Технологическая карта НОД по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"

  • docx
  • 17.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта средняя по развитию речи.docx

Технологическая карта НОД по развитию речи «Зимующие птицы»

Образовательная область: Речевое развитие.

Тема НОД: «Зимующие птицы»

Возрастная группа: средняя 4-5 лет.

Воспитатель: Старцева И.В.

Цель занятия: создание условий для уточнения и расширения представлений о зимующих птицах.

Задачи занятия:

- обучающие: формировать понятие «Зимующие птицы», учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, глаголы.

- развивающие: активизировать словарь по теме, совершенствовать грамматический строй речи,

 - воспитательные: воспитывать желание заботиться о птицах, оказывать помощь.

Словарная работа: клюв, крылья, лапки, оперение.

Планируемые результаты занятия: узнают и называют зимующих птиц, особенности внешнего вида; имеют элементарные представления о перьевом покрове, питании птиц.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, чтение стихотворений о птицах.

Материалы и оборудование: картинки с изображением зимующих птиц (сорока,  ворона, воробей, дятел, голубь на магнитах), мяч, рисунок кормушки, макет дерева.

 

 

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

1-2 мин.

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности

Дети играют в группе.

В группу прилетает сорока, начинает трещать: Еще недавно в нашем лесу было шумно и весело… Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Сюрпризный момент.

Наглядно-демонстративный

 

Дети оставляют игрушки и присаживаются на ковер.

Доброжелательный настрой на совместную деятельность. Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослым.

2.

Основной этап

 мин.

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это? (ответы детей). Давайте с ней поздороваемся!

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

2.1.

Этап постановки проблемы (проблемного вопроса)

1-2 мин

 

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы (проблемного вопроса) в доступной для детей форме

Воспитатель: Сорока, что случилось?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму?

Воспитатель: Давайте ребята вместе поможем Сороке разобраться?

(ответы детей)

Воспитатель: ребята, как вы думаете, куда могли деться птицы из леса? Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?

(ответы детей)

Создание и решение проблемной ситуации.

Словесный.

 

Дети высказывают свои мысли и идеи.

 

2.2.

Этап ознакомления с материалом

2-3мин

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений;

овладение способами (приемами) деятельности

Воспитатель: где живут эти птицы? (ответы детей)

Воспитатель: Рассмотрите и назовите птиц, которые к нам прилетели. За правильные ответы я буду давать вам карточки с изображением птичек. В конце нашего занятия мы посчитаем их и посмотрим, кто же больше всего знает о птицах. (ответы детей)

Беседа. Наглядный.

Проявляет любознательность.

Использует речь для выражения своих мыслей.

 

2.3

Этап практического решения проблемы

10 минут

Формулировка ответа на проблемный вопрос

(Воспитатель с детьми  выставляет картинки этих птиц на макет дерева).

Воспитатель: Расскажите мне про ворону. Какая она? Чем питается? (ответы детей)  

Воспитатель: Птичка эта вам хорошо известна? (ответы детей) Расскажите про воробья. Какой он? Чем питается? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней?

“Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор” (ответы детей)

Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он, чем питается? (ответы детей)

Воспитатель: А это птица как называется? Кто это? Какой он? Чем питается? (ответы детей)

Воспитатель: Что это за птица? Какая она? Чем питается? (ответы детей)

Воспитатель: (игра с мячом). Ребята, я предлагаю вам поиграть: «что умеют делать птицы» (глаголы): (ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, драться, насиживать (яйца), петь, сидеть, кормить (птенцов), махать (крыльями), долбить, выклёвывать, строить (гнёзда), вылущивать (семена), рыться, нахохливаться, кружить (в воздухе), взлетать и т.д.)

Воспитатель: Что общего в строении у всех птиц? Давайте мы с вами попробуем составить птицу из частей.(2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)

Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы воспитателя - индивидуальная работа)

- Для чего птице клюв?

-Для чего птице крылья?

-Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Воспитатель: Надо нам ребята отдохнуть и немножечко размяться (физкультминутка): “Поймай зимующую птицу” Воспитатель называет разных птиц, а дети хлопает, если услышат название зимующей птицы: попугай, голубь, кукушка, ворона, сорока, ласточка, воробей, соловей, дятел и т. д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено? (выставляет изображение кормушки) (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку? (ответы детей)

Воспитатель: для чего они это сделали? (ответы детей)

 

Репродуктивный метод.

 

Наглядный показ образца, способа действия.

 

Дети приступают к выполнению работы под руководством воспитателя.

 

3.

Заключительный этап

2 – 3мин

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Воспитатель:

- Замечательно ребята! Вспомните, о чем мы говорили сегодня?

- Каких птиц вы увидели?

-Как нужно помогать птицам в зимнее время?

- что нового вы сегодня узнали?

(ответы детей) Давайте посмотрим, сколько каждый из вас набрал карточек.

Молодцы, ребята! Скоро  мы с вами выйдем на прогулку, вынесем зерно, пшено и накормим птиц.

Воспитатель: Сорока, вот видишь, ребята все объяснили и рассказали, куда же делись птицы из леса. Перелетные птицы улетели в теплые края, а в лесу и в городе остались только те птицы, которые зимуют.

Сорока: Спасибо ребята вам за то, что все так хорошо мне рассказали. Я за это вам подарю вот такие картинки с изображением птиц, которые вы сможете разукрасить.

Воспитатель: давайте попрощаемся с сорокой!

Анализ и обсуждение результатов. Сюрпризный момент.

 

Дети выражают свои мысли.

Оценивают качества своей творческой деятельности.

 

Привлечь детей к

подведению итогов, рефлексии (самоанализу).