Технологическая карта урока для 4 класса по теме "Планеты Солнечной системы"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока для 4 класса по теме "Планеты Солнечной системы"

Оценка 4.7
Документация
docx
окружающий мир
4 кл
01.12.2023
Технологическая карта урока для 4 класса по теме "Планеты Солнечной системы"
Урок спроектирован в игровой технологии, адаптирован под возрастные особенности учеников 4 класса.
урок игровой технологии.docx

Этапы урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации и учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Ввод в игру

 

 

 

 

 

 

Мотивация учебной деятельности

 

Словесный (беседа)

 

Яркое пятно.

Приветствие, подготовка к уроку.

Просмотр видеоролика с персонажами из космических приключений.

-На уроке нас будет сопровождать команда космических путешественников. Давайте послушаем, что они нам скажут.

Прослушивание аудиофайла с приглашением поучаствовать в космическом путешествии.

Как назовем наш космический корабль?

 

 

Смотрят видеофрагмент, посвященный космической тематике.

 

Слушают приглашение.

 

 

 

Выражают согласие.

Дают название звездолету.

-Север 1, крутой небесный покоритель.

Фронтальная

Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки

 

 

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный (беседа)

 

Наглядный (иллюстрация)

Беседа для возобновления опорных знаний обучающихся:

- Команда путешественников сообщила, что для отправки на планеты нам нужно пройти проверку, иначе наш экипаж не допустят до исследований.

Что такое звезда?

 

Что такое планета?

 

Сколько планет в Солнечной системе?

Что есть в Солнечной системе?

Беседа для возобновления опорных знаний обучающихся:

 

 

 

 

 

-огромные раскаленные небесные тела, излучающие свет.

-холодные небесные тела, не излучающие света.

 

-8.

- Кометы, планеты, звезда.

Фронтальная

Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки

Контроль учителя

 

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

К: владеть диалогической формой речи.

П: использовать ранее полученные знания.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

 

Прослушивание аудиофайла:

-Прием, прием. Для того, чтобы выяснить какими исследованиями будет заниматься экипаж корабля нужно разгадать ребус.

Постановка темы и цели урока.

-Каков ответ?

-А можем ли считать это темой урока?

-Какую цель мы перед собой поставим для исследований нашей научной команды? Подсказка есть на 8 стр. учебника.

 

Слушают.

 

 

Разгадывают ребус.

Постановка темы и цели урока.

«Планеты Солнечной системы».

 

-Да.

 

 

-Узнать подробнее про планеты Солнечной системы, научимся объяснять причины смены дня и ночи, времен года.

Фронтальная

Учебник

Контроль учителя, взаимоконтроль

 

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

 

К: владеть диалогической формой речи.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

2. Проведение игры

Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

 

Постановка плана урока.

- Каков будет наш план действий для успешного исследования?

 

 

 

-Отлично. С нами опять пытаются связаться наши галактические друзья.

Постановка плана урока.

 

1.       Узнать подробнее про планеты Солнечной системы,

2.       Научиться объяснять причины смены дня и ночи, времен года.

Фронтальная

учебник

Контроль учителя, взаимоконтроль

 

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

К: владеть диалогической формой речи.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Реализация построенного проекта

Словесный (объяснение)

 

Наглядный (видеофрагмент)

 

 

Практический (упражнение)

Прослушивание аудиофайла:

-Прием, прием. Экипажу стоит разделиться. Нужно исследовать все планеты Солнечной системы.

Выдача инструкций к выполнению задания.

-Вам нужно отправиться на разные планеты и изучить их. Данные о планетах нужно будет внести в листы космических путешественников.

1 пара – Меркурий;

2 пара – Венера;

3 пара –Земля;

4 пара – Марс;

5 пара – Юпитер;

6 пара – Сатурн;

7 пара – Уран;

8 пара – Нептун.

Организация работы по учебнику.

-Информацию можно обнаружить на 9-10 стр.

Просмотр видеофрагмента о планетах.

-Сейчас мы отправимся на эти планеты. Ваша задача внести недостающие данные.

 

 

Прослушивание аудио послания.

 

 

 

 

Слушают инструкции к выполнению задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют листы космических путешественников, вносят данные о планетах.

