Технологическая карта
Класс, предмет: 4, русский язык.
Тема: «Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-исследование (проблемно-диалогический)
Цель: уметь определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
Задачи:
- освоение знаний о правописании окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;
- овладение умениями определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;
- развитие речи, памяти, внимания, умений оценивать по критериям свою работу.
Планируемые результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
У выпускника будут сформированы: 1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению русского языка. 2. Навыки сотрудничества с учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. 3. Основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину. |
Ученик научится: 1.Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. 2. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. 3.Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. 4.Использовать знаково-символические средства (в том числе схемы). 5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Обучающийся научится: 1.Определять грамматические признаки имён прилагательных —падеж; изменять имена прилагательные по падежам. 2.Применять ранее изученные правила правописания удвоенных согласных в корне, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса. |
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы:
- для учителя: ТК, комп., проектор, презентация, учебник «Русский язык 4 класс 2 часть, В.П. Канакина»;
- для детей: сигнальные карточки, учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
Организационная структура урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) |
Приветствие учителя. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на работу.
- Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л. Н Толстого: «Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство. И, именно, сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться! Потрудимся? Давайте пожелаем друг другу удачи. |
Приветствуют учителя.
Слушают учителя и воспринимают установку.
|
2.Актуализация опорных знаний
|
Чему мы учились на прошлом уроке?
Как можно определить падеж прилагательного женского рода?
Какие предложения вы составили в д/з (упр. 64, с.31)
Сядьте правильно, откройте тетради, напишите число. На доске запись. Спишите эти строчки в тетрадь.
ая яя ий ый ой ое ее ые ие
- Что она напоминает? -Подчеркните одной чертой окончание имен прилагательных ж.р, двумя чертами- м.р, волнистой чертой -ср.р, и выделите в квадратик окончания множ.ч. -Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Во мне две к, не забывайте! Таким, как я, всегда бывайте! Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом — ... (аккуратный).
В конце двойную л пиши, А как зовут меня — реши: Без мастера гранёным стал Блестящий,правильный...(кристалл).
Он на вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда. Двойную р содержит он И называется...(перрон).
Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через две к. И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я... (хоккей).
На большие расстояния Мчится он без опоздания. Пишется в конце две с, Называется... (экспресс)
Посмотрите на слова на доске. Чем они интересны? Подчеркните двойные согласные.
Давайте соберем еще несколько слов с двойными согласными.
Шоссе, пресса, терраса, аллея, исследователь.
Значение какого слова не совсем понятно?
Вывод: Какие задачи ставили? Достигли мы результатов?
|
Правильно
писать прилагательные женского рода в И.п и В.п. (правило) Можно
определить падеж сущ, по вопросу, а можно задать вопрос к прилагательному. Один
человек у доски
В
их написании используются двойные согласные |
3.Введение в тему. Постановка проблемного вопроса. |
Какое
последнее слово мы записали?
Давайте
прочитаем словосочетания с этим словом –
Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? |
Исследователь человек,
занимающийся научными исследованиями. Аккуратный
– это имя прилагательное.
У прилаг. одинаковые окончания во всех падежах
Нужно
быть внимательными.
Цель:
научиться правильно писать окончания прилаг. в женском роде, правильно
определять падеж прилаг. |
Открытие нового знания |
Упр 65, с. 32 - Рассмотрите схему. - Расскажите по схеме, на какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в данных падежах и какие имеют окончания. - Составьте и запишите словосочетания, дописывая окончания имен прилагательных. - Определите падеж и выделите окончания имен прилагательных в данных словосочетаниях. Вывод. Имена прилагательные женского рода в Р, Д, Т, П падежах отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания ОЙ, ЕЙ. Упр 66, с. 32 - Прочитайте стихотворение выразительно. - О чем стихотворение? - Что для вас Русь? - Как мы должны относиться к Родине? - Почему Русь необъятная? Россия - самая большая страна мира, ее площадь приблизительно равна площади поверхности планеты Плутон и составляет более 17 млн. кв. км. - На территории России — свыше двух миллионов озер. Какие известны вам? - Подберите синоним к слову необъятный. - Спишите стихотворение. Укажите падеж имен прилагательных. (Русь — историческое название земель восточных славян.)
Вывод: Какие окончания имеют имена прилагательные множественного числа в Р.п, Д.п., Т.п.,П.п? |
Выполняют упр 65. Рассматривают схему. - Имена прилагательные женского рода в Р, Д, Т, П падежах отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания ОЙ, ЕЙ. - Чистой вешней воды. К чистой вешней воде. Чистой вешней водой. О чистой вешней воде. Определяют падеж, выделяют окончания.
