Технологическая карта образовательного события
для подготовительной группы «Чайка»
МБДОУ «ЦРР-детский сад №44 г. Саратова»
«Весёлые снеговики» (или «Снежный ангел»)
Автор проекта: Прокофьева Светлана Васильевна, Байкова Виктория Андреевна
Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.
Продолжительность проект: краткосрочный с 22.01. – 20.02.2024 г. (см. приложение 1 по возможному развитию проекта).
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: расширять знания детей о снеговике; создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе проектной деятельности. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе и стандартизированных измерителях.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей образа снеговика.
2. Углубить и систематизировать знания о живой и неживой природе.
3. Развивать творческую активность детей, речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
4. Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
5. Развивать умение устанавливать доброжелательное отношение с товарищами в группе, вместе выполнять задания.
Ожидаемый результат: развитие творческих способностей дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом и родителями; развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о снеговике. Фиксация наиболее характерных сезонных изменений в природе; изучение сюжетных картинок, проявление бережного отношения к природе; участие в обсуждениях; проявление интереса к наблюдению, сравнению. Понятие об стандартизированных измерителях.
Используемое оборудование: бросовый материал (веточки дерева – условная мерка длинны рук, носа), предметы одежды (сапоги – условная мерка длины), приборы для фото и видео фиксации, чек-листы фиксации измерений (рост снеговика/, обхват каждого снежного кома/, длина руки).
Актуальность данного проекта заключается в том, что он позволяет в условиях образовательного процесса ДОО расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года и о стандартизированных измерителях.
Образовательное событие:
- актуализирует инициативность, креативность и творческую составляющую личности,
- даёт возможность проявить воспитаннику свою субъектность,
- формирует познавательную самостоятельность детей.
Этапы проекта.
1 этап. Развитие знаний детей о свойствах снега, о празднике «День рождения Снеговика».
Традиции группы: Утренний сбор. Игры - приветствие: «Здравствуй, снеговик».
Отгадываем и придумываем загадки/задачки, о снеговике, о снеге.
Беседы-рассуждения: «Кто придумал снеговиков?», «Какими были первые снеговики и почему?», «Бывает ли день рождения снеговика?», «Когда день рождения Снеговика?», «Можно ли измерить снеговика и чем? Каким образом можно зафиксировать измерения? Отличаются ли мерки Снеговика от мерок человека?»
Фиксация ответов детей на листе флипчарта (таблица 1).
Таблица 1. Площадка детских гипотез
Тема дискуссии: «Измеряем снеговиков» |
|
Имя ребенка |
Предложение воспитанников |
Милана |
Слепить снеговиков |
Рома |
Снеговик – это снежная постройка из снега |
Аня |
А снег – это замёрзшая вода |
Артём |
А вода может превращаться в лёд |
София |
А при тепле таять |
Владик |
Снеговиков придумали очень давно |
Маша |
Они сначала были злыми |
|
|
Используя технологию трёх вопросов, записываем ход рассуждений по теме ««Весёлые снеговики»» (таблица 2).
Таблица 2. Технология «Трёх вопросов». Определение «белых» пят
Что мы знаем? |
Что мы хотим узнать? |
Что сделать, чтобы узнать? |
Снеговиков лепят только зимой Снеговиков лепят из снега Снеговик помогает Деду Морозу Снеговиков украшают Снеговиков умеют все лепить Вместо носа у снеговика морковка или шишка В тепле снеговик тает |
Кто придумал снеговиков (его история)? Что такое снег? Для чего нужен снеговик? Из чего можно сделать снеговика? Какой народ придумал слово "снеговик"? или кто придумал слово снеговик? Какими были первые снеговики и почему? Где лепили снеговика? Бывает ли день рождения снеговика? Можно ли измерить снеговика и чем?
|
Искать в интернете. Спросить у родителей, воспитателей, старших братьев и сестёр, бабушек и дедушек. Посмотреть иллюстрации, открытки, познавательные фильмы, мультфильмы. Прочитать книжки. Посмотреть в журналах Сходить в библиотеку. Провести опыты со снегом.
|
2 этап. Наполнение РППС. Деятельность в Центрах активности.
Системная паутинка непосредственно-образовательной деятельности в рамках проекта «Весёлые снеговики»:
- Центр Сюжетно-ролевой игры
Сценки из сказки «Снегурочка», «Снеговик - почтовик». Игра-имитация «Марш снеговиков».
- Центр конструирования
«Семья снеговиков» (Лего-конструктор).
Из бросового материала «Снеговик».
Книжка – малышка «Весёлый снеговик» (пословицы и поговорки о зиме, совместная деятельность с родителями (законными представителями).
- Центр. Изо деятельности
Рисование «Снеговик».
Аппликация «Снеговик и его друзья из снежинок
Лепка в технике пластилинография «Снеговик - почтовик».
