Технологическая карта урока " Семьеведение" тема " Семья и семейные отношения"

  • doc
  • 18.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала техкарта урока семьеведение.doc

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе

Предмет

 Обществознание

Класс

5

Тема урока

СЕМЬЯ  И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Цель урока

Способствовать осмыслению роли семьи в жизни человека, проявлению любви и заботы о своих  близких.

 

Достичь образовательных результатов:

 

Личностные результаты –

формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека

 

Метапредметные результаты-

 

Познавательные: сформировать умения работать  с иллюстрациями, анализировать  тексты, давать определения  основным понятиям урока

  Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные:

постановка цели урока,  контролировать свое время и управлять им ,оценивать правильность своих действий

Предметные результаты-

Будут знать -  что такое семья? Какие виды семьи? Какие функции выполняет семья? Ознакомление с законами, поддерживающими  семью, что семья дает человеку.

 

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Основные понятия

Семья, поколение,  родители, дети; права,  обязанности

Учебно-методическое обеспечение

Учебник «Обществознание» 5 класс под ред. Л.Н. Боголюбова, рабочая тетрадь «Обществознание» 5 кл, Л.Ф. Иванова,  Я.В Хотеенкова, Л.Ф. Иванова  «Обществознание» 5 кл, поурочные разработки.

Образовательные
ресурсы

Презентации: «Семья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_1761.html;

 

Используемые на уроке гуманитарные технологии

Личностно-ориентированные, предметно-ориентированные

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

 

Организационная структура урока

 

 

Этапы урока

Прод.

этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД к каждому этапу

1.     Организационный этап.

Цель: организует  уч-ся к деятельности на уроке

1

мин

Приветствие и создание позитивного настроя.

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите друг на друга и обменяйтесь улыбками.

Отвечают на приветствие

Коммуникативные- использование речи, координация  позиций сотрудничества

 

2.     Мотивационный этап.

Цель:  что должен узнать и чему должен научиться

5

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися .

Друзья, давайте обратимся к видеоряду.

Музыкальное сопровождение.

Показ видеоряда:

2 слайда

«Счастливая семья»

Что вы видите? Что объединяет эти изображения?

 

 

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

А что вы можете сказать сейчас?

Музыкальное сопровождение.

2 слайда

«Человек вне семьи»

А что вы видите здесь?

Как вы думаете: «Лучше быть в семье или вне ее?»

Проблема: Играет ли семья какую –либо роль в жизни человека?

И в течении урока  нам необходимо эту проблему разрешить.

(строим солнце на доске)

Смотрят и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы:

-  радость,дружная семья, счастье…

 

 

 

- о семье

 

 

 

-одиночество, беззащитность, отчаяние…

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают. Приводят примеры.

 

Личностные-

Формирование представления о роли семьи в жизни человека, о правах и обязанностях каждого члена семьи

Коммуникативные- высказывать свою точку зрения, принимать позицию другого

Регулятивные-  формулируют цели урока после предварительного обсуждения

 

3.     Изучение нового материала

Цель: осмысление роли семьи в жизни человека

17

1. Знакомит учащихся с притчей, организует дискуссионную беседу после ее прочтения: ( см. прилож 1)

- А давайте же дадим определение слову семья.(круг с надписью- семья прикрепляем на доске)

– Что означают слова «тепло семейного очага»?

– Кем создается семейный очаг?

– А что необходимо, чтобы семья была счастлива?

2.Как вы думаете, а как создается семья?( лучик на солнце- родители, дети)

3.А какие семьи бывают? ( лучик на солнце- поколение).

 

4Давайте обратимся к схеме.. Формулирует задание, организует работу учащихся над анализом схемы:

– Какие функции выполняет семья?

– Проанализируйте каждую функцию.

– Приведите примеры.

 

5. Многие стороны жизни людей регулируются различными правилами т.е законами. А что нам об этом скажет материал параграфа. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста параграфа стр 28.  и его последующее обсуждение по вопросам:

– Какие особенности семейного объединения отмечены в тексте кодекса?

– Как вы понимаете слова «семья, материнство,
отцовство, детство находятся под защитой государства»?

