Урок. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО теме «Лексика»
Цель деятельности учителя |
Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Лексика» в связи с другими разделами русского языка. Проверить знания и умения в области лексикологии и фразеологии, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников |
Тип урока |
Обобщение и систематизация знаний. |
Планируемые образовательные резуль- таты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные понятия в области лексикологии и фразеологии; уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки, самостоятельно работать со словарем. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности. Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованию |
методы и формы обучения |
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы |
|
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Лексикология, фразеология |
Организационная структура (сценарий) урока
Этап урока
|
Обучающие
и упражнения
|
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
1. |
Организационный этап Психологический настрой на урок
|
Слайд 1 Организационный момент. Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем путешествовать. Представьте, что наш класс-корабль, а вы – матросы. Итак, матросы, доложите обстановку! Дежурный: Товарищ капитан, команда 5 класса к отплытию готова! Капитан: Молодцы, матросы! Отдать швартовы! Приготовиться к отплытию!
|
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.
|
фронтальная |
Л. положительно относятся к учению. П.: понимают |
Листы обратной связи |
2
|
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
|
Заранее, заранее все было решено!
- Ребята, а вы поняли, о чем рассказал кок? (У этого кока бедный словарный запас, а ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.) - А как называется наука, изучающая слова? (Лексика). Правильно, лексика. И я предлагаю вам отправиться в незабываемое путешествие по океану Лексика. Готовы?
-Итак, мы приветствуем на нашем корабле почетных пассажиров (учителя). Как вы думаете, с какой целью мы отправляемся в путешествие по океану Лексика? (обобщение знаний по теме “Лексика”, ведь Лексика – это бескрайний океан знаний). А как вы думаете, что даст вам это путешествие, какие умения вы сможете приобрести? Слайд 2 • проверить свои знания по теме «Лексика» • проявить сообразительность и эрудицию • получить истинное удовольствие от своих маленьких побед
В пути матросам нужно хорошо питаться, поэтому за правильные, полные ответы я вам буду давать рыбку. Надеюсь, все будут активны и никто не останется “голодным”! (Обучающиеся в ходе урока за хороший ответ получают “рыбку”). Работа по теме урока. Слайд 3 Давайте сделаем первую запись в нашем “судовом журнале”: Число. Классная работа. |
Отвечают на вопросы, выполняют задание. |
Фронтальная, групповая |
П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводыю. Осознают учебно-познавательную задачу. Р.: планируют необходимые действия, операции. Л.: имеют мотивацию к учению, си |
Устные ответы. Заолнение листа самооценки |
4 |
4.Актуализация знаний. Индивидуальная работасо взаимопроверкой. |
Слайд 4 – 5 Итак, в путь. Посмотрите, сколько парусников встречает нас в открытом море! Они предлагают нам игру-разминку перед дальней дорогой. Поиграем? А для вахтенных матросов – индивидуальное задание. ( См. приложение - карточки)
Памятное пут..шествие, ярко св..ркнуть, и..ти ц..поч(?)кой, злая в..лна, угр..жать б..дой, в..южная ноч.., нужно помоч.., смутные оч..ртания.
