ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Оценка 5

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
английский язык
02.04.2022
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Описание опыта педагогической исследовательской работы по выбору и применению оптимальных образовательных техник, адекватных возрасту, а также устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся младших и средних классов на уроках английского языка.
Статья Серовой А.В. Здоровьесберегающие технологии.doc

Серова А.В.

ГБОУ «ЦСиО «МЭШ» Москомспорта

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

(из опыта работы)

 

В настоящее время особенно актуальной является профилактика заболеваний и сохранение природного здоровья школьников на всех этапах образовательного процесса. Формирование здоровьесберегающей среды в школе зависит от целого комплекса факторов: санитарно-гигиенических (правильное освещение и отопление помещения, насыщенность воздуха кислородом, сбалансированное питание, соблюдение САН ПИНов, правильный режим дня и др.), психо-эмоциональных (здоровый психологический климат в учебном коллективе, доброжелательная атмосфера на занятиях, мотивированность и нацеленность учащегося на конкретный предмет), образовательных (учебные технологии, образовательные программы, методики и методы преподавания и др.). Изучение и коррекция каждого фактора позволит уменьшить физические и психологические нагрузки учащегося и тем самым сохранить его здоровье. Однако педагог не имеет возможности изменять санитарно-гигиенические параметры, следить за продолжительностью сна школьника в ночное время и соблюдением режима, корректировать рацион школьного питания или расписание занятий соответственно биоритмам, но он в силах повлиять на психо-эмоциональный и образовательный факторы  здоровьесберегающей среды и основной акцент здесь следует сделать на владении методикой своего предмета. Когда все понятно - учиться легче, следовательно, грамотное преподавание предмета требует от учащегося меньшего напряжения физических и интеллектуальных сил и способствует сохранению здоровья.

Целью настоящей статьи является описание опыта педагогической исследовательской работы по выбору и применению оптимальных образовательных техник, адекватных возрасту, а также устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся младших и средних классов на уроках английского языка.

На первом этапе исследовательской работы мы выделили  учебные методики, которые пробуждают интерес учащихся к обучению и вовлекают их в активный учебный процесс, определили их положение в структуре урока, а также адекватность их применения и степень их эффективности при прохождении плановых тем.

На втором этапе мы применили выделенные учебные методики на уроках английского языка, наблюдали за динамикой  работоспособности учащихся и качеством обученности.

На третьем этапе – обобщили полученные результаты применения некоторых учебных здоровьесберегающих методик на уроках английского. Вывели принципы универсальных, повышающих качество обученности при сохранении здоровья  обучающих методик, которые могут быть применены на уроках других школьных дисциплин.

Анализ методической литературы, а также собственного опыта педагогической деятельности на первом этапе, позволил нам определить те критерии, сбалансированность которых необходимо учитывать при выделении здоровье сберегающих учебных методик - «трудно - просто» и «интересно – скучно». Важно, чтобы учебная задача была не слишком простой и не слишком трудной для самостоятельного решения, т.е. лежала бы в сфере «ближайшей компетенции» и могла быть решена самостоятельно на основе уже усвоенных знаний и сформированных навыков. Это в свою очередь сохранит интерес к заданию, позволит педагогу быть в большей степени коучем, нежели учителем, т.е. направлять и развивать собственную активность учащегося, а также повысит значимость ситуации успеха после выполнения задания. В обратной же ситуации, когда сбалансированность выделенных критериев не учитывается, учащимся становится неинтересно, если слишком просто, а если же слишком трудно и ничего не понятно, то зачем пытаться – все равно не получится. Важно также правильно рассчитать и объемы заданий для самостоятельной работы на уроке и дома.

Вот примеры некоторых учебных методик, позволяющих вовлечь учащихся в активный процесс обучения:

-         «Накопительная» система оценивания. Как правило, оценка выставляется за полновесный ответ у доски, индивидуальный ответ по домашнему заданию, за письменную работу. Не следует оставлять без внимания  мелкие замечания «по делу», правильные ответы с места, мини-задания. За выполнение мелких упражнений ставится плюс. При получении трех плюсов ученик имеет право на дополнительную «5», в то время как 3 минуса (ставится, как правило, за повторные ошибки, выпадение из ученого процесса) обозначают «2» за работу на уроке.

