Технологическая карта урока
Оценка 4.8

Технологическая карта урока

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
Взрослым
05.04.2020
Технологическая карта урока
Тема "Автомобильные и авиационные бензины"
Технологическая карта урока Иванова Т.В.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

занятия

по МДК 02.01 «Управление технологическим процессом нефтепереработки»

 

тема: АВТОМОБИЛЬНЫЕ И АВИАЦИОННЫЕ БЕНЗИНЫ

 

Надпись: Автор:
Иванова Татьяна Васильевна, преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019 г.

Дисциплина: МДК 02.01 Управление технологическим процессом нефтепереработки

Специальность: 18.02.09 «Переработка нефти и газа»

Курс: 2

Дата проведения: 30.10.2019 г.

Тема урока: «Автомобильные и авиационные бензины»

Цели занятия: Целью занятия является формирование базовых знаний и профессиональных компетенций технолога по переработке нефти и газа.

Дидактическая (обучающая) цель:

- повторение и закрепление ранее усвоенных знаний физико-химических свойств бензинов;

- формирование новых знаний требований, предъявляемых к бензинам, как продуктам нефтепереработки и методам контроля качества выпускаемой продукции;

- совершенствование и систематизация знаний о марках бензина, его основных характеристиках, таких как детонационная стойкость, октановое число;

- приобретение первоначального практического опыта контроля качества бензинов.

Развивающая цель:

- развитие способности к образованию и самоконтролю как условию успешной профессиональной деятельности;

- развитие внимания, памяти;

- развитие логического мышления.

Воспитательная цель:

- формирование понимания сущности будущей специальности и поддержания к ней устойчивого интереса

- формирование экологического мышления, понимания влияния продуктов нефтепереработки на состояние природной среды и здоровья населения;

- формирование навыков по охране труда и техники безопасности при выполнении практического задания.

Вид занятия: урок

Тип занятия: комбинированный

Методы обучения:

объяснительно – иллюстративные

репродуктивные

частично – поисковые

Междисциплинарный курс МДК 02.01 «Управление технологическим процессом» входит в состав профессионального модуля ПМ 02 «Ведение технологического процесса на установках I и II категорий», является профессионально образующим, обеспечивающим квалификацию специалиста.

Межпредметные связи:

обеспечивающие:                                                                обеспечиваемые:

Органическая химия

Процессы и аппараты

Теоретические основы химической технологии Основы автоматизации

технологических процессов

Аналитическая химия

 

 

МДК 02.01 Управление технологическим процессом

МДК 02.02 Технический анализ и контроль производства

МДК 05.01 Выполнение работ по профессии «Оператор технологических установок»

МДК 05.02 Выполнение работ по профессии «Оператор товарный»

 

 

 

Метапредметные связи:

Согласно ФГОС метапредметные результаты должны иметь системный характер и включать следующие составляющие:

- Умение владеть основами самоконтроля, адекватной самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- Умение организовывать учебное сотрудничество и разноплановую совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Оборудование и методическое обеспечение урока:

 - учебная аудитория;

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

- прибор для проведения исследования октанового числа автомобильного бензина октанометр РЕ 7300;

- презентация к уроку;

- карточки-задания;

- инструкционная карта для выполнения практического задания;

- тестовый материал;

- бланки ответов.

Заявка на оценку:

«5» - 30 - 40 баллов,

«4» - 20 – 29 баллов,

«3» - 10 -19 баллов.

поощрительные баллы:

нестандартные мысли – 1-3 балла

баллы снимаются:

нарушение дисциплины 1-3 балла

некорректное поведение 1-3 балла

Содержание урока ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности и овладению общими и профессиональными компетенциями согласно ФГОС специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа:

В процессе освоения урока у студентов должны формироваться:

- общие компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

-  профессиональные компетенции:

ПК 2.2. Контролировать качество сырья, получаемых продуктов

ПК 2.3 Контролировать расход сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно-энергетических ресурсов

 

Литература

1.                 Алексеев, С.В. Практикум по технологии производства бензина и дизельного топлива. - Санкт-Петербург : АО КРИСМАС +,  2005.

2.                 Джерихов, В. Б Автомобильные эксплуатационные материалы. Лабораторный практикум/ В. Б. Джерихов,  О. М. Суворов,  А. В. Соловьёв - Санкт-Петербург: Издательский комплекс СПбГАСУ, 2007- 73 с.

3.                 Гуревич, И.Л. Технология переработки нефти и газа: учебник/И.Л. Гуревич – М.: «Химия», 1972 г.

4.  Смидович, Е.Л. Технология переработки нефти и газа: учебник. Ч.2 /Е.Л. Смидович. – М.: «Химия», 2017 г.

 


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Баллы  (критерии оценки)

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент (1 минута)

Приветствие участников образовательного процесса

 

Приветствие преподавателя, подготовка к уроку

2

Актуализация знаний по теме. «Автомобильные и авиационные бензины» (5 минут)

Задание № 1 (Слайд 1)

Впишите названия нефтяных фракций, получаемых на разных уровнях ректификационной колонны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2 (Слайд 2)

Впишите соответствующие температуры кипения по нефтяным фракциям:

 

Наименование нефтепродукта

Температура кипения фракции

 

Задание №3 (Слайд 3)

Установите соответствие между терминами и определениями и впишите их в карточку-задание
(Слайд 4) – правильные ответы на проверочные задания

Наименование нефтепродукта

Определение

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Выполняют задания по теме: «Фракционный состав нефти. Характеристика и применение полученных фракций» в группах по двое, затем взаимопроверяют правильность выполнения. (5 минут)

Задание № 1

Задание №2.

Задание №3

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивирование на учебную деятельность (3 минуты) (Слайд 5)

Его услугами каждый день, по будням и праздникам, пользуются миллионы людей, которые спешат на учёбу и работу, стремятся попасть в другие города и страны. Он доставляет нам массу неудобств и всегда опаздывает, когда особенно нужен. Но без него жизнь в современном мегаполисе моментально остановится. Транспорт – совсем не роскошь, но столь необходимое большинству людей средство передвижения.

1. А что же необходимо самому транспорту?

2. Какие виды топлива вы знаете?

3. Какое топливо является наиболее распространенным?

 

9

Слушают речь учителя. Отвечают на поставленные вопросы.

1. Топливо

2. Жидкое, твердое, газообразное

Бензины, дизельное топливо, природный газ, уголь

3. Бензины

 

Сформулируйте тему нашего урока (Слайд 6)

«Автомобильные и авиационные бензины»

Все верно, мы с вами рассмотрим автомобильные и авиационные бензины.

2

Предположительно формулируют тему как «Бензины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформулируйте цели урока: (Слайд 7)

1. Знать:

2. Понимать:

3. Научиться:

Все верно, вы практически в полном объеме сформулировали цели нашего урока.

 

6

1. Знать: что из себя представляют бензины, каковы их эксплуатационные свойства

2. Понимать: как химический состав влияет на эксплуатационные свойства и окружающую среду

3. Научиться: определять октановые числа бензинов

 

 

 

 

4

Первичное усвоение новых знаний (18 минут) (Слайд 8-9)

Лекция преподавателя:

Вопрос:

Каким требованиям должны отвечать бензины, обеспечивающим экономичную и надежную работу двигателя?

 

 

 

 

Да, все верно. (Слайд 10)

 

Лекция преподавателя: (Слайд 11-14)

 

Вопрос:

Смесь компонентов каких технологических процессов является базовой для производства автомобильных бензинов?

Верно, в качестве базы целесообразно использовать смесь компонентов, полученных в результате этих процессов.

Эвристическая беседа: (Слайд 15)

Поднимите руку, у кого в семье есть автомобиль.

Интересовались ли вы, какой марки бензин используется для вашего автомобиля?

А почему вы не заправляете автомобиль бензином другой марки?

Конечно, может возникнуть проблема с двигателем. (Слайд 16)

Видео: звук детонации двигателя (Слайд 17)

Как вы думаете, что это за проблема?

По какой причине она возникает?

 

 

 

 

 

Лекция: (Слайд 18-22)

Задание:

В тетрадях написать формулы 2,2,4-триметилпентана и н-гептана

 

Хорошо, молодцы, справились с заданием.

