Этапы урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации и учебной деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные (Р, П, К) |
Личностные |
||||||||
1. Ввод в игру
|
Мотивация учебной деятельности
|
Словесный (беседа)
Яркое пятно. |
Приветствие, подготовка к уроку. Просмотр видеоролика с персонажами из космических приключений. -На уроке нас будет сопровождать команда космических путешественников. Давайте послушаем, что они нам скажут. Прослушивание аудиофайла с приглашением поучаствовать в космическом путешествии. Как назовем наш космический корабль? |
Смотрят видеофрагмент, посвященный космической тематике.
Слушают приглашение.
Выражают согласие. Дают название звездолету. -Север 1, крутой небесный покоритель. |
Фронтальная |
Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки |
|
|
Р: осуществлять волевую саморегуляцию. |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Словесный (беседа)
Наглядный (иллюстрация) |
Беседа для возобновления опорных знаний обучающихся: - Команда путешественников сообщила, что для отправки на планеты нам нужно пройти проверку, иначе наш экипаж не допустят до исследований. Что такое звезда?
Что такое планета?
Сколько планет в Солнечной системе? Что есть в Солнечной системе? |
Беседа для возобновления опорных знаний обучающихся:
-огромные раскаленные небесные тела, излучающие свет. -холодные небесные тела, не излучающие света.
-8. - Кометы, планеты, звезда. |
Фронтальная |
Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки |
Контроль учителя |
|
Р: принимать и сохранять учебную задачу. К: владеть диалогической формой речи. П: использовать ранее полученные знания. |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
|
Выявление места и причины затруднения |
Словесный (беседа)
|
Прослушивание аудиофайла: -Прием, прием. Для того, чтобы выяснить какими исследованиями будет заниматься экипаж корабля нужно разгадать ребус. Постановка темы и цели урока. -Каков ответ? -А можем ли считать это темой урока? -Какую цель мы перед собой поставим для исследований нашей научной команды? Подсказка есть на 8 стр. учебника. |
Слушают.
Разгадывают ребус. Постановка темы и цели урока. «Планеты Солнечной системы».
-Да.
-Узнать подробнее про планеты Солнечной системы, научимся объяснять причины смены дня и ночи, времен года. |
Фронтальная |
Учебник |
Контроль учителя, взаимоконтроль |
|
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
К: владеть диалогической формой речи. |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
|
2. Проведение игры |
Построение проекта выхода из затруднения |
Словесный (беседа)
|
Постановка плана урока. - Каков будет наш план действий для успешного исследования?
-Отлично. С нами опять пытаются связаться наши галактические друзья. |
Постановка плана урока.
1. Узнать подробнее про планеты Солнечной системы, 2. Научиться объяснять причины смены дня и ночи, времен года. |
Фронтальная |
учебник |
Контроль учителя, взаимоконтроль |
|
Р: принимать и сохранять учебную задачу. К: владеть диалогической формой речи. |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
Реализация построенного проекта |
Словесный (объяснение)
Наглядный (видеофрагмент)
Практический (упражнение) |
Прослушивание аудиофайла: -Прием, прием. Экипажу стоит разделиться. Нужно исследовать все планеты Солнечной системы. Выдача инструкций к выполнению задания. -Вам нужно отправиться на разные планеты и изучить их. Данные о планетах нужно будет внести в листы космических путешественников. 1 пара – Меркурий; 2 пара – Венера; 3 пара –Земля; 4 пара – Марс; 5 пара – Юпитер; 6 пара – Сатурн; 7 пара – Уран; 8 пара – Нептун. Организация работы по учебнику. -Информацию можно обнаружить на 9-10 стр. Просмотр видеофрагмента о планетах. -Сейчас мы отправимся на эти планеты. Ваша задача внести недостающие данные. |
Прослушивание аудио послания.
Слушают инструкции к выполнению задания.
Заполняют листы космических путешественников, вносят данные о планетах. Просмотр видеофрагмента о планетах и краткое фиксирование данных.
Вычленяют нужную информацию, фиксируют в краткой записи. |
Фронтальная
Парная |
Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки
Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки
Листы исследователей |
Контроль учителя, взаимоконтроль |
Учащиеся научатся называть планеты Солнечной системы; Учащиеся получат возможность узнать особенности планет Солнечной системы. |
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу.
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Словесный (объяснение)
Наглядный (демонстрация)
Практический (упражнение) |
Проверка выполненных заданий. - Теперь пришло время поделиться исследованиями с одноклассниками. Каждая пара выходит по очереди и рассказывает про свою планету, остальные ведут записи в листах космических путешественников.