|
Вставляют пропущенные буквы, Объясняют орфограммы. Работают с карточками, вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограммы |
Индивидуальная
|
П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводыю. Осознают учебно-познавательную задачу. Р.: планируют необходимые действия, операции. Л.: имеют мотивацию к учению, си |
Листы обратной связи |
5 |
1. Обобщение знаний об однозначных и многозначных словах. Работа с таблицей |
- Молодцы, хорошо справились с заданием, да и вахтенные матросы закончили свою работу. А теперь держим курс на остров... Слайд 6 Остров однозначных и многозначных слов. - Расскажите о жителях этого острова! - Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари. Слайд 7 Итак, мы прибываем в бухту Словарей. С почетными жителями острова – словарями мы с вами уже знакомы. Давайте покажем жителям бухты, что мы знаем об их достойном труде и очень уважаем его. Расскажите, какие бывают словари. (Работа по таблице) Слайд 8 Жители острова Однозначных и многозначных слов очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться. Давайте им докажем, что слово ЗЕМЛЯ – многозначное. Слайд 9 Задание: вставить орфограммы и пропущенные знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, определить значение слова земля. 1. Мы пут..шествуем (по)земле острова. (земля – территория) 2. Ш..л долг..вяз в сыру землю увяз. (почва) 3. Земля планета Солнечной системы.. (планета) 5. Береги землю р..димую. (Родина)
|
Отвечают на вопросы, выполняют задания, приводят примеры |
Фронтальнаяя ,групповая |
П: извлекают необходимую информацию , систематизируют собственные знания. Р: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Л: осознают свои возможности в учении, способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с училием, трудолюбием. |
Устная работа. Ответы учащихся |
6 |
2. Работа с антонимами |
Слайд 10 Посмотрите, к нашему острову волной прибило какую-то бутылку... А знаете ли вы, что ... ...есть особая ускоренная морская почта. Ею пользуются жители Зондских островов Индийского океана: они посылают свои письма в запечатанных бутылках, используя для этого морские течения. Корабли заходят на острова один раз в неделю, а течение доставляет почту с одного острова на другой всего за сутки! Может, и нам тоже прислали какое-то сообщение? Слайд 11 О! Да это карта пиратов! Посмотрите, пираты захватили остров сокровищ! Жители этого острова взывают о помощи. Они прислали карту пиратов, надеясь, что она поможет нам спасти их. Отправимся на помощь? Вперед! Слайд 12 Смотрите: вот он, остров сокровищ. Сигнал SOS! Это жители острова взывают о помощи. Пиратские корабли пришвартованы к берегу. Прочитайте их названия и скажите: это слова иноязычного происхождения или нет? (“Фортуна”, “Айсберг”, “Скелет”). По каким признакам вы догадались? (буква “Ф”, начальная буква “А”, сочетание “ке”). Правильно, это иностранные корабли. Слайд 13 Смотрите: пираты “Фортуны” захватили антонимы. - Что вы знаете об антонимах? Идем им на помощь! Чтобы освободить их, нужно выполнить ... Слайд 14 ... первое требование пиратов. Запишите (работа в “судовом журнале”) антонимы к словам, определите часть речи: Враг – друг; трусливый - отважный; злой – добрый; ненависть – любовь; отчаяние – надежда. Как вы думаете, почему антонимы – сокровища нашего языка? Молодцы. Мы спасли антонимы.. |
Работают с языковыми единицами. Отвечают на вопросы,делают выводы.
|
Индивидуальная работа
|
П: читают и слушают, извлекают нужную информацию, самостоятельно выполняют задание. Р. Осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи К.: формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения |
Письменная работа. Устные ответы. Взаимопроверка
|
|
.Физкультминутка |
Физкультминутка А теперь необходимо нам с вами немного отдохнуть, Слайд 15 Мы
руками поведем, Раз,
два, три, четыре - На счет пять – за парты сесть. |
Выполняют элементарные фмизические упражнения |
Фронтальная |
Л: осознают необходимость заботы о здоровье |
|
|
3. Самостоятельная работа |
А теперь на выручку синонимов! - А что вы знаете о синонимах? (ответы) Слайд 16 Синонимы находятся у пиратов шхуны “Скелет”, которые не выпускают их на волю, а от этого страдают тексты художественных произведений. Даже Черной Бороде не понравилось, что испортился текст его любимой книги “Остров сокровищ” Роберта Льюиса Стивенсона, он согласен отпустить синонимы, если мы поможем их правильно расставить в данном отрывке. Слайд 17 Едва я занял свой наблюдательный пост, как пришли (появились) враги. Их было человек семь или восемь. Они быстро шли (приближались), громко стуча сапогами. Человек с фонарем шел (передвигался) впереди всех. За ним шли (следовали) трое, держась за руки. (Самостоятельная работа, затем проверка ) - Итак, для чего нужны нам синонимы? Чтобы делать нашу речь богаче и разнообразнее() |
Работают с языковыми единицами. Отвечают на вопросы,делают выводы.
|
|
П: читают и слушают, извлекают нужную информацию, самостоятельно выполняют задание. Р. Осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи К.: формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения |
Листы обратной связи |
|
4.Обобщение знаний об омонимах. Работа с текстом |
Слайд 18 - Мы спасли Синонимы и Антонимы. Как вы думаете, какие сокровища захватили пираты “Айсберга”? Правильно, ОМОНИМЫ! - А теперь все на выручку омонимов! Что вы знаете об омонимах? (Слайд 19) Пираты “Айсберга” не знают ничего о слове МИР, давайте познакомим их с ним. Мир- вселенная. Мир- отсутствие войны Слайд 20 - С каким из этих омонимов пиратам нужно подружиться в первую очередь? - Ой, смотрите, пираты предлагают нам прочитать юмористическую историю, которая произошла однажды с их товарищем. Юмореска Это было давно. Тащился пират по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: – О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный... - Объясните пиратам, почему произошла ошибка. Расскажите, с какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора.) Докажите необходимость освободить омонимы. - Итак, мы спасли и омонимы.
|
Слушают объяснение |
Индивидуальная, групповая |
П. извлекают информацию из прослушанного объясненияния учителя. Л.: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе Коммуникативные. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают
|
Устные ответы |
|
5. Работа со словосочетаниями |
Слайд 21 - Карта указывает нам еще на один важный объект – Тайник старого Флинта. - Попробуем его открыть? - О! Да здесь бесценные сокровища русской речи - слова прямого и переносного значения. -Что вы знаете о них? Слайд 22 Прочитайте предложения. Выпишите из них словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ, укажите, в прямом или переносном значении оно употреблено: Белка песенки поет, Скоро наступит золотая пора каникул! Золотая моя бабушка! Золотые нивы, гладь и блеск озер. А знаете ли вы, что ... ... морская вода помимо соли содержит и другие химические элементы. Интересно, что по содержанию золота в воде первенство дано Балтийскому морю. В его воде присутствует золота в 3 раза больше чем в водах Северного моря, и в 5 раз больше, чем в водах Черного моря. - Жители острова благодарят вас за помощь. Скажите, а почему остров, на котором живут СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ называется островом Сокровищ?
|
Работают с текстом. Выполняют задания. Делают выводы |
ИндивидуальнаяГрупповая |
П.: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, , делают обобщения, выводы. Р.: работают по плану, оценивают свою работу. К.: формулируют собственные мысли, обобщают и высказывают свою точку зрения. |
Письменная работа. Листы обратной связи |
|
6.Работа с фразеологизмами |
Слайд 23 - Ой, смотрите! Что это происходит у тайника старого Флинта? Да там ругаются 2 пирата! (Выразительное чтение рассказа по “судовому журналу”) - Не тронь сундук, а то я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет! Тут подбегает к ним третий пират и давай их расталкивать. А они и на него напустились: - Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами. А третий вдруг как крикнет: - Стойте, пираты! Пусть ребята разгадают ваши загадки! Какие такие загадки? – удивились пираты и разжали кулаки. А вот какие, слушайте. Первая: “Где раки зимуют?” Вторая: “Кто из своей кожи вылезает?” Третья: “Кто спит с открытыми глазами?” Ответы детей. После чего поясняет учитель. Выражение “Я покажу тебе, где раки зимуют” связано с историей нашего народа. Ловить зимой раков посылали провинившихся крестьян. Это было делом очень трудным и небезопасным, так как приходилось по многу часов доставать их со дна ледяной реки. Не мудрено, что после этого многие не только заболевали, но и умирали от переохлаждения. Отсюда и пошло это выражение. Если кого-то хотели очень сильно наказать, говорили: “Я покажу тебе, где раки зимуют!” Два других оборота – “лезть из кожи вон” и “спать с открытыми глазами” - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят. А если точнее, то пленочка, прикрывающая их глаза, совсем тоненькая, прозрачная. - Как называются выражения, о которых мы с вами сейчас говорили! (фразеологические обороты. Как вы думаете, для чего нам нужны фразеологические обороты? (Они украшают нашу речь, делают ее образнее). - Посмотрите, вы своими знаниями убедили пиратов выпустить все сокровища на волю и даже отдать нам то, что хранилось в сундуке Флинта. Жители острова в благодарность приглашают вас на выставку картин. Слайды 24-27 (выставка картин: отгадай фразеологизмы). Скажите, а почему остров, на котором живут СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ, слова прямого и переносного значения, фразеологизмы называется островом Сокровищ?
|
Отвечают Читают текст |
Индивидуальная, групповая |
П.: выполняют учебно-познавательные действия, , делают обобщения, выводы. Р.: работают по плану, оценивают свою работу. Л.: осознают свои возможности в учении. |
Листы обратной связи |
|
Творческая работа |
Составить несколько предложений с любым фразеологизмом (Если останется время) |
Составляют текст |
Индивидуальная, групповая
|
.П.: выполняют учебно-познавательные действия, , делают обобщения, выводы. Р.: работают по плану, оценивают свою работу. Л.: осознают свои возможности в учении. |
Листы обратной связи |
7 |
Проверка знаний. Тестирование |
А теперь предлагаю еще раз проверить свои знания. Для этого нужно ответить на вопросы теста в ваших судовых журналах. Слайд 28, 29
Оцените свою работу на уроке |
Выполняют тест. Проверка по эталону. |
Индивидуальная. |
П.: выполняют учебно-познавательные действия, , делают обобщения, выводы. Р.: работают по плану, оценивают свою работу. Л.: осознают свои возможности в учении. |
|
5
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
IV. Подведение уроков. - Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по океану Лексика. Какие открытия вы сделали для себя, чему научились? Где пригодятся вам знания, полученные сегодня? - Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной) Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!
|
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют листы самооценки |
Индивидуальная, групповая |
Р.: Оценивают свою работу. К.:Строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной связи |
Победа трудна но страна выстояла родная |
Победа трудна но страна выстояла родная |
Победа трудна но страна выстояла родная |
Победа трудна но страна выстояла родная |
Победа трудна но страна выстояла родная |
Победа трудна но страна выстояла родная |
Победа трудна но страна выстояла родная |
Победа трудна но страна выстояла родная |
Победа трудна но страна выстояла родная |
Победа трудна но страна выстояла родная |
Победа трудна но страна выстояла родная |
Победа трудна но страна выстояла родная |
, , , , , , , , , , , , |
Кто говорит, что
на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина
Шла война. Враги окружали деревню со всех сторон. Здесь служил юный барабанщик. На пост он встал ночью. Показались тени. Все бойцы крепко спали. Ударил барабанщик изо всех сил. Бойцы быстро вскочили, схватили оружие и отбили врага.
1 группа: Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях 2,7.
Шла война. Враги окружали деревню со всех сторон. Здесь служил юный барабанщик. На пост он встал ночью. Показались тени. Все бойцы крепко спали. Ударил барабанщик изо всех сил. Бойцы быстро вскочили, схватили оружие и отбили врага.
2 группа: Найти и подчеркнуть нераспространенные предложения.
Шла война. Враги окружали деревню со всех сторон. Здесь служил юный барабанщик. На пост он встал ночью. Показались тени. Все бойцы крепко спали. Ударил барабанщик изо всех сил. Бойцы быстро вскочили, схватили оружие и отбили врага.
3 группа: Найти и подчеркнуть распространенные предложения.
Шла война. Враги окружали деревню со всех сторон. Здесь служил юный барабанщик. На пост он встал ночью. Показались тени. Все бойцы крепко спали. Ударил барабанщик изо всех сил. Бойцы быстро вскочили, схватили оружие и отбили врага.
Шла война. Враги окружали деревню со всех сторон. Здесь служил юный барабанщик. На пост он встал ночью. Показались тени. Все бойцы крепко спали. Ударил барабанщик изо всех сил. Бойцы быстро вскочили, схватили оружие и отбили врага.
4 группа: Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях 1,3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.