Технологическая карта по изо «Пейзаж времен года. Линейное построение пейзажа»

  • docx
  • 20.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта по ИЗО «Пейзаж времен года. Линейное построение пейзажа».docx

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Аникина Татьяна Евгеньевна

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 3 «А»

Тема урока: «Пейзаж времен года. Линейное построение пейзажа»

Тип урока урок «открытие» нового знания

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Пейзаж времен года. Линейное построение пейзажа»

                       

Планируемые результаты

 

Задачи урока:

Предметные:

Учащиеся научатся:

- создавать простые композиции на тему «Пейзаж. Линейное построение пейзажа» на плоскости;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, объём, фактуру.

Учащиеся получат возможность научиться:

- изображать пейзажи, выражая своё отношение к ним.

 

Дидактические:

- формировать умение создавать простые композиции на тему «Пейзаж. Линейное построение пейзажа» на плоскости;

- формировать умение использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, объём, фактуру.

- формировать умение изображать пейзажи выражая своё отношение к ним.

Метапредметные:

Регулятивные:

 

Учащиеся научатся:

-принимать и сохранять учебную задачу;

Учащиеся получат возможностью научиться:

-составлять план своих действий, оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные:

Учащиеся научатся:

-производить простые логические действия (анализ, сравнение, синтез);

Учащиеся получат возможность научиться:

-устанавливать причинно–следственные связи;

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

-владеть диалогической формой речи;

Учащиеся получат возможность научиться:

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Развивающие:

 

1.         Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; составлять план своих действий, оценивать правильность выполнения действия;

 

 

 

2.         Формировать умение производить простые логические действия (анализ, сравнение, синтез); устанавливать причинно–следственные связи;

 

3.         Формировать умение владеть диалогической формой речи;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности

 

Личностные

 

У учащихся будут сформированы:

-учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 Учащийся получит возможность для формирования: 

 

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 

-воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

 

-воспитывать адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

 

 

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: презентация, картины триптих «Очаровательная осень».
Интерактивное оборудование: смарт – доска, компьютер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

 

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П, Р, К)

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности.

 

Словесный

(беседа);

Приветствует учащихся.
Проверка готовности к уроку.

-Проверьте, у вас на столах должны лежать альбом, карандаш, ластик.

Мотивирует к учебной деятельности

Ребята послушайте, что нам пригодится на уроке, а что мы оставим за дверью!  (Слайд 1)

Внимательность  Смекалка

Небрежность  Дружба

Фантазия   Лень

Трудолюбие  Нетерпеливость

- Почему это важно?

Выскажите свои мысли

-Посмотрите на доску, что изображено на этих картинах?  (Слайд 2)

На прошлом уроке мы познакомились с таким жанром, на котором изображена природа.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.


 

 

 

- высказывают своё мнение

 

 

 

- природа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебно–познаватель-ный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

2.Актуализация опорных  знаний

Словесный

(беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует повторение.

Что это за жанр? (Слайд 3)

 

 

 

Сейчас на слайде будут появляться элементы пейзажа, ваша задача отгадать в какой вид пейзажа они могут быть включены. (Слайд 4-9)

Молодцы! А какие ещё элементы могут присутствовать в пейзаже? (Слайд 10)

Верно!

Все эти элементы если собрать, то можно составить какой- либо пейзаж.

 

 

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Но чтобы узнать какие пейзажи мы будем рисовать, отгадайте загадки.

- пейзаж – это рисунок или картина изображающая природу.

Отгадывают вид пейзажа по элементам

 

- горы, озеро, река, тропа, кусты, деревья.

 

 

 

 

- Составлять пейзаж

 

производить простые логические действия (анализ, сравнение, синтез) (П)
владеть диалогической формой речи(К)

 

3.Проблемное объяснение нового знания.

Словесный

(беседа)

Наглядный (картины)

Частично-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует
формулирование темы, цели урока.

Но чтобы узнать какие пейзажи мы будем рисовать, отгадайте загадки.

 

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Верно! Зимой.

 

Тает снег, звенят ручьи,

Всё сильней потоки.

И летят уже грачи

К нам из стран далёких. 

Молодцы!

 

Солнце припекает,

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Ягоды поспевают,

Когда это бывает? 

Конечно летом.

 

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг. 

Верно, осень.

Скажите, а как все эти отгадки можно назвать одним словом? (Слайд 11)

Конечно! И художники в своих работах любят изображать разные времена года, ведь каждое по-своему красиво.

- А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение? Как меняется настроение?

 

- Как у людей бывает разное настроение, так и у природы бывает разное настроение: весёлое, праздничное, грустное, тоскливое, нежное и т.д.

- А как можно выразить настроение в пейзаже?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Определите тему сегодняшнего урока?

(Слайд 12)

 

 

 

 

 

-Какую цель поставим перед собой?

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока.

 

 

 

 

- зима

 

 

 

 

- весна

 

 

 

 

 

 

- лето

 

 

 

 

 

- осень

 

 

 

- Времена года

 

 

 

 

Размышляют.

 

 

 

- Грустное настроение, значит использование холодных тонов, мрачное небо. Весёлое настроение, значит использование теплых тонов.

 

 

 

 

- Пейзаж времен года. Линейное построение пейзажа.

 

- Узнать законы построения пейзажа, научиться его рисовать.

 

создавать простые композиции на тему «Пейзаж времен года. Линейное построение пейзажа» на плоскости.

Производить простые логические действия (анализ, сравнение, синтез)(П)

составлять план своих действий, оценивать правильность выполнения действия(Р)

устанавливать причинно–следственные связи(П)

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художествен-ной культурой.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный

(беседа)

Верно, сегодня мы начнем построение композиции пейзажа карандашом.

