Технологическая карта урока "Атмосферное давление" 6 класс
Оценка 4.9

Технологическая карта урока "Атмосферное давление" 6 класс

Оценка 4.9
docx
17.01.2022
Технологическая карта урока "Атмосферное давление" 6 класс
Технологическая карта урока _ Атмосферное давление_.docx

Технологическая карта урока

география 6  класс, учебник Алексеев и др.

6 урок   раздела V Атмосфера

Учитель географии: Мачука Л. М.

ТЕМА

Атмосферное давление

Цель

Сформировать представление о причинах существования атмосферного давления, его изменении, способах измерения.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

- знать определение понятий: атмосферное давление, виды барометров;

-  уметь определять с помощью  барометра-анероида атмосферное давление;

- познакомить с причинами изменения атмосферного давления, зависимость давления от абсолютной высоты местности;

 

- измерение атмосферного давления с помощью барометра;

- решение задач по расчету величины атмосферного давления на разной высоте в тропосфере;

- объяснение причин различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли;

- определение способов отображения величины атмосферного давления на картах

- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,

- воспитывать уважение к мнению других

Тип урока

урок комплексного применения знаний и умений

Основные термины, понятия

Атмосферное давление, миллиметр ртутного столба, барометры: ртутный, анероид

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

-  выполнять  правила поведения на уроке; осознать особенности и значение атмосферного давления.

- познавательные

сравнивать объекты по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи; интерпретировать географическую информацию, проводить инструментальные измерения.

- регулятивные

уметь выделять объекты по существенным признакам, проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, иллюстративной и графической форме

- коммуникативные

 излагать собственное мнение, сформированное на основе результатов индивидуальной деятельности; уметь слышать мнение других

- знать  содержание понятия  атмосферное давление;

- уметь измерять атмосферное давление с помощью барометра,

- решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте,

-объяснять причину различий в величине атмосферного давления   в разных широтных поясах Земли,

- определять способы отображения величины

атмосферного давления на картах.

Межпредметные связи

Природоведение, физика

Формы организации учебной деятельности и

фронтальная,  индивидуальная

Методы обучения

- объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

 

Структурные элементы урока

Цели

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Форма работы

 

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I этап.

 Целеполагание

 

(определение темы урока, постановка цели и задач)

 

-мотивировать обучающихся к изучению темы

личностные

-проявление интереса к поставленной проблеме

регулятивные

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью

коммуникативные

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

 

фронтальная

работа

 

 

 

- настраивает обучающихся  на работу, создает благоприятные условия для деятельности

 Создание проблемной ситуации «Яркое пятно»

Чтобы понять о чем сегодня пойдет речь, предлагаю  посмотреть Эксперимент с целью доказательства существования атмосферного давления. Стакан воды, накрытый листком бумаги переворачивается. Вода не выливается. Как вы думаете почему?

 

- настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке;

- принимают информацию к сведению

-ведут диалог с учителем

 

 

II этап  

Повторение ранее изученного материала

-организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для  изучения  нового материала.

личностные

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям

регулятивные

- выдвигать версии решения проблемы

коммуникативные

- отстаивать  свою точку зрения, приводить аргументы

индивидуальный опрос

- проверяем качество усвоенного домашнего задания, выявляем пробелы

Как образуются осадки?

- Как  распределяются осадки на поверхности Земли

- Как можно объяснить, что близ экватора осадков очень много, а в районах полюсов –очень мало?

- Назовите виды атмосферных осадков? ( определение понятий)

- Ответить на вопросы к рис. 119 с. 149

- проверяют правильность выполнения     заданий путём сопоставления  собственного ответа с данными    эталона

-  выбирают индивидуальный режим

работы.

-осуществляют самоконтроль

деятельности на основе заданных алгоритмов

III этап.

Учебно-познавательная деятельность.

(изучение нового материала)

 

 

- создать условия для усвоения обучающимися   знания основных понятий темы;  научить  решать задачи на определение атмосферного давления

личностные

- понимать значимость знаний  и  умений решать расчетные задачи.

регулятивные

-осуществлять преобразование информации; работать с нетекстовыми источниками

коммуникативные

-умение организовывать учебное сотрудничество

 

 

 

 

фронтальная

работа

 

 

 

 

 

Изучение нового материала строится

основе  изучения теоретического  материала и применение знаний на практике, через решение задач на расчет атмосферного давления  Деятельность обучающихся    носит практико-ориентированный характер.

Из-за притяжения к Земле верхние слои воздуха давят на средние, а те на нижние. Как вы думаете, где давление воздуха самое большое?

 ( ученики  Наибольшее давление испытывает поверхность Земли, а также все тела, находящиеся на ней. На них давит вся толща воздуха.)

-  О том, что все газы имеют массу, мы часто склонны забывать. АД - сила, которая  давит  на земную поверхность и на все предметы, находящиеся на ней.

Воздух на 1см² поверхности земли давит весом 1кг 33 г. А каким весом давит воздух на площадь 100 см² или 150 см²?

1см² -1кг33г

100 см² –х кг

        

Х=  100см²*1кг33г   =133 кг         

               1 см²

100см² - 133 кг

150 см²- 199,5 кг

АД - сила, которая  давит  на земную поверхность и на все предметы, находящиеся на ней.

Везде ли давление воздуха одинаковое?