Сопровождает речь учеников иллюстрациями,
проверяет точность и правильность собранной информации,
утоняет важные детали,
акцентирует внимание на особенностях планет.
Сопровождает речь учеников иллюстрациями,
проверяет точность и правильность собранной информации,
утоняет важные детали,
акцентирует внимание на особенностях планет.
Сопровождает речь учеников иллюстрациями,
проверяет точность и правильность собранной информации,
утоняет важные детали,
акцентирует внимание на особенностях планет.
Сопровождает речь учеников иллюстрациями,
проверяет точность и правильность собранной информации,
утоняет важные детали,
акцентирует внимание на особенностях планет.
Сопровождает речь учеников иллюстрациями,
проверяет точность и правильность собранной информации,
утоняет важные детали,
акцентирует внимание на особенностях планет.
Сопровождает речь учеников иллюстрациями,
проверяет точность и правильность собранной информации,
утоняет важные детали,
акцентирует внимание на особенностях планет.
Организация перехода к следующему заданию. -Первый пункт нашего плана выполнен. Мы можем переходить к следующему этапу исследования космоса. -Что теперь нам нужно изучить? |
1 пара рассказывает о полученных данных про Меркурий. Наименьшая планета Солнечной системы и самая близкая к Солнцу. Названа в честь древнеримского бога торговли - быстрого Меркурия, поскольку она движется по небу быстрее других планет. Её период обращения вокруг Солнца самый короткий среди всех планет Солнечной системы.
2 пара рассказывает о полученных данных про Венеру. Вторая по удалённости от Солнца и шестая по размеру планета Солнечной системы, наряду с Меркурием, Землёй и Марсом принадлежащая к семейству планет земной группы. Названа в честь древнеримской богини любви Венеры. По ряду характеристик - например, по массе и размерам - Венера считается «сестрой» Земли. Она имеет самый длинный период вращения вокруг своей оси среди всех планет Солнечной системы и вращается в направлении, противоположном направлению вращения большинства планет.
3 пара рассказывает о полученных данных про Землю. Третья планета от Солнца. Находится в Солнечной системе, галактика Млечный путь. Является самой плотной среди других планет Солнечной системы. Самая крупная планета среди земного класса планет (в нее входят Марс, Венера и Меркурий).
4 пара рассказывает о полученных данных про Марс. Марс - четвёртая от Солнца планета По размеру она седьмая из восьми планет Солнечной системы Площадь поверхности примерно, как вся суша на Земле без мирового океана. Масса Марса составляет около 10% от массы Земли Диаметр планеты почти в два раза меньше Земли. Для того чтобы совершить кругосветное путешествие по Марсу, двигаясь постоянно со скоростью 100 км\ч, понадобится всего 9 дней.
5 пара рассказывает о полученных данных про Юпитер. Крупнейшая планета Солнечной системы, пятая по удалённости от Солнца. Наряду с Сатурном Юпитер классифицируется как газовый гигант.
6 пара рассказывает о полученных данных про Сатурн. Шестая планета по удалённости от Солнца, и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Сатурн классифицируется как газовая планета-гигант. Сатурн назван в честь римского бога земледелия.
7 пара рассказывает о полученных данных про Уран. Уран — седьмая планета от Солнца. Он относится к планетам-гигантам. Масса в 14,6 раза больше, чем у Земли. Орбита находится на расстоянии в среднем 2,8 млрд км от Солнца, Уран обходит ее за 84 года. Солнечному свету нужно всего 8 мин, чтобы долететь до Земли, но целых 2,5 часа, чтобы добраться до этой планеты.
8 пара рассказывает о полученных данных про Нептун. Восьмая и самая дальняя от Солнца планета Солнечной системы. Его масса превышает массу Земли в 17,2 раза и является третьей среди планет Солнечной системы. Планета названа в честь Нептуна - римского бога морей.
Выражают согласие. -Причину смены дня и ночи, времен года. |
Парная
фронтальная |
Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки
Листы исследователей |
Контроль учителя, взаимоконтроль |
Учащиеся научатся называть планеты Солнечной системы;
Учащиеся получат возможность узнать особенности планет Солнечной системы.
Учащиеся научатся называть планеты Солнечной системы;
Учащиеся получат возможность узнать особенности планет Солнечной системы.
Учащиеся научатся называть планеты Солнечной системы;
Учащиеся получат возможность узнать особенности планет Солнечной системы.
Учащиеся научатся называть планеты Солнечной системы;
Учащиеся получат возможность узнать особенности планет Солнечной системы.