-        Дифференцированное домашнее задание. Слабым ученикам можно дать «чуть урезанный» вариант Д/З (например, чтение и перевод части текста). На «5» необходимо сделать расширенный вариант Д/З (чтение, перевод и краткий пересказ текста). Также можно дать возможность самостоятельно выбирать вариант Д/З и соответствующую ему оценку.

-        Система «быстрого контроля» деятельности учащегося. В рамках 40минутного урока у учителя, порой, нет возможности опросить больше 3-4 человек, и многие учащиеся, надеясь на «авось», привыкли систематически отлынивать от работы и тихо отсиживать на уроках. Наши дети должны знать, что у учителя всегда есть способ проверить ученика на готовность к уроку как таковую. Например, можно по цепочке декламировать стих по четверостишиям или даже по строчкам, сделать выборочный перевод, дать задание хорошистам проверить менее успешных учеников и т.д.

-        Привлекательная «обертка» непривлекательных заданий. Удерживать внимание учеников, особенно начальной школы, в течение всего урока даже при выполнении монотонных  упражнений, не носящих творческий характер, помогают простые способы. Например, такое неинтересное упражнение как повторение нового   слова, правильное его произнесение и его запоминание  можно разнообразить, придав ему образ игры: повторять слово громко, шепотом, с опорой на картинку, на письмо, отрывисто или имитируя эхо. Фронтальные упражнения (Образуй множественное число, назови 2ю форму неправильного глагола, ответь на вопросы по пройденной теме) можно выполнять с мячом, кидая его произвольно ученикам, что дополнительно мобилизует внимание.

-Игры.

– Игра «Аукцион».  Принцип - кто последний, тот и выигрывает. Например, не повторяясь, называем слова по теме «Одежда». Если никто больше ничего не может вспомнить, последний после «третьего удара молотком» получает отличную оценку.

- Игра «Банк». Принцип – кто больше заработает «денег» (фишки, мелочь монетками, карточки лото, бумажные кружочки)  своим умом, тот и выигрывает. Например, опиши животное по картинке (тема Портрет, Части тела, Цвета). За каждое правильное предложение- балл, за каждое оригинальное предложение- 2 балла. Считаем свой «интеллектуальный капитал». Определяем верхнюю и нижнюю границы, промежуточные результаты, выставляем соответствующие оценки.

- Игра «Отгадай». Принцип – кто отгадает загаданное ведущим слово, обстоятельство и проч., тот и выигрывает. Например, при изучении предлогов места, отгадать место в помещении где преступники, совершившие преступление, оставили улику. По правилам игры отгадку пишут, например, за откидной доской.

-        Альтернативные виды урока. Способствуют также повышению интереса учащихся и нетрадиционные формы уроков. Детям не так уж часто предоставляется какая-либо альтернатива традиционной форме урока, поэтому они, как правило, проявляют весьма живой интерес к необычным по форме, но традиционным  по содержанию урокам и с удовольствием принимают в них участие. Примерами таких уроков могут служить уроки-викторины, различные инсценировки и проекты, выпуск рукописного журнала или газеты по предмету, телемосты и интервью по проблемным темам, КВНы и конкурсы-соревнования между группами или классами в параллели. Еще одним неоспоримым плюсом этого вида занятий  является тот факт, что подобного рода урок часто предполагает не статичное сидение за партой (что само по себе является утомительным), а свободное передвижение по классу и частое изменение положения тела. Кроме того, именно в сочетании с движением клетки головного мозга активизируются, что способствует более продуктивной мозговой деятельности. Это научно доказанный факт. Вот почему напряженно думающий человек часто не может сидеть на месте, а меряет шагами комнату, качается на стуле, теребит что-нибудь в руках.

