Технологическая карта урока № 9, 7 класс. Агрегатные состояния вещества.
Оценка 4.8

Технологическая карта урока № 9, 7 класс. Агрегатные состояния вещества.

Оценка 4.8
docx
7 кл
06.09.2024
Технологическая карта урока № 9, 7 класс. Агрегатные состояния вещества.
ТК 9 Агрегатные состояния вещества.docx

7 класс. Технологическая карта урока 9.

 

Тема урока: Агрегатные состояния вещества.

 

Цели урока:

Познакомить обучающихся с агрегатными состояниями вещества. Объяснить с точки зрения молекулярной теории характерные особенности внутреннего строения веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях.

Образовательные

Учить использовать основные положения МКТ для объяснения процессов в различных агрегатных состояний.

Развивающие

Развивать навыки монологической речи на основе опорного плана; навыки самостоятельного приобретения знаний, обобщение и систематизацию знаний, и сведение результатов своей деятельности в таблицу.

Воспитательные

Воспитывать культуру умственного труда.

Функциональная грамотность

Читательская грамотность, естественнонаучная грамотность.

Тип урока

Комбинированный.

Форма урока

Совместная работа учителя и учеников.

Опорные понятия, термины

Молекула,  кристаллическая решетка, движение молекул, взаимодействие молекул.

Новые понятия

Агрегатные состояния вещества. Кристаллическая решетка.

Формы контроля

Контроль со стороны учителя.

Домашнее задание

§ 12, 13. Учить таблицу.

УУД

 

Личностные

выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, тре­бующих для решения физических знаний;

ориентироваться в различных подходах принятия решений.

Метапредметные

выявлять причинно-­следственные связи при изучении физи­ческих явлений и процессов; делать выводы с использовани­ем дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;

самостоятельно выбирать способ решения учебной физиче­ской задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделен­ных критериев).

Предметные

Различать агрегатные состояния и объяснять их свойства с точки зрения МКТ.

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы.

Результат взаимодействия.

1.Организаци-

онный

Учитель приветствует учеников. Настраивает их на работу.

Учитель знакомит обучающихся с результатами предыдущего урока.

Ученики приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Слушают результаты и замечания по

 

Настраиваются на урок.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Учитель вспоминает материал прошлых уроков.

 

- Скажите, что вы знаете о строении вещества.

 

- Как ведут себя молекулы в веществе?

 

 

 

- Какие явления доказывают существование движения молекул?

- Какие явления доказывают существование промежутков между молекулами?

- Какие явления доказывают притяжение и отталкивание молекул в веществе.

 

 

- Какие задания вы делали дома и какие результаты получили.

 

Задания ДЗ смотрите в приложении 1.

Ученики с места отвечают по желанию.

- Все вещества состоят из молекул между которыми есть промежутки.

- Непрерывно движутся и взаимодействуют – притягиваются и отталкиваются.

- Диффузия и броуновское движение.

- Тепловое расширение, диффузия.

- Сопротивление вещества к изменению его формы. Смачивание жидкостями поверхностей твердых тел.

- Ученики делятся результатами выполнения домашнего задания, делятся своими затруднениями и корректируют свои ответы.

Фронтальная работа с классом.

Повторяют пройденный материал, корректируют свои знания.

3. Проверка теоретических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

Учитель организует опрос.

На доске план:

1. Основное положения о молекулярное строении вещества.

2. Диффузия

3. Броуновское движение.

 

Одновременно ребята работают со сборником задач В.И. Лукашик (1996 г).

Ответы записывают в рабочую тетрадь.

№ 40. В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках цилиндра. Чем это можно объяснить.

№ 43. Длина столбика ртути в трубке комнатного термометра увеличилась. Увеличилось ли при этом число молекул ртути? Изменился ли объем каждой молекулы ртути в термометре?

№ 61. Почему в газах и жидкостях диффузия протекает значительно быстрее, чем в твердых телах?

