ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта по письму 1 класса на тему:
«Письмо строчной буквы й»
Выполнила:
студентка группы Ш – 37
Хайруллина Полина Ришатовна
Проверил учитель начальных классов:
Стукова Ольга Анатольевна
___________________
Отметка « » (__________________)
Руководитель от колледжа:
Прягаева Елена Алексеевна
___________________
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2021
Тема урока |
Письмо строчной буквы й |
УМК |
«Школа России» |
Цели |
Закрепить умения писание буквы, буквосочетание, соотнесение слов к схемам, работа с предложением, перевод печатного текста на письменный. |
Тип урока |
Повторение пройденного материала |
Планируемые |
Личностные: принимать и осваивать социальную роль
обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный
смысл учения. |
Метода и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный; |
Основные |
Буква, схема, слово. |
Образовательные ресурсы |
1) https. php?to=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fnachalnaya-shkola%2Frusskii-yazyk%2F2016%2F06%2F06%2Fformirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah&cc 2) https: away.php?to=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fnachalnaya-shkola%2Fraznoe%2F2012%2F03%2F31%2Ffizminutki-dlya-urokov-v-nachalnoy-shkole&cc 3) https.ok,cuygwnt38ov.ckhmc;slk,dcvlks.x;slvmld,ro,vmj,cle.o-shola |
Наглядно-демонстрационные материалы |
Демонстрационная карточка с изображением печатной и письменной буквы «й» |
Оборудование |
Прописи, карандаши, раздаточный материал, АРМ педагога |
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации со взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Промежуточный контроль |
1.Орг.момент |
Развивающий элемент, развивает ответственность к подготовке на урок |
Бродят сказки по белому свету, Так возьмет тебя в плен волшебство.
-Садитесь!
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Полина Ришатовна. Сегодня я проведу у вас урок письма.
-Проверьте, готовы ли вы к уроку. На краю стола у вас должна быть пенал со всеми принадлежностями, прописи и раздаточный материал |
Приветствуют учителя, внимательно слушают |
Фронтальная |
Л:Соблюдение правил поведения на уроке. К: Готовность слушать учителя |
Зрительный контакт |
2.Стиц |
Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других |
-Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны ее отгадать:
И иначе зваться стала. Превратилась буква «И» В букву новую, смотри!
-Сегодня на уроке мы с вами будем повторять писание буквы, буквосочетания, также будем учиться соотносить слова к схемам, поработаем с предложением и научимся переводить печатным текст на письменный. |
Буквы Й
|
Фронтальная |
К: Умение слушать друг друга. |
Зрительный контакт |
3. Краткое повторение изученного |
Учатся отвечать на вопросы полными ответами; |
-Сегодня к нам пришла Маша из мультфильма «Маша и Медведь». Маша пришла к вам, чтобы посмотреть, как вы можете писать строчную букву й, буквосочетание с ней, предложения.
-На уроке обучении грамоте с Ангелиной Алексеевной вы повторили звук [й’], букву й. Давайте дадим ей характеристику
- Что вы можете сказать о звуке [й]?
-Где в слове может находиться буква й?
-Также давайте вспомним, в каких случаях будет писать заглавная буква.
-Также, вы знаете, что буква «й» пишется в начале, середина и в конце слова. Вот такие слова знаю я: йогурт, йод, йога, водолей, чайник, кофейник, кощей.
-Может
кто-то знает, какие слова будут писаться с заглавной буквой «Й»? Назовите
примеры.
-Йорк-это самый чудесный маленький соборный город на севере Англии. Древние городские стены, старые узкие улочки, хорошие музеи и большие церкви.
-Вот мы и повторили звук [й], вспомнили какой он. Вспомнили, что заглавная буква Й пишется в фамилиях, городах, именах собственных и кличках животных. - На этом этапе урока активно работали (имена учеников) - Остальные – дотягивайтесь, просыпаемся! |
Звук й – согласный, звонкий, мягкий непарный.
В начале слова, в середине и в конце.
Заглавная пишется в городах, именах, кличках (в именах собственных) Дети называют свои варианты |
Фронтальная |
К: умение работать в группе; -взаимоотношение с учителем; - умение соблюдать дисциплину на уроке. - умение четко формулировать свои мысли и высказывания |
Зрительный контакт |
4.Подготовительные упражнения |
Развивает способность слушать и повторять |
- Хорошо, слов с буквой «й» не так много Маша предлагает нам немного отдохнуть и размять наши пальчики.
Мчится без оглядки,
-Ребята, сегодня мы с вами будем следопытами. А вы знаете кто такие следопыты?
-Да, следопыты- это человек, выслеживающий зверей по следам.
