Технологическая карта НОД по развитию речи «Зимующие птицы»
Образовательная область: Речевое развитие.
Тема НОД: «Зимующие птицы»
Возрастная группа: средняя 4-5 лет.
Воспитатель: Старцева И.В.
Цель занятия: создание условий для уточнения и расширения представлений о зимующих птицах.
Задачи занятия:
- обучающие: формировать понятие «Зимующие птицы», учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, глаголы.
- развивающие: активизировать словарь по теме, совершенствовать грамматический строй речи,
- воспитательные: воспитывать желание заботиться о птицах, оказывать помощь.
Словарная работа: клюв, крылья, лапки, оперение.
Планируемые результаты занятия: узнают и называют зимующих птиц, особенности внешнего вида; имеют элементарные представления о перьевом покрове, питании птиц.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, чтение стихотворений о птицах.
Материалы и оборудование: картинки с изображением зимующих птиц (сорока, ворона, воробей, дятел, голубь на магнитах), мяч, рисунок кормушки, макет дерева.
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемые результаты |
1. |
Организационно-мотивационный этап 1-2 мин. |
Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности |
Дети играют в группе. В группу прилетает сорока, начинает трещать: Еще недавно в нашем лесу было шумно и весело… Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему? |
Сюрпризный момент. Наглядно-демонстративный
|
Дети оставляют игрушки и присаживаются на ковер. |
Доброжелательный настрой на совместную деятельность. Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослым. |
2. |
Основной этап мин. |
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это? (ответы детей). Давайте с ней поздороваемся! Сорока: Ой, здравствуйте, ребята! |
||||
2.1. |
Этап постановки проблемы (проблемного вопроса) 1-2 мин
|
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы (проблемного вопроса) в доступной для детей форме |
Воспитатель: Сорока, что случилось? Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму? Воспитатель: Давайте ребята вместе поможем Сороке разобраться? (ответы детей) Воспитатель: ребята, как вы думаете, куда могли деться птицы из леса? Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами? (ответы детей) |
Создание и решение проблемной ситуации. Словесный.
|
Дети высказывают свои мысли и идеи. |
|
2.2. |
Этап ознакомления с материалом 2-3мин |
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений; овладение способами (приемами) деятельности |
Воспитатель: где живут эти птицы? (ответы детей) Воспитатель: Рассмотрите и назовите птиц, которые к нам прилетели. За правильные ответы я буду давать вам карточки с изображением птичек. В конце нашего занятия мы посчитаем их и посмотрим, кто же больше всего знает о птицах. (ответы детей) |
Беседа. Наглядный. |
Проявляет любознательность. Использует речь для выражения своих мыслей.
|
|
2.3 |
Этап практического решения проблемы 10 минут |
Формулировка ответа на проблемный вопрос |
(Воспитатель с детьми выставляет картинки этих птиц на макет дерева). Воспитатель: Расскажите мне про ворону. Какая она? Чем питается? (ответы детей) Воспитатель: Птичка эта вам хорошо известна? (ответы детей) Расскажите про воробья. Какой он? Чем питается? (ответы детей) Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней? “Черный жилет, Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он, чем питается? (ответы детей) Воспитатель: А это птица как называется? Кто это? Какой он? Чем питается? (ответы детей) Воспитатель: Что это за птица? Какая она? Чем питается? (ответы детей) Воспитатель: (игра с мячом). Ребята, я предлагаю вам поиграть: «что умеют делать птицы» (глаголы): (ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, драться, насиживать (яйца), петь, сидеть, кормить (птенцов), махать (крыльями), долбить, выклёвывать, строить (гнёзда), вылущивать (семена), рыться, нахохливаться, кружить (в воздухе), взлетать и т.д.) Воспитатель: Что общего в строении у всех птиц? Давайте мы с вами попробуем составить птицу из частей.(2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух) Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье) Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы воспитателя - индивидуальная работа) - Для чего птице клюв? -Для чего птице крылья? -Для чего птице лапки (перышки, хвост)? Воспитатель: Надо нам ребята отдохнуть и немножечко размяться (физкультминутка): “Поймай зимующую птицу” Воспитатель называет разных птиц, а дети хлопает, если услышат название зимующей птицы: попугай, голубь, кукушка, ворона, сорока, ласточка, воробей, соловей, дятел и т. д. Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено? (выставляет изображение кормушки) (ответы детей) Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку? (ответы детей) Воспитатель: для чего они это сделали? (ответы детей)
|
Репродуктивный метод.
Наглядный показ образца, способа действия.
|
Дети приступают к выполнению работы под руководством воспитателя.
|
|
3. |
Заключительный этап 2 – 3мин |
Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки |
Воспитатель: - Замечательно ребята! Вспомните, о чем мы говорили сегодня? - Каких птиц вы увидели? -Как нужно помогать птицам в зимнее время? - что нового вы сегодня узнали? (ответы детей) Давайте посмотрим, сколько каждый из вас набрал карточек. Молодцы, ребята! Скоро мы с вами выйдем на прогулку, вынесем зерно, пшено и накормим птиц. Воспитатель: Сорока, вот видишь, ребята все объяснили и рассказали, куда же делись птицы из леса. Перелетные птицы улетели в теплые края, а в лесу и в городе остались только те птицы, которые зимуют. Сорока: Спасибо ребята вам за то, что все так хорошо мне рассказали. Я за это вам подарю вот такие картинки с изображением птиц, которые вы сможете разукрасить. Воспитатель: давайте попрощаемся с сорокой! |
Анализ и обсуждение результатов. Сюрпризный момент.
|
Дети выражают свои мысли. Оценивают качества своей творческой деятельности.
|
Привлечь детей к подведению итогов, рефлексии (самоанализу). |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.