Технологическая карта урока 6 класс Эко проблемы в биосфере
Оценка 5

Технологическая карта урока 6 класс Эко проблемы в биосфере

Оценка 5
doc
03.04.2022
Технологическая карта урока 6 класс Эко проблемы в биосфере
Технологическая карта урока 6 класс Эко проблемы в биосфере Молокотина Е.А..doc

Номинация 2

Молокотиной Е.А., МБОУ "СОШ №54 г. Челябинска"

 

Технологическая карта занятия

Предмет: география

Класс: 6

УМК: проект «Сферы» А.А.Лобжанидзе, В.П.Дронова «География. Планета Земля», 5-6 кл

Время проведения: 40 минут

Тема урока (занятия): Экологические проблемы в биосфере

Место данного урока (занятия) в системе уроков: Раздел VII "Биосфера-оболочка земли",  урок 57

Тип урока:  Урок открытия нового знания

Вид урока: Урок- брифинг

Цель урока: Создать условия для восприятия, осмысления учебной информации по теме «Экологические проблемы в биосфере», за счет  формирования представления об условиях жизни на Земле

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: глобальная экологическая проблема, экологические кризисы, ООПТ.  Обосновать роль различных источников информации, устанавливать взаимосвязи между явлениями и причинами. Объяснять современные экологические проблемы на основе анализа текста и личного опыта.

 Развивающая цель: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы. Продолжить формирование пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей.

 Воспитательная цель: Воспитывать речевую культуру, культуру общения. Способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);  способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

 

 

Планируемые  результаты

1. Личностные: (личностные УУД): Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; личностное развитие обучающихся; понимание влияния деятельности человека на протекание природных явлений; развитие практических навыков, готовность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

2. Метапредметные (УУД):

2.1 Познавательные: умение выявлять причинно-следственные связи влияния человека на живые организмы, работать с текстом параграфа и его компонентами, работать с дополнительными источниками информации: выделять в тексте параграфа главное, находить ответы на вопросы, преобразовывать текстовую и иллюстративную информацию (в схему, таблицу)

2.2 Коммуникативные: умение взаимодействовать с другими людьми в групповой работе; умение правильно формулировать вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли.

2.3 Регулятивные: умение работать в соответствии с поставленной целью, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование, совершенствовать  умения  учащихся

3. Предметные: (знания, умения, представления) расширение знаний о биологическом разнообразии и его обеднении. Умение обосновывать необходимость  принятия мер по охране живой природы, формирование представления о значимости соблюдения правил поведения в природе.

Регулятивные УУД: Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им.

Познавательные УУД: Давать определение понятиям: экология, экологические кризисы, объяснять, каких существуют экологические проблемы и каковы пути их разрешения.

Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; построение речевых высказываний, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценности  географических знаний как важного компонента культуры.

Методы и приемы: проблемного обучения, частично-поисковый (по степени познавательной самостоятельности)

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии (в т.ч. ИКТ): технология проблемного обучения, проектного обучения,  коллективного взаимодействия,   информационно-коммуникационные;  здоровьесберегающие

                                                  

 

Дидактический материал: УМК проект «Сферы» А.А.Лобжанидзе, В.П.Дронова «География. Планета Земля», 5-6 кл., карточки с заданиями, фотожурналы " Экопроблемы" , Kahoot – приложение для образовательных проектов, приложение электронного тестирования "PlikerS",

Оборудование: мультимедийное сопровождение, презентация в среде PowerPoint», учебник, технологическая карта , ручка, дидактический раздаточный материал

Способы контроля предметных результатов обучения: собеседование (индивидуальное, групповое), анализ работы учащихся

 

Этапы урока (время, мин.)

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые метапредметные результаты

1. Организационный момент  (2мин.)

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Предлагаю, сегодня провести урок- брифинг

Что такое брифинг?  Это урок,  на котором, вы научитесь находить проблему по заданной теме, делать короткое информационное сообщение и доказывать свою позицию.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Познавательные: Учащиеся узнают о форме проведения урока. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

2. Актуализация (1 мин.)

На протяжении многих тысячелетий человек брал из биосферы необходимые для него ресурсы, не разрушая естественное равновесие. Сегодня с ростом и развитием общества – человек оказывает все большее разрушающее воздействие на окружающую среду. Но возможно ли «мирное» существование человечества и природы в гармонии, без уничтожения?

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: Анализировать, выделять существенные признаки

Коммуникативные: Взаимодействие с учителем во время опроса, высказывать своё мнение

Регулятивные: Определять уровень успешности, самоконтроль. Оценивать достигнутые результаты

3. Целеполагание (3 мин.)