-Знаете,
сегодня я шла и встретила такие вот следы… -Ой, ребята, а чьи же это следы?
-Давайте для начала разомнем еще немного наши пальчики, а затем будем разбираться зачем же заяц тут пробегал.
-У вас на партах лежит карточка с зайчиком, которые нарисовала нам Маша. Сейчас мы будем его штриховать. Штриховать будет так как показано на доске.
-Будем работать все вместе, я на доске, а вы на карточке, берем в руки простой карандаш и начинаем штриховать. Ушки с хвостик мы начинаем штриховать прямой наклонной линии с петлей вверху, смотрим на доску. Лапки мы штрихуем линий с закруглением вверху вправо. Туловище штрихуем закруглением внизу вправо.
-Мои помощники сейчас пройдут и посмотрят у кого как получилось заштриховать зайчика. Лучше всех получилось заштриховать у*имя*, *имя*
- Давайте вместе с Машей попробуем узнать, что же это за зверь тут пробегал. Можно сделать так: Маша предлагает нам пойти по следам и узнать, чьи же эти следы. Вы хотите узнать?
-Но перед этим давайте-ка с вами хорошенечко отдохнем. |
Повторяют за учителем
Следопыты это те, кто идет по следам
Зайца
Берут в руки карточки и начинают штриховать. Повторяют за учителем |
Фронтальная |
Л: умение слушать учителя. Р:осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров деятельности. К: умение соблюдать дисциплину на уроке |
Зрительный контакт |
5.Физминутка |
Развивает способность слушать и повторять |
Песенка из «Маши и Медведя» |
Дети повторяют за учителем |
Фронтальная |
К: слушать и понимать речь учителя |
Зрительный контакт |
6.Письмо буквосочетание |
Развитие внимательности, усидчивости и правильному написанию соединений со строчной буквой «й». |
-Мы с Машей хорошо отдохнули и смотрите появился еще один след. Как вы думаете кто же это тут у нас пробегал?
-Да, это был Заяц, который прибежал в след за Машей. Ребята, а вы знаете, как общаются зайцы между собой?
-Зайцы общаются между собой с помощью своих задних лап, они находят место, где можно будем стучать своими лапами так громко, что их будет слышно другим зайцам.
-Узнав еще немного про зайцев, мы можем снова приняться за дело. Сейчас мы с вами будет писать букву «й» и словосочетание.
- Ребята, когда вы будете писать строчную букву «й», помните, что она не должна выходить за пределы верхней и нижней линий рабочей строки, также буква «й» должна быть под наклоном, но ни в коем случае не лежать. - Теперь сядьте, ровно, спинки держим прямо, ноги стоят вместе на полу, пропись находиться под наклоном. Не забывайте, правильно держать ручку.
-Сейчас возьмите салфетки и попробуем на них написать букву й. Я пишу на доске, а вы на салфетках. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз короткую наклонную линию с закруглением вправо, ведем ее вверх до верхней рабочей строки, спускаемся по написанному вниз и закругляем вправо.
- Теперь попробуйте обвести строчную букву «й» самостоятельно один раз. Если у вас получилось, то рядом пропишите ее три раза.
-Под буквой, которая нравится вам больше всего поставьте карандашом точку.
-Хорошо получилось у *имя* и у *имя*.
- А сейчас мы с вами будем писать словосочетание.
-Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз короткую наклонную линию с закруглением вправо, ведем ее вверх до верхней рабочей строки, спускаемся по написанному вниз и закругляем вправо, не отрывая руки ведем вверх до верхней рабочей строки, обращаем внимание, что соединение этих букв будет верхнем, дальше, от верхней строки ведем прямую наклонную линию вниз с закруглением вправо, ведем вверх до верхней рабочей строки, ведем вниз по написанному, закругляя ее вправо. Над второй буквой мы пишем небольшую дугу.
-Не забывайте, чтобы слог «ий» не выходил за верхнюю или нижнюю рабочую строку, чтобы у него был наклон, не лежал на нижней рабочей строки.
-Пишем три затем, ставим точку под тем соединением, которое вам больше всего нравится.
-Не забываем, что от вашей осанки и правильности держать ручку, будет зависеть написание этого слога. Маша за вами наблюдаем, чтобы ваши спинки были прямыми.
-Маша мне тут подсказала еще один интересный факт, зайцы видят абсолютно все вокруг себя, за исключением того, что у них расположено перед самой мордочкой и позади хвоста. Каждый глаз зайца может свободно смотреть в разные стороны. |
Заяц
Дети пишут слог на листочках под комментирование учителя. |
Фронтальная |
Л: - умение слушать учителя. Р: - умение выполнять требуемых учителем действий. К:взаимодействие с учителем; - соблюдение дисциплины на уроке. |
Зрительный контакт |
7.Письмо слов |
Развитие внимательности, усидчивости, логики. |
- А теперь предлагаю потренироваться в письме слов с новой буквой. -Посмотрите на наши прописи. -Прочитайте слова жужжащим чтением. - Вслух прочитает нам 1 слово (имя учащегося);
- Давайте произнесем первое слово по слогам, ставим руку к подбородку и проговариваем слово: Мои
-Назовите
ударный слог в слове «Мои».