(достраиваем солнце)

6. Предлагает учащимся рассмотреть картину на стр.30
З. И. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми» (1921) и ответить на вопросы:

– Знакома ли вам такая семейная сценка?

– Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми?

– Какие чувства испытывают дети к своей матери?

7.– Прочитайте текст В. Белова стр. 31, проанализируйте слова писателя и выскажите свое мнение.

– Сравните современный уклад семьи с тем, что описал В. Белов:

– Что входило в обязанности хозяйки дома?

– За что в семье отвечал хозяин?

– Как распределяются обязанности в современной семье?

(достраиваем солнце)

1. Знакомятся
с новой инфор-

мацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию, делают записи в тетради.

2. Знакомятся
с притчей (текст на столах перед учащимися), рассуждают, отвечают на вопросы

 

Рисуют элементы солнца

 

3. Примерные ответы детей.

Элементы солнца в тетради.

- однопоколенные, многопоколенные.

 

 

4. Анализируют схему, высказывают свое мнение, приводят примеры.

 

 

 

 

 

 

 

5. Знакомятся
с текстом, анализируют его, принимают участие в обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу.

 

(достраивают солнце)

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Рассматривают иллюстрацию в учебнике, читают текст, рассуждают, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Читают текст, отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют.

(достраивают солнце

Личностные: оценивают жизненные ситуа-

ции; понимают смысл ответственности за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом
конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные:

распознают объекты
и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

 

Коммуникативные:

ставят вопросы, обращаются
за помощью к учителю и одноклассникам; формулируют свои затруднения;

предлагают помощь
и сотрудничество

4.     Первичное  осмысление и закрепление изученного

Цель:  выяснить на сколько дети осмыслили и усвоили новый материал

 

5

Обращаемся к законченному варианту солнца.

Какие ассоциации возникают у вас при виде этого рисунка.

-тепло, защита, уверенность, покой, любовь, нежность.

Познавательные: интерпретеруют полученную ранее информацию

Регулятивные: ориентируются в схематическом изображении.

Коммуникативные: формулируют собственную точку зрения.

5.     Динамическая пауза

Цель: смена деятельности уч-ся, релаксация

3

Включает видеоролик

Выполняют движения

Личностные: учатся принимать и проявлять заботу

Коммуникативные: умение передать эмоциональный настрой друг другу

 

6.     Практикум.

Самостоятельная работа под  контролем учителя

Цель: проверка полученных знаний уч-ся, самопроверка.

 

7

Организует тестовые задания, выполнение задания 4 рабочей тетради ( стр 16) по группам.

Выполняют тестовые задания , затем групповые задания.

Регулятивные:

Работать по плану,  самостоятельно контролировать свое время и распоряжаться им

Познавательные:

Сопоставлять, отбирать и преобразовывать информацию

Коммуникативные:

Понимать позицию другого, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнеров и  уметь убеждать

 

7.     Рефлексия

Цель: самостоятельное определение уч-ся  степени достижения поставленной цели урока.

5

Подведение итогов урока, выставление оценок . Как вы считаете- разрешили ли мы с вами проблему, обозначенную в начале урока?

Ответ на вопрос отмечают хлопками- если да, то хлопаем, если нет, то тишина.

Определение эмоционального отношения к уроку  по приему «Бабочка»

 

Личностные: Формирование представления о роли семьи в жизни человека, о правах и обязанностях каждого члена семьи

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

8.     Домашнее задание

Цель: определить дифференцированное, комментированное домашнее задание

2

Конкретизирует  домашнее задание

§ 3; задания рубрики «В классе и дома», с. 32, нарисовать генеалогическое  дерево

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

 


 

Приложение 1

Притча «Тепло семейного очага»

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, – сказало счастье, – я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

«Чего ты хочешь?» – спросило счастье у хозяйки дома.

А та ответила, что нет у нее шубы норковой, – и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» – и та ответила, что замуж хочет за принца заморского, – и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?»

«Хочу, – говорит он, – велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», – и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?»

Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

 


Приложение 2

Схема «Функции  семьи»