Просмотр видеофрагмента о планетах и краткое фиксирование данных.

 

Вычленяют нужную информацию, фиксируют в краткой записи.

Фронтальная

 

 

Парная

Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки

 

 

Листы исследователей

Контроль учителя, взаимоконтроль

 

Учащиеся научатся называть планеты Солнечной системы;

Учащиеся получат возможность узнать особенности планет Солнечной системы.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

принимать и сохранять учебную задачу.

 

П:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (объяснение)

 

Наглядный (демонстрация)

 

Практический (упражнение)

Проверка выполненных заданий.

- Теперь пришло время поделиться исследованиями с одноклассниками. Каждая пара выходит по очереди и рассказывает про свою планету, остальные ведут записи в листах космических путешественников.

 

Сопровождает речь учеников иллюстрациями,

 

проверяет точность и правильность собранной информации,

 

утоняет важные детали,

 

акцентирует внимание на особенностях планет.

 

 

 

 

 

Сопровождает речь учеников иллюстрациями,

 

проверяет точность и правильность собранной информации,

 

утоняет важные детали,

 

акцентирует внимание на особенностях планет.

 

 

 

 

Сопровождает речь учеников иллюстрациями,

 

проверяет точность и правильность собранной информации,

 

утоняет важные детали,

 

акцентирует внимание на особенностях планет.

 

 

 

 

 

 

 

Сопровождает речь учеников иллюстрациями,

 

проверяет точность и правильность собранной информации,

 

утоняет важные детали,

 

акцентирует внимание на особенностях планет.

 

 

 

 

 

Сопровождает речь учеников иллюстрациями,

 

проверяет точность и правильность собранной информации,

 

утоняет важные детали,

 

акцентирует внимание на особенностях планет.

 

 

 

 

 

 

 

Сопровождает речь учеников иллюстрациями,

 

проверяет точность и правильность собранной информации,

 

утоняет важные детали,

 

акцентирует внимание на особенностях планет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация перехода к следующему заданию.

-Первый пункт нашего плана выполнен. Мы можем переходить к следующему этапу исследования космоса.

-Что теперь нам нужно изучить?

 

 

 

 

 

 

1 пара рассказывает о полученных данных про Меркурий. Наименьшая планета Солнечной системы и самая близкая к Солнцу. Названа в честь древнеримского бога торговли - быстрого Меркурия, поскольку она движется по небу быстрее других планет. Её период обращения вокруг Солнца самый короткий среди всех планет Солнечной системы.

 

2 пара рассказывает о полученных данных про Венеру.

Вторая по удалённости от Солнца и шестая по размеру планета Солнечной системы, наряду с Меркурием, Землёй и Марсом принадлежащая к семейству планет земной группы. Названа в честь древнеримской богини любви Венеры. По ряду характеристик - например, по массе и размерам - Венера считается «сестрой» Земли. Она имеет самый длинный период вращения вокруг своей оси среди всех планет Солнечной системы и вращается в направлении, противоположном направлению вращения большинства планет.

 

3 пара рассказывает о полученных данных про Землю.

Третья планета от Солнца. Находится в Солнечной системе, галактика Млечный путь. Является самой плотной среди других планет Солнечной системы. Самая крупная планета среди земного класса планет (в нее входят Марс, Венера и Меркурий).

 

4 пара рассказывает о полученных данных про Марс.

Марс - четвёртая от Солнца планета

По размеру она седьмая из восьми планет Солнечной системы

Площадь поверхности примерно, как вся суша на Земле без мирового океана.

Масса Марса составляет около 10% от массы Земли

Диаметр планеты почти в два раза меньше Земли. Для того чтобы совершить кругосветное путешествие по Марсу, двигаясь постоянно со скоростью 100 км\ч, понадобится всего 9 дней.

 

5 пара рассказывает о полученных данных про Юпитер.

Крупнейшая планета Солнечной системы, пятая по удалённости от Солнца. Наряду с Сатурном Юпитер классифицируется как газовый гигант.

 

6 пара рассказывает о полученных данных про Сатурн.

Шестая планета по удалённости от Солнца, и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Сатурн классифицируется как газовая планета-гигант. Сатурн назван в честь римского бога земледелия. 

 

7 пара рассказывает о полученных данных про Уран.

