человека и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Подробно рассмотри предметы быта, которые входили в интерьер казачьего дома и выпиши их.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*   Оцени свою работу по пятибалльной шкале

 

 

 

Интересные факты:

Прочитай текст и выполни практическое задание.

Ступы были в каждом доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, берёзы, иногда, осины. Обязательное условие – ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей. Ступы были тяжелыми, массивными, устойчивыми. Например, в этой ступе очищали от шелухи просо, в нашем селе толкли в ступе зерна пшеницы, из неё готовили кашу, блины, пекли пироги.

Сундук – это ящик с крышкой и с замком. Сундук всегда прятал какие-то тайны. В нем хранились фотографии, документы, вещи, сюрпризы для детей. Говорят, что от сундука пошла вся другая мебель. Раньше была даже профессия укладчика одежды в сундук.

 

 

Чугунок- посуда из чугуна для приготовления в печи каши и щей. Пища, приготовленная в чугунках, получалась очень вкусной. В печь чугунок ставили при помощи ухвата. На смену чугункам пришла новая посуда. Она красивее и удобнее. Но наши бабушки часто вспоминают вкус пищи, приготовленной в русской печи в чугунке.

Ухват – приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата – рогач.

Практическое задание.

1.     Найди в выставочном зале ухват и чугунок, поставь чугунок с помощью ухвата на стол. Получилось? Поделись своими впечатлениями.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Почти в каждом доме имелся ткацкий станок, на нём женщины ткали. Полы покрывались вязаными или сотканными ____________. Это – дорожки, постеленные в направлении от двери к передним окнам, - представляли путь – дорогу. Убери из таблицы одинаковые слоги, выпиши оставшиеся  из них, собери название дорожек и заполни пропуск в тексте

 

ло

до

ки

до

до

по

до

до

до

до

ви

до

 

 

 

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________

*   Проверь правильность своей догадки. Если всё правильно, поставь себе 5 баллов.

 

Задание 3.

В словах, правильно расставив буквы, ты прочтёшь названия крестьянской одежды. В этом списке подчеркни элементы женского костюма:

1.Рышаваро - ____________________________________________________

2.Фанраса - _____________________________________________________

3Тузкар- _______________________________________________________

4.Плати - _______________________________________________________

5.Рухаба - ______________________________________________________

6.Рокасо - ______________________________________________________

7.Рейдукашег - __________________________________________________

8. Непова - __________________________________________________

Подсказка: Если ты затрудняешься выполнить эту работу, тебе поможет Задание 4.

*   Обсуди с соседом результаты вашей работы. Если всё удалось, поставь себе 5 баллов

 

 


Задание 4.

Бабушкин сундук.

1.     Прочитай в таблице название элементов женского и мужского костюмов казаков Южного Урала и Оренбуржья.

2.     Выдели элементы женского костюма.

3.     Стрелками укажи их местонахождения на манекене.

 

 

1. Сорока (вид русского кокошника)

 

2. Шаровары

 

3. Душегрейка

 

4. Картуз

 

5. Лапти

 

6. Сарафан

 

7 Рубаха (рукава)

 

8. Понева

 

 

Если ты справился с этим заданием, ты – молодец!

Задание для любознательных: укажи какой предмет одежды казаки никогда не носили.___________________________________________

Задание 5.

Рубель и валька.

 

 

Рассмотри внимательно фотографию, подумай и ответь на вопрос: какую работу выполняла женщина при помощи  данного предмета быта?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Если ты затрудняешься ответить на данный вопрос, переверни страницу и прочитай интересную информацию об этом экспонате.

 

 

 

 

 

 

Интересная информация.

В России бытовал способ глажки с помощью рубеля и валька. На ровно обструганную палку наматывали просушенное бельё и прокатывали его по столешнице при помощи рифлёной доски. Рёбра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. В разных регионах России это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка». Ткани тогда изготавливались вручную и были так грубы, что после стирки стояли колом. Обработка их рубелем не только удаляло складки, но и делала их мягче. А мастера – резчики украшали рубели причудливыми узорами. Затем труд женщины облегчил цельнолитой чугунный утюг, позднее появился утюг с раскалёнными углями.(смотри фото)

Творческая мастерская.

 

Прояви фантазию и нарисуй утюг будущего. Удачи тебе!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 6.

Соедини линиями картинки и названия.

