Урок 15. русская народная сказка «гуси-лебеди» (с. 48–53)
Цель деятельности учителя |
Способствовать развитию внимания, памяти, навыков чтений, умений анализировать текст, отвечать на вопросы по тексту |
Тип урока |
Решение частных задач |
Планируемые
|
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения. Метапредметные: познавательные: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников в разных формах; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют правила в планировании способа решения; коммуникативные: аргументируют свою точку зрения и оценку событий, признают различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение. Личностные: осуществляют собственную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
методы и формы |
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные
|
1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-literaturnogo-cht 2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-uud-na-uroke-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. О чём-то скрипит половица, И спице опять не спится; Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка… |
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная, индивидуальная |
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний |
1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка |
Чтение сказки «Каша из топора» по ролям.
– Научитесь читать красиво, без ошибок. Утка моя, селезнюха моя, Не летай за реку, Не клюй песку, не тупи носку! Селезень – самец утки |
Читают сказку
Выполняют задание
|
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: осуществляют смысловое чтение. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль и оценку учебной деятельности |
Наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи |
|
– Прочитайте название сказки, которую мы будем изучать сегодня на уроке. – Будет ли она отличаться от сказок, которые мы читали на предыдущих уроках? Чем? – Мы читали сказки о животных, бытовые. Какие еще виды сказок бывают? – Сегодня мы познакомимся с волшебной сказкой |
Отвечают на вопросы педагога.
– Волшебные |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: структурируют знания, формулируют ответы на вопросы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи |
Устные ответы |
IV. Работа по теме урока |
1. Прослушивание аудиозаписи сказки. 2. Повторное чтение сказки. 3. Тест по сказке |
– Понравилась вам сказка? Чем? – К какому виду сказок мы ее отнесем? – Что же в этой сказке волшебного? Одновременно проводится словарная работа. 1. Кого гуси унесли без спросу? 1) Алёшу; 2) Ванечку; 3) Степана. 2. По дороге девочка встретила печь, яблоню и речку. Судя по ее ответам, какой была эта девочка? 1) Скромной; 2) трудолюбивой; 3) избалованной. 3. С чем играл Ванечка в избушке Бабы Яги? 1) С клубком ниток; 2) с наливным яблочками; 3) с вырезанными из дерева фигурками. 4. Кто помог брату и сестре убежать от Бабы Яги? 1) Кошка; 2) мышка; 3) собака. 5. Какой пирожок предложила съесть Манечке печка? 1) Ржаной; 2) пшеничный; 3) слоеный. 6. Что привезли детям родители из города? 1) Игрушки; 2) свистульки; 3) пряники |
Слушают сказку, попутно отмечая Читают сказку.
Выполняют тест |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: контролируют учебные действия, умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении |
Устные ответы, выполнение теста |
Физкультминутка |
См. Приложение |
Выполняют движения согласно инструкции |
Фронтальная |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Выполнение движений |
|
V. Закрепление знаний и способов действий |
1. Деление сказки на части. Составление плана.
2. Определение основных признаков сказки |
Учитель начинает составление плана. 1. Гуси-лебеди унесли братца. 2. Девочка бросилась догонять гусей. 3. …………………………………….. 4. …………………………………….. 5. …………………………………….. 6. …………………………………….. 7. …………………………………….. 8. Возвращение домой. – Определите основные признаки сказки |
Продолжают составление плана сказки: 3. Встреча с печкой. 4. На пути – яблонька. 5. Молочная река, кисельные берега. 6. В избушке Бабы Яги. 7. Мышка помогает девочке. Варианты ответов: Начало. Волшебные предметы. Троекратный повтор. Добро и зло |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: контролируют процесс и результаты деятельности, вносят коррективы. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач |
Устные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок |
– С какой сказкой познакомились? – Чему учит эта сказка? – Докажите, что она волшебная. – Что вам понравилось на уроке, запомнилось и почему? – Что нового открыли для себя на уроке? – Какой урок вы извлекли для себя из сказки? |
Отвечают на вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
Пересказ сказки по плану |
Задают уточняющие вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.