Использование перечисленных техник на уроках английского языка на втором этапе нашего исследования показало следующее. Дифференцированное домашнее задание, предлагаемое в 7 Б классе в течение четверти, с удовольствием выполнялось всеми учащимися. Не было отмечено ни одного случая невыполнения Д/З учащимися. К сожалению, не все учащиеся выбирали расширенный вариант Д/З, довольствуясь Д/З на «3». Однако это все же лучше, чем просто отказ от выполнения задания.

Очень хорошо зарекомендовала себя и новая система оценивания, которая пришлась по вкусу не только активным на уроке учащимся, но активизировала и более пассивных. Практика показывает, что первый полученный плюс стихийно вовлекает «случайного» участника в «погоню за дополнительной пятеркой» и желание получить ее не позволяет ему «сойти с дистанции», в то время как уже после первого минуса нерадивый ученик пытается включиться в общую работу.

Система «быстрого контроля», ежеурочно применяемая в течение четверти на уроках английского языка в слабой, часто отлынивающей от выполнения дом. заданий группе 6Б класса, в конечном счете приучила учащихся к регулярному выполнению Д/З, т.к. позволяет охватить проверкой всех учеников за короткое время и не оставляет шансов лодырю уйти от справедливого возмездия.

Любая игра с удовольствием принимается детьми не только начальной школы, но и более старшего возраста. Слова «Давайте поиграем еще!» говорят о том, что дети не только не устали от учебы, но и готовы продолжать активно работать дальше. Просто важно облечь учебный процесс в привлекательную упаковку, чуть сместить акценты, поставить якобы новые задачи, указать на чуть измененные условия и вот дети готовы снова участвовать в новой, как им кажется, игре, а на самом деле выполнять все те же тренировочные упражнения. На уроках  английского языка при изучении темы «Животные» во 2А и 2Б классах дети выполняли одни и те же виды учебных упражнений, правда во 2А заданиям придавался игровой творческий характер, в то время как во 2Б эти же упражнения имели учебно-тренировочный вид. Например, задание 2Б- повтори новые слова за учителем (диктором на кассете), задание 2А- повтори новые слова громко, тихо, басом, писком, имитируя эхо, пропой их. Задание 2Б- назови животных, задание 2А- назови животных маленьких, больших, диких, домашних, хищников, экзотических, начинающихся с буквы С или F… Задание 2Б- назови животные парами, задание 2А- назови животные парами по цвету, по размеру, которые могут сидеть в одной клетке в зоопарке, которые живут в лесу или воде, на севере или на юге,  умеют летать или плавать. Задание 2Б- отгадай животное, задание 2А- отгадай животное, убежавшее из цирка от злого дрессировщика, мое любимое животное, моего домашнего питомца и т.д.Учащиеся 2А класса с заметно большим интересом выполняли свои задания , их активность оставалась одинаковой на протяжении всего урока, в то время как учащиеся 2Б не демонстрировали явной заинтересованности, выглядели более утомленными, их активность и внимание  заметно снизилась к концу урока.

Приятно констатировать, что прошедшие в 5а и 5б классах уроки-викторины по пройденному  материалу буквально всколыхнули учебный настрой детей, подняли активность соревнующихся на небывалую высоту ( с40-50% до90-100%). По признанию самих  детей урок пролетел незаметно, они не просто не устали, они готовы были продолжать его. Желание поучаствовать в учебном процессе часто вызывают задания, пробуждающие соревновательный дух, чувство здоровой конкуренции. Желание победить, стать первым, показать всем, что ты можешь снискать похвалу учителя, присущи большинству детей. 

 

 

На третьем этапе были проанализированы результаты исследовательской работы и сделаны некоторые выводы.

