Технологическая карта открытого урока в 6 кл. Человек славен добрыми делами
Оценка 4.7

Технологическая карта открытого урока в 6 кл. Человек славен добрыми делами

Оценка 4.7
pdf
18.08.2023
Технологическая карта открытого урока  в 6 кл. Человек славен добрыми делами
Технологическая карта открытого урока в 6 кл. Человек славен добрыми делами.pdf

                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА  УРОКА

КЛАСС : 6     ТИП УРОКА : Комбинированный

УМК Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 6 класс: М., «Просвещение», 2022. ТЕМА УРОКА : « Человек славен добрыми делами» Эпиграф урока: Жизнь дана на добрые дела.

ЦЕЛИ УРОКА: Создание условий для формирования представлений учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания.

На доступном возрасту уровне подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым человеком, а также, что доброта начинается с заботы о близких.

ЗАДАЧИ УРОКА: подвести к пониманию значения добра в жизни каждого человека, важности золотого правила морали в жизни человека; продолжить формировать умения анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, воспитывать стремление к проявлению заботы о своих близких, умения общаться.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:

Знать основные понятия по теме, суть золотого правила морали.

Уметь высказывать суждения о том, что значит быть добрым человеком, оценивать поступки людей с точки зрения морали, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности.

Метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, способствовать развитию познавательных интересов.

 Личностные УУД:

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение, выработка своей жизненной позиции в

отношении мира, людей, самого себя, своего будущего, к процессу познания;                                     адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД : Правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя, умение слышать и слушать партнера, контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, умение точно выражать свои мысли

Регулятивные УУД: умение работать в группе,

Познавательные УУД: поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения, умение находить в источнике главное, анализировать и делать выводы

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Ноутбук. Телевизор. Презентация к уроку. Видеоролики о Добре. символическое сердечко со стрелами, игрушечные весы, сердечко, ключи ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: игровая, работа в парах, ИКТ-ресурсы.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ :

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ : объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация самостоятельной работы с учебником.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ : добро, доброта, нравственность, золотое правило морали.

ПЛАН УРОКА:

1.  Что такое добро. Кого называют добрым.

2.  Доброе – значит хорошее.

3.  Главное правило доброго человека

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА: Легко ли быть добрым и что для этого необходимо?

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Цель: обеспечить готовность к уроку. Ожидаемый результат : Готовность обучающихся к уроку.

Педагогические приемы : Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. Учитель проверяет готовность детей к уроку УУД: Личностные, направленные на нравственно-этическую ориентацию. Коммуникативные. Деятельность учителя. Деятельность учащихся

Приветствие: Добрый день, ребята! Я надеюсь, что вы пришли ко мне с хорошим настроением и у нас с вами получится все задуманное!

Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Приветствуют учителя и друг друга (выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку )

МОТИВАЦИОННО - ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

Цель: Включение в учебную деятельность.

Ожидаемый результат: Постановка учебных задач на основе соотнесения известного и неизвестного по теме. Быстрое включение учащихся в деловой ритм, фронтальная работа

УУД: Познавательные , общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта. Коммуникативные - слушают мнение других учеников.

Посмотрите на экран (слайды 1 и 2). Что объединяет этих людей?  (ответы учащихся выслушать) Все они делают добрые дела.

Ну, а чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, надо собрать пословицы  (слайд №3 ) О чем же мы сегодня будем говорить? (О добре).  В какие словосочетания входят эти слова? (добрый человек, добрые дела, добрые поступки, доброе лицо, добрая душа, добрые мысли, доброе сердце)

А какое из названных вы считаете самым важным? (добрые дела)

Как мы можем узнать, что этот человек добрый, что у него доброе сердце? (по делам, поступкам) Ответить на вопрос, какие дела и чувства называют добрыми, мы постараемся на нашем уроке, тема которого  (определите какая?) «Человек славен добрыми делами» (слайд№4)

 Работа с притчей об императоре, который любил птиц (рассказывает учитель) Когда-то жил император, который любил птиц.

Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:

Зачем столько птиц? Император ответил:

У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей , а приносят их мне живыми Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец. Каких птенцов?- спросил император. У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы.

Кто их кормит? Об этом я не думал,- признался император.

Тогда мудрец сказал: У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.

Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.

Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок?

Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока.

Проблемный вопрос:  Легко ли быть добрым и что для этого необходимо? 

Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

План урока  О чем ты узнаешь. На какие вопросы ответишь (слайд №5) 1.Что такое добро. Кого называют добрым.