Учащиеся научатся называть планеты Солнечной системы;
Учащиеся получат возможность узнать особенности планет Солнечной системы.
|
Р: осуществлять коррекцию деятельности.
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить логические рассуждения, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.
К: слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание.
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить логические рассуждения, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.
К: слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание.
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить логические рассуждения, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. К: слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание. |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Словесный (объяснение)
Наглядный (демонстрация)
Практический (моделирование) |
Выдача инструкций к выполнению задания. Организация работы по учебнику, организация практической работы. -Сейчас мы поработаем в группах. Ваша задача верно заполнить схему «Смена дня и ночи, времени года» в листе космического путешественника. Чтобы правильно ее заполнить осмотрите 12 страницу учебника, прочитайте предложенный текст на 13 странице. Обсудите в группе почему происходит смена дня и ночи, времен года. Для этого возьмите оборудование и проведите эксперимент, указанный на 14 странице. После этого представитель 1 команды ответит на вопрос смены дня и ночи, представитель 2 команды должен будет объяснить смену времен года на нашей планете. -Во время работы можете обращаться за помощью.
Проверка практической работы.
Молодцы. |
Получение инструкций к выполнению задания.
Выслушивают инструкции.
Объединяются в команды.
Работают по учебнику.
Моделируют перемещение планеты с ориентиром на схему.
Проверка практической работы. 1 команда представляет модель смены дня и ночи. Смена дня и ночи происходит следующим образом. Насколько известно, солнечный луч имеет линейную траекторию падения на Землю. Планета в свою очередь имеет объем и вращается вокруг своей оси за 24 часа. То есть если мы возьмем мяч и поставим напротив него источник света, то увидим, что некоторая его часть находиться в тени. Но планета перемещается и в определенный момент другая сторона освещается.
2 команда представляет модель смены времен года. Одновременно Земля вращается вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца происходит за год. Земная ось имеет наклон, и солнечная тепловая и световая энергия распределяется не равномерно. Поэтому планета освещается, то с южной, то с северной стороны. Когда освещается северная сторона, то там лето, а на южной зима. И наоборот. То есть если мы возьмем источник света и мяч, мысленно представим его ось в наклоне и отследим его перемещение вокруг Солнца, то увидим, что северная и южная части посменно освещаются. |
Групповая
фронтальная |
Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки
Листы исследователей
Фонарик, мяч |
Контроль учителя, взаимоконтроль |
Учащиеся научатся объяснять смену дня и ночи; Учащиеся получат возможность научиться объяснять смену времен года.
Учащиеся научатся объяснять смену дня и ночи; Учащиеся получат возможность научиться объяснять смену времен года. |
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу.
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение моделировать; строить логические рассуждения.
К: слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание. |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
|
3. Вывод из игры |
Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Словесный (беседа)
|
Подготовка к выходу из игровой ситуации. -Вот мы и выполнили план исследований. Все ли заполнили листы путешественников? -Проверьте, чтобы они были заполнены, иначе мы не сможем пройти проверку при возвращении на Землю.
Давайте послушаем, что скажет звездная команда. На борт нашего корабля поступило уведомление. Прослушивание аудиофайла: -Дорогие космические путешественники, наш галактический альянс признателен и рад, что вы оказали своевременную поддержку в изучении нашей Солнечной системы, желаем вам открывать новые знания так же успешно, как и сегодня! Шаттлу пора отправляться на планету Земля. |
Подготовка к выходу из игровой ситуации.
-Да.
Проверяют.
Прослушивание аудиофайла:
|
фронтальная |
Проектор, компьютер, смарт-доска, колонки
Листы исследователей |
взаимоконтроль |
|
К: слушать и понимать речь других;
Р: осуществлять волевую саморегуляцию. |
|
4. Рефлексия |
Рефлексия учебной деятельности |
Словесный (беседа)
|
Обсуждение уровня успешности на уроке. -Весь ли мы план выполнили?
-С кем вы поделитесь этой информацией?
-Оцените себя, с помощью листа оценки.
|
Обсуждение уровня успешности на уроке. Да
-С родителями, семьей, друзьями и тд…
Оценивают свою деятельность на уроке. |
фронтальная |
Лист оценки |
самоконтроль |
|
Р: осуществлять самооценку |
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Сосенко Маргарита Романовна
Предмет: окружающий мир.
Класс: 4 «В».
Тема урока: «Планеты Солнечной системы».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении планет Солнечной системы.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: проектор, доска, учебник. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.