Урок по теме: "Кислоты"
Оценка 4.9

Урок по теме: "Кислоты"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
01.09.2019
Урок по теме: "Кислоты"
Дидактическая цель урока: классифицировать кислоты и изучить их химические свойства. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации. Задачи урока: 1. Образовательная: создать условия для изучения классификации и химических свойств кислот; проверить умения составлять уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде, составлять названия веществ. Формировать умение записывать химические уравнения с учетом ТЭД, научить учащихся, используя ряд напряжения металлов и таблицу растворимости прогнозировать возможность протекания химических реакций с кислотами. 2. Развивающая: развивать умение выделять главное, обобщать и систематизировать информацию о классификации и химических свойствах кислот, развивать познавательные способности, мышление, внимание, умение использовать изученный материал для познания нового. 3. Воспитательная: поддерживать устойчивый интерес к химии; воспитывать чувство сопричастности к общему делу, показать учащимся необходимость изучения свойств веществ, для объяснения различных процессов, происходящих в жизни. - продолжить формирование учебно-интеллектуальных умений учащихся: диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать; учебно-познавательных умений: участвовать в учебном диалоге, формулировать проблемы, излагать гипотезы, аргументировать, доказывать, исследовать практически (наблюдать, ставить опыты) Тип урока: урок усвоения новых знаний. Планируемые результаты: Личностные: - умение управлять своей познавательной деятельностью при решении задач, - навыков сотрудничества. Метапредметные Регулятивные УУД - умения ставить цель и планировать учебную деятельность по решению задач; - умения реализовывать план работы при выполнении исследования и при выполнении заданий на составление уравнений реакций, отражающих химические свойства кислот; - умения оценивать результат своей деятельности на уроке. Познавательные УУД - умения использовать имеющиеся знания учащихся в качестве одного из источников информации; - умения преобразовывать схемы реакций в общем виде в реакции с конкретными веществами. Коммуникативные УУД - умения осуществлять взаимодействие с учителем и с одноклассниками. Предметные - формирование понятий «классификация кислот», «химические свойства кислот»; - умения решать задания разного уровня по данной теме. Этапы урока: Оргмомент. Мотивация и актуализация учебной деятельности учащихся. Целеполагание. Первичное усвоение новых знаний. Осознание, осмысление учебного материала. Первичное закрепление рассмотренного на уроке материала. Рефлексия. Информация о домашнем задании.
Урок. Кислоты.docx
I. Организационный момент (1 мин). Учитель:  Итак,   ребята,   давайте   встанем   и   поздороваемся.   Здравствуйте, Ход урока присаживайтесь. II. Формулировка темы (3 мин). Учитель: Давайте вспомним, на какие классы делятся сложные неорганические вещества? Ученики: Оксиды, основания, кислоты, соли. Учитель: Итак, на нашем уроке мы будем говорить о кислотах. Ребята,   обратите   внимание   на   таблицу   Д.И.Менделеева.   Что   она   из   себя представляет?  Ученики: расположенные в определенном порядке.  Совокупность   химических   элементов.   Химические   элементы, Учитель: Какова закономерность расположения элементов?  Ученики: Элементы расположены в порядке возрастания зарядов ядер атомов.  Учитель: Что от этого зависит? Ученики: Химические свойства. Учитель: Как называют процесс разделения веществ на группы в соответствии с определенными признаками? Ученики: Классификация. Учитель: Вы совершенно правы. Значит, темой урока будет? Ученики: Кислоты. Классификация. Химические свойства. Учитель: Запишем тему в тетрадях на странице 1. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Ученики: Изучать химические свойства и классификацию кислот. Учитель: Вы правы. Цель урока: изучить классификацию и химические свойства кислот.  