Технологическая карта урока
Оценка 4.8

Технологическая карта урока

Оценка 4.8
doc
26.10.2020
Технологическая карта урока
Техн. карта урока.doc

Рылова Лилия Габдулхаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №15 им.В.Н.Рождественсокго»

 

 

 «Технологическая карта урока»

 

Предмет:  обществознание               Класс:        6 «Г»        

Учебник (УМК): учебник для общеобразовательных учреждений авторов Боголюбова Л. Н., Виноградовой Н. Ф., Городецкой Н. И. и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой: «Обществознание. 6 класс», Рабочая тетрадь, 6 класс, Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В., 2015

Тема урока:    Конфликты в межличностных отношениях

Тип урока: ознакомление с новым материалом                                               

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, доска, раздаточный материал для групповой работы, учебники, рабочие тетради

 

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Характеризуют способы разрешения конфликта, сравнивают социальные объекты, выясняя их общие черты и различия, владеют принципами работы с учебником, текстом, анализируют проблему, решают проблемную задачу

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Регулятивные

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

 Уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

 

Познавательные

Самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

 Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач

Коммуникативные

Участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, оценивают свои учебные достижения

Личностные

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Воспитание уважительного отношения к людям, осознавать свои  интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор

 

 

 

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Рефлексия -

активизация учащихся Закрепить знания по пройденной теме.

Вводная беседа, прием «Ассоциации»

 

Фронтальная

работа, парная

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Вводная беседа. «Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи – идти по земле как братья», эти слова произнес борец за права чернокожих людей Мартин Лютер Кинг. Почему он мог так сказать, что он имел ввиду мы пока не знаем, но я надеюсь, мы с вами сможем разобраться. И так мы начинаем, а вернее продолжаем вторую главу, напомните, как она называется – вопрос для учащихся.

 Обратите внимание, что доска заполнена различными листами со словами. Задание, работая в парах, разделите  эти слова на 2 группы и объясните, почему это вы так сделали.

Давайте подытожим нашу работу. Что общего в словах групп. Но если с одной группой слов мы встречались при изучении темы, то со второй нет. Можно ли найти общий синоним к ним. О чем мы будем с вами говорить. (Определение темы урока) 

Ответьте на вопрос: «Что знали по заявленной теме до урока?»

? Что бы вы хотели узнать по этой теме? А почему для тебя это проблема?

 

 

 

Предлагаю прослушать притчу и ответить на вопросы.

 Купил человек себе новый дом — большой,
красивый — и сад с фруктовыми деревьями
возле дома. А рядом в стареньком домике жил
завистливый сосед, который постоянно пытался
испортить ему настроение: то мусор под ворота
подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем
настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с мусором… На этом я пока остановлюсь и к окончанию притчи мы вернемся позже.

Учитель предлагает ответить на вопросы и определить цель, задачи урока.

Что же такое конфликт, какую роль они играют в обществе и чем могут оборачиваться конфликты для людей?

Из всего сказанного вами и мной можно предложить следующий план урока.

План изучения нового материала

  1. Что такое «конфликт», «межличностный конфликт».
  2. Причины  возникновения  конфликтов в межличностных отношениях.

      3. Варианты поведения  в конфликтной ситуации.

   Итак, тема урока «Конфликты в межличностных отношениях». Сегодня на уроке мы сформулируем  понятие «конфликт», объясним  причины возникновения конфликтов, рассмотрим  варианты поведения в  конфликтной ситуации.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

 

 

 

 

Слайд 1.

 

 

 

 

Отвечают на вопрос «Как называется глава 2» (ответ «Человек среди людей»)

 

 

Работа в парах.  Приглашается пара, которая на другой стороне доски делает задание. Просматривают записи на доске, определяют слова, с которыми знакомы. Слова на доске:

ОБЩЕНИЕ – ГРУППА – ДРУЖБА – ЯЗЫК – ЖЕСТЫ  -1 группа

 

ССОРА – СТОЛКНОВЕНИЕ ––– СПОР – СКАНДАЛ – 2 группа

Ответы пар по заданию. Оценка, справилась группа с заданием или нет, слушают и обсуждают тему урока

Рефлексия (ответ на вопрос: «Что знал(а) по заявленной теме до урока?»).

 

 

Слайд 2-3

 

 

 

Учащиеся слушают притчу и отвечают на вопросы:

1. Предположите, что произошло дальше?

2. Почему события могут развиваться именно так?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают цель и задачи  урока и пытаются самостоятельно их формулировать

 

Записывают тему урока в тетради

Знакомятся с планом урока:

- понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Ориентировоч-ный этап

Закрепить знания по пройденной теме, определения цели и темы урока.

Эвристическая беседа, приём «Чтение с остановками»

Фронтальная

Учитель задаёт вопросы:

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

? что мы называем «общением»?

? какие средства общения вам известны?

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

-?Так что же мы можем назвать конфликтом?

 

 

Обратимся к словарю:

- Интернет – Википедия

Конфлиикт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

- Толковый словарь

 Конфликт (от лат. conflictus — столкновение)

  – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества.

- обратимся к учебнику стр. 108

 Сравните определения, что общего вы видите?   со словарем (с.108) и спишите определение понятия «конфликт» в тетради

 

? А что же такое межличностный конфликт?

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. Приведите примеры.