Итальянский ученый Эванджелиста Торричелли в 1643 г. изобрел прибор, который состоял из стеклянной трубки, запаянной  сверху и сосуда с ртутью. В стеклянную трубку Торричелли налил ртуть, затем перевернул ее. Сначала какое-то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. Почему?

Это было в пункте А.  Ученый поднялся на высоту  В.  Уровень ртути в трубке опустился. В точке   ртуть начала подниматься по трубке, в точке Д она сильно опустилась и вылилась в сосуд.

Какой возникает вопрос? (Почему уровень в трубке ртути меняется с высотой).

Как ответил Торричелли?

Итак, прибор, который создал Торричелли  доказывает, что воздух осуществляет давление на все предметы, находящиеся на поверхности Земли. Это прибор БАРОМЕТР.

Нормальное давление  - на уровне 45° при температуре воздуха 0° С – 760 мм.рт.ст.

Атмосферное давление

 Пониженное  Нормальное  Повышенное

 730,740                760          780,790

 В чем  измеряется атмосферное давление?

Учебник рис. 122, слайд   « Виды барометров» , « Строение ртутного барометра»

Работаем с учебником рис. 122 с. 151

-Что изображено?

- Назовите АД каждого барометра

- Почему оно разное?

- Какая закономерность отсюда вытекает?

- Запишите в тетрадь с 151

Почему атмосферное давление меняется?

Учебник с. 152 рис. 123

- что изображено на рисунке?

- что обозначено стрелками?

- почему стрелки имеют разное направление?

- Какой вывод можно сделать?

Если затрудняетесь ответить на вопросы смотреть учебник с. 153

Учебник рис. 124 с. 153

- Что изображено?

- Что обозначают стрелки?

- Почему  они имеют разное направление?

- Что обозначают  красный минус и красный плюс?

- Какой вывод можно сделать?

Изобары - изолинии на географических картах, соединяющие точки с одинаковым атмосферным давлением.

Сегодня на уроке мы познакомились с ещё одной характеристикой атмосферы – АД. Где можно применить наши знания?

 

- изучают  новый материал

-  выбирают индивидуальный режим работы; осуществляют самоконтроль деятельности

на основе  заданных алгоритмов и    эталонов

- работают с  текстом учебника,

дают описание школьниками условий возникновения

разного атмосферного давления.

IV этап.

Закрепление нового материала

 

 

 

- организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы

- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений

личностные

устойчивый познавательный интерес

регулятивные

умение выполнять учебные действия в соответствии с планом

коммуникативные

умение работать в  группе

предметные

использовать приобретенные знания и умения  в выполнении практической работы

индивидуальная, фронтальная  работа

-организует деятельность обучающихся по применению новых знаний.

- Что понимают под понятием АД?

- Почему АД зависит от высоты?

- Почему вдоль экватора атмосферное давление пониженное, а над полюсами – повышенное?

Практическая работа

1.Высота вашего пункта – 2000 м над уровнем моря. Высчитайте атмосферное давление на данной высоте.

2.Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.?

1) 2000 : 10,5 = 194

2) 750 – 194 = 556.

3.Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 765 мм.рт.ст., а на вершине 720 мм.рт.ст.?

1)765 – 720 = 45 мм.рт.ст

2) 45 · 10,5 = 427,5 высота

4.На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм.рт.ст.. Каково давление у подножья?

1)3500 : 10,5 = 333

2) 720 + 333 = 1053 мм.рт.ст.

5.Шахта глубиной 200м, на поверхности атмосферное давление 752 мм.рт.ст. найти давление на дне шахты.

1) 200 · 10,5 = 19,4

2)  752 + 19,4 = 771,4 мм.рт.ст.

 

-применяют полученные знания в новой ситуации

- участвуют во фронтальном учебном взаимодействии

-  сопоставления и обсуждения  результатов индивидуальной деятельности

- решение задач по расчету величины атмосферного давления на разной высоте в тропосфере.

 

 

 

V этап.

Рефлексивная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

- научить обучающихся: соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат своей деятельности

 

личностные

- эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме

регулятивные

- умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью

коммуникативные

-умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата

предметные

умение систематизировать знания по теме

 

фронтальная

работа

- совместно с учащимися подводит итог  урока,

- оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика

-дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения

- обмениваются мнениями

«Я хорошо усвоил, что….»

 «Мне пригодятся в дальнейшем знания о ..»

VI этап.

Домашнее задание

 

- отработка навыков  в понимание  причин изменения АД, решения расчетных задач

-учитель предлагает, а обучающиеся записывают в дневник домашнее  задание:  п 37, выучить понятия, задача с. 151 письмен., повторить понятия п. 33-35

 Использованная литература

 

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева « Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой 5-6 класс» Москва Дрофа, 2019 г.

Н.А. Никитина « Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс» Москва «ВАКО» 2005 год

Алексеев и др. учебник «География.  5-6 класс» Москва Дрофа  2019 год

Атлас по географии 6 класс издательство «Дрофа»

 


 

Технологическая карта урока география 6 класс, учебник

Технологическая карта урока география 6 класс, учебник

Методы обучения - объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Методы обучения - объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Наибольшее давление испытывает поверхность

Наибольшее давление испытывает поверхность

Как ответил Торричелли? Итак, прибор, который создал

Как ответил Торричелли? Итак, прибор, который создал

Что обозначают красный минус и красный плюс? -

Что обозначают красный минус и красный плюс? -

V этап. Рефлексивная деятельность

V этап. Рефлексивная деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2022