7 класс. Технологическая карта урока 9.
Тема урока: Агрегатные состояния вещества.
Цели урока: |
Познакомить обучающихся с агрегатными состояниями вещества. Объяснить с точки зрения молекулярной теории характерные особенности внутреннего строения веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях. |
Образовательные |
Учить использовать основные положения МКТ для объяснения процессов в различных агрегатных состояний. |
Развивающие |
Развивать навыки монологической речи на основе опорного плана; навыки самостоятельного приобретения знаний, обобщение и систематизацию знаний, и сведение результатов своей деятельности в таблицу. |
Воспитательные |
Воспитывать культуру умственного труда. |
Функциональная грамотность |
Читательская грамотность, естественнонаучная грамотность. |
Тип урока |
Комбинированный. |
Форма урока |
Совместная работа учителя и учеников. |
Опорные понятия, термины |
Молекула, кристаллическая решетка, движение молекул, взаимодействие молекул. |
Новые понятия |
Агрегатные состояния вещества. Кристаллическая решетка. |
Формы контроля |
Контроль со стороны учителя. |
Домашнее задание |
§ 12, 13. Учить таблицу. |
УУД |
|
Личностные |
выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний; ориентироваться в различных подходах принятия решений. |
Метапредметные |
выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин; самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев). |
Предметные |
Различать агрегатные состояния и объяснять их свойства с точки зрения МКТ. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы. |
Результат взаимодействия. |
1.Организаци- онный |
Учитель приветствует учеников. Настраивает их на работу. Учитель знакомит обучающихся с результатами предыдущего урока. |
Ученики приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Слушают результаты и замечания по |
|
Настраиваются на урок. |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. |
Учитель вспоминает материал прошлых уроков.
- Скажите, что вы знаете о строении вещества.
- Как ведут себя молекулы в веществе?
- Какие явления доказывают существование движения молекул? - Какие явления доказывают существование промежутков между молекулами? - Какие явления доказывают притяжение и отталкивание молекул в веществе.
- Какие задания вы делали дома и какие результаты получили.
Задания ДЗ смотрите в приложении 1. |
Ученики с места отвечают по желанию. - Все вещества состоят из молекул между которыми есть промежутки. - Непрерывно движутся и взаимодействуют – притягиваются и отталкиваются. - Диффузия и броуновское движение. - Тепловое расширение, диффузия. - Сопротивление вещества к изменению его формы. Смачивание жидкостями поверхностей твердых тел. - Ученики делятся результатами выполнения домашнего задания, делятся своими затруднениями и корректируют свои ответы. |
Фронтальная работа с классом. |
Повторяют пройденный материал, корректируют свои знания. |
3. Проверка теоретических знаний.
Физминутка. |
Учитель организует опрос. На доске план: 1. Основное положения о молекулярное строении вещества. 2. Диффузия 3. Броуновское движение.
Одновременно ребята работают со сборником задач В.И. Лукашик (1996 г). Ответы записывают в рабочую тетрадь. № 40. В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках цилиндра. Чем это можно объяснить. № 43. Длина столбика ртути в трубке комнатного термометра увеличилась. Увеличилось ли при этом число молекул ртути? Изменился ли объем каждой молекулы ртути в термометре? № 61. Почему в газах и жидкостях диффузия протекает значительно быстрее, чем в твердых телах? № 64. Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните происходящее явление. № 71. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым? № 80. Масло сравнительно легко удаляется с чистой поверхности меди. Удалить ртуть с той же поверхности невозможно. Что можно сказать о взаимном притяжении между молекулами масла и меди, ртути и меди. |
Ученики встают с места и отвечают на поставленные вопросы по указанию учителя.
Когда один ученик отвечает, остальные работают с задачами.
|
1 вариант. Учитель поднимает по очереди некоторое количество учеников (например, один ряд) в то же время остальные работ с задачами. По окончанию опроса останавливаем весь класс.
2 вариант. Учитель опрашивает 3-4 наиболее сильных ученика и если их ответы на 5, то ученики опрашивают других (например, по 2 ученика каждый) кого назовет учитель. Работа в тетрадях по задачам для них по желанию. |
Проговаривают наизусть, проверяют и оценивают уровень своих знаний. Развивают навыки работы с качественной |
4. Постановка проблемного вопроса. Формулировка темы и цели урока. |
Беседа с учениками. В каком состоянии окажется шоколадка, если одна жадная девочка, чтобы не делится с подругами, спрячет ее за пазухой? (Г.Остер). Оригинальный ответ автора. Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она станет жидкой. - а была в каком? - а еще какое состояние бывает, кроме твердого и жидкого? - Интересно, а чем объясняется различие в состояниях и почему возможен переход из одного состояния в другое? - И в чем же мы сегодня с вами будем разбираться?
Такие состояния вещества называются агрегатными. |
Ученики дают свои ответы. - в жидком.
- в твердом - Газообразное.
- Возможно различие в молекулярном строении.
- С тремя состояниями вещества.
Обучающиеся записывают тему урока «Агрегатные состояния вещества». |
Беседа с учениками. |
Осмысливают полученную информацию, настраиваются на восприятие новой.
