Технологическая карта
Предмет: литературное чтение на родном (русском) языке, УМК «Школа России»
Учитель: Молева Людмила Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Промышленновская сош №56»
Тема урока Русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», 2 класс
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие самостоятельности;
- развитие навыков сотрудничества.
Предметные:
- развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
умение анализировать и обобщать
Метапредметные:
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Регулятивные УУД:
Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД:
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Образовательные ресурсы: детские книги со сказками, ноутбук, телевизор, аудиозапись «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», конверты с пословицами, ребус Лиса
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Самоопределение к деятельности (2 мин.) |
|
- Ребята! Сегодня мы пойдем в гости к сказке. Мы заходим с вами в лес (маршируем на месте) Сколько здесь вокруг чудес! (удивились, развели руками) Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса (показывают, как бы выглядывают) Мы лису обхитрим, На носочках убежим! (покажем, как ходит лисичка – изобразим ее) - Вот мы и пришли. Садитесь тихонько на свои места. |
Дети выполняют движения за учителем
|
2.Актуализация знаний (13 мин) |
|
- Посмотрите внимательно на эти книги и скажите, о чем мы будем сегодня говорить? - Кто сочинил эти сказки? -Чем отличается сказка от других жанров литературы?
- Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. - Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса. 1) Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт? 2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали! 3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то? 4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. 5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: Я полезу на сосну. А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну. - Сейчас мы вспомним ещё одну сказку, героями которой были лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». - Поднимите руки, кто знает эту сказку? Кто сможет её рассказать? - Какая по характеру лиса? Какой в сказке волк? Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу? Почему лиса обманула волка? Правильно ли поступила лиса? |
Дети разглядывают выставку книг со сказками О русских народных сказках Народ, простые люди В сказке бывает всегда всё необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду и т.д.
«Теремок»
«Заюшкина избушка»
«Лиса и медведь»
«Лисичка со скалочкой»
«Котофей Иванович»
Дети рассказывают эту сказку, т.к. изучали в 1 кл.
хитрая, плутовка, обманщица голодный, добрый, доверчивый
Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по доброму, тем более, лиса и волк были приятелями |
3. «Зрительная гимнастика» 2мин Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами) Слева - сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево – вправо). Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз). Глазки ты закрой – открой И скорей бегом домой. |
|
4.Продолжение работы над сказками (15 мин) |
|
- Продолжаем путешествовать по сказкам. А) Я предлагаю вам загадки, а вы угадайте, что это за сказка 1 А дорога – далека, А корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок… 2.Возле
леса, на опушке, 3. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!... 4. Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом. - Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему? Б) - Прослушайте сказку (аудиозапись) Представьте героев сказки, придумайте вопросы Вопросы от учителя: -Чему учит эта сказка? -Как мы должны жить, чтобы жить в добре? В) - Вам надо собрать рассыпанные пословицы.
- Что такое пословица? - Прочтите собранные пословицы. Что их объединяет? - Какая пословица больше всего подходит к нашей первой сказке? Ко второй? Почему? |
«Маша и медведь»
«Три медведя»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Лиса и журавль» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных.
Дети задают вопросы и отвечают на них
Слушаться старших, любить друг друга, не бросать в беде.
Дети собирают пословицы из конвертов (Делая зло, на добро не надейся. Добра желаешь, добро и делай. Добро не лихо – ходит тихо. За добро добром и платят.) Краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт. Мудрые изречения, которые учат жизни. |
5.Рефлексия учебной деятельности (8 мин) |
|
- Закончим наш урок вашим подведением итога: На уроке я узнал… Сегодня я сумел… Я похвалил бы себя за… - Ребята, сегодня я хочу похлопать за интересную работу на уроке (ф.и.) - Д/з Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки любой. Возьмите с выставки понравившиеся книги для домашнего чтения - Прозвенел для нас звонок, всем спасибо за урок! |
Дети по очереди подводят итог
|
Литература
Используемые Интернет-ресурсы:
1.https://deti-online.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki-mp3/sestrica-alyonushka-i-bratec-ivanushka/
2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/05/04/kartoteka-fizminutok
3.https://infourok.ru/viktorina-po-russkim-narodnim-skazkam-431962.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.