На доске «ЖИЗНЬ……»

Демонстрация фото фрагментов «Живая природа»

Ребята, какие ассоциации у вас возникают после просмотра видеоролика?

Да, ребята, я согласна с вами – жизнь прекрасна!

А что вы можете сказать в продолжение фразы «Жизнь….» после просмотра фото фрагментов

(негативное воздействие человека на природу)

Давайте обозначим те ваши высказывания ЖИЗНЬ …., которым может быть нанесен вред при негативном воздействии человека на природу.

Обобщение ответов обучающихся и формулировка темы урока «Влияние человека на биосферу"

 

Говорят ассоциации, ориентируются на свой жизненный опыт

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока

Приводят различные версии, гипотезы.

 

 

Фиксируют информацию в тетради (число, тему )

 (Если учащиеся затрудняются обозначить задачи урока, то в помощь можно использовать стр.132 – рубрика «Вы узнаете»)

            

Познавательные: Выдвижение версий, гипотезы.

Коммуникативные: Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Принимать решение.

 

4. Проверка знаний (5 мин.)

Для этого нам нужно вспомнить, что такое "биосфера"?

Давайте выясним, как же вы усвоили прошлую тему.

Проводим тест с помощью  электронного тестирования "PlikerS"

1. Оболочка жизни на Земле, это:

     а) Атмосфера  б) Биосфера  в) Гидросфера

2. Учение о биосфере создал:

    а) Чарльз Дарвин  б) Карл Линней  в) Владимир Вернадский

3. Биосфера по мнению ученых возникла:

    а) 40 тыс. лет назад  б) 100 млн. лет назад  в) 3 млрд.лет назад

4. Разнообразие растений и животных увеличивается:

    а) от экватора к полюсам  б) от полюсов к экватору в) не изменяется

5. Наибольшее разнообразие видов наблюдается:

а) у бактерий  б) у растений  в) у животных

6. Николай Николаевич Миклухо-Маклай доказал:

а) равенство человеческих рас  б) вращение Земли вокруг оси и Солнца  в) теорему Пифагора

 

Отвечают на вопросы: Биосфера- это оболочка Земли

 

Используют индивидуальные штрих коды, ответы автоматически фиксируются

 

5. Планирование (1 мин.)

Определяет действия учащихся на уроке:

Организует работу в группах:

 Каждой группе даны тексты с описанием экологической проблемы.

Ваша задача выяснить

1. О какой проблеме идет речь

2. Выбрать из текста наиболее важную информацию по этой проблеме

3.Сделать сообщение  на 2 мин.

4. Из журнала "Экопроблемы" выбрать фото относящиеся к вашей проблеме (назвать номер слайда)

6. Придумать 1тестовый вопрос по теме и внести в приложение Kahoot

7. Зафиксировать информацию других групп

 

Определяют  последовательность своих действий, обращают внимание на содержание параграфа, на ключевые термины, понятия

Регулятивные: Уметь определять последовательность действий  на уроке

6. Открытие новых знаний

(20 мин.)

С 1960-х – 1970-х годов изменения окружающей природной среды стали всемирными, то есть затрагивающими все человечество, все страны, поэтому их стали называть глобальными. (с французского qlobal) общемировой.

Экологическая проблема – это изменение состояния природной среды, связанное с воздействием хозяйственной деятельности и нарушением условий жизни. (записывают в тетрадь).

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка (Изометрические упражнения.)

Изометрическое упражнение – это ритмическое чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц.

• Сидя на стуле, возьмитесь обеими руками за сиденье и с силой потяните вверх, напрягите мышцы. Сосчитайте до 6, опустите руки и расслабьтесь. Проделайте несколько раз.

• Сидя на стуле, надавливайте подошвами ног на пол.

• С силой сжимать и разжимать кисти рук в кулак.

• Скрестить руки за головой, давить на шею, стараясь шеей противодействовать давлению

 

Давайте выслушаем ваши сообщения

 

 

 

 

 

 

Определяют  последовательность своих действий,  

Работа в группах распределив роли

Работа с дополнительным материалом (текстовым и фото)

Делают сообщения по плану

 Группа 1. Проблема разрушения озонового слоя атмосферы Земли.

Группа 2 Изменение климата Земли, проблема глобального потепления.

Группа3. Проблема опустынивания

Группа 4. Проблема кислотных дождей

Группа5. Проблемы Мирового океана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доносят до других результат своей работы

Выслушивают сообщения других групп, фиксируют у себя в технологических картах 

Проводят взаимопроверку

 

 

 

 

 

Познавательные:

Умение  вести поиск информации и понимание прочитанного текста

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Ориентироваться в новом учебном материале и систематизировать ранее изученный материал

Коммуникативные:

Понимать позицию других,

-учебное сотрудничество, учет разных мнений,

-планирование работы учебного сотрудничества,

-управление поведением партнера -контроль, коррекция, оценка действий партнера.