 

Составление плана урока.

-Чтобы составить план нашего урока закончите предложения

1)Познакомиться с законами …

2)Составить алгоритм построения …

3)Построить…(Слайд 14-15)

Составляют план урока.

1)Познакомиться с законами построения пейзажа.

2)Составить алгоритм построения пейзажа.

3)Построить пейзаж.

 

составлять план своих действий, оценивать правильность выполнения действия(Р)

 

5.Реализация построенного проекта.

Словесный

(беседа)

Наглядный (картины)

Частично-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Собери пейзаж»

-Пейзаж нельзя нарисовать, не зная законов перспективы.

 

На сегодняшнем уроке мы поговорим именно о линейной перспективе.

Кто знает, что такое линейная перспектива? (Слайд 16)

 

- Рассмотрим правила линейной перспективы.

 

- Параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются к линии горизонта

 

 

 

 

 

 

- Рассмотрите картину, что происходит с дорогой  и тропой. (Слайд 17)

 

 

- Одинаковые предметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером и сходятся в одной точке на линии горизонта.

 

- Рассмотрите картину, что происходит с фонарями и деревьями вдоль дороги? (Слайд 18)

 

-Посмотрите на рисунки, какой из них вам нравится больше, какой кажется более правильным?

-Верно, потому что она уравновешена. Это доказывает закон композиционного равновесия. Он говорит, что левая и правая, верхняя и нижняя части картины должны находиться в равновесии. В противном случае, возникает чувство отсутствия гармонии, картина кажется некрасивой. (Слайд 19)

-Кто-нибудь знает, что такое линия горизонта? Покажите на картине.

(Слайд 20)

 Ну что же мы познакомились с пейзажем и законом линейной перспективы, давайте попробуем на доске составить правильно пейзаж.

-Рассмотрим алгоритм построения пейзажа. (Слайд 21)

 

26.          Изображение пейзажного мотива начинается с определения формата и положения листа бумаги. Перед началом работы выберите вид пейзажа из 4 времён года, обдумайте, какое настроение будет у вашего пейзажа, что будет главным в пейзаже? Какая погода? Выберите то, как вы расположите лист, горизонтально или вертикально.

 

2. Затем на бумаге проводят линию горизонта, определяющую соотношение земли и неба. Это поможет создать перспективу, вы будете точно знать, где разместить объекты пейзажа. (Слайд 22)

 

3.Намечаем объекты на дальнем плане лишь общими линиями. (Слайд 22)

 

4.Прорисовываем средний план. (Слайд 23)

 

5.Переходим к переднему плану, его прорабатываем более детально. (Слайд 23)

- Линейная перспектива – это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов, расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок.

 

-их края сближаются и сходятся в одной точке.

 

 

 

 

 

- при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером

 

- верхняя, где сельский пейзаж

 

 

 

 

 

 

- показывают на картине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают алгоритм

создавать простые композиции на тему «Пейзаж времен года. Линейное построение пейзажа» на плоскости.

устанавливать причинно–следственные связи(П)

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художествен-ной культурой.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный

(беседа)

 

Дидактическая игра «Путаница»

Организует закрепление.

 

- Посмотрите на доску, у меня перепутались этапы построения пейзажа, помогите мне восстановить порядок.

(Слайд 24-25)

 

 

 

 

 

 

Повторяют алгоритм построения пейзажа.


1. Выбираем вид пейзажа, замысел и формат.
2. Обозначаем линию горизонта.

3 Намечаем объекты на дальнем плане лишь общими линиями.
4.Прорисовываем средний план.
5.Переходим к переднему плану, его прорабатываем более детально.

 

 

Составлять план своих действий, оценивать правильность выполнения действия(Р)

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (самостоятельная работа)

Организует самостоятельную работу.
- Приступайте к работе.
Если у вас возникнут вопросы или затруднения – поднимите руку и я вам помогу. Если у вас возникнут вопросы или затруднения – поднимите руку и я вам помогу.

 

Вкл. Аудиозаписи со звуками природы.

 

Оказание индивидуальной помощи.

Выполняют построение пейзажа карандашом.

Создавать простые композиции на тему «Пейзаж времён года. Линейное построение пейзажа» на плоскости;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, объём, фактуру.

 

Принимать и сохранять учебную задачу

 

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный

(беседа)

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Найди ошибку в пейзаже»

 

Организует подведение итогов урока.
-Что такое пейзаж?

-Что такое перспектива?

-Какие два вида композиции вы знаете?

-Назовите правила линейной перспективы.

 

 

 

 

-Рассмотрите рисунок, какие вы видите здесь ошибки? (Слайд 26)

Отвечают на вопросы по изученному материалу.

 

Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности(К)

производить простые логические действия (анализ, сравнение, синтез)(П)

 

9.Рефлексия учебной деятельности.

Словесный

(беседа)

Организует рефлексию.

На партах у вас лежит лестница успеха. Если у вас все получилось на уроке и вы довольны своей работой, то напишите свое имя на верхней ступеньке.

Если у вас были трудности и вы не до конца довольны своей работой, то напишите свое имя на вторую ступеньку.

И если у вас возникало много трудностей и вы не довольны своей работой на уроке. То напишите свое имя на самой нижней ступеньке.

 

Контроль за уборкой на рабочих местах.

 

-А сейчас наведите порядок на своих рабочих местах.

Выполняют самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наводят порядок на рабочих местах.

 

Владеть диалогической формой речи(К)

учащийся получит возможность для формирования адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru