Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:"Цветок, его строение и значение".
Оценка 4.6

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:"Цветок, его строение и значение".

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
биология
6 кл
25.11.2019
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:"Цветок, его строение и значение".
Данная технологическая карта может быть использована для подготовки к уроку по теме: "Цветок, его строение и значение." Составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Биология 6кл. Цветок..docx

Конспект урока биологии в 6 классе по УМК Пономаревой И.Н.

Тема урока: «Цветок, его строение и значение»

Цель урока: познакомить учащихся со строением цветка, с многообразием цветов и основной ролью различных частей цветка.

Задачи урока:

1) образовательные:

·                     изучить особенности строения цветков;

·                     раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка;

·                     сформировать понятие о формуле цветка.

2) воспитательные:

·                     умение ценить эстетику и многообразие окружающего мира,

·                     прививать бережное отношение к природе,

·                     воспитывать стремление к знаниям, общей культуре и интерес к предмету.

3) развивающие:

·                     развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам;

·                     оценивать и сравнивать изученный материал;

·                     продолжить развить умение выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа рабочего материала;

·                     закрепление знаний тематических терминов и умение их применять при ответах;

·                     формировать умения учащихся определять типы цветов и по их внешнему виду составлять формулы.

Методы: рассказ, беседа, работа с учебником.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Цветок”, плакат.

Оформление доски: записанные дата, тема урока, домашнее задание.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемый результат: учащиеся должны знать, уметь:

·                     основные элементы цветка;

·                     функции всех частей цветка;

·                     строение цветковых растений;

·                     многообразие в строении цветка.

·                     самостоятельно приходить к логическим выводам;

·                     сравнивать изученный материал;

·                     составлять схему строения (формулу) цветка.

Ход урока

Этапы урока
(время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

(1 мин)

Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания. [Слайд 1]

Приветствие учителя.

II.Проверка д/з по карточкам (3мин)

Раздаются карточки с вопросами по пройденной теме.

Ученики письменно отвечают на предложенные вопросы.

III.Актуализация знаний (2 мин)

- Ребята, мы с вами приступаем к изучению новой темы. Как она будет звучать, узнаем немного позже. Сейчас откройте учебник на с.66 и посмотрите на вопросы… Смоете на них ответить?

Учащиеся смотрят на вопросы и понимают, что у них недостаточно знаний для этого.

IV. Изучение нового материала

(20 мин)

- Для того чтобы правильно ответить на вопросы, нам необходимо познакомиться с новой темой. Сегодня мы будем говорить о цветке.

И тема нашего урока звучит так: «Цветок, его строение и значение.»

Цветки восхищают своей красотой, привлекая внимание не только человека, но и насекомых. Каждую весну начинается цветение в растительном мире. Одни растения зацветают рано весной, другие летом, есть и те, которые цветут поздней осенью. Существует огромное разнообразие цветков, но все они имеют единый план строения. Давайте более подробно рассмотрим строение цветка.

Ученики беседуют с учителем; записывают тему урока.

 

 

 

 

Учитель обращает внимание на плакат: «Строение цветка».

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.

Как и любой другой побег, он развивается из почки. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег.

- Теперь, давайте зарисуем в тетрадях схему строения цветка (на каждом этапе произносится определение каждого из органов)

Осевую часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем.

Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Цветок бывает самой разной формы, но всегда можно выделить его основные части. Самая яркая часть цветка – это околоцветник. Он может быть простой и двойной.

Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным.

Не у всех цветков можно четко выделить чашечку и венчик.

Записывают в тетрадь определение.

Околоцветник, в котором нельзя выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым.

– В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые.

Функция околоцветника - защита органов размножения цветка и привлечение насекомых.

Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через цветки можно провести несколько осей симметрии, их называют правильными. Если же через цветки можно провести только одну ось симметрии, то такие цветки называют неправильными

Записывают в тетрадь определение.

– Рассмотрите представленные на рисунке различные типы околоцветников, какие ещё примеры вы можете привести?