-умение работать в, группах, высказывать свою позицию

Регулятивные: Сверять свои действия с целью дополнить и исправить свои ошибки.

Оценивать достигнутые результаты

 

7. Первичное усвоение материала (4 мин.)

Обобщив все сообщения, давайте вернемся к нашей программе  и ответим на тестовые вопросы, в программе  https://kahoot.com/schools/whiteboard-fi/ ,которые каждая группа самостоятельно придумала .

Какой вывод можно сделать из этого урока?

 

 

Работают с программой, отвечают на тестовые вопросы

делают вывод

 

Наш общий дом – планета Земля. Её надо беречь, она в опасности.

 

 

 Познавательные:  Понимание услышанного. Умение вести поиск информации. Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество.

Регулятивные: Сверять свои действия с целью дополнить и исправить свои ошибки. Оценивать достигнутые результаты

8. Домашнее задание (2 мин.)

Прочитать §52,

1. используя дополнительные источники информации составить список редких и охраняемых растений и животных Челябинской области

2. подготовить сообщение об одном из исчезнувших животных

 

Записывают домашнее задание

 

9. Рефлексия ( 2 мин)

Итак, мы на финишной прямой. Как удачно сложилось наш самоанализ работы: на экране вы видите индикаторы успеха:

 – желтый - Я  планировал и выполнил всё правильно!

Зеленый - Я  планировал, но пока не всё получилось…

Красный - Я  планировал, но многое  сделал неверно, но я буду стараться.

Закончите, пожалуйста предложения:

•         Теперь я знаю о …

•         Я умею …

•         Мне интересно …

•         На уроке мне больше всего понравилось…

Спасибо за работу на уроке!

Оценивают себя

Познавательные: Рефлексия способов и условий действий.

 

Коммуникативные: Проявлять уважение ситуации, успеха партнёра уметь письменно выражать свои мысли, идеи.

Регулятивные: Осознание причин успеха и неуспеха

 

 

 

Приложения.

Задания группе №1 Проблема? (разрушения озонового слоя атмосферы Земли).

Используя текст учебника стр.132-133, выясните о какой экологической проблеме ваш рассказ, подготовьте сообщение по  плану:

1. Название проблемы

2. Чем это опасно?

3. Пути решения проблемы:

Живые организмы на Земле защищены от коротковолнового ультрафиолетового излучения Солнца, которое губительно для всего живого, озоновым слоем. Озоновый экран – это воздушный слой в стратосфере, состоящий из особой формы кислорода – озона (О3). Толщина озонового слоя всего от нескольких мм до нескольких см. Именно озон активно поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца.

В 1985 году британские ученые по исследованию атмосферы в Антарктиде Заметили, что содержание озона над станцией Халли-Бей уменьшилось на 40% по сравнению с 1977 годом. Это означает, что в полярной атмосфере практически имеется озоновая «дыра».

Жесткий ультрафиолет способен разрушать молекулы органических веществ, может вызвать рак кожи, ожоги роговицы глаз, иммунную недостаточность. ьУльтрафиолетовые лучи наносят вред животным и растениям.

Почему же происходит разрушение озонового слоя? В 1974 году ученые установили, Что вызывать разрушение озона могут газы-фреоны. Они используются как хладагенты в холодильниках и кондиционерах, наполнители в аэрозольных баллончиках освежителей и дезодорантов, очистители для электронных приборов. Поднимаясь вверх фреоны разрушительно действуют на молекулы атмосферного озона.                       

1. В баллонах освежителей и дезодорантов вместо фреонов используют пропанобутановую смесь.

2. Для холодильников и кондиционеров вместо фреонов используют аммиак, но полностью эта проблема еще не решена.

 

 

 

 

 

 

Задания группе №2 Проблема ? (Изменение климата Земли, проблема глобального потепления)

Используя текст учебника стр.132-133, выясните о какой экологической проблеме ваш рассказ, подготовьте сообщение по  плану

1. Название проблемы

2. Чем это опасно?

3. Пути решения проблемы:

Солнечные лучи, достигая Земли поглощаются поверхностью. Нагретая поверхность отдает тепло в атмосферу. Атмосферные газы (азот, кислород, аргон) рассеивают тепло. Но из-за сжигания разных видов топлива в воздухе накапливается углекислый газ, пыль, угарный газ, сажа, которые не рассеивают, а поглощают тепловое излучение. Это ведет к нагреванию воздуха. Повышение температуры воздуха грозит небывалыми экологическими последствиями! За счёт таяния полярных льдов уровень воды в океанах может подняться на 1-2, а кое-где и на 5-6 метров. Также уменьшится соленость воды в морях и океанах, а обитатели приспособлены к определенной солености океанической воды.

