Технологическая карта открытого просмотра занятия кружка «Тайны Природы» Подготовительная группа Тема: «Почему зимой на деревьях нет листвы»

  • docx
  • 30.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала деревья зимой.docx

Технологическая карта открытого просмотра

занятия кружка «Тайны Природы»

                                           Подготовительная  группа

 

Тема: «Почему зимой на деревьях нет листвы»

Программное содержание:

Образовательные задачи:  Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи

Развитие речи: Побуждать отвечать на   вопросы полным предложением,  

Развивающие задачи: логическое мышление.

Воспитательные задачи:  формировать любознательность, желание содержать рабочее место в порядке

Биллигвальный компонент:  

Материал и оборудование:

Карточки на каждого ребенка с  изображением одной из части дерева.

Экспериментирование с водой «Загадочный рисунок» - туалетная бумага (плотная, фломастеры, вода. На одном листе бумаги (в центре) нарисованное дерево, накрытый рисунок вторым листом бумаги. На заготовках рисунок разных видов деревьев,

Эксперимент: зеленые и сухие листочки деревьев, влажные салфетки

Опыт: лупы,  разрезанные пополам  почки тополя.

эксперимент-мягкие складные вазы, лейки с водой, ветки тополя.

Эпизоды видео без звука, где от тяжести снега ломаются ветки

(https://www.youtube.com/watch?v=t4OsBKwOqc8 )Деревья ломаются под тяжестью снега

(https://www.youtube.com/watch?v=haRIFpawbg0 )

Эпизод видео «Эфтелинг парк-Говорящее дерево» (https://www.youtube.com/watch?v=LynzPXnjYtI )

аудозаписи «Шум листвы деревье», «Голос говорящего дерева»

Проектор, ноутбук, колонки.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

 

 

Мотивационно-

побудительный

 

 

 

Звучит аудозапись «Шум листвы деревьев»

Ребята, слышите ,что это за звуки, Как Вы думаете что или кто издает эти звуки?

 

 

Включает видео Эпизод видео «Эфтелинг парк-Говорящее дерево»

 

Говорящее дерево:

-Здравствуйте.

Это шумят мои детки-мои листочки, но скоро подует осенний ветер и я больше не услышу их голоса и я буду спать до весны.

 

 

Прислушиваются

 

Высказывают свои предположения

Просматривают видео

 

Здороваются с деревом

Организационно-поисковый

 

 

 

Отгадывание загадок

1. Когда будет лето

В полном разгаре,

Нам дерево это

«Снежинки» подарит.

 

2. По весне роняет слёзы.

Дерево, но не берёза.

Листики зубчатые

Семена крылатые.

Семенами окрылён,

Но летать не может он.

 

3. Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,

Цвет свой целебный дарит нам …..

 

Предлагает проверить свои отгадки  по проявляющемуся рисунку

Опыт:

Экспериментирование с водой «Загадочный рисунок»

-Появились ли отгадки? Что на них?

 

 

Дидактическая игра «Один – много»

 

- У вас на карточке изображена какая то часть дерева.

- Вы её называете, начиная фразу со слова «У дерева ….ствол».

 «У дерева……листьев» и т.д.

 

 

Чистоговорка

Ма – ма – ма наступила зима

Ой – Ой – Ой очень холодно зимой

Са – са – са в зимнем лесе чудеса

Ат – ат – ат все деревья крепко спят

 

 

 

 

Чтение сказки « Одежда для почек»

 

Кончилось теплое лето. Пришла осень с холодными дождями и ветрами. И мама-дерево обратилась к своим семенам: «Милые мои семена-дети, вы уже выросли большими и пора вам на землю спускаться, от зимы суровой прятаться». Семена-детки послушались свою маму, разлетелись в разные стороны и легли на землю. Посмотрело дерево на свои семена, видит — холодно им на голой земле не укрытыми лежать. Тогда обратилась мама-дерево с просьбой к листьям своим: «Милые мои листики-листочки, вашим братьям-семенам помощь  нужна. Холодно им на голой земле лежать. Их укрыть надо, согреть, а то придут морозы и погубят семена. Летите, листочки, скорее на землю. Укройте семена. А о маленьких почках я сама позабочусь». «Мы с огромной радостью поможем семенам», — ответили листья. Они упали на землю и покрыли ее ярким ковром. Теперь семена не замерзнут зимой, они будут жить и прорастут весной молоденькими деревцами.