 Но конфликты могут происходить внутри и одного человека, это внутриличностный конфликт. (пример)

Предполагаемые ответы:

- при общении

- это взаимные деловые и дружеские отношения людей

- вербальное и  невербальное общение

- конечно могут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей:

- разногласия между людьми, ссора, противостояние, спор, драка, столкновения, борьба.

Учащиеся просматривают определения выделяют общие моменты

 

Слайд 6

 

- Выписывают определение из словаря учебника (работа с учебником)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

Приводят примеры

 

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются

в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Регулятивные: соотносят ранее полученные знания , осознают их взаимосвязь с новым материалом.

 

Поисково-исследователь-ский этап

Создание проблемной ситуации.

Включить учащихся

в обсуждение проблемныхвопросов

 

Метод проблемных ситуаций, «Сводная таблица»

 

Групповая

Обратимся к учебнику. Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

- нам предстоит более подробно изучить каждый этап и поведение, который проходит конфликт в своем развитии.

Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?

Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Вам необходимо прочитать текст, который есть у вас на столах, назвать этап конфликта и дать краткую характеристику поведения людей на данном этапе.

Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:

Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

(Проецирует таблицу на слайде на экран)

По мере выступления групп проецирует эталон ответа на экран

 

 

Физкультминутка песня «Круче всех»

 

 

 

Что нового мы узнали?

Работа с учебником. Изучают схему и отвечают на вопросы (предполагаемые ответы учащихся)

- ступени конфликта; - этапы конфликта

Слайд 8

 

Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

 

 

 

 

 

 

Слайд 9-14

 

- один (два) представителя от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу на листах.

 

Ответы учащихся: что такое конфликт, этапы конфликта, виды поведения.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения)

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность ,  свои достижения,  анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих,  строят свои взаимоотношения с их учётом.

Практический этап

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Эвристическая беседа и метод проблемных ситуаций.

Групповая

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

… Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)

Р.н.с. “По щучьему веленью”

“Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).

 

Определите поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

 

Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

 

(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

Проверим последнее задание. Оцените свою работу группы.

 

П.9 прочитать, ответить на вопросы устно, р.т. № 6 стр. 46. Если вопросы по д.з.

Работа в группах

Слайд 15- 19

 

Эмоциональное состояние (предполагаемый ответ записывается на рабочем листе группы)

 

 

 

 

Различные представления о правилах или нормах поведения (предполагаемый ответ записывается на рабочем листе группы)

 

 

Компромисс (предполагаемый ответ записывается на рабочем листе группы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудничество (предполагаемый ответ записывается на рабочем листе группы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся оценивают свою работу в группе и отвечают на вопрос: При выполнении задания возникали ли конфликтные ситуации, что помогло их преодолеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдают листы с заданиями.

Ответы каждой группы

 

 

 

Записывают д/з в дневники

(если есть  вопросы по д.з. их задают)

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

Регулятивные: ориентируются в рабочем листе группы

 

Рефлексивно-оценочный этап

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Самооценка учащихся.

Закрепляющая беседа

Рефлексия учащихся – «Беседа по вопросам»

Фронтальная

Проводит беседу по вопросам:

Я думаю, пришло время вернуться к нашей притче и ответить на вопрос « какую роль играют конфликты в нашей жизни» и «чем могут оборачиваться».

  Однажды проснулся человек в хорошем
настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с мусором… Человек взял ведро, мусор выкинул, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!».
Открывает дверь в надежде на скандал, а
человек протянул ему ведро с яблоками.

«Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи – идти по земле как братья», эти слова произнес борец за права чернокожих людей Мартин Лютер Кинг. Так что же имел ввиду этот человек, что мы можем ему возразить?

 

 Работа наша подходит к концу, оценим свою работу на уроке. Перед вами стикеры:

- желтый УЗНАЛ и ЗАДУМАЛСЯ

- оранжевый УЗНАЛ и НЕ ЗАДУМЫВАЛСЯ

- зеленый ЗНАЛ и НЕ ЗАДУМЫВАЛСЯ

 

Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»

 

 

 

Учащиеся слушают притчу и отвечают на вопрос: Ожидали такой конец или нет, проверяют свои  предположения.

 

Слайд 20-21

 

 

 

 

 

Учащиеся подводят итоги: конфликт нужно избегать, не ссориться, если конфликт возник, то  перевести его в конструктивный (предполагаемые ответы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по оцениванию своей деятельности по теме (стикеры)

 

Слайд 23

 

Подводить общий итог по теме, анализируя ответы учащихся – стикеры

 

 

 

 

Слайд 24

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

 

Подпись учителя:


Скачано с www.znanio.ru

Рылова Лилия Габдулхаевна, учитель истории и обществознания

Рылова Лилия Габдулхаевна, учитель истории и обществознания

Н аходить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Н аходить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Давайте подытожим нашу работу

Давайте подытожим нашу работу

Что же такое конфликт, какую роль они играют в обществе и чем могут оборачиваться конфликты для людей?

Что же такое конфликт, какую роль они играют в обществе и чем могут оборачиваться конфликты для людей?

Так что же мы можем назвать конфликтом?

Так что же мы можем назвать конфликтом?

Приведите примеры. Но конфликты могут происходить внутри и одного человека, это внутриличностный конфликт

Приведите примеры. Но конфликты могут происходить внутри и одного человека, это внутриличностный конфликт

Физкультминутка песня «Круче всех»

Физкультминутка песня «Круче всех»

Эвристическая беседа и метод проблемных ситуаций

Эвристическая беседа и метод проблемных ситуаций

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА ) Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА ) Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексивно-оценочный этап
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2020