Дидактическая цель урока: классифицировать кислоты и изучить их химические свойства. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи урока:
1. Образовательная: создать условия для изучения классификации и химических свойств кислот; проверить умения составлять уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде, составлять названия веществ. Формировать умение записывать химические уравнения с учетом ТЭД, научить учащихся, используя ряд напряжения металлов и таблицу растворимости прогнозировать возможность протекания химических реакций с кислотами.
2. Развивающая: развивать умение выделять главное, обобщать и систематизировать информацию о классификации и химических свойствах кислот, развивать познавательные способности, мышление, внимание, умение использовать изученный материал для познания нового.
3. Воспитательная: поддерживать устойчивый интерес к химии; воспитывать чувство сопричастности к общему делу, показать учащимся необходимость изучения свойств веществ, для объяснения различных процессов, происходящих в жизни.
- продолжить формирование
учебно-интеллектуальных умений учащихся: диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать;
учебно-познавательных умений: участвовать в учебном диалоге, формулировать проблемы, излагать гипотезы, аргументировать, доказывать, исследовать практически (наблюдать, ставить опыты)
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Планируемые результаты:
Личностные:
- умение управлять своей познавательной деятельностью при решении задач,
- навыков сотрудничества.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- умения ставить цель и планировать учебную деятельность по решению задач;
- умения реализовывать план работы при выполнении исследования и при выполнении заданий на составление уравнений реакций, отражающих химические свойства кислот;
- умения оценивать результат своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД
- умения использовать имеющиеся знания учащихся в качестве одного из источников информации;
- умения преобразовывать схемы реакций в общем виде в реакции с конкретными веществами.
Коммуникативные УУД
- умения осуществлять взаимодействие с учителем и с одноклассниками.
Предметные
- формирование понятий «классификация кислот», «химические свойства кислот»;
- умения решать задания разного уровня по данной теме.
Этапы урока: Оргмомент. Мотивация и актуализация учебной деятельности учащихся. Целеполагание. Первичное усвоение новых знаний. Осознание, осмысление учебного материала. Первичное закрепление рассмотренного на уроке материала. Рефлексия. Информация о домашнем задании.
Урок. Кислоты.docx
I. Организационный момент (1 мин).
Учитель: Итак, ребята, давайте встанем и поздороваемся. Здравствуйте,
Ход урока
присаживайтесь.
II. Формулировка темы (3 мин).
Учитель: Давайте вспомним, на какие классы делятся сложные неорганические
вещества?
Ученики: Оксиды, основания, кислоты, соли.
Учитель: Итак, на нашем уроке мы будем говорить о кислотах.
Ребята, обратите внимание на таблицу Д.И.Менделеева. Что она из себя
представляет?
Ученики:
расположенные в определенном порядке.
Совокупность химических элементов. Химические элементы,
Учитель: Какова закономерность расположения элементов?
Ученики: Элементы расположены в порядке возрастания зарядов ядер атомов.
Учитель: Что от этого зависит?
Ученики: Химические свойства.
Учитель: Как называют процесс разделения веществ на группы в соответствии с
определенными признаками?
Ученики: Классификация.
Учитель: Вы совершенно правы. Значит, темой урока будет?
Ученики: Кислоты. Классификация. Химические свойства.
Учитель: Запишем тему в тетрадях на странице 1.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Ученики: Изучать химические свойства и классификацию кислот.
Учитель: Вы правы. Цель урока: изучить классификацию и химические свойства
кислот.
III. Изложение новой темы. Классификация кислот (8 мин).
Учитель: Напомните мне, что же такое кислота?
Ученики: Кислота …
Учитель: Давайте попробуем самостоятельно классифицировать кислоты. Для
этого выполним следующее задание. В рабочих тетрадях на стр. 1 приведена таблица, в
которой указаны признаки классификации кислот. Наша задача по каждому признаку
разделить кислоты на соответствующее число групп, формулы кислот приведены в 4
столбике таблицы, после дать название каждой группе.
Приступайте, у вас 3 минуты. Время вышло. Сейчас представитель каждой
команды будет озвучивать, что у вас получилось, другие команды внимательно
слушают и вносят коррективы при необходимости.
Первая команда, на какие группы вы разделили кислоты по наличию кислорода в
кислотном остатке?
Ученики: Кислородсодержащие и бескислородные. Учитель: Примеры этих кислот.
Ученики: Кислородсодержащая – серная кислота, бескислородная – соляная
кислота.
Учитель: Вторая команда, с точки зрения основности, на какие группы вы
поделили кислоты? Что такое основность?
Ученики: Основность – число атомов водорода. Одноосновные – азотная
кислота; двухосновные – сероводородная кислота; трехосновные – фосфорная кислота.
Учитель: Третья группа, как вы разделили кислоты с точки зрения
растворимости их в воде?
Ученики: Растворимые – серная кислота; нерастворимые – кремниевая кислота.