Пришла пора позаботиться о почках. Мама-дерево сказала нм: «Милые мои малыши-почки, настало время зимнюю одежду надевать, чтобы зимой вам тепло было, чтобы вы смогли распуститься весной листьями». «Мы готовы», — ответили почки. И дерево дало им теплую зимнюю одежду.

Только это были не шапочки, не шубки, не валенки и не рейтузы. Это были кожистые прочные чешуйки, которые защищали почки и от воды, и от ветра, и от мороза. Одевшись в новую зимнюю одежду, малыши-почки поблагодарили маму-дерево: «Спасибо, дорогая мамочка, нам теперь очень тепло, и мы обязательно доживем до весны».

 

Опыт: Рассматривание в лупу разрезанную почку тополя.

 

 

 

 

Игра «Мы осенние листики».

 

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

 

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

 

Как же деревья узнают, когда им сбрасывать семена или листья?

 

Осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает и корням деревьев все труднее становится добывать из нее воду. К зиме дерево совсем перестает получать воду и питание из почвы. Если бы листья продолжали оставаться на дереве, то вода испарилась бы через их поверхность и дерево тогда погибло. А еще осенью дерево выбрасывает в листочки все плохие, ненужные вещества, которые накопились в дереве за лето. Именно поэтому лиственному дереву необходимо сбрасывать листву осенью перед долгой и холодной зимой.

Сбрасывая листья, природа защищает тонкие, хрупкие ветви дерева от тяжести снега.

 

Эксперимент: зеленые и сухие листочки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр эпизода видео без звука, где от тяжести снега ломаются ветки

 

(https://www.youtube.com/watch?v=t4OsBKwOqc8 )

 

Деревья ломаются под тяжестью снега

(https://www.youtube.com/watch?v=haRIFpawbg0 )

 

Вывод: нежные, наполненные водой листья в мороз превратились бы в льдинки, дерево не смогло бы пережить зиму. Именно оставшись без листьев, дерево способно пережить морозы. Обнаженное дерево кажется беззащитным и сиротливо стоит оно на холодном ветру. На самом деле оно надежно защищено.

Деревья «спят» в холодное время года. Корни больше не всасывают воду из промерзшей земли. Оставшаяся жидкость продолжает двигаться внутри ствола, но очень медленно. А весной дерево просыпается. Кто знает, какие сны оно видело зимой?

Может, дереву снилось летнее солнышко?

 

Деревьям никто не говорит, когда нужно сбрасывать листву. Они чутко ощущают смену дня и ночи. Дни становятся короче, и дерево начинает оттягивать из листьев в ствол питательные вещества.

 

 

Длительный эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек тополя.

Проверить растения живые, они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло).

 

 

 

 

 

тополь

 

 

 

 

 

 

клен

 

липа

 

 

 

 

Берут заготовки и опускают в воду.

 

 

Отвечают полным предложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривают разным темпом, сначала хором, потом только мальчики или только девочки, индивидуально один ребенок

 

 

Слушают сказку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают в лупу разрезанную почку тополя.

 

 

 

 

Выполняют движения потексту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

Слушают рассказ

воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети берут в руки зеленые листочки,трутдруг об дружку, мнут в руках.

Делают вывод-в листочках есть сок дерева.

Затем берут сухие листья и проделывают то же самое.

Вывод: в сухих листьях нет сока дерева, поэтому они раскрошились.

 

Вытирают руки влажными салфетками и выкидывают в урны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подходят берут по одной веточке, наливают в вазы воды и опускают ветки в вазы, с помощью воспитателя

размещают вазы   на окне с солнечной стороны для дальнейшего наблюдения

Рефлексивно-

корригирующий

Ребата, я предлагаю с помощью мяча вспомнить что мы сегодня узнали о деревьях

 

 

 

Аудио запись шума листвы

Эпизод видео «Эфтелинг парк-Говорящее дерево»

-Ребята ,вы сегодня много узнали обо мне и моих друзьях. У меня к Вам ребята просьба , Вы зимой поохраняйте нас деревья ,чтобы нас никто не поломал пока мы будем спать.

Кто поймает мяч говорит о чем он узнал на занятии или что делал

Ожидаемый результат:

Знать:  что сбрасывание листьев осенью необходимо чтобы выжить зимой

Иметь:  о строении дерева

Уметь:  проводимть эксперименты с помощью взрослого, делать умозаключения


 

Скачано с www.znanio.ru