№ 64. Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните происходящее явление.

№ 71. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?

№ 80. Масло сравнительно легко удаляется с чистой поверхности меди. Удалить ртуть с той же поверхности невозможно. Что можно сказать о взаимном притяжении между молекулами масла и меди, ртути и меди.

 

 

Ученики встают с места и отвечают на поставленные вопросы по указанию учителя.

 

 

Когда один ученик отвечает, остальные работают с задачами.

 

1 вариант.

Учитель поднимает по очереди некоторое количество учеников (например, один ряд) в то же время остальные работ с задачами. По окончанию опроса останавливаем весь класс.

 

2 вариант. Учитель опрашивает 3-4 наиболее сильных ученика и если их ответы на 5, то ученики опрашивают других (например, по 2 ученика каждый) кого назовет учитель. Работа в тетрадях по задачам для них по желанию.

Проговаривают наизусть, проверяют и оценивают уровень своих знаний.

Развивают навыки работы с качественной

4. Постановка проблемного вопроса. Формулировка темы и цели урока.

Беседа с учениками.

В каком состоянии окажется шоколадка, если одна жадная девочка, чтобы не делится с подругами, спрячет ее за пазухой? (Г.Остер).

Оригинальный ответ автора.

Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она станет жидкой.

- а была в каком?

- а еще какое состояние бывает, кроме твердого и жидкого?

- Интересно, а чем объясняется различие в состояниях и почему возможен переход из одного состояния в другое?

- И в чем же мы сегодня с вами будем разбираться?

 

Такие состояния вещества называются агрегатными.

Ученики дают свои ответы.

- в жидком.

 

 

 

 

 

- в твердом

- Газообразное.

 

- Возможно различие в молекулярном строении.

 

- С тремя состояниями вещества.

 

Обучающиеся записывают тему урока «Агрегатные состояния вещества».

Беседа с учениками.

Осмысливают полученную информацию, настраиваются на восприятие новой.

 

.

 

 

5. Объяснение новой темы.

В природе существует более трех агрегатных состояний, но только твердое, жидкое и газообразное можно объяснить с точки зрения положений молекулярной теории строения вещества. И конечно эти три состояния мы достаточно хорошо их различаем.

- Скажите, как?

- И как отличается внешний вид допустим вещества в твердом состоянии от жидкого? ...

Задача учителя подвести ответы учеников к различиям во внешних признаках: Форма, объем и сжимаемость, чтобы они это проговорили.

 

Во время беседы можно наглядно показать демонстрацию по переливанию подкрашенной воды из одного сосуда в другой, различные твердые тела, например, минералы из кабинета химии. Побрызгать антисептиком в колбу и закрыть ее (ничего не увидим, но можно подойти к кому – нибудь и открыть колбу), просто в кабинете побрызгать.

 

Учитель раздает таблицу каждому ученику для заполнения (Приложение 2) и просит учеников заполнить первые три пункта.

 

Учитель организует работу по рядам с учебником А.В. Перышкин § 13 стр. 36.

 

1 ряд. Строение газа.

2 ряд. Строение жидкости.

3 ряд. Строение твердых тел.

 

В этом случае желательно писать карандашом, чтобы можно было исправить.

 

В итоговой беседе по строению вещества имеет смысл показать модели кристаллических решеток твердых тел, провести аналогию строения твердых тел, например, как ученики сидят за партами; жидких – как дети на школьной дискотеке, газообразных, как движение детей в на перемене.

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

- По внешнему виду.

- Твердые тела на ощупь твердые и они не меняются… (здесь какие-то рассуждения учеников).

 

Ученики активно делятся своими мыслями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу по первым трем пунктам, как результат предварительной работы.

 

 

Ученики работают с учебником, сортируют информацию согласно пунктам в таблицу.

 

 

 

 

По указанию учителя делятся результатами и заполняют таблицу до конца.

Совместная фронтальная работа с использованием теоретического материала.