Вопрос:

Как вы думаете, как расшифровывается маркировка бензина, присвоенная самым распространенным маркам топлива?

Лекция: (Слайд 23-24)

А теперь давайте посмотрим, какие Российские компании перерабатывают нефть и поставляют на мировой рынок различные нефтепродукты, в том числе и бензины. (Слайд 25)

Одним из ведущих нефтеперерабатывающих заводов является наш Саратовский НПЗ, который входит в состав нефтяной компании Роснефть. (Слайд 26)

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают лекцию.

Записывают определения новых понятий.

 

 

 

 

 

Формулируют примерный ответ:

 

 

Слушают лекцию.

Записывают определения новых понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют примерный ответ:

Каталитического крекинга и каталитического риформинга

 

 

 

 

 

 

 

 

Детонация топлива

Не качественное топливо

Из-за низкого октанового числа

 

 

 

Слушают лекцию.

Записывают определения новых понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают формулы

Формулируют примерный ответ:

Автомобильный бензин с октановым числом 92, 95

 

 

 

 

Слушают лекцию.

Записывают определения новых понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Первичное закрепление новых знаний (10 минут) (Слайд 27-28)

Выполнение практического задания по инструкционной карте (Приложение 1)

 

2

 

 

 

 

 

Изучают порядок выполнения задания по инструкционной карте.

Выполняют работу, согласно заданию на приборе.

Записывают полученные результаты и определяют марку испытуемого бензина

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 минут)

Выполнение теста (Слайд 29-30)

 

7

Выполняют тест, взаимопроверяют

Ключ к тесту:

1-

Б

5-

А

2-

А

6-

А

3-

Б

7-

Б

4-

Г

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты) (Слайд 31)

Домашнее задание:

1. По учебнику Смидович, Е.Л. Технология переработки нефти и газа: учебник. Ч.2 /Е.Л. Смидович. – М.: «Химия», 2017г., гл. 2, стр.72-83; гл.3, стр.144-158; гл.4, стр.212-228; гл.5, стр.288-293

Заполнить таблицу

2. По учебнику Гуревич, И.Л. Технология переработки нефти и газа: учебник/И.Л. Гуревич – М.: «Химия», 1972 г., глава 3, стр.101-108

 Выучить новые понятия и определения

 

Записывают домашнее задание, при необходимости, уточняют.

8

Рефлексия (подведение итогов урока) (1 минута)

 

 

 


Литература

4.                 Алексеев, С.В. Практикум по технологии производства бензина и дизельного топлива. - Санкт-Петербург : АО КРИСМАС +,  2005.

5.                 Джерихов, В. Б  Автомобильные эксплуатационные материалы. Лабораторный практикум/ В. Б. Джерихов,  О. М. Суворов,  А. В. Соловьёв - Санкт-Петербург: Издательский комплекс СПбГАСУ, 2007- 73 с.

6.                 Гуревич, И.Л. Технология переработки нефти и газа: учебник/И.Л. Гуревич – М.: «Химия», 1972 г.

4.  Смидович, Е.Л. Технология переработки нефти и газа: учебник. Ч.2 /Е.Л. Смидович. – М.: «Химия», 2017 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО «Саратовский областной химико-технологический техникум»

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

 

практического занятия на тему:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА ПРИБОРОМ ПЭ-7300

для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

Тема: Определение октанового числа прибором ПЭ-7300

Цель: научиться определять октановое число автомобильных бензинов всех марок

1.                 Октанометр ПЭ-7300 МОборудование и реактивы

- прибор ПЭ-7300

- автомобильный бензин

 

 

 

 

 

2.     Назначение прибора

Октанометр предназначен для определения октанового числа исследовательским и моторным методом автомобильных бензинов и цетанового числа дизельных топлив в процессе оперативного контроля в полевых и лабораторных условиях с помощью персонального компьютера.
Данная модель прибора позволяет определять антидетонационный коэффициент AKI.

·                     Октановое число - исследовательский метод ОЧи

·                     Октановое число - моторный метод ОЧм.

 

3.     Устройство и принцип работы

Внешний вид электронного блока показан на рис. 1.

