Технологическая карта по истории: «Внешняя политика СССР. 1920 -1930 -е годы»
Цели для ученика: - способствовать ознакомлению с внешней политикой СССР накануне Второй мировой воны; - создать условия для определения роли СССР в международных отношениях периода 1919 – август 1939 года; - развития умений охарактеризовать «повешенное состояние» СССР к 1938 году, определять причины сближение СССР с гитлеровской Германией к 1939 году; Основные понятия и события: Внешнеполитические кризисы конца 1920 – начала 1930 –х годов, влияние Коминтерна на внешнюю политику СССР; Генуэзская конференция, Рапалльский договор, «Мюнхенский сговор», пакт Молотова- Риббентропа, секретный протокол пакта Молотова – Риббентропа, суверенитет. |
Цели для учителя: Создать условия для изучения основных событий данного исторического периода через самостоятельную, парную, коллективную работу; Содействовать формированию навыков работы с исторической картой, иллюстративных материалом(карикатура), текстами различного типа (учебный текст, исторический источник). Содействовать воспитанию чувства гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа. Познакомить учащихся с данным историческим периодом познакомить с действующими историческими персонажами формировать умение сравнивать исторические явления; работать с историческими документами. Способствовать развитию информационной культуры учащихся. Развитие навыков анализа текста, умения сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия. |
||||
Тип урока: комбинированный урок- исследование |
Технология: урок с использованием ИКТ, с использованием метода исследования |
||||
|
Оборудование: компьютер, проектор, экран |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Ожидаемый результат |
|
|
Орг. момент 2 мин. |
Приветствие, выявление отсутствующих студентов |
Подготовка обучающихся к уроку |
Включение в деятельность |
|
|
Актуализация знаний |
Организационная фронтальная беседа: - На предыдущих уроках мы разбирали темы «Первые революционные преобразования большевиков и Брестский мир», «Гражданская война и военный коммунизм» и знакомились с первыми шагами нового государства во внешней политике, отношением Европы к «новому соседу». Давай те немного вспомним. - Каковы условия Брестского мира? - Брестский мир – прихоть большевиков или вынужденная мера? - Брестский мир стал одной их причин погружения РСФСР в пучину Гражданской войны. - Что из себя представляли взаимоотношения советского государства с Европой в годы Гражданской войны? |
Определяю и называют условия Брестского мира – территориальные потери- Польша, Прибалтика, часть Белоруссии; экономические потери – 70 % железа, 90 % угля, огромная контрибуция- 124 млн золотых рублей; Снижение обороноспособности страны – уничтожение Черноморского флота. Раскрывают причины заключения Брестского мира. Раскрывают сущность иностранной интервенции. |
высказывают и обосновывают свое мнение определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала |
|
|
Целевой 8 мин. |
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
- Мы с вами посмотрели на взаимоотношения молодой советской России с странами западной Европы. На основании того, что вспомнили делаем вывод что новая страна с новым экономическим укладом, коим была Россия, настораживала Запад. Западная Европа при возможности желала поживиться за счет России (Германская империя – Брестский мир; Англия, Франция, США – военная интервенция, помощь белому движению). В период политической и экономической слабости – Гражданской войны – европейские страны стремились к раздроблению России. Но Гражданская война закончилась, Россия смогла сохранить единство, более того на политической карте появилось новое государство, которое представляло из себя союз дружественных республик – СССР. - Как вы думаете, что предстоит нам выяснить сегодня на уроке? |
Активные формы
Анализируют воспринимаемую информацию, актуализируют ранее полученные знания Слушают учителя, анализируют информацию, формируют учебную задачу – « Как же выглядела внешняя политика СССР после Гражданской войны и до начала Второй мировой войны?».
|
Демонстрируют варианты ответов
Отвечают на вопросы. Вспоминают ранее изученный материал, в ходе чего придут к выводам
|
|
|
Операционно-деятельностный
|
Организация исследовательской работы в процессе изучения нового учебного материала: -Напоминаю проблему нашего урока «Как же выглядела внешняя политика СССР после Гражданской войны и до начала Второй мировой войны?» - Для того, чтобы качественно работать на уроке нам необходимо вспомнить, что такое «Коминтерн». Дайте определения этого понятия. - Предположите влияние этой организации на внешнюю политику СССР. - Предлагаю вам выступить в качестве исследователей и попытаться найти ответ на наш проблемный вопрос темы урока в письменных исторических источниках. - Прочитайте два текстовых фрагмента (Презентация СЛАЙД №2) – из речи Наркома иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерина, Из устава коммунистического Интернационала (Коминтерна) и определите – В чем состояло противоречие советской внешней политики?