 

 

крынки

 

 

ухват

кочерга

самовар

серп

Корыто для рубки

ступа

прялка

 

 

*   Сверь свою работу с работой своего соседа. Исправь ошибки, если они есть. Оцените работу друг друга, максимальная «стоимость» правильно выполненной работы 5 баллов.

             

 

 

 

 

 

Задание 7.

Используя выдержу учебника для основной школы «Краеведение. Челябинская область. 8 класс» составь план казачьего дома и подпиши его части. При составлении плана, подумай, где изобразить русскую печь и укажи, в какой части дома находится  «красный угол».

«На Южном Урале была распространена «покоеобразная» планировка усадьбы. Со двора в дом вели сени. Господствующим типа жилья был дом, при строительстве разделенный по середине стеной на «избу» и «горницу». Кроме «пятистенков», в лесостепной зоне были распространены «крестовики», характерные для Сибири. Русская печь занимала ¼ часть помещения. В начале 20 века большинство жителей приглашали печников для кладки печей из кирпичей. Мебель в доме подразделялась на подвижную и неподвижную, изготавливаемую одновременно с  возведением дома. Под потолком сооружали полати. По диагонали от печи находился «красный угол», в котором на полку – «божничку» - помещались иконы. Ещё при начале строительства под красный угол закладывали монету»

 

 

*   Исправь или дополни свой ответ при необходимости. Если задание выполнено верно, поставь себе 5 баллов.

                  

 

Задание 8.

 

Из списка предметов старины, разгадывая кроссворд, выбери правильные термины:

Кадка         Рукомойка         Угольник         Коса        Туес         Кашник

Прялка        Чарка      Ушат      Ларь         Люлька      Шайка        Лохань

Грабли           Сундук            Помело

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Деревянная ёмкость с двумя ручками, в которой запаривали веник для бани

2.Длинная деревянная рукоять, на конце которой привязаны или ветки сосны, или солома, или тряпка. Перед посадкой хлебов в печь им очищали подпечи от угля и золы.

3.Это подвешивали к потолку избы  на железный крюк для новорождённого

4.Деревянная посудина, предназначенная для стирки белья, мытья посуды, сливания воды.

5.Использовалась для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды.

6.Он служил для хранения посуды.

7. По форме этот предмет похож на сундук, но хранили в нём зерно, муку.

8. Она представляет собой не большой сосуд круглой формы,  имеющий ножку, обычно расписывались или украшались резьбой. Это индивидуальная посуда для питья пива, хмельного мёда.

 

*   Обсуди свою работу с одноклассниками. Исправь её, если нужно. Максимальная оценка 8 баллов.

 

 


Дорогой друг!

Наш музейный урок – путешествие в старину завершён. Ты познакомился с разными распространёнными предметами крестьянского быта Южного Урала. Дарили их в музей жители нашего села. Ещё в 90-е годы прошлого века собрать эти экспонаты помогали учащиеся школы, возможно, среди них были и твои родители. Предлагаем тебе темы проектов, которые ты выполнишь совместно со своей семьёй.

 

Готовим проекты.

ü Секреты бабушкиного сундука.

ü Старинная утварь в русских сказках.

ü Предметы старины моей семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

Оцени свою деятельность на уроке-практикуме в сельской библиотеке -  музее им.Ф.Ф. Павленкова с использованием Обручевской тетради юного краеведа «Предметы домашней утвари казачьего дома». Отметь прямоугольник, который соответствует твоей деятельности на занятии.

 

Было легко

и интересно

 

 

 

 

Было трудно,

но интересно

 

 

 

 

Было трудно и

неинтересно

 

 

 

 

2.Какими знаниями ты поделишься дома со своими родными?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Список литературы.

1.     Волков В.М. Русская деревня./История России для школьного возраста – М: Белый город,2005.- 48с.

2.     Родная сторона./Отечественная история в рассказах и картинках в 4-х книгах для детей. Составитель Сиповский В.Д.- М: Белый город, 2008.

3.     Русская изба./Составитель Иловский Д.И.-М: Астрель,2001.- 600с.

4.     Краеведение. Челябинская область.8кл.: учебник для основной школы/ под ред.В.М.Кузнецова.- 2-е изд., испр.-Челябинск: АБРИС, 2011.-128с.

https://yandex.ru/search/?text=фото%20ступы%20в%20крестьянсокм%20доме&lr=56&clid=1882610 – ступа

https://yandex.ru/search/?text=фото%20крестьянского%20сундука&lr=56 – сундук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы для учителя:

   Задание 1.