.
|
5. Объяснение новой темы. |
В природе существует более трех агрегатных состояний, но только твердое, жидкое и газообразное можно объяснить с точки зрения положений молекулярной теории строения вещества. И конечно эти три состояния мы достаточно хорошо их различаем. - Скажите, как? - И как отличается внешний вид допустим вещества в твердом состоянии от жидкого? ... Задача учителя подвести ответы учеников к различиям во внешних признаках: Форма, объем и сжимаемость, чтобы они это проговорили.
Во время беседы можно наглядно показать демонстрацию по переливанию подкрашенной воды из одного сосуда в другой, различные твердые тела, например, минералы из кабинета химии. Побрызгать антисептиком в колбу и закрыть ее (ничего не увидим, но можно подойти к кому – нибудь и открыть колбу), просто в кабинете побрызгать.
Учитель раздает таблицу каждому ученику для заполнения (Приложение 2) и просит учеников заполнить первые три пункта.
Учитель организует работу по рядам с учебником А.В. Перышкин § 13 стр. 36.
1 ряд. Строение газа. 2 ряд. Строение жидкости. 3 ряд. Строение твердых тел.
В этом случае желательно писать карандашом, чтобы можно было исправить.
В итоговой беседе по строению вещества имеет смысл показать модели кристаллических решеток твердых тел, провести аналогию строения твердых тел, например, как ученики сидят за партами; жидких – как дети на школьной дискотеке, газообразных, как движение детей в на перемене. |
Ученики отвечают на поставленные вопросы.
- По внешнему виду. - Твердые тела на ощупь твердые и они не меняются… (здесь какие-то рассуждения учеников).
Ученики активно делятся своими мыслями.
Заполняют таблицу по первым трем пунктам, как результат предварительной работы.
Ученики работают с учебником, сортируют информацию согласно пунктам в таблицу.
По указанию учителя делятся результатами и заполняют таблицу до конца. |
Совместная фронтальная работа с использованием теоретического материала. |
Узнают новые факты. Знакомятся с тремя состояниями вещества, учатся самостоятельно находить научное обоснование известным фактам. |
6. Рефлексия.
|
Учитель зачитывает вопросы из книги Г. Остера «Физика».
1. В кипящий чайник парочка физиков бросила крупный кусок льда. Быстро, пока лед не растаял, скажите, в каких состояниях находится воды в чайнике? Ответ автора. В трех: Твердое, жидкое, газообразное. Но долго находиться в одном чайнике сразу в трех состояниях вода не в состоянии.
2. Если присесть на корточки и аккуратно вылить стакан молока на пол, что сохранит молоко: форму или объем? Ответ автора: Объем. Молоко безвозвратно утратит форму стакана и с отвращением примет форму лужи.
3. Если проколоть колесо папиной машины, что изменит воздух, томившийся в колесе: форму или объем? Ответ автора. И то, и другое, а папа еще и отлупит. |
Ученики дают ответы на поставленные вопросы.
|
Фронтальная работа с классом. |
Применяют новые знания. |
7. Домашнее задание.
|
§ 12, 13. Задание в конце§ 13.≪Проверь себя≫. |
Записывают Д.з. |
|
Планируют свою дальнейшую деятельность. |
Приложение 1.
1. Посмотрите внимательно на лист бумаги. С виду он кажется сплошным, но давайте возьмем фломастер и поставим жирную точку. Посмотрите на нее через хорошую лупу. Как объяснить, что края этой точки размыты. Какое явление здесь вы наблюдали.
2. Возьмите свечку и нанесите воск тонким слоем на поверхность этого листа и снова попробуйте поставить жирную точку фломастером. Почему фломастер не пишет на поверхности воска?
3. Налейте в стакан воду, а сверху налейте растительное масло. Как вы думаете возможна ли диффузия в этом случае? Чем это объяснить?
4. Сделайте теперь наоборот. Налейте в стакан растительное масло и с помощью пипетки или шприца аккуратно поместите небольшое количество воды. Что произошло с водой? Объясните наблюдаемое явление.
5. Вы когда-нибудь накачивали колеса у велосипеда? Почему постепенно нагнетать воздух становится сложнее и требуется прикладывать усилие.
Приложение 2.
|
Твердое |
Жидкое |
Газообразное |
|
Твердое |
Жидкое |
Газообразное |
Сохраняет тело форму. |
|
|
|
Сохраняет тело форму. |
|
|
|
Сохраняет тело объем. |
|
|
|
Сохраняет тело объем. |
|
|
|
Способность к сжатию. |
|
|
|
Способность к сжатию. |
|
|
|
Расположение молекул. |
|
|
|
Расположение молекул. |
|
|
|
Характер движения молекул. |
|
|
|
Характер движения молекул. |
|
|
|
Взаимодействие молекул. |
|
|
|
Взаимодействие молекул. |
|
|
|
|
Твердое |
Жидкое |
Газообразное |
|
Твердое |
Жидкое |
Газообразное |
Сохраняет тело форму. |
|
|
|
Сохраняет тело форму. |
|
|
|
Сохраняет тело объем. |
|
|
|
Сохраняет тело объем. |
|
|
|
Способность к сжатию. |
|
|
|
Способность к сжатию. |
|
|
|
Расположение молекул. |
|
|
|
Расположение молекул. |
|
|
|
Характер движения молекул. |
|
|
|
Характер движения молекул. |
|
|
|
Взаимодействие молекул. |
|
|
|
Взаимодействие молекул. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.