технологическая карта урока

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Словарный урок.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа»

 Аксубаевского района  Республики Татарстан

 

 

Технологическая карта

урока русского языка в 6 классе

«Этимология слов»

Номинация – «Словарный урок»

 

 

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории 

Тихонова Людмила Аркадьевна

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

2019 год

Введение

Слова, которыми мы пользуемся в нашей жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и   закономерности, свои тайны и загадки, свою историю.  С самого раннего возраста человек начинает интересоваться происхождением слов. Объяснением происхождения слов занимается специальная наука этимология. Этимология – это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке.  Знакомство с этимологическим словарем поможет учащимся узнать «биографию» слов..

 

 Тема урока: ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:  знакомство  с наукой этимологией, этимологическим словарем.

Планируемые результаты

Предметные: иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; (аудирование и чтение: адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику;

Метапредметные:

•  познавательные – владеть всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче);

•  регулятивные – принимать  цели учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать  достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

•  коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского языка, проявляют стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры

Оборудование: карточки, толковый и этимологический словари

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

I.  Проверка домашней работы

Сообщения учащихся о

 происхождении слов: кольчуга, черепок, дотла, насекомое, бояре, дремучий

Выполняют задания.

Внимательно слушают

Ведут конспект.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

II. Постановка учебной задачи

Сообщает тему  урока, предлагает поставить

 цель урока

1. Создание проблемной ситуации:

а) Ребята, вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе?

б) аналитическая беседа (обсуждение):

-Возникает потребность разгадать тайну появления слова, понять его истоки, выявить скрытый смысл, заложенный в нем.

-- Как  можно сформулировать главный вопрос урока? (Какой возникает вопрос?)

 Главный вопрос урока:

Где можно найти ответы о толковании происхождения слова?

в) Выдвижение гипотез

 

 

 

Внимательно слушают,  отвечают на впросы,   ставят цель урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как узнать, откуда произошло то или иное слово?

 

 

- Ответы о значении  слов можно найти в  толковых словарях, а о происхождении слов -можно узнать в словарях иноязычных слов…

- Есть еще словари этимологические…

 

 

 

Принимают и сохраняют учебную задачу

III. Работа по теме урока.

1. Объяснение учителя

Задаёт вопросы о науке этимологии, чем  она занимается.

Знакомит с этимологическим словарем, показывает, как с ним работать

Внимательно слушают

Отвечают на вопросы

Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя

 

 

2. Лингвистическая задача

 

– Предлагает выполнить упр. 137, познакомиться с материалом на стр.78

– Чем отличается морфемный разбор слова от этимологического?

– Являются ли сейчас однокоренными слова стрела  и стрелять? А в истории языка? Вспомните, как и чем стреляли в древности

 

 

Выполняют задание. Отвечают на вопросы,

Работают с толковым и этимологическим словарями

Стреля́ть. Когда «стреляли» из лука, все было понятно: это и значило «метать стрелы». Но — так постоянно случается в языке — затем старое слово было сохранено для обозначения совершенно иного, а вместе с тем в чем-то сходного действия. И хотя шуточное «пулять» гораздо точнее передает то, что делает современный охотник или воин, мы продолжаем «метать стрелы» — стрелять даже из нынешних винтовок. Даже из пушек (этимологическом словарь Успенского Л. В).

 

 

 

Владеют способами конструктивного взаимодействия

и сверстниками

 

 

 

 

 

 

3. Анализ детского словотворчества

См. Приложение 1

– Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка?

– Прослушайте отрывок из книги

В. Ю. Откупщикова  «К истокам слова».

Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.

– Попробуйте догадаться, что означают детские слова: тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк.

– Давайте самостоятельно придумаем слова по их признаку или подобию

 

Отвечают на вопросы

 

 Придумывают слова по их признаку (белоследка – мел,

пылетерка- тряпка для пыли, …)

 

 

 

Высказывают и аргументируют свое мнение

4. Лингвистическая задача

Работа со словарём

– Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова
_ Найдите в этимологическом словаре историю слов работа, привередливый,  обворожить

 Повышенный уровень сложности:

Что общего у слов

Внушать-ухо

Врач-врун

Обаяние-басня

Внимательно слушают

Высказывают свою точку зрения.

 

Выполняют задание. Работают с этимологическим словарем

Извлекают необходимую информацию из различных источников.

Высказывают и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы

5. Доклады обучающихся

– Люди с древнейших времен пытались этимологизировать непонятные им слова. Эти доказательства нам сохранила мифология

 Приложение 2. Делают устные сообщения. 

Извлекают необходимую информацию

6. Итог урока. Рефлексия
учебной деятельности

– Для чего нужно изучать этимологию слов?

Домашнее задание:. Попробовать переосмыслить значение какого-нибудь слова (например, секрет и секретарша, прогулка и прогульщик)
  и составить с ним рассказ

Отвечают на вопрос.

Записывают задания, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на вопросы.

Принимают и сохраняют учебные задачи

 

Приложение 1      Детские высказывания

– Смотрите, как деревья листеют!

– Мама, у меня в кармане есть тайные конфетки. Хочешь?

– Какие это тайные?

– А те, которые во рту тают.

 

– Смотри, не лезь в лужу!

– А если это будет необходимая лужа?

– Какая это необходимая?

– Ну такая большая, что не обойти.

 

– Я пригласил гостей на день рождения.

– А с нами посоветовался?

– Что же мне их теперь отглашать?

 

Приложение 2. Доклады

ПЕНОРОЖДЕННАЯ АФРОДИТА

У древних греков широкой известностью пользовался миф о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты – Афродиты. Как же возник этот миф? Ученые считают, что само имя Афродита когда-то было заимствовано древними греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было непонятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это имя, они сопоставили его с греческими словами aphros (пена) и dyno (ныряю). Получилось что-то вроде «вынырнувшая, явившаяся из пены». Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из белоснежной морской пены.

НАВЕРХИЯ И УДАЛИЯ

Количество совершенно несостоятельных этимологий, целиком основанных на безудержной фантазии их авторов, не уменьшалось и в последующие века.

Так, русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский, живший в XVIII веке, считал, что название страны Норвегия представляет собой искаженную форму слова Наверхия и что страна эта получила свое наименование якобы потому, что расположена она на севере, то есть наверху. Столь же наивно Тредиаковский этимологизировал и другое географическое название – Италия. Здесь он также «восстанавливал» более древнюю форму – Удалия, считая, что эта страна была названа так потому, что на много верст удалена от России, от севера.