Технологическая карта по русскому языку «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
Оценка 5

Технологическая карта по русскому языку «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Оценка 5
docx
18.03.2020
Технологическая карта по русскому языку «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
Русский язык 3 Д.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

Технологическая карта по русскому языку

«Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

 

Выполнила:

 студентка группы Ш-47

Преподавание в начальных классах

Шварёва Екатерина Алексеевна

Проверили:

Учитель: Лобанова Ирина Евгеньевна _________

(ФИО)                         (Подпись)

 

 

Отметка: «___» (_________________)

 

 

Соликамск, 2019

 

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока

«Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

УМК

Школа России

Цели деятельности педагога

Развитие умения детей  проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах, отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемы образовательные результаты

Предметные: обобщить ЗУН о проверки слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

 

Метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; развивать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

 

Личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы: фронтальная, индивидуальная

Наглядно-демонстрационный материал

Раздаточный материал

Оборудование

Доска, учебник, тетрадь, раздаточный материал.

 

 

 

 

Организационная структура урока

 

Этапы

урока

 

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Формы организации со взаимодействия

 

Универсальные учебные действия

 

Промежуточный

контроль

1.Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и я проведу урок русского языка.

-Проверьте, на партах у вас должны лежать учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности.

Слушают учителя

Фронтальный

Коммуникативные: приветствие учителя

Зрительный контакт

 

 

2.Минутка чистописания.

- Наш урок, мы начнем с минутки чистописания. Откройте рабочую тетрадь, запишите число и классная работа. Сегодня у нас 10 декабря.

-Пропишем  безотрывно соединения заглавной и строчной буквы Пп до конца строки.

- Продолжим урок со знакомства с новым словарным словом.

-На слайде расставлены слоги не по порядку, расставляя правильно вы и узнаете слово, с которых мы познакомимся.

- Вы знаете значение слова «ПОРОША»?

- Давайте уточним значение этого слова в толковых словарях.

У меня есть три толковых словаря:

·Толковый словарь русского языка для учеников начальных классов.

Пороша- свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. Ехать по первой пороше.

Прочитает из этого словаря…………….

·Толковый словарь Владимира Даля (с картинками)

Пороша - порошить, порошница.

Прочитает из словаря……………..

·Интернет-энциклопедия «Википедия»

Пороша- пушной рыхлый снег, идущий в безветрие, а потому покрывающий землю ровно. 

Прочитает из этого словаря………………

-Мы остановимся на 1-ом определении из толкового словаря русского языка.

- Запишите слово  в тетрадь, подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки, требующие проверки.

 

-Сколько слогов в слове ПОРОША?

-Поставьте ударение, назовите ударный слог

-Это слово нужно запомнить, так как является словарным словом

Оформление записей в тетрадь

 

 

Прописывают соединения строчной и заглавной буквы Пп

-Знакомство со словом «ПОРОША»

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Запись слова в тетрадь, обозначение орфограммы.

-3 слога

На 2 ударный слог,с гласной О.

Фронтальная

Коммуникативные:

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

-Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Регулятивные:

- Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя.

Зрительный контакт, ответы на вопросы

 

3.СТиЦ.

-Посмотрите на слайд.

На слайде записаны буквы: б, п, в, ф, г, к, у, д, т, ж, ш, з, с.

-Какая буква лишняя и почему?

 

-Какие это согласные?

-Назовите  звонкие согласные?

-А глухие?

-Эти согласные парные по глухости и звонкости.

-Совершенно верно, а чтобы определить тему урока, прочитайте слова, которые написаны на слайде.

Гвоздь, хлеб, пирог, морковь, суп, народ, сапог, снег, мороз, гриб.

- Какая орфограмма встречается в этих словах?

-В какой значимой части слова встречается эта орфограмма?

 

- Запишите  первые  5 слов и  подберите к ним проверочные слова.

(проверка на слайде, предлагаю свои варианты)

-Как проверить парные согласные?

 

 

 

 

- Сформулируйте тему урока.

ТЕМА УРОКА: «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне».

-Как вы думаете чему мы будем учиться?

-На уроке мы будем учиться правильно, писать слова с парными согласными, подбирая проверочные слова, Учиться находить в корне слова парную согласную. Различать проверочные и проверяемые слова. Правильно подбирать проверочное слово.

Чтение букв со слайда

 

 

 

-У-так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные

 

-Звонкие, глухие, парные

-Звонкие: б, в, г, д, ж, з

-Глухие: п, ф, к, т, ш, с.

 

 

Чтение слов

 

 

 

 

-Парные согласные на конце слов.

 

В середине или конце

 

 

 

Гвоздь-гвозди, хлеб-хлебушек, пирог-пироги, морковь-(нет)моркови, суп-супы.

 

Чтобы проверить парный согласный в корне, нужно слово изменить или подобрать однокоренное проверочное слово так, чтобы согласный слышался ясно

 

Предположения детей

 

 

 

Фронтальная

Коммуникативные:

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

-Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Регулятивные:

- Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя.

 

4.Работа над пройденным материалом (повторение, закрепление ранее изученного материала)

-Найдите в учебнике упр.209.

Прочитайте задание про себя, что нам необходимо сделать?

 

-Какой звук обозначает каждая выделенная буква? Укажите его в квадратных скобках над словом. Расскажите, в каких словах написание выделенных букв надо проверять и почему. Подчеркните эти буквы.(Записывают в тетрадь, один у доски с комментированием правил и орфограмм.)