III. Изложение новой темы. Классификация кислот (8 мин). Учитель: Напомните мне, что же такое кислота? Ученики: Кислота ­ … Учитель:  Давайте попробуем самостоятельно классифицировать кислоты. Для этого выполним следующее задание. В рабочих тетрадях на стр. 1 приведена таблица, в которой указаны признаки классификации кислот. Наша задача по каждому признаку разделить кислоты на соответствующее число групп, формулы кислот приведены в 4 столбике таблицы, после дать название каждой группе. Приступайте, у вас 3 минуты.  Время вышло. Сейчас представитель каждой команды   будет   озвучивать,   что   у   вас   получилось,   другие   команды   внимательно слушают и вносят коррективы при необходимости.  Первая команда, на какие группы вы разделили кислоты по наличию кислорода в кислотном остатке? Ученики: Кислородсодержащие и бескислородные. Учитель: Примеры этих кислот. Ученики:  Кислородсодержащая   –   серная   кислота,   бескислородная   –   соляная кислота. Учитель:  Вторая   команда,   с   точки   зрения   основности,   на   какие   группы   вы поделили кислоты? Что такое основность? Ученики:  Основность   –   число   атомов   водорода.  Одноосновные   –   азотная кислота; двухосновные – сероводородная кислота; трехосновные – фосфорная кислота. Учитель:  Третья   группа,   как   вы   разделили   кислоты   с   точки   зрения растворимости их в воде? Ученики: Растворимые – серная кислота; нерастворимые – кремниевая кислота. Учитель:  Четвертая группа в зависимости от летучести кислоты бывают? Что такое летучесть? Ученики:  Летучесть   –   способность   молекул   переходить   в   газообразное состояние, испаряться. Летучие – сероводородная; нелетучие – серная. Учитель:  Вторая   группа   в   зависимости   от   степени   электролитической диссоциации разделила кислоты на? Что такое ЭД? Степень ЭД? Ученики: ЭД ­  процесс распада электролита на ионы. Степень ЭД – отношение числа частиц, распавшихся на ионы, к общему числу частиц. Сильные – азотная кислота и слабые – угольная кислота. Учитель:  Третья  команда  по  стабильности  разделила   кислоты   на? Что  такое стабильность? Ученики:  Стабильность   –   способность   вещества   сохранять   свой   состав,   не разлагаться   с   образованием   новых   веществ.   Стабильные   –   серная   кислота   и нестабильные – сернистая кислота. IV. Физкультминутка (2 мин). Встаньте.   Я   буду   говорить   названия   кислот,   а   вы,   если   кислота кислородсодержащая, хлопайте три раза, а если бескислородная – топайте три раза.  Теперь если кислота одноосновная, хлопайте один раз над головой, двухосновная – два раза, трехосновная – три раза. А теперь сбросим руки вниз, сделаем глубокий вдох.  V. Исследование (16 мин). Учитель:  Мы   с   вами   классифицировали   кислоты,   а   теперь   нас   ожидает необыкновенное путешествие в мир экспериментальных исследований их химических свойств. Прежде чем мы отправимся туда, давайте четко сформулируем, что же мы хотим выяснить в результате исследования?  Какую мы поставим цель исследования? Ученики: Цель исследования. Изучить химические свойства кислот. Учитель: Какую выдвинем гипотезу? Ученики:   Гипотеза. Кислоты   взаимодействуют   с   веществами   определенных классов однотипно. Приступаем   непосредственно   к   исследованию   химических   свойств   кислот.  У каждой   группы   имеется   необходимое     лабораторное   оборудование,   в  таблице   2  на страницах  2  и  3  приведена   характеристика   химических   свойств   кислот.  Во   втором столбце   описан   ход   работы.   После   проведения   химических   реакций   необходимо записать   уравнение   реакции   в   третьем   столбце,   а   в   четвертом   зафиксировать наблюдаемые   изменения.   Каждая   группа   выполняет   первый   пункт,   далее   1   группа работает со 2 пунктом, вторая – с третьим, третья – с четвертым, четвертая – с пятым. У вас на это 5 минут.  Химическое свойство Ход работы кислоты 1. Действие кислот на индикаторы.   