Уран — седьмая планета от Солнца. Он относится к планетам-гигантам. Масса в 14,6 раза больше, чем у Земли. Орбита находится на расстоянии в среднем 2,8 млрд км от Солнца, Уран обходит ее за 84 года. Солнечному свету нужно всего 8 мин, чтобы долететь до Земли, но целых 2,5 часа, чтобы добраться до этой планеты.

 

8 пара рассказывает о полученных данных про Нептун.

Восьмая и самая дальняя от Солнца планета Солнечной системы. Его масса превышает массу Земли в 17,2 раза и является третьей среди планет Солнечной системы. Планета названа в честь Нептуна - римского бога морей.

 

 

 

 

Выражают согласие.

-Причину смены дня и ночи, времен года.

Парная

 

фронтальная

Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки

 

 

Листы исследователей

Контроль учителя, взаимоконтроль

 

Учащиеся научатся называть планеты Солнечной системы;

 

Учащиеся получат возможность узнать особенности планет Солнечной системы.

 

 

 

Учащиеся научатся называть планеты Солнечной системы;

 

Учащиеся получат возможность узнать особенности планет Солнечной системы.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся научатся называть планеты Солнечной системы;

 

Учащиеся получат возможность узнать особенности планет Солнечной системы.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся научатся называть планеты Солнечной системы;

 

Учащиеся получат возможность узнать особенности планет Солнечной системы.

 

 

 

Учащиеся научатся называть планеты Солнечной системы;

 

Учащиеся получат возможность узнать особенности планет Солнечной системы.

 

Р: осуществлять коррекцию деятельности.

 

 

 

П:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

строить логические рассуждения, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

 

 

 

К: слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание.

 

 

 

 

 

 

П:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

строить логические рассуждения, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

К: слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание.

 

 

П:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

строить логические рассуждения, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

К: слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный (объяснение)

 

Наглядный (демонстрация)

 

Практический (моделирование)

Выдача инструкций к выполнению задания.

Организация работы по учебнику, организация практической работы.

-Сейчас мы поработаем в группах. Ваша задача верно заполнить схему «Смена дня и ночи, времени года» в листе космического путешественника. Чтобы правильно ее заполнить осмотрите 12 страницу учебника, прочитайте предложенный текст на 13 странице. Обсудите в группе почему происходит смена дня и ночи, времен года. Для этого возьмите оборудование и проведите эксперимент, указанный на 14 странице.

 После этого представитель 1 команды ответит на вопрос смены дня и ночи, представитель 2 команды должен будет объяснить смену времен года на нашей планете.

-Во время работы можете обращаться за помощью.

 

Проверка практической работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы.

Получение инструкций к выполнению задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушивают инструкции.

 

Объединяются в команды.

 

Работают по учебнику.

 

Моделируют перемещение планеты с ориентиром на схему.

 

 

 

 

 

 

 

Проверка практической работы.

1 команда представляет модель смены дня и ночи.

Смена дня и ночи происходит следующим образом. Насколько известно, солнечный луч имеет линейную траекторию падения на Землю. Планета в свою очередь имеет объем и вращается вокруг своей оси за 24 часа. То есть если мы возьмем мяч и поставим напротив него источник света, то увидим, что некоторая его часть находиться в тени. Но планета перемещается и в определенный момент другая сторона освещается.

 

2 команда представляет модель смены времен года.

Одновременно Земля вращается вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца происходит за год. Земная ось имеет наклон, и солнечная тепловая и световая энергия распределяется не равномерно. Поэтому планета освещается, то с южной, то с северной стороны. Когда освещается северная сторона, то там лето, а на южной зима. И наоборот. То есть если мы возьмем источник света и мяч, мысленно представим его ось в наклоне и отследим его перемещение вокруг Солнца, то увидим, что северная и южная части посменно освещаются.

Групповая

 

 

 

 

фронтальная

Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки

 

 

Листы исследователей

 

 

Фонарик, мяч

Контроль учителя, взаимоконтроль

 

Учащиеся научатся объяснять смену дня и ночи;

Учащиеся получат возможность научиться объяснять смену времен года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся научатся объяснять смену дня и ночи;

Учащиеся получат возможность научиться объяснять смену времен года.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

принимать и сохранять учебную задачу.

