Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа»
Аксубаевского района Республики Татарстан
Технологическая карта
урока русского языка в 6 классе
«Этимология слов»
Номинация – «Словарный урок»
Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Тихонова Людмила Аркадьевна
2019 год
Введение
Слова, которыми мы пользуемся в нашей жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои тайны и загадки, свою историю. С самого раннего возраста человек начинает интересоваться происхождением слов. Объяснением происхождения слов занимается специальная наука этимология. Этимология – это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. Знакомство с этимологическим словарем поможет учащимся узнать «биографию» слов..
Тема урока: ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ
Тип урока: открытие новых знаний |
||
Цели: знакомство с наукой этимологией, этимологическим словарем. |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; (аудирование и чтение: адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; |
Метапредметные: • познавательные – владеть всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); • регулятивные – принимать цели учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме |
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа, осознают определяющую роль русского языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значение в процессе получения школьного образования; осознают |
Оборудование: карточки, толковый и этимологический словари |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые способы деятельности |
I. Проверка домашней работы |
Сообщения учащихся о происхождении слов: кольчуга, черепок, дотла, насекомое, бояре, дремучий |
Выполняют задания. Внимательно слушают Ведут конспект. |
Владеют навыками работы со справочной литературой. |
II. Постановка учебной задачи |
Сообщает тему урока, предлагает поставить цель урока 1. Создание проблемной ситуации: а) Ребята, вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе? б) аналитическая беседа (обсуждение): -Возникает потребность разгадать тайну появления слова, понять его истоки, выявить скрытый смысл, заложенный в нем. -- Как можно сформулировать главный вопрос урока? (Какой возникает вопрос?) Главный вопрос урока: Где можно найти ответы о толковании происхождения слова? в) Выдвижение гипотез
|
Внимательно слушают, отвечают на впросы, ставят цель урока
- Как узнать, откуда произошло то или иное слово?
- Ответы о значении слов можно найти в толковых словарях, а о происхождении слов -можно узнать в словарях иноязычных слов… - Есть еще словари этимологические…
|
Принимают и сохраняют учебную задачу |
III. Работа по теме урока. 1. Объяснение учителя |
Задаёт вопросы о науке этимологии, чем она занимается. Знакомит с этимологическим словарем, показывает, как с ним работать |
Внимательно слушают Отвечают на вопросы |
Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя |
2. Лингвистическая задача |
– Предлагает выполнить упр. 137, познакомиться с материалом на стр.78 – Чем отличается морфемный разбор слова от этимологического? – Являются ли сейчас однокоренными слова стрела и стрелять? А в истории языка? Вспомните, как и чем стреляли в древности |
Выполняют задание. Отвечают на вопросы, Работают с толковым и этимологическим словарями Стреля́ть. Когда «стреляли» из лука, все было понятно: это и значило «метать стрелы». Но — так постоянно случается в языке — затем старое слово было сохранено для обозначения совершенно иного, а вместе с тем в чем-то сходного действия. И хотя шуточное «пулять» гораздо точнее передает то, что делает современный охотник или воин, мы продолжаем «метать стрелы» — стрелять даже из нынешних винтовок. Даже из пушек (этимологическом словарь Успенского Л. В).
|
Владеют
способами конструктивного взаимодействия |
|
|
|
|
3. Анализ детского словотворчества |
См. Приложение 1 – Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка? – Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова «К истокам слова». Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста. – Попробуйте догадаться, что означают детские слова: тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк. – Давайте самостоятельно придумаем слова по их признаку или подобию |
Отвечают на вопросы
Придумывают слова по их признаку (белоследка – мел, пылетерка- тряпка для пыли, …)
|
Высказывают и аргументируют свое мнение |
4. Лингвистическая задача Работа со словарём |
–
Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова Повышенный уровень сложности: Что общего у слов Внушать-ухо Врач-врун Обаяние-басня |
Внимательно слушают Высказывают свою точку зрения.
Выполняют задание. Работают с этимологическим словарем |
Извлекают необходимую информацию из различных источников. Высказывают и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы |
5. Доклады обучающихся |
– Люди с древнейших времен пытались этимологизировать непонятные им слова. Эти доказательства нам сохранила мифология |
Приложение 2. Делают устные сообщения. |
Извлекают необходимую информацию |
6. Итог урока. Рефлексия |
– Для чего нужно изучать этимологию слов? Домашнее
задание:. Попробовать переосмыслить значение
какого-нибудь слова (например, секрет и секретарша, прогулка и прогульщик) |
Отвечают на вопрос. Записывают задания, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи |
Приложение 1 Детские высказывания
– Смотрите, как деревья листеют!
– Мама, у меня в кармане есть тайные конфетки. Хочешь?
– Какие это тайные?
– А те, которые во рту тают.
– Смотри, не лезь в лужу!
– А если это будет необходимая лужа?
– Какая это необходимая?
– Ну такая большая, что не обойти.
– Я пригласил гостей на день рождения.
– А с нами посоветовался?
– Что же мне их теперь отглашать?
Приложение 2. Доклады
ПЕНОРОЖДЕННАЯ АФРОДИТА
У древних греков широкой известностью пользовался миф о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты – Афродиты. Как же возник этот миф? Ученые считают, что само имя Афродита когда-то было заимствовано древними греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было непонятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это имя, они сопоставили его с греческими словами aphros (пена) и dyno (ныряю). Получилось что-то вроде «вынырнувшая, явившаяся из пены». Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из белоснежной морской пены.
НАВЕРХИЯ И УДАЛИЯ
Количество совершенно несостоятельных этимологий, целиком основанных на безудержной фантазии их авторов, не уменьшалось и в последующие века.
Так, русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский, живший в XVIII веке, считал, что название страны Норвегия представляет собой искаженную форму слова Наверхия и что страна эта получила свое наименование якобы потому, что расположена она на севере, то есть наверху. Столь же наивно Тредиаковский этимологизировал и другое географическое название – Италия. Здесь он также «восстанавливал» более древнюю форму – Удалия, считая, что эта страна была названа так потому, что на много верст удалена от России, от севера.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.