- Центр развития речи
Словесные игры: «Назови ласково родственное слово к слову снег», «Закончи предложение», «Большой и маленький». Чтение русской народной сказки «Снегурочка», стихотворения С.Е. Седовой «Снеговик», чтение детских произведений про снеговика, «Морозко». Загадывание загадок о зиме, зимних явлениях, зимних развлечениях. Проговаривание чистоговорки: «У мальчика Алёши на тёпленькой ладошке ледышка полежала и лужицею стала» Просмотр иллюстраций и составление рассказа по картинкам: «Зимние забавы», «Постройки из снега».
Центр Математики
Счетные палочки. Забавный снеговик. Подберите форму снеговика. Не забудьте надеть правильную шляпу. Сравнение групп предметов. Геовизор «Соедини картинку с цифрой», «Найди соседей»,
- Центр экспериментирования
«Свойства воды и снега», «Почему снег мягкий?», «Замерзание жидкостей»
«Снег чистый - грязный».
«Измерение снеговиков» (рост, талии, руки, сравнение с мерками человека)
- Центр науки
Опыт измерение снеговиков на территории детского сада (с использованием природных материалов). Свойства воды. Опыты.
- "Открытая площадка"
Наблюдаем/обсуждаем:
° за солнцем, небом, изменением состояния снега (рыхлый, липкий, сухой),
Измеряем снеговиков /с помощью условной мерки. Фиксируем в таблице/схеме, разделив воспитанников на мини-группы.
3 этап. Экспериментирование
Таблица 3. Чек-лист мини-групп 1–5 (у каждой группы свой лист для заполнения).
Снеговик |
«Имя1» |
Высота снеговика |
|
Обхват «груди» |
|
Обхват «талии» |
|
Обхват «бёдер» |
|
Длина руки |
|
…* |
|
… |
*Позиции, которые дети могут зафиксировать дополнительно
Таблица 4. Обобщение, командная рефлексия
Фиксация данных об объекте: |
||||||
Снеговики |
Высота снеговика |
Обхват «груди» |
Обхват «талии» |
Обхват «бёдер» |
… |
… |
«Имя1» |
|
|
|
|
|
|
«Имя2» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия |
|
|
|
|
|
|
Вопросы рефлексия:
1) Самый высокий/низкий
2) Кто самый добрый? (нет данных для ответа на вопрос)
3) Что вы почувствовали, когда измеряли снеговика? (ответы детей)
4 этап. Рефлексия
Обсуждение результатов мини-групп (флипчарт) в группе.
Результаты экспериментов. Фиксации:
- У всех мини-групп получились разные результаты.
Гипотезы детей (почему так произошло?):
- разные размеры обуви и шагов, разные мерки (палки), ошибки в измерениях и подсчётах.
- Нужна стандартная мерка.
Гипотезы детей (что является стандартной меркой?):
- оборудование метрологии.
Совместный просмотр научно-популярного фильма о стандартизированных измерителях. Выводы детей.
5 этап. Взаимодействие с родителями (совместная деятельность в семье)
Взаимодействие детей с родителями (законными представителями):
1. Составляем кроссворд по теме «Снеговик».
2. Изготовление снеговиков.
3. Викторина «День рождения Снеговика».
Самостоятельная деятельность:
Предложить детям нарисовать на манке/песке, выложить из пуговиц, палочек, бисера, бобов предметы, которые, по их мнению, имеют отношение к снеговикам. Индивидуальная работа.
Вывод: при проведении этого эксперимента мы выяснили, что температура воздуха влияет на состояние снега. Мы уже знаем, что снег состоит из снежинок. Под действием теплого воздуха снежинки начинают подтаивать и становятся влажными. Таким образом, они скрепляются между собой. Используя это свойство снега можно слепить снеговика. Теперь мы знаем, что только при теплых погодных условиях (температуре от 0 и выше) можно поиграть в снежки и вылепить снежную фигуру.
Еще мы узнали, что у снеговика есть свой праздник. В России день снеговика празднуется 28 февраля.
Заключение:
В ходе наших исследований:
1. Подтвердилась гипотеза о том, что снеговиков лепят с незапамятных времен. В наше время лепка снеговиков стала развлечением.
2. Снеговик – это поделка из снега, которую можно вылепить зимой только в теплую погоду (при оттепели).
3. Создали «Копилку юного исследователя», в которую вошли стихи, загадки, открытки, интересные факты о снеговиках.
4. Организовали творческую мастерскую «Наш друг Снеговик».
Список литературы:
Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика-Синтез 2016.
В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников» Волгоград «Учитель» 2016.
Майкл Аллаби. «Хочу все знать». Окружающая природа/ Пер.санг. Т. Паненковой – М: Издательство «Махаон», 2000.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь». М: 1999г.
Интернет-ресурсы.
Литература для детей:
Энциклопедия «Я познаю мир»
Воронкова Л. «Хитрый снеговик», «Где спят снеговики?»
Джен Арена «100 снеговиков»
Черил Хокинсон «Семья Снегопухов встречает Новый год»
Андерсен
Г. Х. «Снеговик»
Приложение 1. Фотоотчёт
Фото 1. фиксация – измерение сантиметром
Приложение 2. Фотоотчёт – работы детей
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.