Выполняют упр 66 Читают стихотворение.
Ответы учащихся. - Безграничный, обширный, широкий. - Над необъятной (Т.п.) Русью. В зелёной (П.п.) вышине.
Ответы учащихся. |
Физкультминутка |
1.
Вы, наверное, устали? |
Выполнение упражнений. |
Работа по теме урока |
Работа в группе -Правила работы в группе. -Что
вы сейчас прослушали?
Выпишите словосочетания
с прилагательными в женском роде, определите их морф. признаки. И
пылинка родной земли – золото. На
чужой стороне и весна не красна. Упр 69, с. 33 (устно) - Рассмотрите схему. Какие имена прилагательные и в каких падежах отвечают на вопрос какой? и имеют такие окончания? Приведите примеры словосочетаний с именами прилагательными, употребленными в данных падежах.
Вывод: Какое окончание имеют имена прилагательные Р,Д,П,Т.падежах женского рода?
|
Выполняют задание в группе.
Проверяют по упр 69 (устно) - Имена прил. муж. рода отвечают на вопрос какой? в И. п и В.п Имена прил. ж. рода отвечают на вопрос какой? в Р, Д, Т, П. п
|
Применение новых знаний |
Упр 70, с.33 - Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж имен прилагательных. - В какие 2 группы можно объединить словосочетания?
- Нам встретилось новое словарное слово. Назовите орфограмму. - Что такое вагон? - Слово заимствовано в 1 половине 19 века из французского языка.
Вывод: Какие имена прилагательные и в каких падежах отвечают на вопрос какой? |
Выполняют упр 70 - Почтовый (И.п) вагон, над гигантской (Т.п) сосной, горячий (И.п) бой, о жёлтой (П.п) пустыне, по узкой (Д.п) дороге, беспокойный (И.п) характер, на мозолистой (П.п) ладони, майской (Т.п) грозой. Почтовый вагон – это вагон для перевозки почты. Беспокойный характер – это непоседливое, шаловливое, неугомонное поведение. Слова можно разделить на группы. 1. Словосочетания с прилагательными мужского рода. 2. Словосочетания с прилагательными женского рода. - Безударная гласная в корне.
- Ваго́н - транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам.
|
Первичное осмысленное закрепление. |
Работа в паре. -Вспомянем правила при работе в паре. -Что необходимо сделать в этом задании? Поставьте цели.
О чем будем помнить при выполнении этого задания?
-Выполните это задание в парах и оцените друг друга. Упр. 68.с 33 Из 1 предложения выпиши все формы имен прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажите число, род (если есть), падеж.
Организует самопроверку. - Посмотрите на экран и исправьте ошибки, если они у вас есть. Кто допустил 0 ошибок, поставьте карандашом 5. Кто допустил 1-2 ошибки, поставьте 4. Кто допустил 3 ошибки, поставьте 3. |
Ставят
цели: правильно писать окончания прилаг. в женском роде, правильно определять
падеж прилагательных. Можно
определить падеж сущ, по вопросу, а можно задать вопрос к прилагательному.
Разбор ВПР |
Рефлексия |
Вы хотите узнать, все ли вы запомнили? Я предлагаю нам выполнить задания теста. 1. Подчеркни словосочетаниях в Р.п. На синей блузке С душистой черёмухой По широкой дороге Из дальней стороны Весёлой песней 2.Выбери фразеологизм, в котором есть имя прилагательное женского рода в Д .п. Бояться собственной тени Быть в прекрасной форме Волк в овечьей шкуре Катиться по наклонной плоскости Сдвигаться с мёртвой точки 3.Найди словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в П. п. В тёплой шубе Перед лесной опушкой К земляничной поляне На синей ленте У последней черты. 4.Прочитай предложение. Найди имя прилагательное женского рода в Т.п. Подчеркни его.
|
Выполняют задания теста |
Обобщение и включение в систему знаний |
-Что
нового вы узнали на уроке?
-Какой
новый секрет русского языка вы узнали? -Что
нужно делать, чтобы правильно писать окончания прилагательных?
Урок окончен. Спасибо за урок! |
Познакомились
с правописанием падежных окончаний имен прилагательных женского рода. |
Домашнее задание |
Стр.34 упр.73 |
Внимательно выслушивают, задают уточняющие вопросы. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.