Кислота 2. основание   вода.   +   соль   + → 3.   Кислота   +   оксид металла     соль   + вода. →   Проверить   действие   соляной   кислоты   на   индикатор 1. метилоранж. Налить   в   пробирку   небольшое   количество   раствора   соляной   кислоты   и добавить 2­3 капли метилоранжа. 2.   Проверить   действие   соляной   кислоты   на   универсальную индикаторную бумагу. Налить   в   пробирку   небольшое   количество   раствора   соляной   кислоты   и поместить в него универсальную индикаторную бумагу. 1.   Провести   реакцию   взаимодействия   соляной   кислоты   с гидроксидом натрия.  В   пробирку   налить   небольшое   количество   раствора   гидроксида   натрия, добавить   2­3   капли   фенолфталеина,   прилить   небольшое   количество соляной кислоты. 2.   Провести   реакцию   взаимодействия   соляной   кислоты   с гидроксидом меди (II).  В  пробирку   налить   небольшое   количество   раствора   сульфата   меди   (II), добавить   раствор   гидроксида   натрия.   К   образовавшемуся   веществу прилить соляную кислоту. 1. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с оксидом кальция.  Налить   в   пробирку   небольшое   количество   раствора   соляной   кислоты   и добавить к нему оксид кальция. 2. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с оксидом меди (II). Налить   в   пробирку   небольшое   количество   раствора   соляной   кислоты   и добавить к нему оксид меди (II). 4. Кислота + металл (в ряду   напряжений   до водорода)     соль   + водород. → 1. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с магнием.  Налить   в   пробирку   небольшое   количество   раствора   соляной   кислоты   и добавить к нему магний. 2. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с цинком. Налить   в   пробирку   небольшое   количество   раствора   соляной   кислоты   и добавить к нему цинк. 5.   Кислота   +   соль   → новая кислота + новая соль. 1. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра.  Налить   в   пробирку   небольшое   количество   раствора   соляной   кислоты   и добавить к нему раствор нитрата серебра. 2. Провести реакцию взаимодействия соляной кислоты с йодидом калия. Налить   в   пробирку   небольшое   количество   раствора   соляной   кислоты   и добавить к нему раствор йодида калия. Вывод:  изучая   химические   свойства   кислот   на  примере   конкретных  реакций, установлено, что ______________________________________________________. Учитель: Время вышло. Каждая   группа   озвучивает   результаты   исследования,   остальные   группы   их фиксируют в своих рабочих тетрадях на странице … Давайте систематизируем выводы наших исследований. Давайте вспомним нашу гипотезу. Мы подтвердили ее? Ученики: Да. Учитель: Полностью? Ученики: Частично, но большую ее часть. Учитель:  А   теперь   перейдем   к   теоретической   обработке   экспериментальных исследований.   Вам   предстоит   составить   полное   и   сокращенной   ионные   уравнения реакции взаимодействия кислоты с солью. У вас на это 2 минуты.  Время вышло. Проверим правильность написания вами ионных уравнений. … группа озвучьте, что у вас получилось. Ученики:    VI. Закрепление изученного материала (12 мин).         Учитель: Ну а теперь поиграем в ОГЭ. Выполним небольшой тест на странице 4. У вас 3 минуты.                                              1.  Установите соответствие между формулой вещества и группой кислоты: Тест в форме ОГЭ  Формула вещества: 1. 1. H2S 2. 2. H2SiO3 3. 3. H3PO4 Группа кислоты: А) Нерастворимая  Б) Трехосновная В) Бескислородная    2.   Установите   соответствие   между   реагирующими   веществами   и   продуктами реакции.      Реагирующие вещества: 1. 1. H3PO4 + Na2O → 2. 2. H3PO4 + BaCl2 → 3. 