2.Почему люди ценят добро?

3. Золотое правило морали.

4.Что необходимо для того, что бы быть добрым? Легко ли делать добро?

Просмотр видеоролика «Твори добро» (2м.18с.) Почему  равнодушный человек стал добрым?

Деятельность учащихся: Собирают  пословицы. Просматривают  видеоролик.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения. Слушают.

Осмысливают услышанное,  ведут диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему, цель и задачи урока, формулируют проблему урока. Определяют способ и средства построения нового знания. Составляют план работы.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Цель: Осознание проблемы, вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков.

Ожидаемый результат : умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Формы организации совзаимодействия на уроке: работа в группе, индивидуальная работа, фронтальная работа

УУД: Познавательные УУД (выделение проблемы).

Коммуникативные УУД (потребность в общении, умение находить общее решение, высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания )

Что такое добро? (выслушать мнение детей и  открыть  слайд№6)

Какие добрые дела Вы видите на слайде. (помощь пожилым людям, уборка от мусора улиц нашего села) Ребята, а где можно найти  понятие:  Что такое добро?.(толковый словарь) слайд №7 Работа над понятием «добро и зло»  слайд №8

Заполните таблицу  (начертить в тетради и записать что относится к добру, что к злу)                     слайд №9 Работа в группах (1г.-2ч.; 2г.-3ч.) спросить 2 человек. Молодцы, хорошо.

Организует  дискуссию по вопросам к сказке, с. 86-87 учебник.

А теперь, на конкретном примере мы попытаемся выяснить, что такое добрый поступок, как проявляется добро в жизни. Слайд №10. Вы познакомились  с английской  сказкой, которую написал Оскар Уальд «Счастливый принц» и сейчас  ответьте на вопросы:

1 группа: Был ли принц по-настоящему счастлив? Почему он заплакал? Почему Принц решил помогать людям? 2 группа: Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу? Отчего

Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?                                                                                          

Вывод о добре. Почему Принц решил помогать людям? «Принц заплакал потому, что ему наконец-то открылась правда. Раньше, при жизни, он наслаждался привычными дворцовыми развлечениями и был вполне счастлив, но счастье оказалось иллюзорным. Он ничего не знал о подлинной жизни своего королевства, скорби и нищете народа. Картина которая открылась ему сверху, когда он уже стал статуей, потрясла его, пронзила его сердце: в нем родилось сострадание, а вместе с ним и искренне желание помочь людям. Может быть, именно теперь он стал по – настоящему счастливым. Чувство сострадания испытала и Ласточка. Она преисполнилась жалости, увидев, что Принц плачет, и, поняв причину его страданий, стала искренне помогать ему, хотя, безусловно, рисковала жизнью, ведь она могла замерзнуть. Сделав доброе дело она ощутила тепло». 1. Какие добрые чувства вы можете назвать? ( любовь, сочувствие, сострадание, благодарность, симпатия и т. д.).

Итак, какова же главная идея - признание ласточки и ответ Принца-«Это потому, что ты сделала доброе дело». Вывод: Добро это (учащиеся продолжают фразу) когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Значит, добро это – помощь, жалость и т.д.

Как мы видим на примере сказки доброте сопутствуют такие чувства как любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, (бескорыстие), помощь, жалость, (прощение). Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь понятие. ДОБРО - все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться, процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок

Самостоятельно выполняют задание. Отвечают на вопросы.

ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру Ученики работают в группах и формулируют ответ на поставленную задачу.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭТАПА УРОКА

На свете много разных правил. Есть правила русского языка, есть правила дорожного движения, есть правила игры в футбол и т. д. А что вы знаете о морали? Мораль - это правила доброго поведения. Моральных правил тоже много, и все они очень важны для нас. Но есть среди них самое главное, которое называют золотым правилом морали (нравственности). 

(Не желай никому того, чего не желаешь себе; относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе). – Эти фразы называются золотыми правилами морали. Давайте запишем. - Чему учат нас золотые правила? Золотое правило требует от нас доброго отношения к другому человеку. Это самое дорогое, самое ценное из всех отношений, которые складываются между людьми. - Почему главные правила морали называют золотыми? Золотое правило действует всегда. Потому что во все времена человеку бывает приятно, тепло, уютно, когда он встречает доброе отношение к себе. Счастливы бывают оба - и тот, к кому по-доброму отнеслись, и тот, кто поступил по-доброму, т. е. морально. Наверное, поэтому главное правило морали называют золотым.