Ученые рассчитали, что если уровень воды поднимется лишь на 1 метр, то под водой окажутся: Голландия, Израиль, большая часть Японии, под воду могут уйти такие города, как Нью-Йорк и Вашингтон, большая часть Санкт-Петербурга и другие города. Растают горные ледники Южной и Северной Америки, Африки, Китая, Тибета… Последствия будут катастрофическими.

В 1996 году проходила Римская конференция, где страны Евросоюза включили в свои национальные программы положение о сокращении выбросов в атмосферу парниковых газов на 20%. В 1997 году было подписано Киотское соглашение (Япония), по которому развитые страны мира обязались сократить выбросы парниковых газов до уровня 1990 года. США этот договор не подписали.  Одним из самых известных в мире борцов с глобальным потеплением является бывший вице-президент США Альберт Гор.

Его лозунг – «Спасайте мир, пока не поздно»! Он написал широко известную книгу «Неудобная правда. Глобальное потепление, как остановить планетарную катастрофу».   По этой книге был снят фильм «Неудобная правда». В 2007 году фильм получил премию «Оскар», а Альберту Гору была присуждена Нобелевская премия.

  

 

 

 

 

Задания группе №3 Проблема?  (Опустынивания)

Используя текст учебника стр.132-133, выясните о какой экологической проблеме ваш рассказ, подготовьте сообщение по  плану:

1. Название проблемы

2. Чем это опасно?

3. Пути решения проблемы:

Главной причиной увеличения площадей пустынных территорий, является возрастающая нагрузка на земли и осушение, а также вырубка лесов и чрезмерный выпас животных, которые вытаптывают травянистую растительность.  Сейчас в мире пустыни антропогенного происхождения занимают свыше 9 млн. км2(больше половины территории России). В нашей стране этому процессу подвержено 50 млн. гектаров. Так в Калмыкии в степной зоне, появилась единственная в Европе пустыня «Черные земли».  

К этому привело чрезмерный выпас скота. При норме выпаса не более 750 тыс. овец, здесь выпасалось 1млн. 650 тыс.  Кроме этого, на территории постоянно обитало свыше 200 тыс. сайгаков. Перегрузка пастбищ превышала норму в 2-3 раза. В результате, более трети пастбищ превращено в подвижные пески. Постепенно степь стала бесплодной пустыней.

Опустыниванию подвергаются земли на вырубках лесов в республике Коми.  На Прикаспийской территории пески занимают 300 тыс. гектаров. В Дагестане, Саратовской и Астраханской областях увеличиваются площади сбитых пастбищ.

Из-за переброса воды рек Амударьи и Сырдарьи в Узбекистане высохло Аральское море, более 33 тыс. км2 сухого морского дна превратились в пустыню Арал-Кум. Из-за чрезмерного распахивания почв, плодородный слой выдувается ветром или вымывается водой. Почвенная эрозия привела к деградации земель в США, Австралии, Китае, России и других странах.

В декабре 1996 года была подписана и вступила в силу Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием. Необходимо на этих землях в большом количестве высаживать засухоустойчивые травы, кустарники, деревья, укреплять склоны оврагов, а вдоль дорог высаживать лесопосадки, что уменьшит наступление песчаных бурь, дюн и барханов.

 

 

 

 

 

Задания группе №4 Проблема? (Проблема кислотных дождей)

Используя текст учебника стр.132-133, выясните о какой экологической проблеме ваш рассказ, подготовьте сообщение по  плану:

1. Название проблемы

2. Чем это опасно?

3. Пути решения проблемы:

Наличие в воздухе за счет промышленных выбросов оксидов серы и азота, хлористого водорода ведет у тому, что осадки выпадающие на земную поверхность оказываются подкисленными.  Максимальная кислотность осадков зарегистрирована в Западной Европе, в Китае, США.

Впервые термин «Кислотные дожди» был введен британским химиком Смитом в 1872 году. Изучая вопросы загрязнения английского города Манчестер, Смит доказал, что дым и пар содержат вещества, изменяющие химический состав дождя. Он тогда заметил, что такие дожди обесцвечивают ткани сушащегося белья, вызывают коррозию металлических крыш и других поверхностей, гибель растений, разрушение строительных материалов.