1.     Чугунок, ступа, ухват, крынка, лопата для хлеба, самовар, рукомойник, полотенце, печь, сундук, угольник, кадка.

    Задание 2.

        Половики

   Задание 3.

1.     Шаровары

2.     Сарафан

3.     Картуз

4.     Лапти

5.     Рубаха

6.     Сорока

7.     Душегрейка

8.     Понева

 

1. Сорока (вид русского кокошника)

 

2. Шаровары

 

3. Душегрейка

 

4. Картуз

 

5. Лапти

 

6. Сарафан

 

7. Рубаха (рукава)

 

8. Понева

 

Задание 4.

Задание для любознательных: лапти.

Задание 5.

Это способ глажки просушенного белья.

Задание 6.

 

 

крынки

 

ухват

 

кочерга

 

 

самовар

серп

Корыто для рубки

 

 

ступа

прялка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 7.

 


                  красный угол

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

печь

Вход в избу

Вход в сени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6.

 

 

 

 

1.

У

Ш

А

Т

 

Г

 

 

2.

П

О

М

Е

Л

О

 

 

3.

Л

Ю

Л

Ь

К

А

 

 

7.

 

 

 

Ь

 

 

 

 

 

4.

Л

О

Х

А

Н

Ь

 

 

8.

 

А

 

 

 

И

 

 

 

Ч

 

Р

 

 

5.

К

А

Д

К

А

 

Ь

 

Р

 

 

К

 

 

А

Задание 8.


 

Скачано с www.znanio.ru

Обручевская тетрадь юного краеведа «Предметы домашней утвари казачьего дома»

Обручевская тетрадь юного краеведа «Предметы домашней утвари казачьего дома»

Материалы фрагмента рабочей тетради мы рекомендуем использовать учителям, классным руководителям при подготовке тематических классных часов и учебных занятий по курсам «Изобразительное искусство», «Окружающий мир»,

Материалы фрагмента рабочей тетради мы рекомендуем использовать учителям, классным руководителям при подготовке тематических классных часов и учебных занятий по курсам «Изобразительное искусство», «Окружающий мир»,

Обручевская тетрадь юного краеведа «Предметы домашней утвари казачьего дома»

Обручевская тетрадь юного краеведа «Предметы домашней утвари казачьего дома»

Задание 1. Подробно рассмотри предметы быта, которые входили в интерьер казачьего дома и выпиши их

Задание 1. Подробно рассмотри предметы быта, которые входили в интерьер казачьего дома и выпиши их

Интересные факты: Прочитай текст и выполни практическое задание

Интересные факты: Прочитай текст и выполни практическое задание

Чугунок - посуда из чугуна для приготовления в печи каши и щей

Чугунок - посуда из чугуна для приготовления в печи каши и щей

Задание 2. Почти в каждом доме имелся ткацкий станок, на нём женщины ткали

Задание 2. Почти в каждом доме имелся ткацкий станок, на нём женщины ткали

Подсказка: Если ты затрудняешься выполнить эту работу, тебе поможет

Подсказка: Если ты затрудняешься выполнить эту работу, тебе поможет

Задание 5. Рубель и валька.

Задание 5. Рубель и валька.

Интересная информация. В России бытовал способ глажки с помощью рубеля и валька

Интересная информация. В России бытовал способ глажки с помощью рубеля и валька

Творческая мастерская. Прояви фантазию и нарисуй утюг будущего

Творческая мастерская. Прояви фантазию и нарисуй утюг будущего

Задание 6. Соедини линиями картинки и названия

Задание 6. Соедини линиями картинки и названия

Задание 7. Используя выдержу учебника для основной школы «Краеведение

Задание 7. Используя выдержу учебника для основной школы «Краеведение

Задание 8. Из списка предметов старины, разгадывая кроссворд, выбери правильные термины:

Задание 8. Из списка предметов старины, разгадывая кроссворд, выбери правильные термины:

По форме этот предмет похож на сундук, но хранили в нём зерно, муку

По форме этот предмет похож на сундук, но хранили в нём зерно, муку

Рефлексия. Оцени свою деятельность на уроке-практикуме в сельской библиотеке - музее им

Рефлексия. Оцени свою деятельность на уроке-практикуме в сельской библиотеке - музее им

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.

Ответы для учителя: Задание 1

Ответы для учителя: Задание 1

Задание 5. Это способ глажки просушенного белья

Задание 5. Это способ глажки просушенного белья

Задание 7. красный угол печь

Задание 7. красный угол печь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2020