3. H3PO4 + Cu → Продукты реакции: А) Na3PO4 + H2 Б) Na3PO4 + H2O В) Ba3(PO4)2 + HCl Г) Cu3(PO4)2 + H2 Д) Не взаимодействуют 3. Напишите уравнение реакции взаимодействия серной кислоты и гидроксида алюминия. Учитель:  Проверяем, ответы на слайде. Поднимите руки те, кто все задания выполнил верно. Отлично. У кого одна ошибка? Хорошо. Остальным следует еще раз поработать над изучением этой темы дома. Ответы: 1) 1 – В; 2 – А; 3 – Б 2) 1 – Б; 2 – В; 3 – Д 3) 3H2SO4 + 2Al(OH)3 = Al2(SO4)3 + 6H2O Учитель:  Сейчас   я   буду   называть   факт   о   некоторой   кислоте,   а   вы   должны отгадать, о какой кислоте идет речь. Самой первой кислотой, которую удалось выделить и использовать человечеству, конечно, была уксусная. Смесь двух кислот азотной и соляной в пропорции 1 к 3, представляет собой жидкость   желтого   цвета   и   обладает   уникальной   способностью   растворять   многие благородные металлы (золото, платину), за что получила название «Царской водки». У   теплокровных   животных   в   процессе   обмена   веществ   вырабатывается небольшое количество  молочной кислоты, и ее запах позволяет комарам и другим кровососущим насекомым находить свои жертвы. Желудок   человека   вынужден   ежедневно   обновлять   свою   поверхность   взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты.  Предлагаю   вам   открыть   страницу   7   и   прочитать   приведенный   там   текст: «Желудок как химический реактор». У вас 2 минуты. Когда человек ест, пища поступает в желудок и находится в нем довольно долго,   подвергаясь   механической   обработке   и   химическому   воздействию желудочного   сока,   который   содержит   0,2­0,5%­ную   соляную   кислоту.   Наличие кислоты придает активность ферментам и способствует тому, что желудочный сок   действует   подобно   бактерицидному   лекарственному   препарату.   Однако слизистая оболочка пищевода не имеет защиты от кислого желудочного сока и быстро воспаляется при контакте с ним. Так возникает изжога. В большинстве случаев   лекарства   от   изжоги   содержат   один   из   следующих   активных компонентов: гидроксид алюминия, карбонат кальция, гидроксид магния и др. или их   комбинации.   При   употреблении   внутрь   они   нейтрализуют   повышенную кислотность желудочного сока и уменьшают раздражающее действие кислоты на поврежденные участки пищевода. Ответим вместе на вопросы к тексту. Учитель: Какое вещество придает кислую реакцию желудочному соку? Ученик: Соляная кислота. Учитель: Почему желудочный сок обладает бактерицидными свойствами? Ученики: Наличие кислоты придает активность ферментам. Учитель:  К какому классу веществ относятся вещества, составляющие основу препаратов от изжоги? Ученики: Основания, соли.  Учитель:  Почему в качестве компонента препаратов от изжоги не используют гидроксид натрия? Ученики: Это агрессивное вещество. Учитель:  Как   действует   сода   в   качестве   средства   от   изжоги?   Составьте уравнение реакции. Ученики: VII. Рефлексия (2 мин). кислородсодержащих кислот. Учитель: Предлагаю выполнить задание на странице 5. Напишите формулы трех На   следующей   строке   формулы   двух   металлов,   с   которыми   они   могут взаимодействовать. На   следующей   строке   формулу   основания,   с   которым   они   будут взаимодействовать VIII. Домашнее задание (1 мин). Учитель: Пришло время узнать домашнее задание. →  Теория. http://www.yaklass.ru. Предмет  1) Учебник, стр. 209­214, параграф 38 проработать. → 2) Кислоты  3) 4) вариантов. 5)  Химия  →  Классы неорганических веществ  → Учить таблицы: «Классификация кислот», «Химические свойства кислот». Выполнить   письменную   часть   домашней   работы   по   одному   из   предложенных По желание выполнить дополнительное задание. Учитель: Благодарю вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов в изучении такой науки, как химия. До свидания!

Урок по теме: "Кислоты"

Урок по теме: "Кислоты"

Урок по теме: "Кислоты"

Урок по теме: "Кислоты"

Урок по теме: "Кислоты"

Урок по теме: "Кислоты"

Урок по теме: "Кислоты"

Урок по теме: "Кислоты"

Урок по теме: "Кислоты"

Урок по теме: "Кислоты"

Урок по теме: "Кислоты"

Урок по теме: "Кислоты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2019