В шестидесятые годы двадцатого века экологи сообщили об уменьшении косяков рыбы в некоторых озерах Скандинавии из-за выпадения кислотных осадков. В 1972 году проблема была поднята учеными-экологами из Швеции на конференции ООН по окружающей среде.

Кислотные осадки разрушают здания, трубопроводы, автомобили. Способны просачиваться в водоносные слои грунта, разрушают памятники мировой культуры. Вещества губительно действуют на старинные кожаные и бумажные изделия, старинные книги, доспехи, древнее оружие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания группе №5 Проблема? (Проблемы Мирового океана)

 Используя текст учебника стр.132-133, выясните о какой экологической проблеме ваш рассказ, подготовьте сообщение по  плану:

Более 70 % поверхности планеты покрыто водами Мирового океана. Развитие человеческой цивилизации привело к загрязнению океана. Сегодня можно выделить несколько типов загрязнений:

1. Мусор, а особенно пластик. Он не разлагается. Миллионы тонн пластиковых отходов дрейфуют по поверхности океанов и морей. Мусор вредит более чем 250-ти видам морских животных, птиц, выделяет в воду токсичные вещества. Интересный факт: выброшенный в океан мусор формирует настоящие плавучие острова. Самый известный – Тихоокеанское мусорное пятно. Его можно рассмотреть даже из космоса. Площадь этого пятна 700 тыс км 2. На этой площади можно разместить две Великобритании. 

2. Химическое загрязнение. Химикаты и тяжелые металлы вместе со сточными водами попадают в океан. Особо опасны ртуть, синтетические моющие средства, средства борьбы с вредителями, они не растворяются и могут накапливаться в живых организмах, обитающих в воде.

3. Нефть и нефтепродукты попадают в воду при бурении скважин, авариях танкеров, да и просто сбрасывает морской транспорт. Разливы нефти приводят к гибели морских животных, птиц и рыб. Нефтяная пленка препятствует проникновению воздуха в воду, нормальному теплообмену между слоями воды. 

4. Радиоактивное загрязнение. Океан давно превратился в кладбище радиоактивных отходов. По оценкам исследователей, сегодня в Мировом океане столько радиоактивных веществ, что их хватило бы на 30! Чернобылей.

В 1982 году большинство стран подписали Конвенцию ООН по морскому праву – относящейся к использованию ресурсов океана.

В 1972 году подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря, сбросу отходов и других материалов.

В 1969 и 1971 годах принята международная Конвенция об ответственности компенсации за ущерб от загрязнения нефтью.

В 1996 году принята международная Конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ.

 

 

 

 

 

 

Фотожурнал "Экопроблемы" (для каждой группы)

№1

                                                                                                                                                       

№2

 

№3

№4

 

№5

 

Технологическая карта

(выдается каждому ученику индивидуально)

Название проблемы

Чем опасно?

Пути решения

1.

 

 

1.

2.

3.

2.

 

 

1.

2.

3.

3.

 

 

1.

2.

3.

4.

 

 

1.

2.

3.

5.

 

 

1.

2.

3.

 


Номинация 2 Молокотиной Е.А.,

Номинация 2 Молокотиной Е.А.,

Планируемые результаты : 1

Планируемые результаты : 1

Дидактический материал : УМК проект «Сферы»

Дидактический материал : УМК проект «Сферы»

Познавательные : Анализировать, выделять существенные признаки

Познавательные : Анализировать, выделять существенные признаки

Наибольшее разнообразие видов наблюдается: а) у бактерий б) у растений в) у животных 6

Наибольшее разнообразие видов наблюдается: а) у бактерий б) у растений в) у животных 6

Открытие новых знаний (20 мин

Открытие новых знаний (20 мин

С силой сжимать и разжимать кисти рук в кулак

С силой сжимать и разжимать кисти рук в кулак

Домашнее задание (2 мин.)

Домашнее задание (2 мин.)

Приложения. Задания группе №1

Приложения. Задания группе №1

Задания группе №2 Проблема ? (Изменение климата

Задания группе №2 Проблема ? (Изменение климата

Задания группе №3 Проблема? (Опустынивания)

Задания группе №3 Проблема? (Опустынивания)

Задания группе №4 Проблема? (Проблема кислотных дождей)

Задания группе №4 Проблема? (Проблема кислотных дождей)

Задания группе №5 Проблема? (Проблемы

Задания группе №5 Проблема? (Проблемы

Фотожурнал "Экопроблемы" (для каждой группы) №1

Фотожурнал "Экопроблемы" (для каждой группы) №1

№2

№2

№3

№3

№4

№4

№5

№5

Технологическая карта (выдается каждому ученику индивидуально) №

Технологическая карта (выдается каждому ученику индивидуально) №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2022