Может показаться, что вышеперечисленные меры только добавляют напряжения и утомления в учебную деятельность, не дают возможности расслабиться. На самом деле человек больше утомляется от вынужденного безделья, монотонной  или бессмысленной работы, от непонимания, от сознания собственной некомпетентности. Во-первых, учащийся испытывает удовлетворение от успешно выполненной и положительно оцененной работы. Во-вторых, активное «присутствие»  на уроке влечет меньшие временные и энергетические потери при выполнении домашнего задания. Чем лучше поработаешь на уроке, тем меньше придется делать дома во вторую, менее продуктивную половину дня.

Выделены следующие  принципы универсальных обучающих методик:

Принцип порционности  - учебный материал следует давать порциями, что обусловлено, прежде всего, ограниченными возможностями детской памяти (например, от 2 до5 иностранных слов за урок во 2м классе, в 5м классе от 6 до12 слов за урок).

                                    

Принцип «от простого к сложному» - последующие  закрепление каждой «порции» должно происходить в упражнениях от простого к сложному (начиная с механического повторения, фонетической отработки, прочтения новых слов, подстановочных упражнений и заканчивая самостоятельным употреблением слов в устной и письменной речи, творческими заданиями).

 

 Принцип развивающего обучения (традиционный подход - «Делай как я», принцип развивающего обучения - «Делай сам, я помогу») - иногда полезно аранжировать подачу материала таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно дать определение, вывести закономерность, правило. Это стимулирует исследовательские навыки, долговременную память. Следуя этому простому принципу, вы оградите детей от переутомления, дадите возможность усвоить материал качественно и без излишних затрат для здоровья.

Принцип чередования – чередование  различных видов деятельности, регулярная смена видов заданий на уроке,  причем в младшем звене чередование следует производить каждые 5-7 минут, в среднем звене максимально длительное эффективное время для одного вида деятельности 15-20 минут. Как говорится, лучший отдых- это смена деятельности. Еще лучше чередовать активные виды работы (говорение, письмо) с пассивными  (аудирование, работа по образцу, групповая работа).

Принцип «фантика» - придать привычному непривычный вид, привлечь яркой упаковкой к непривлекательному содержимому, завернуть знакомую «конфетку» в новый фантик – позволяет избежать монотонности в учебном процессе, активизировать его, расцветить его свежими красками, вызвать новый интерес к учебе, устранить утомление, вызываемое выполнением однообразной работы.

 

Следующий этап работы будет посвящен изучению интенсивных методик обучения английскому языку, где учебные упражнения основаны на физических действиях и передвижениях.


Серова А.В. ГБОУ «ЦСиО «МЭШ»

Серова А.В. ГБОУ «ЦСиО «МЭШ»

На третьем этапе – обобщили полученные результаты применения некоторых учебных здоровьесберегающих методик на уроках английского

На третьем этапе – обобщили полученные результаты применения некоторых учебных здоровьесберегающих методик на уроках английского

Например, можно по цепочке декламировать стих по четверостишиям или даже по строчкам, сделать выборочный перевод, дать задание хорошистам проверить менее успешных учеников и т

Например, можно по цепочке декламировать стих по четверостишиям или даже по строчкам, сделать выборочный перевод, дать задание хорошистам проверить менее успешных учеников и т

Кроме того, именно в сочетании с движением клетки головного мозга активизируются, что способствует более продуктивной мозговой деятельности

Кроме того, именно в сочетании с движением клетки головного мозга активизируются, что способствует более продуктивной мозговой деятельности

С или F … Задание 2Б- назови животные парами, задание 2А- назови животные парами по цвету, по размеру, которые могут сидеть в одной клетке в…

С или F … Задание 2Б- назови животные парами, задание 2А- назови животные парами по цвету, по размеру, которые могут сидеть в одной клетке в…

Принцип развивающего обучения (традиционный подход - «Делай как я», принцип развивающего обучения - «Делай сам, я помогу») - иногда полезно аранжировать подачу материала таким образом,…

Принцип развивающего обучения (традиционный подход - «Делай как я», принцип развивающего обучения - «Делай сам, я помогу») - иногда полезно аранжировать подачу материала таким образом,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2022