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

Лебедь – [т´], лебеди – [д´], лебедушка – [д].

 

 

 

Узкий – [с], узок – [з], узенький - [з´].

 

 

Ловкий – [ф], ловок – [в].

 

 

-А теперь давайте сравним наши предположения с правилом, напечатанном в учебнике на странице 112.

-Прочитайте правило про себя. Вслух прочитает…

-Расскажите правило соседу по парте.

-Кто может, не глядя в учебник, рассказать правило наизусть?

-Молодцы, дак как проверить слова с парными согласными звуками?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мы познакомились с новым правилом, к которому мы будем обращаться на протяжении урока.

-Данное правило, это ваш помощник.

Работа с упражнением

Прочитать и списать

 

 

- ! Выделенные буквы надо проверять, когда они стоят в конце слова или перед глухими согласными, т.к. в этом случае они звучат глухо, а на письме могут обозначаться парной звонкой согласной.

Сапожки - проверяемая согласная в корне слова- сапожок

Лебедь - поверяемая согласная в корне слова - лебеди

Узкий - проверяемая согласная в корне слова - узок

Ловкий - проверяемая согласная в корне слова -  ловок.

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

 Регулятивные УУД: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД: формирование основ смыслового чтения художественных и текстов, умение выделять существенную информацию из задания.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Правильность выполнения задания

5.Физминутка

- Давайте немного отдохнем и проведем физминутку.

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Выполняют физминутку с учителем

Коллективная

 

Выполнение физминутки

 

-Откроем учебник на с.112 и прочитайте задание 210.

Прочитайте. Как узнать, какой буквой следует обозначить парный согласный звук в каждом слове?

Подберите к каждому слову по два проверочных слова: одно - изменив форму слова, другое - подобрав однокоренное слово.

 

 

- Как узнать, какой буквой следует обозначить парный согласный звук в каждом слове?

 

-Работу мы будем выполнять по рядам, 1 ряд – 2 рамку, 2 ряд – 3 рамку, 3 ряд – 4 рамку.(Затем сверяем со слайдом; 1 человек от каждого ряда, работают у доски; отмечаем корень и ударение)

(САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.)

-Мы с вами выполнили упражнения, подобрали однокоренные и проверочные слова.

-Сейчас я предлагаю закрепить и повторить правило «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

-Кто желает рассказать правило наизусть?

-Молодцы, мы с вами выполнили задания, выучили новое правило, познакомились с новым проверочным словом «ПОРОША»

Чтение задания

 

ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА

пояс-пояса, глаз-глаза, шарф-шарфы, чертёж-чертежи, шалаш-шалаши, куст-кусты, лёд-(нет)льда

 

Нужно подобрать проверочное слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные УУД: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД: формирование основ смыслового чтения художественных и текстов, умение выделять существенную информацию из задания.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

 

7.Работа по развитию речи.

Работа в паре(правила работы в парах).

-Сейчас вы будете выполнять задания в парах, ваша задача дописать предложения словами – антонимами. В скобках напишите проверочные слова. Записывать слова вы будете на листе, которые лежат у вас на партах. Затем проверим со слайдом. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Река широкая, а ручей ..............(                 ).

Камень тяжёлый, а пух ……........(             ).

Редька горькая, а груша …….......(             ).

- Какая орфограмма в них пропущена?

 

- Как мы проверим их правописание?

Выполняют работу в парах, повторение правил работы в парах

 

 

 

1. узкий – узок.

2. легкий – легок.

3. сладкая – сладок.

Парная согласная в корне слова

Путём подбора проверочного слова

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные УУД: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Итог.

- В какой части слова мы проверяем парную согласную?

- Как проверить парную согласную в корне слова?

 

- Почему нужно проверять слова с парными согласными?

 

 

 

- Какие слова называются проверочными?

 

 

В корне

Изменить слово или подобрать однокоренное слово

Потому что звук и буква могут не совпадать

Слова, в которых, после согласного стоит гласный звук

Фронтальная

Регулятивные: самоконтроль и самооценка

Ответы на вопросы

Д/З

С.112 Упр.211, правило

 

 

 

 

9.Рефлексия.

 - У вас на партах лежит лестница успеха если у вас на уроке сегодня получилось верно выполнить все задания, то отметьте себя на самой верхней ступени, если были трудности – на средней, а если совсем ничего не поняли – на нижней. Поднимите свои карточки вверх.

- Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок до свидания.

 

 

Регулятивные: самоконтроль и самооценка

 

 

 

 

 


 

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

Технологическая карта урока по русскому языку

Технологическая карта урока по русскому языку

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Запишите слово в тетрадь, подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки, требующие проверки

Запишите слово в тетрадь, подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки, требующие проверки

Как проверить парные согласные? -

Как проверить парные согласные? -

Лебедь – [т´], лебеди – [д´], лебедушка – [д]

Лебедь – [т´], лебеди – [д´], лебедушка – [д]

А теперь назад прогнулись.(Наклоны вперёд и назад

А теперь назад прогнулись.(Наклоны вперёд и назад

Молодцы, мы с вами выполнили задания, выучили новое правило, познакомились с новым проверочным словом «ПОРОША»

Молодцы, мы с вами выполнили задания, выучили новое правило, познакомились с новым проверочным словом «ПОРОША»

Технологическая карта по русскому языку «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Технологическая карта по русскому языку «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2020