Узнают новые факты. Знакомятся с тремя состояниями вещества, учатся самостоятельно находить научное обоснование известным фактам.

6. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель зачитывает вопросы из книги Г. Остера «Физика».

 

1. В кипящий чайник парочка физиков бросила крупный кусок льда. Быстро, пока лед не растаял, скажите, в каких состояниях находится воды в чайнике?

Ответ автора. В трех: Твердое, жидкое, газообразное. Но долго находиться в одном чайнике сразу в трех состояниях вода не в состоянии.

 

2. Если присесть на корточки и аккуратно вылить стакан молока на пол, что сохранит молоко: форму или объем?

Ответ автора: Объем. Молоко безвозвратно утратит форму стакана и с отвращением примет форму лужи.

 

3. Если проколоть колесо папиной машины, что изменит воздух, томившийся в колесе: форму или объем?

Ответ автора. И то, и другое, а папа еще и отлупит.

Ученики дают ответы на поставленные вопросы.

 

 

Фронтальная работа с классом.

Применяют новые знания.

7. Домашнее задание.

 

§ 12, 13. Задание в конце§ 13.Проверь себя.

Записывают Д.з.

 

Планируют свою дальнейшую деятельность.

 

Приложение 1.

 

1. Посмотрите внимательно на лист бумаги. С виду он кажется сплошным, но давайте возьмем фломастер и поставим  жирную точку. Посмотрите на нее через хорошую лупу. Как объяснить, что края этой точки размыты. Какое явление здесь вы наблюдали.

2. Возьмите свечку и нанесите воск тонким слоем на поверхность этого листа и снова попробуйте поставить жирную точку фломастером. Почему фломастер не пишет на поверхности воска?

3. Налейте в стакан воду, а сверху налейте растительное масло. Как вы думаете возможна ли диффузия в этом случае? Чем это объяснить?

4. Сделайте теперь наоборот. Налейте в стакан растительное масло и с помощью пипетки или шприца аккуратно поместите небольшое количество воды. Что произошло с водой? Объясните наблюдаемое явление.

5. Вы когда-нибудь накачивали колеса у велосипеда? Почему постепенно нагнетать воздух становится сложнее и требуется прикладывать усилие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

Твердое

Жидкое

Газообразное

 

Твердое

Жидкое

Газообразное

Сохраняет тело форму.

 

 

 

Сохраняет тело форму.

 

 

 

Сохраняет тело объем.

 

 

 

Сохраняет тело объем.

 

 

 

Способность к сжатию.

 

 

 

Способность к сжатию.

 

 

 

Расположение молекул.

 

 

 

Расположение молекул.

 

 

 

Характер движения молекул.

 

 

 

Характер движения молекул.

 

 

 

Взаимодействие молекул.

 

 

 

Взаимодействие молекул.

 

 

 

 

 

Твердое

Жидкое

Газообразное

 

Твердое

Жидкое

Газообразное

Сохраняет тело форму.

 

 

 

Сохраняет тело форму.

 

 

 

Сохраняет тело объем.

 

 

 

Сохраняет тело объем.

 

 

 

Способность к сжатию.

 

 

 

Способность к сжатию.

 

 

 

Расположение молекул.

 

 

 

Расположение молекул.

 

 

 

Характер движения молекул.

 

 

 

Характер движения молекул.

 

 

 

Взаимодействие молекул.

 

 

 

Взаимодействие молекул.

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока 9

Технологическая карта урока 9

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формы

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формы

Физминутка. Учитель организует опрос

Физминутка. Учитель организует опрос

Интересно, а чем объясняется различие в состояниях и почему возможен переход из одного состояния в другое? -

Интересно, а чем объясняется различие в состояниях и почему возможен переход из одного состояния в другое? -

Учитель организует работу по рядам с учебником

Учитель организует работу по рядам с учебником

Рефлексия.

Рефлексия.

Приложение 2.

Приложение 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2024