-
Назовите слог слияния.
- Определите, какой этот звук: гласный или согласный? Почему?
- Определите, какой этот звук: мягкий или твердый?
-Дайте полную характеристику звуку [й]
-Сейчас я запишу слово «мои» с комментированием, а вы записываете это слово у себя в тетрадях. Начинаем писать, ставим ручку и начинаем писать «мо» с гласной «о», присоединении с буквой «й», мы уходим на верхнее соединение, «й», отрываем руку.
Мой
-
Сейчас также ставим руку к подбородку и проговариваем. -Назовите
ударный слог в слове «Мой».
-
Назовите слог слияния.
- Определите, какой этот звук: гласный или согласный? Почему?
- Определите, какой этот звук: мягкий или твердый?
-Дайте полную характеристику звуку [й]
-Сейчас к доске выходит *имя* и записывает слово «мой» с комментированием, остальные записывают это слово у себя в тетрадях.
- Чем отличается слово «мои» от слова «мой»? -Отличается тем, что слово «мой» используется в единственном числе. Например: мой рюкзак, мой пенал. А слово «мои» во множественном числе. Например: мои карандаши, мои тетрадки.
Свой -Читаем
третье слово, с начала жужжащим чтением. -Также
ставим руку к подбородку и проговариваем.
-Назовите
ударный слог в слове «Свой».
-
Назовите слог слияния. -
Назовите новый изучаемый звук.
- Определите, какой этот звук: гласный или согласный? Почему?
- Определите, какой этот звук: мягкий или твердый?
-Дайте полную характеристику звуку [й]
-Сейчас к доске выходит *имя* и записывает слово «мой» с комментированием, остальные записывают это слово у себя в тетрадях.
Твой -Читаем
третье слово, с начала жужжащим чтением. -Также
ставим руку к подбородку и проговариваем.
-Назовите
ударный слог в слове «Твой».
-
Назовите слог слияния. -
Назовите новый изучаемый звук.
- Определите, какой этот звук: гласный или согласный? Почему?
- Определите, какой этот звук: мягкий или твердый?
-Дайте полную характеристику звуку [й]
-Сейчас к доске выходит *имя* и записывает слово «мой» с комментированием, остальные записывают это слово у себя в тетрадях.
-А чем отличаются слова «свой» и «твой»? -Они
отличаются тем, что слово «свой» используется в личном распоряжении, а «твой»
это используется для личности другого человека. Например:
-Слова «мой», «мои», «свой», «твой» называются личностными местоимениями. Местоимения, которые в вашей речи указывают на предмет.
-И нас с вами появился еще один очень интересный факт. Зайцы бегают быстро. Их скорость может достигать 50 км/ч. Их не так-то легко догнать многочисленным врагам. Вдобавок ко всему, они могут резко тормозить, легко менять направление, что замедляет преследователя. |
1 слог-мо, 2 слог-и
Ударный слог в слове мои «и»
Слог слияния «мо», звук вне слияния «и»
Новый изучаемый звук «й»
Звук [й]-согласный, потому что при произношении данного звука воздух встречает препятствие в виде зубов.
Мягкий
Звук [й] - согласный, потому что при его произношении воздух встречает препятствие в виде зубов, звонкий мягкий, непарный
1 слог-«мой»
Ударный слог все слово «мой» Слог слияния «мо», звук вне слияния «й»
Новый изучаемый звук «й»
Звук [й] - согласный, потому что при его произношении воздух встречает препятствие в виде зубов
Мягкий
Звук [й] - согласный, потому что при его произношении воздух встречает препятствие в виде зубов, звонкий мягкий, непарный
В этом слове один слог «свой»
Ударный слог «свой»
Слог слияния «во», звук вне слияния «т», «й»
Новый изучаемый звук «й»
Звук [й] - согласный, потому что при его произношении воздух встречает препятствие в виде зубов
Мягкий
Звук [й] - согласный, потому что при его произношении воздух встречает препятствие в виде зубов, звонкий мягкий, непарный
В этом слове один слог «свой»
Ударный слог «свой»
Слог слияния «во», звук вне слияния «т», «й»
Новый изучаемый звук «й»
Звук [й] - согласный, потому что при его произношении воздух встречает препятствие в виде зубов
Мягкий
Звук [й] - согласный, потому что при его произношении воздух встречает препятствие в виде зубов, звонкий мягкий, непарный |
Фронтальная |
Л: - умение слушать учителя. Р: - умение выполнять требуемых учителем действий. К: - взаимодействие с учителем; - соблюдение дисциплины на уроке. |
Зрительный контакт |
8.Письмо предложения |
|
-Вот мы с вами и написали слова с данной буквой и вместе с Машей узнали новые факты о зайцах. А сейчас давайте сядем с вами правильно, спинку выпрямим, голову поднимем.