Принцип действия октанометра основан на измерении диэлектрической проницаемости углеводородов. Датчик прибора электрически эквивалентен конденсатору, в котором диэлектриком служит заливаемый бензин.

В базе данных прибора содержится информация по бензинам, которые
соответствуют ГОСТ Р 51313-99.

 

4. Порядок проведения измерений

1. Отвинтить крышку датчика. Включить питание прибора.

Подготовить пробу исследуемого бензина в чистую тару глубиной не менее 50-60 мм. Температура пробы не должна отличаться более чем на 10оС от температуры прибора. Заполнить датчик исследуемым автомобильным бензином
максимально полно (полностью закрыть верхнюю риску рис.2).

Рис.2. Электронный датчик

3. Закрыть крышку датчика и нажать кнопку «ВКЛ».

4. В течении 10 секунд показания прибора должны установиться, после чего считать значение октанового числа, показываемое
на экране.
Записать измеренное значение октанового числа по исследовательскому методу.

5. Кнопкой «Режим измерения» переключить прибор на измерение по моторному методу и повторить измерение. Записать измеренное значение октанового числа по моторному методу.

6. Выключить питание прибора.

7. Сравнить полученные октановые числа исследуемого бензина и определить его марку по таблице:

Марка бензина

А-80

АИ-92

АИ-95

АИ-98

Показания по моторному методу

76

83

85

89

Показания по исследовательскому методу

80

92

95

98

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Дисциплина: МДК 02.01 Управление технологическим процессом нефтепереработки

Дисциплина: МДК 02.01 Управление технологическим процессом нефтепереработки

Вид занятия: урок Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: урок Тип занятия: комбинированный

Метапредметные связи: Согласно

Метапредметные связи: Согласно

Содержание урока ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей

Содержание урока ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей

Гуревич, И.Л. Технология переработки нефти и газа: учебник/И

Гуревич, И.Л. Технология переработки нефти и газа: учебник/И

Ход урока: Этапы урока

Ход урока: Этапы урока

Задание №2 ( Слайд 2 ) Впишите соответствующие температуры кипения по нефтяным фракциям:

Задание №2 ( Слайд 2 ) Впишите соответствующие температуры кипения по нефтяным фракциям:

Задание №3 ( Слайд 3 ) Установите соответствие между терминами и определениями и впишите их в карточку-задание (

Задание №3 ( Слайд 3 ) Установите соответствие между терминами и определениями и впишите их в карточку-задание (

Мотивирование на учебную деятельность (3 минуты) (

Мотивирование на учебную деятельность (3 минуты) (

Сформулируйте тему нашего урока (

Сформулируйте тему нашего урока (

Первичное усвоение новых знаний (18 минут) (

Первичное усвоение новых знаний (18 минут) (

Лекция преподавателя: ( Слайд 11-14 )

Лекция преподавателя: ( Слайд 11-14 )

Вопрос: Смесь компонентов каких технологических процессов является базовой для производства автомобильных бензинов?

Вопрос: Смесь компонентов каких технологических процессов является базовой для производства автомобильных бензинов?

Лекция: ( Слайд 18-22 )

Лекция: ( Слайд 18-22 )

Задание: В тетрадях написать формулы 2,2,4-триметилпентана и н-гептана

Задание: В тетрадях написать формулы 2,2,4-триметилпентана и н-гептана

Лекция: ( Слайд 23-24 ) А теперь давайте посмотрим, какие

Лекция: ( Слайд 23-24 ) А теперь давайте посмотрим, какие

Одним из ведущих нефтеперерабатывающих заводов является наш

Одним из ведущих нефтеперерабатывающих заводов является наш

Первичное закрепление новых знаний (10 минут) (

Первичное закрепление новых знаний (10 минут) (

Выполняют тест, взаимопроверяют

Выполняют тест, взаимопроверяют

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты) (

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты) (

Литература 1.

Литература 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Министерство образования

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Министерство образования

Тема: Определение октанового числа прибором

Тема: Определение октанового числа прибором

Порядок проведения измерений 1

Порядок проведения измерений 1

Рис.2. Электронный датчик 3.

Рис.2. Электронный датчик 3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020