Демонстрация видеоролика: девочка покупает бусы для своей сестры. (ВИДЕОРОЛИК -3мин.) №11 Организуется диалог с учащимися по вопросам:

О чем это видео? Кто сделал доброе дело?  Что такое добро?  (Все хорошее, полезное, что помогает жить )  Открыть слайд №11 Красивые слова и красивые дела (1ученик читает текст)

Определите где красивые слова, а где красивые дела? (ответы учащихся)

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное. Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное - посадил дерево; приятное - сделал подарок; истинное - помог человеку в беде).                                                                     

Или доброта бывает пассивная, активная, созидательная (слайд  №12).(прочитать текст)

 (слайд 13) Легко ли быть добрым и какими качествами нужно обладать, чтобы быть добрым? (необходимо преодолеть себя, думать не только о себе, уметь жертвовать своими интересами, быть отзывчивыми)

Слайд №14 Правила доброго поведения (моральные нормы)

Слайд №15 Золотое правило требует от нас хорошего отношения к другому человеку; требует хорошего отношения ко всем людям. Ведь нам надо выяснить, каким должен быть добрый человек, какими мы должны стать. 

Слайд №16 Учимся делать добро

Доброта начинается с заботы о близких. Сделай доброе дело. Накапливай опыт добрых дел. Скажи доброе слово и улыбнись

Слайд №17 Добрые дела учеников нашей школы

Назовите черты доброго человека? (совестливость, добрая воля, сострадания, добрые дела, готов прийти на помощь в трудную минуту, вежлив, внимателен, делает добрые дела не ради награды). - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут в этом весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (листочки с надписями: Зависть,

Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь, Лень)

А что нужно сделать, чтобы победить зло? Нужно, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. А это зависит от каждого из нас. Давайте на вторую чашу положим по капельке добрых дел, которые каждый из вас сделал в своей жизни.

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Добрыми поступками, делами. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра.

Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Дети подходят к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (ключ).

Вскоре чаша «добра» перевешивает чашу «зла».

Молодцы! Давайте будем добрыми всегда и везде!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Цель : подведение итогов урока Ожидаемый результат: понятие учащимися важности в жизни людей таких качеств, как доброта, человечность.

Педагогические приемы: составление синквейна (интерактивная форма обучения)

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Можем ли мы теперь ответить на самый главный вопрос урока? Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться – чему? - помогать там, где нужно, понимать другого, выручать друзей в беде, не ссориться, улыбаться тем, с кем общаешься, сочувствовать и т.д. Ведь доброта творит чудеса - делает человека красивым, сильным .

А сейчас подведем итог урока путем составления синквейна. Слайд №20

На первой строчке запишем одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна. (О ком мы с вами сегодня говорили?)

На второй строчке напишем два прилагательных (причастия) , раскрывающих тему синквейна. (Человек какой?)

На третьей строчке запишем три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. (Человек, добрый, …. Что делает?)

На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Золотое пр. мор. ( " ) Пятая строчка – это слово-резюме , личное отношение учащегося к теме. (Доброта) Примерный ответ:

1.  Человек

2.  Добрый, отзывчивый

3.  Помогает, защищает, сострадает

4.  « Не желай никому того, чего не желаешь себе »

5.Доброта

Подводят итог урока.  Составляют синквейн.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения, самоанализ успехов и неудач учащихся на уроке

Ожидаемый результат: Умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески

выражаться. Педагогические приемы : игровая форма                                                                                 

Давайте послушаем Притчу Все оставляет свой след  (2мин.)

- Наш урок подходит к концу. У меня в руках символическое «Сердечко». В нём стрелы обид от плохих поступков и слов. Вынем их и увидим, что раны заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. Хочется вылечить такие сердечки добрыми словами, делами. Давайте подарим самые добрые слова друг другу. Пусть ваша доброта поселится в других сердцах.  Передают «сердечко» и говорят добрые слова, пожелания.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Цель: Цель: повторение пройденного материала, развитие у учащихся творческих способностей

УУД: Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию

Домашнее задание §10 читать .  Составь список тех дел, которые ты способен совершить во благо других.:

Сегодня….                             Завтра….                             Через неделю….

Конкретизирует домашнее задание  Записывают домашнее задание Оценки за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Главное правило доброго человека

Главное правило доброго человека

Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи?

Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи?

Сделав доброе дело она ощутила тепло»

Сделав доброе дело она ощутила тепло»

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Пусть ваша доброта поселится в других сердцах

Пусть ваша доброта поселится в других сердцах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2023