-Сейчас нам с вами предстоит написать предложение, но перед этим
давайте послушаем еще один интересный факт.
-Сейчас мы с вами будем разбирать предложение, давайте прочитаем это предложение, читаем жужжащим чтением, затем вслух. Ставим пальчик и начинаем читать.
-Нам вслух прочитает *имя*
-О ком говорится в этом предложении?
-Что делает зайка?
-Под чем сидит зайка?
-Сколько слов в этом предложении?
- С какой буквы мы начнем писать это предложение?
-Что нужно поставить в конце нашего предложения?
-Так, сейчас садимся правильно, должна быть королевская осанка.
-Приступаем к написанию предложения. Пишем с комментированием. Ставим ручку и начинает писать, не отрывая руки. Поставили ручку и пишем «По» с гласной «о», «д», отрываем руку, мы написали первое слово. Отступаем немного места и снова ставим ручку, начинаем писать «ё» с гласной «ё», «л», «ко» с гласной «о», «й», отрываем руку, отступаем немного места. Начинаем писать третье слово. Ставим ручку и начинаем «си» с гласной «и», «ди» с гласной «и», «т», отрываем руку, отступаем немного место и начинаем писать последние слово. Ставим ручку и начинаем писать «за» с гласной «а», «й», «ка» с гласной «а», в конце предложения обязательно ставим точку.
-Ребята, вы хорошо постарались, написав это предложение. Маша хотела бы также научиться писать, чтобы в будущем, когда Маша тоже пойдет в школу это все уметь. |
Садятся красиво
Читают жужжащим чтением
Читает вслух
В этом предложении говорится о зайке
Зайка сидит
Под елкой
В этом предложении 4 слова
Потому что это предложение закончено, наша мысль завершена.
Пишут предложение под диктовку |
Фронтальная |
Л: - умение слушать учителя. Р: - умение выполнять требуемых учителем действий. К:взаимодействие с учителем; |
Зрительный контакт |
|
|
- А сейчас, мы с вами будем описывать нашего зайку, который тут пробегал, сейчас я вам предлагаю прочитать слова в серой рамочке, чтобы в дальнейшей работе мы с вами могли перевести печатный текст в письменный, ставим пальчик и читаем, жужжащим чтением.
-А вслух нам прочитаем *имя* -У вас в прописях написано первое слово «Он». К этому слову вам
надо написать слова, которые написаны в серой рамочке. На слайде вы видите
печатный и письменный алфавит. Если вам будет трудно переводить печатный
текст в письменный, то можете смотреть на слайд, он вам поможет. - Начинаем писать, от слова «он» отступаем немного места, ставим ручку и начинаем писать, не отрывая руку, «бе» с гласной «е», «ле» с гласной «е», «нь» с мягким знаком, «ки» с гласной «и», «й», в конце ставим точку. *имя* прочитай, что получилось.
-Сейчас мои помощники пройдут по рядам и скажу у кого получилось хорошо.
-Теперь нам надо написать еще два слова точно также, но еще
вначале надо еще написать слово «он».
-Но перед написанием этого слова давайте вспомним одно правило. Кто-то уже догадался про какое правило я говорю?
-Правильно, теперь точно также начинаем писать третье предложение. Пишем слово «он». Ставим ручку и пишем гласную «о», «н». Отступаем немного места и начинаем писать «пу» с гласной «у», «ши» с гласной «и», «с», «ты» с гласной «ы», «й».
-Вот мы с вами и все написали, лучше всех сегодня написали *имя*, *имя*. |
Читают
Пишут
«Жи-ши» пиши с буквой «и» |
|
|
|
9. Итог. Рефлексия |
|
-Ребята, Маше пора идти обратно, но перед этим она бы хотела посмотреть, как вам сегодняшний урок. Если работа на уроке вам понравилась, то раскрасьте зеленый карандашом, а если работы была трудной – то раскрасьте красным карандашом, если работа была сложно, но вы справились- желтым карандашом.
-На уроке большинство ребят справились с уроком. Остальные будьте внимательны и в следующий раз у вас все получится.
- Ребята, мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок! |
Поднимают квадратики |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.