Урок 55. обобщающий урок «из детских журналов»
Цель деятельности учителя |
Создать условия для повторения и обобщения изученного материала, проверки знаний, умений и навыков по изученной теме |
Тип урока |
Контроль и коррекция знаний |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: оценивать свои достижения, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; получат возможность научиться: подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; ориентироваться в журнале; находить интересные и нужные статьи в журнале; придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Метапредметные: познавательные: выбирают адекватные средства достижения цели деятельности; ориентируются в речевом потоке; регулятивные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: осознают внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе, владеют навыками сотрудничества в разных ситуациях |
методы и формы |
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные |
http://festival.1september.ru/articles/578109/ |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
организационная структура (сценарий) урока
I. Организационный момент.
День погожий, день веселый, Рядом роща, рядом поле,
Небо – золото и синь! Знают заяц и сурок:
Белокаменная школа – Если тихо в нашей школе,
Среди елок и осин. Значит, там идет урок.
II. Сообщение темы и постановка целей урока.
Сегодня у нас необычный урок, Во саду ли, в огороде
На нем подведем мы работы итог. Девица гуляла,
О произведениях для детей Во саду ли, в огороде
Мы поговорим, Цветочки поливала.
То, что читали, повторим. Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
Учитель. Орешек знаний тверд, но все же –
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет…
Учащиеся. Наш КВН: «Хочу все знать!»
III. Работа по обобщению раздела «Из детских журналов».
1. Приветствие команд «Книга» и «Игра».
2. Конкурс «Разминка».
– Я буду произносить фамилию автора, произведения которого вошли в этот раздел, а вы называете его имя.
• Владимиров – Юрий.
• Хармс – Даниил.
• Введенский – Александр.
• Маршак – Самуил.
– А теперь я буду называть произведение, а вы его – автора.
• «Ученый Петя» – Александр Введенский.
• «Игра» – Даниил Хармс.
• «Вы знаете?» – Даниил Хармс.
• «Веселые чижи» – Даниил Хармс, Самуил Маршак.
• «Лошадка» – Александр Введенский.
• «Чудаки» – Юрий Владимиров.
3. Конкурс «Домашнее задание».
Учитель. Мы держали произведения в секрете, чтобы команда противников смогла по определению сказать, о каком стихотворении идет речь.
– Главных героев произведения, которое мы подготовили, можно назвать выдумщиками, фантазерами, затейниками, сочинителями. («Вы знаете?»)
Учитель. У меня дополнительный вопрос: кто написал это стихотворение? (Даниил Хармс.)
Команда «Книга» читает по ролям стихотворение Даниила Хармса «Вы знаете?».
– Главные герои стихотворения – мальчишки, которых звали Петька, Мишка, Васька, и еще одна добрая корова. («Игра».)
Учитель. У меня тоже дополнительный вопрос: кто написал это стихотворение? (Даниил Хармс.)
Команда «Игра» читает по ролям стихотворение Даниила Хармса «Игра».
Физкультминутка
4. Конкурс «Отгадай-ка».
– По отрывку из произведения вы должны будете отгадать стихотворение, определить его название, автора, найти в учебнике и прочитать следующий отрывок. Команды получают конверты с заданиями.
I конверт. Чиж – судомойка, Чиж – поломойка, Чиж – огородник, Чиж – водовоз… «Веселые чижи» Д. Хармс, С. Маршак
Я послал на базар чудаков, Дал чудакам пятаков, Один пятак на кушак, Другой пятак на колпак, А третий пятак так… «Чудаки» Юрий Владимиров |
II конверт. Вот сидит пред нами Петя, Он умнее всех на свете, Всё он знает, Понимает, Всё другим он объясняет… «Ученый Петя» А. Введенский
Жила-была лошадка, Жила-была лошадка, Жила-была лошадка, А у лошадки хвост… «Лошадка» А. Введенский |
5. Конкурс «Словарик».
Учащиеся путём жребия выбирают карточку с заданием.
I карточка.
Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.
Таратайка – легкая двухколесная повозка с откидным верхом.
II карточка.
Тромбон – медный оркестровый духовой инструмент низкого и резкого тембра.
Кухарка – прислуга на кухне, готовящая пищу.
Физкультминутка
IV. Внеклассное чтение. Конкурс «Капитаны, вперед!».
Капитан команды «Книга». Мой рассказ написан в журнале «Мурзилка». Этот журнал выходит один раз в месяц. Номер 5 за 2003 год посвящен 300-летию со дня рождения города, который называют северной столицей. Я расскажу вам сказку о Санкт-Петербурге.
Капитан команды «Игра». Мой рассказ написан в детском юмористическом журнале «Веселые картинки». В этом журнале собраны смешные рассказы, стихотворения, головоломки, загадки и игры. Я хочу вам рассказать, как крот и мышонок цыпленка спасли.
– Назовите, какие еще детские журналы вы знаете? «Ёж», «Чиж», «Миша», «Колобок», «Два жирафа». Как расшифровывается названия журналов «Ёж», «Чиж»?
«Ёж» – ежемесячный журнал.
«Чиж» – чрезвычайно интересный журнал.
V. Дополнительный материал. Тест по обобщению раздела «Из детских журналов».
1. Выберите название популярного детского журнала.
а) «Мурзилка»;
б) «Крестьянка»;
в) «Веста».
2. Назовите фамилию автора, который придумал «Ученого Петю».
а) Хармс;
б) Введенский;
в) Маршак.
3. Вставьте слово, которое сделает эту фразу законченной.
Не хвались сам, а жди, когда … похвалят.
а) Тебя;
б) мама;
в) люди.
4. Что можно увидеть с закрытыми глазами?
а) Сон;
б) мышку;
в) Вселенную.
5. На что потратили один пятак чудаки – герои стихотворения Ю. Владимирова?
а) Кушак;
б) тулуп;
в) фартук.
6. Сколько сыновей у папы – главного героя стихотворения Д. Хармса?
а) Двадцать;
б) сорок;
в) пятнадцать.
7. Когда автомобиль едет, какое колесо у него не вертится?
а) Переднее;
б) заднее;
в) запасное.
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Из каких журналов собраны наши произведения из раздела? («Ёж», «Чиж», «Миша», «Колобок», «Два жирафа», «Мурзилка», «Веселые картинки».)
– Где мы можем найти эти журналы? (В библиотеке или в продаже.)
– Самый популярный автор детского журнала. (Д. Хармс.)
– Почему вы так решили? (Его имя чаще других встречается в этом разделе.)
– К какому жанру устного народного творчества можно отнести стихотворение Д. Хармса «Вы знаете?...»? (Небылица.)
– Как вы чувствовали себя на уроке? Понравилась ли вам такая форма работы? Почему? Подумайте, сумели ли вы разгрызть орешек знаний на сегодняшнем уроке? Если да, то вы можете подойти и взять свой «цветочек знаний». А если вы работали не в полную мощь и ваш орешек остался целым, возьмите орешек.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.