Учитель: Четвертая группа в зависимости от летучести кислоты бывают? Что
такое летучесть?
Ученики: Летучесть – способность молекул переходить в газообразное
состояние, испаряться. Летучие – сероводородная; нелетучие – серная.
Учитель: Вторая группа в зависимости от степени электролитической
диссоциации разделила кислоты на? Что такое ЭД? Степень ЭД?
Ученики: ЭД процесс распада электролита на ионы. Степень ЭД – отношение
числа частиц, распавшихся на ионы, к общему числу частиц. Сильные – азотная кислота
и слабые – угольная кислота.
Учитель: Третья команда по стабильности разделила кислоты на? Что такое
стабильность?
Ученики: Стабильность – способность вещества сохранять свой состав, не
разлагаться с образованием новых веществ. Стабильные – серная кислота и
нестабильные – сернистая кислота.
IV. Физкультминутка (2 мин).
Встаньте. Я буду говорить названия кислот, а вы, если кислота
кислородсодержащая, хлопайте три раза, а если бескислородная – топайте три раза.
Теперь если кислота одноосновная, хлопайте один раз над головой, двухосновная
– два раза, трехосновная – три раза.
А теперь сбросим руки вниз, сделаем глубокий вдох.
V. Исследование (16 мин).
Учитель: Мы с вами классифицировали кислоты, а теперь нас ожидает
необыкновенное путешествие в мир экспериментальных исследований их химических
свойств. Прежде чем мы отправимся туда, давайте четко сформулируем, что же мы
хотим выяснить в результате исследования? Какую мы поставим цель исследования?
Ученики: Цель исследования. Изучить химические свойства кислот.
Учитель: Какую выдвинем гипотезу?
Ученики: Гипотеза. Кислоты взаимодействуют с веществами определенных
классов однотипно.
Приступаем непосредственно к исследованию химических свойств кислот. У
каждой группы имеется необходимое лабораторное оборудование, в таблице 2 на
страницах 2 и 3 приведена характеристика химических свойств кислот. Во втором столбце описан ход работы. После проведения химических реакций необходимо
записать уравнение реакции в третьем столбце, а в четвертом зафиксировать
наблюдаемые изменения. Каждая группа выполняет первый пункт, далее 1 группа
работает со 2 пунктом, вторая – с третьим, третья – с четвертым, четвертая – с пятым.
У вас на это 5 минут.
Химическое свойство
Ход работы
кислоты
1. Действие кислот на
индикаторы.
Кислота
2.
основание
вода.
+
соль +
→
3. Кислота + оксид
металла
соль +
вода.
→
Проверить действие соляной кислоты на индикатор
1.
метилоранж.
Налить в пробирку небольшое количество раствора соляной кислоты и
добавить 23 капли метилоранжа.
2. Проверить действие соляной кислоты на универсальную
индикаторную бумагу.
Налить в пробирку небольшое количество раствора соляной кислоты и
поместить в него универсальную индикаторную бумагу.
1. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с
гидроксидом натрия.
В пробирку налить небольшое количество раствора гидроксида натрия,
добавить 23 капли фенолфталеина, прилить небольшое количество
соляной кислоты.
2. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с
гидроксидом меди (II).
В пробирку налить небольшое количество раствора сульфата меди (II),
добавить раствор гидроксида натрия. К образовавшемуся веществу
прилить соляную кислоту.
1. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с оксидом
кальция.
Налить в пробирку небольшое количество раствора соляной кислоты и
добавить к нему оксид кальция.
2. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с оксидом
меди (II).
Налить в пробирку небольшое количество раствора соляной кислоты и
добавить к нему оксид меди (II).
4. Кислота + металл (в
ряду напряжений до
водорода)
соль +
водород.
→
1. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с магнием.
Налить в пробирку небольшое количество раствора соляной кислоты и
добавить к нему магний.
2. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с цинком.
Налить в пробирку небольшое количество раствора соляной кислоты и
добавить к нему цинк.
5. Кислота + соль →
новая кислота + новая
соль.
1. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с нитратом
серебра.
Налить в пробирку небольшое количество раствора соляной кислоты и
добавить к нему раствор нитрата серебра.
2. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с йодидом
калия.
Налить в пробирку небольшое количество раствора соляной кислоты и добавить к нему раствор йодида калия.
Вывод: изучая химические свойства кислот на примере конкретных реакций,
установлено, что ______________________________________________________.
Учитель: Время вышло.
Каждая группа озвучивает результаты исследования, остальные группы их
фиксируют в своих рабочих тетрадях на странице …
Давайте систематизируем выводы наших исследований. Давайте вспомним нашу
гипотезу. Мы подтвердили ее?
Ученики: Да.
Учитель: Полностью?
Ученики: Частично, но большую ее часть.
Учитель: А теперь перейдем к теоретической обработке экспериментальных
исследований. Вам предстоит составить полное и сокращенной ионные уравнения
реакции взаимодействия кислоты с солью. У вас на это 2 минуты.
Время вышло. Проверим правильность написания вами ионных уравнений.
… группа озвучьте, что у вас получилось.
Ученики:
VI. Закрепление изученного материала (12 мин).
Учитель: Ну а теперь поиграем в ОГЭ. Выполним небольшой тест на странице 4.
У вас 3 минуты.
1. Установите соответствие между формулой вещества и группой кислоты:
Тест в форме ОГЭ
Формула вещества:
1. 1. H2S
2. 2. H2SiO3
3. 3. H3PO4
Группа кислоты:
А) Нерастворимая
Б) Трехосновная
В) Бескислородная
2. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами
реакции.
Реагирующие вещества:
1. 1. H3PO4 + Na2O →
2. 2. H3PO4 + BaCl2 →
3. 3. H3PO4 + Cu →
Продукты реакции:
А) Na3PO4 + H2
Б) Na3PO4 + H2O
В) Ba3(PO4)2 + HCl
Г) Cu3(PO4)2 + H2
Д) Не взаимодействуют
3. Напишите уравнение реакции взаимодействия серной кислоты и гидроксида
алюминия. Учитель: Проверяем, ответы на слайде. Поднимите руки те, кто все задания
выполнил верно. Отлично. У кого одна ошибка? Хорошо. Остальным следует еще раз
поработать над изучением этой темы дома.
Ответы:
1) 1 – В; 2 – А; 3 – Б
2) 1 – Б; 2 – В; 3 – Д
3) 3H2SO4 + 2Al(OH)3 = Al2(SO4)3 + 6H2O
Учитель: Сейчас я буду называть факт о некоторой кислоте, а вы должны
отгадать, о какой кислоте идет речь.
Самой первой кислотой, которую удалось выделить и использовать человечеству,
конечно, была уксусная.
Смесь двух кислот азотной и соляной в пропорции 1 к 3, представляет собой
жидкость желтого цвета и обладает уникальной способностью растворять многие
благородные металлы (золото, платину), за что получила название «Царской водки».
У теплокровных животных в процессе обмена веществ вырабатывается
небольшое количество молочной кислоты, и ее запах позволяет комарам и другим
кровососущим насекомым находить свои жертвы.
Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен
пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты.
Предлагаю вам открыть страницу 7 и прочитать приведенный там текст:
«Желудок как химический реактор». У вас 2 минуты.
Когда человек ест, пища поступает в желудок и находится в нем довольно
долго, подвергаясь механической обработке и химическому воздействию
желудочного сока, который содержит 0,20,5%ную соляную кислоту. Наличие
кислоты придает активность ферментам и способствует тому, что желудочный
сок действует подобно бактерицидному лекарственному препарату. Однако
слизистая оболочка пищевода не имеет защиты от кислого желудочного сока и
быстро воспаляется при контакте с ним. Так возникает изжога. В большинстве
случаев лекарства от изжоги содержат один из следующих активных
компонентов: гидроксид алюминия, карбонат кальция, гидроксид магния и др. или
их комбинации. При употреблении внутрь они нейтрализуют повышенную
кислотность желудочного сока и уменьшают раздражающее действие кислоты на
поврежденные участки пищевода.
Ответим вместе на вопросы к тексту.
Учитель: Какое вещество придает кислую реакцию желудочному соку?
Ученик: Соляная кислота.
Учитель: Почему желудочный сок обладает бактерицидными свойствами?
Ученики: Наличие кислоты придает активность ферментам.
Учитель: К какому классу веществ относятся вещества, составляющие основу
препаратов от изжоги?
Ученики: Основания, соли.
Учитель: Почему в качестве компонента препаратов от изжоги не используют
гидроксид натрия?
Ученики: Это агрессивное вещество. Учитель: Как действует сода в качестве средства от изжоги? Составьте
уравнение реакции.
Ученики:
VII. Рефлексия (2 мин).
кислородсодержащих кислот.
Учитель: Предлагаю выполнить задание на странице 5. Напишите формулы трех
На следующей строке формулы двух металлов, с которыми они могут
взаимодействовать.
На следующей строке формулу основания, с которым они будут
взаимодействовать
VIII. Домашнее задание (1 мин).
Учитель: Пришло время узнать домашнее задание.
→
Теория.
http://www.yaklass.ru. Предмет
1) Учебник, стр. 209214, параграф 38 проработать.
→
2)
Кислоты
3)
4)
вариантов.
5)
Химия
→
Классы неорганических веществ
→
Учить таблицы: «Классификация кислот», «Химические свойства кислот».
Выполнить письменную часть домашней работы по одному из предложенных
По желание выполнить дополнительное задание.
Учитель: Благодарю вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов в
изучении такой науки, как химия. До свидания!
Урок по теме: "Кислоты"
Урок по теме: "Кислоты"
Урок по теме: "Кислоты"
Урок по теме: "Кислоты"
Урок по теме: "Кислоты"
Урок по теме: "Кислоты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.