- В 1922 СССР впервые принял участие в официальных международных переговорах. А 1922 году состоялась Генуэзская конференция. Основными вопросами конференции стали вопросы: экономического восстановление Европы. - Что нанесло Европе экономический урон? - СССР то же был приглашен на эту конференцию. - Как вы думаете зачем Европа пригласила СССР? - Сумел СССР в 1922 году заключить Рапалльский договор с Германией. Давайте познакомимся с условиями этого договора ( Презентация СЛАЙД № 3) и ответим на вопрос - почему Германия пошла на сотрудничество с Россией?
|
Дают определение понятия Коминтерн. Высказывают предположение и аргументируют свой ответ.
Проводят поиск необходимой информации в тестовых источниках и определяют противоречие советской внешней политики: разные цели Наркомата иностранных дел и Коминтерна во внешней политики.
Проводят параллель между историческими событиями – Первая мировая война.
Анализируют сложившеюся международную ситуацию, высказывают свой предположения – главный вопрос – это вопрос взыскать долги с России.
Изучают условия Рапалльского договора, анализируют, на основе условий, прописанных в договоре делают вывод – Германия так же как и Россия была изгоем; сотрудничество прежде было экономическим, что давало Германии возможность развивать промышленный комплекс на территории СССР.
Изучают учебный текст, анализируют, делаю вывод – СССР и Европа – не союзники. Выявляют причину этого – Европа стремилась направить гитлеровскую агрессию против СССР.
Изучают учебный текс, анализирую, делаю вывод.
Дают оценку, приводят аргументы – в качестве аргумента используют термин суверенитет. Анализируют иллюстративный материал.
Изучают учебный тест, анализируют, делают вывод.
Изучают исторический источник, отбирают актуальную информацию, делают выводы.
Определяют на основе имеющихся знаний и умений по исторической карте зоны оккупации по пакту. |
строят логическую цепь рассуждений высказывают и обосновывают свое мнение в сотрудничестве с учителем определяют пути решения учебной задачи; определяют правильность и качество ответов одноклассников
овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждения высказывают и обосновывают свое мнение определяют правильность и качество ответов одноклассников.
осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения высказывают и обосновывают свое мнение определяют правильность и качество ответов одноклассников
осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения высказывают и обосновывают свое мнение определяют правильность и качество ответов одноклассников
осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения высказывают и обосновывают свое мнение определяют правильность и качество ответов одноклассников
используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют сопоставление различной информации, ее анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения высказывают и обосновывают свое мнение определяют правильность и качество ответов одноклассников
Проведен поиск и анализ информации в различных источниках
Задания выполнены согласно инструкциям
Представлены результаты исследования. Сделаны выводы
|
|
|
Рефлексивный |
Фронтальная беседа, направленная на проверку качества усвоения изученного материала, выявления проблем усвоения и определения новой учебной задачи, предлагаемой для самостоятельного решений в процессе выполнения домашнего задания. - Итак, удалось ли нам получить ответ на проблемный вопрос урока в процессе нашего небольшого исторического исследования? - Получили ли вы на уроке представление о важнейшем внешнеполитических явлении, которые предшествовали Второй мировой войне? - Какие действия мы предприняли и какие средства использовали в процессе решения различных задач, возникающих при изучении темы? - С вашей точки зрения успешна ли была наша работа? В чем успешна или нет и почему вы так считаете? С какими трудностями вы столкнулись? Оценивание работы всего класса и отдельных учащихся в процессе решения учебной задачи. - Нет ли у вас чувства незавершенности изучения данной темы? Какой вопрос необходимо еще рассмотреть, чтобы получить наиболее полное представление о внешней политики СССР в последующие периоды? |
Представляют обобщенный ответ, полученный в результате решения учебной задачи урока. Объясняют суть и историческую значимость внешнеполитической ситуации накануне Второй мировой войны. Анализируют способы и средства, используемые для решения учебной задачи (рассказ учителя, письменные исторические источники, историческая карта, иллюстрации презентации). Анализируют качество проведенной учебной работы. С помощью учителя формулируют новую учебную задачу – как Советский Союз от союзника Германии стал жертвой нападения? |
воспроизводят, анализируют, систематизируют и обобщают по памяти информацию, полученную в процессе работы по решению учебной задачи; с помощью учителя формулируют новую учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно высказывают и обосновывают свое мнение в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и принимают новую учебную задачу |
|
|
Оценочный 2 мин. |
Подведение итогов Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки. Выставляет оценки за урок |
Проговаривают по плану новые задания, делают предположения и выводы по уроку |
Студенты определят, все ли задачи, поставленные в начале урока, были достигнуты, определят, какие из задач им еще предстоит изучить на уроках или самостоятельно |
|
|
Домашнее задание 1 мин. |
Домашнее задание: §15, конспект, карта «Раздел сфер влияния по пакту Молотова-Риббентропа». Доп. Задание: сообщение: «17 августа 1939 г наступление у реки Халкин –Гол». «Секретный протокол к договору о ненападении 1939 г». |
|
|||
Приложения
Ресурсный материал к уроку:
Приложение 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.