 

 

П:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение моделировать; строить логические рассуждения.

 

 

 

 

К: слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

3. Вывод из игры

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

 

Подготовка к выходу из игровой ситуации.

-Вот мы и выполнили план исследований. Все ли заполнили листы путешественников?

-Проверьте, чтобы они были заполнены, иначе мы не сможем пройти проверку при возвращении на Землю.

 

 

Давайте послушаем, что скажет звездная команда. На борт нашего корабля поступило уведомление.

Прослушивание аудиофайла:

-Дорогие космические путешественники, наш галактический альянс признателен и рад, что вы оказали своевременную поддержку в изучении нашей Солнечной системы, желаем вам открывать новые знания так же успешно, как и сегодня! Шаттлу пора отправляться на планету Земля.

Подготовка к выходу из игровой ситуации.

 

 

-Да.

 

 

 

Проверяют.

 

 

 

 

 

Прослушивание аудиофайла:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтальная

Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки

 

 

Листы исследователей

взаимоконтроль

 

К: слушать и понимать речь других;

 

 

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

 

4. Рефлексия

Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

 

Обсуждение уровня успешности на уроке.

-Весь ли мы план выполнили?

 

-С кем вы поделитесь этой информацией?

 

-Оцените себя, с помощью листа оценки.

 

https://sun9-15.userapi.com/impg/WHQySd2I0d-XWYjrdPj5IE1mzthg1EWXJc1f5w/Vpx2AP3eroU.jpg?size=896x206&quality=96&sign=f7632ba78454b52316e82189972aebe0&type=album

Обсуждение уровня успешности на уроке.

Да

 

 

-С родителями, семьей, друзьями и тд…

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист оценки

самоконтроль

 

Р: осуществлять самооценку

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Сосенко Маргарита Романовна

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4 «В».

Тема урока: «Планеты Солнечной системы».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении планет Солнечной системы.

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о планетах Солнечной системы и их особенностях;
  2. Формировать умения: объяснять смену дня и ночи и времен года.

Предметные:

1.              Учащиеся научатся называть планеты Солнечной системы;

Учащиеся получат возможность узнать особенности планет Солнечной системы.

2.              Учащиеся научатся объяснять смену дня и ночи;

Учащиеся получат возможность научиться объяснять смену времен года.

Развивающие

1. Формировать умения: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, планировать свои действия; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

 

 

 

 

2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; моделировать; строить логические рассуждения, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Учащиеся научатся: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию.

- Учащиеся получат возможность научиться: планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

Познавательные:

- Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- Учащиеся получат возможность научиться: моделировать; строить логические рассуждения, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

- Учащиеся научатся: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание.

Воспитательные:

-воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: проектор, доска, учебник.

 


 

Этап ы урокаМетоды и приемы работыДеятельность учителяДеятельность обучающихся

Этап ы урокаМетоды и приемы работыДеятельность учителяДеятельность обучающихся

Словесный (беседа) Наглядный (иллюстрация)

Словесный (беседа) Наглядный (иллюстрация)

Практический (упражнение) Прослушивание аудиофайла: -Прием, прием

Практический (упражнение) Прослушивание аудиофайла: -Прием, прием

Сопровождает речь учеников иллюстрациями, проверяет точность и правильность собранной информации, утоняет важные детали, акцентирует внимание на особенностях планет

Сопровождает речь учеников иллюстрациями, проверяет точность и правильность собранной информации, утоняет важные детали, акцентирует внимание на особенностях планет

Сопровождает речь учеников иллюстрациями, проверяет точность и правильность собранной информации, утоняет важные детали, акцентирует внимание на особенностях планет

Сопровождает речь учеников иллюстрациями, проверяет точность и правильность собранной информации, утоняет важные детали, акцентирует внимание на особенностях планет

Организация перехода к следующему заданию

Организация перехода к следующему заданию

Выдача инструкций к выполнению задания

Выдача инструкций к выполнению задания

Молодцы. Получение инструкций к выполнению задания

Молодцы. Получение инструкций к выполнению задания

Вывод из игры Включение нового знания в систему знаний и повторение

Вывод из игры Включение нового знания в систему знаний и повторение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2023