Конспект урока химии в 8 классе по теме «Химическая мнемотехника» с использованием метапредметных образовательных технологий.
Предмет: химия+психология.
Класс: 8
Автор учебника: О.С. Габриелян.
Тема урока: «Изучение особенностей памяти и использование приемов мнемотехники при изучении темы «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Учитель: Качмазова И.А.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, экспериментальный.
Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:
· приобретение новой учебной информации;
· изучение особенностей памяти на примере химического материала;
· приобретение новых умений и навыков;
· применение этих знаний и умений на практике;
· формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачи урока:
· развитие памяти на основе различных приемов запоминания;
· развитие логического мышления, интеллектуальных ресурсов;
· повышение учебной мотивации;
· развитие коммуникативных навыков;
· умение применять эти знания и умения на практике;
· достижение планируемых образовательных результатов; (предметных, метапредметных, личностных).
Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, лабораторная посуда, цветные карандаши, маршрутный лист.
Планируемые образовательные результаты
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
||
Знать определения понятий электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, анионы, катионы, анод, катод, гидратация, сильные и слабые электролиты, кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД, Понимать взаимосвязь между особенностями своей памяти и приемами мнемотехники при запоминании разноплановой информации. Уметь применять приемы мнемотехники при изучении предмета химии и других предметов. |
Умение формулировать тему и цель урока. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Принимать и сохранять поставленную задачу.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок. Управлять эмоциями, соподчинять мотивы.
Приемы саморегуляции. |
Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Изучение особенностей памяти; развитие внимания. Обобщить, систематизировать и скорректировать знания по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.»
Умение структурировать знания.
Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
Эффективная социализация.
Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Осознанное построение речевых высказываний.
Участие в обсуждении содержания нового материала.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Развитие групповой сплоченности, чувства ответственности за свой вклад и победу команды.
|
Формирование у учащихся УУД. Повышение мотивации учащихся через интересные факты, игровую деятельность. Умение использовать имеющиеся знания и личный опыт в новых условиях. Рефлексия собственной деятельности. Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Информационная культура учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
|
Организационная структура урока
Типовые этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Скриншоты ЭУМК |
Организационный момент
Энергизатор.
Организация и самоорганизация учащихся в ходе закрепления пройденного материала.
|
Положительный настрой учащихся на урок.
Активизация учащихся перед началом занятия.
Повторение опорных знаний.
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.Говорит учащимся о
том, что сегодня проводится интегрированный
открытый урок химия + психология.
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Произносят фразу «Сегодня проводится открытый урок» с разной интонацией.
Следуют инструкциям.
Отвечают, о памяти.
Слушают лекцию.
Самостоятельно формулируют тему урока. Формулируют цель и задачи урока, продолжая фразы.
Учащиеся называют: химик, учитель химии, технолог, лаборант; повар, фармацевт, геолог, эколог, парфюмер и т.д.
Отвечают на поставленный вопрос.
Объясняют смысл поговорки.
Самостоятельно дают определение.
Решают тест и заполняют таблицу в маршрутном листе. Первая группа выбирает из списка сильные электролиты, вторая группа выписывает слабые электролиты, а третья – неэлектролиты.
Учащиеся поочередно называют выписанные вещества. За каждым столом подсчитывают число правильно названных химических соединений. Работают в маршрутном листе. По памяти раскрашивают таблицу растворимости и самостоятельно оценивают результат работы.
|
|
. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.
Подведение итогов. Домашнее задание |
Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимание».
Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «умение».
Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности.
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Раздает буклеты учащимся «Химическая мнемотехника». Предлагает обобщить полученную информацию.
Возвращается к целям на стадии вызова. Задает вопросы: -Достигли ли поставленных целей? -Какие затруднения встретились?
С целью закрепления полученных знаний предлагает придумать ассоциативные аналогии для запоминания типов кристаллических решеток.
С целью развития умений применять полученные знания на практике предлагает придумать мнемофразу для запоминания всех приемов мнемотехники, которые они узнали на уроке.
Организовывает подведение итогов урока. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Предлагает учащимся заполнить в маршрутном листе, листок обратной связи и дать оценку своей работе на уроке.
Домашнее задание: Составить акростих для запоминания элементов I – III периодов.
Выскажите свою точку зрения по вопросам: - что нового узнали? - какой опыт приобрели? - какую работу проводили? -как могут они использовать полученные знания на практике? - что было самым трудным? - что было интересным? -что считаете наиболее важным для себя?
Определите уровень своей успешности на уроке, поднимите соответствующий смайлик ( слайд). Я понял материал урока и справился со всеми заданиями. Мне не всё понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь. Я не понял материал, не смог выполнить задания, мне срочно нужна помощь.
|
Просматривают буклет и делают анализ полученных знаний.
Рассказывают о затруднениях, которые возникли при достижении этих целей.
Предлагают свои примеры.
Пробуют составить мнемофразу. Каждая группа зачитывает свой вариант. Затем выбирают лучший и заучивают его, путем многократного повторения.
Рефлексируют, устно анализируют что узнали, какие умения и навыки приобрели и закрепили.
Высказывают свою точку зрения по данным вопросам.
Определяют уровень усвоения нового материала и активности своего участия на уроке.
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1.
Интегрированный урок. Химия+Психология. Изучение особенностей памяти и использование приемов мнемотехники при изучении темы «Раствороение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Ф.И.О. ученика._______________________________________________________________
Тест « Прочность».
За одну минуту необходимо заполнить таблицу, разделив формулы веществ на три колонки: 1 – сильные электролиты; 2 – слабые электролиты; 3 – неэлектролиты.
Список веществ: Н2SO4, K2CO3, H2SiO3, CO2, P4, NH3`H2O, H2SO3, KOH, HNO2, Ca(OH)2,
AL2(SO4)3, CH4, H2S, AgCl, Zn(OH)2.
Сильные электролиты |
Слабые электролиты |
Неэлектролиты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тест «Воспроизведение»
Тест «Вижу»
Тест «Слышу»
Тест на двигательную память
Тест на логическую и механическую память.
Задание 1 Задание 2
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
6. 6.
7. 7.
8. 8.
9. 9.
10. 10.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Характеристики самодельных растительных индикаторов
Природный индикатор |
Окраска индикатора в |
||
Кислой среде |
Нейтральной среде |
Щелочной среде |
|
Краснокочанная капуста |
Бледно-розовый |
Розовый |
Зеленый |
Корнеплоды столовой свеклы |
|
Ярко-красный |
Желтый |
Репчатый лук |
Бесцветный |
Светло-фиолетовый |
|
Томат |
Темно-красный |
Темно-красный |
Светло-красный
|
Морковь |
Светло-оранжевый |
|
Бесцветный |
Рефлексия.
Листок обратной связи
4. Я бы хотел еще узнать ______________
5. На сколько баллов я оцениваю свою работу на уроке__________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.