У большинства растений самая заметная часть цветка – венчик.

- Посмотрите, какие удивительные по форме лепестки бывают у венчика, не говоря уже о цветовой палитре. Венчик состоит из лепестков. Лепестки могут срастаться по всей длине или только у основания. Если лепестки не срастаются, то венчик как бы состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным. Если лепестки венчика срастаются между собой, то такой венчик называется сростнолепестным.

- Следующая составляющая часть цветка, о которой мы будем говорить это – чашечка. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, окрашена в зелёный цвет.

Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка. Цветок – генеративный орган растения, а значит его основная функция – образование плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в размножении и образовании семян не участвуют. Поэтому основными органами цветка являются тычинки и пестик.

Беседа с учителем.

 

 

Записывают виды венчика, приводят примеры растений с подобными типами венчика.

Называют типы венчика у представленных на слайде цветков.

Находят сходства и различия чашечек называемых растений.

Зарисовывают схемы.

Тычинка – мужская часть цветка. Она состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца.

В биологии тычинка обозначается символом “Копье и щит Марса” –

Внутри пыльников развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинок в разных цветках различно.

Записывают определение в тетради.

Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной его части. Верхняя часть пестика – рыльце, его роль – удержание пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя – завязь, где расположены одна или несколько семяпочек.

В биологии пестик обозначается символом “зеркало Венеры” –

Для того чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно напоминает ершик для мытья посуды. Столбик служит для поднятия пестика на определенную высоту. Из завязи образуется плод.

Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Но есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики.

Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только тычинки – это мужской цветок.

Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении.

Записывают определение

– Итак, давайте повторим строение частей цветка. На  плакате показывают основные элементы в строении цветка (еще раз проговариваются все части цветка).

Работа в группах

Для краткости обозначения характеристик цветка их принято записывать в виде формулы цветка. При ее составлении используют сокращения.* - правильный цветок, ^ - неправильный цветок, Р – простой околоцветник, Ч – чашечка из чашелистиков, Л – венчик из лепестков, Т – тычинки, П – пестик или пестики.

Количество частей выражается цифрами, стоящими у букв внизу справа. Срастание частей цветка должно быть отражено в формуле скобками.

Если число элементов большое и сосчитать невозможно, то рядом с буквой ставится символ, обозначающий в математике “бесконечность”.

- Давайте вместе с вами запишем формулу цветка груши.[Рис.75-2, с.63]

Рассмотрим формулу цветка на примере модели цветка груши.

Цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика.

Есть цветки крупные, а есть и мелкие…. Рассказ о соцветиях.

 

Записывают в тетрадь все сокращения для формулы цветка

 

  

Записывают в тетрадь другим стержнем (красным, зелёным) формулу цветка вслед за пояснениями учителя

 

Ученики самостоятельно выписывают понятие соцветия и его значение.

 

V. Рефлексия

(10 минут)

- Выполните модуль “Контроль. Строение цветка ”

 

Выполняют у доски

- Рассмотрите представленные цветки, назовите правильные цветки и неправильные. Ответ поясните.

- Какие признаки соцветия характерны для ландыша? Почему?

 - Составьте формулу цветка вишни.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было легко, а что показалось сложным?

Называют.

VI. Домашнее задание

(2 минуты)

 

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр.60-66, вопр.5, записи в тетради.

Записывают домашнее задание в дневники.

VII. Итоги урока. Выставление оценок.(2 минуты)

 

                                                                                                                                          

 

                                                                                                                                                  

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:"Цветок, его строение и значение".

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:"Цветок, его строение и значение".

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:"Цветок, его строение и значение".

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:"Цветок, его строение и значение".

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:"Цветок, его строение и значение".

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:"Цветок, его строение и значение".

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:"Цветок, его строение и значение".

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:"Цветок, его строение и значение".

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:"Цветок, его строение и значение".

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:"Цветок, его строение и значение".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2019